Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, значение и структура ППФПСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов характеризуется не только уменьшением удельного веса физического труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно большего напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов. Перечисленные качества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, ибо, чем совершеннее техника и сложнее технология производства, тем более совершенным должен быть человек, управляющий ими. В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе и научных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены им при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций на производстве, в сфере образования, в сфере управления экономикой и т.д., а отсюда - необходимость различного содержания этого раздела программы физического воспитания для студентов каждого факультета. Вот почему физическая программа по физической культуре рекомендует конкретное содержание ППФП студентов разрабатывать кафедрам физического воспитания совместно с профилирующими кафедрами вузов. Такой подход к проблеме позволяет более полно учесть особенности условий и характера труда будущей профессиональной деятельности студентов. Основу физического воспитания составляет разносторонняя физическая подготовка. Вместе с тем, как показывают профессиографические исследования, требования к физической и психической подготовленности инженера существенно отличаются от подобных требований, предъявляемых врачу, педагогу и т.д. Специфичными они являются для инженера-теплоэнергетика, химика, литейщика, экономиста и работников других профессий. Различия в требованиях к физической и психической подготовленности диктуют необходимость ППФП. Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности. С помощью средств ППФП воспитываются и совершенствуются психические и волевые качества, приобретаются знания и умения в области производственной и физической культуры, развиваются различные профессионально-важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки. Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов технических вузов, рабочих и инженеров промышленных предприятий, будущих учителей, врачей и т.д., создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда. В содержании и организации ППФП студентов различных вузов имеются особенности, она решает широкий круг специальных задач, для реализации которых отбираются наиболее адекватные и эффективные средства и методы физического воспитания, разрабатываются новые. Вместе с тем эта подготовка не является чем-то обособленным от системы физического воспитания, а органически связана со всеми основными направлениями, использует многие ее средства, методы, формы. Профессионально-прикладную физическую подготовку нужно рассматривать как составную часть (подсистему) общей системы формирования специалиста в вузе. Поэтому она должна тесно увязываться не только с физическим воспитанием, но и с общим процессом обучения и воспитания студентов. Для ППФП студентов вузов характерна определенная структура. ППФП имеет свои идеологические, методические и организационные основы, определенную направленность (цель, задачи, принципы, критерии, вытекающие из требований к личности профессионала) и обеспечивается с помощью специальных средств и методов, форм организации занимающихся: программ и нормативов, отражающих требования к содержанию и результатам ППФП. Функционирование ППФП обеспечивают материальная база, наличие специальной литературы, проведение научных исследований, специальная теоретическая и методическая подготовка руководителей ППФП. Особенности ППФП студентов различных вузов выражаются преимущественно во всенаправленности и подборе средств. При планировании ППФП в вузе учитываются ее организационные уровни ППФП студентов института, факультета, отдельного студента. ППФП студентов всех вузов базируется на разносторонней физической подготовке занимающихся, не подменяя и не отменяя ее. Важность такого сочетания определяется рядом объективных закономерностей формирования физических и психических способностей человека. Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений - понятие сложное, многоуровневое, связанное с системным представлением физического воспитания и формирования личности профессионала.
2. Факторы, определяющие содержание ППФП Содержание ППФП студентов различных вузов определяется рядом факторов, обусловленных структурой и развитием современного производства, а также определяют требования к личности специалиста, прежде всего - требования к его физической и психической подготовленности, которые, в свою очередь, обусловливаются факторами, тесно связанными со спецификой профессиональной деятельности. Основными факторами, от которых зависит ППФП студентов различных вузов, являются сфера деятельности, содержание и условия труда, психофизиологические особенности деятельности специалиста. Существенное значение для конкретного содержания ППФП работников промышленного производства имеют такие типовые показатели работы, как сфера деятельности и вид труда. Исключительно важным фактором, определяющим содержание ППФП, являются условия труда, в которых протекает производственная деятельность (где производится работа- в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под водой, в каком микроклимате, режиме труда и отдыха, каковы границы зон рабочего места, основные виды профессиональной вредности). Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Например, работа на открытом воздухе при низкой и высокой температуре, резких ее колебаниях требует выносливости и устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности также во многом определяют направленность ППФП. Ими являются прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, утомляемость и динамика работоспособности, психологические трудности, возникающие во время работы и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные, волевые навыки, физические и психические качества. Важную информацию для определения направленности ППФП дает изучение действия нагрузки на отдельные органы и физиологические системы организма по субъективным данным, а также по данным специальных исследований, измерений психологических показателей в процессе работы. Критерием здесь является устойчивость физиологических функций в течение рабочего дня. Названные факторы, определяющие содержание ППФП, являются объективными по своей природе и тесно связаны между собой. Поэтому полное представление о значении и содержании ППФП работника конкретной профессии дают только учет и анализ всей их совокупности. Такая работа проводится в форме составления специальной профессиограммы. В качестве примеров приведем психофизические особенности профессиональной деятельности некоторых специальностей. Специальность "Промышленная теплоэнергетика" (специализации: промышленная оргтехника, промышленные теплоэнергетические установки и теплоэнергоснабжение). Работа инженера-промтеплоэнергетика связана с проектированием, исследованием промышленных котельных, тепловых сетей, газовых, газопечных, теплосиловых и теплоиспользуемых установок и аппаратуры на предприятиях различных отраслей промышленности. Она проходит иногда в различных неблагоприятных микроклиматических условиях: при высокой температуре, интенсивном излучении, большой влажности, запыленности, загазованности воздуха. В процессе ремонта, ликвидации аварий инженер-теплоэнергетик нередко подолгу вынужден работать в специальной теплозащитной одежде, противогазе, респираторе, спускаться и подниматься на большую высоту. Специфика труда инженера-промтеплоэнергетика обусловливает такие требования к нему, как наличие хороших навыков в лазании, спусках, подъемах, преодолении различных препятствий; высокого уровня функциональных возможностей и надежности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы терморегуляции. Специалист должен быть физически развитым, обладать общей, статической и силовой выносливостью, быть ловким и выносливым, устойчивым к избыточному теплу и теплоизлучениям, перепадам температуры, влиянию химически вредных веществ. Инженер-механик выполняет самые разнообразные функции: занимается разработкой и исследованием технологических процессов механической обработки деталей и сборки машин, проектированием и эксплуатацией металлообрабатывающего оборудования. Как и от других специалистов, работа на машиностроительных заводах в должности мастера, технолога, начальника смены, механика цеха, контрольного мастера требует наблюдательности, внимания, организаторских и педагогических способностей и навыков, большой целеустремленности, энергичности, контактности и умения ладить с людьми. Специфические требования к физической и психологической подготовленности предъявляются к специалистам, работающим в должности инженера-конструктора, исследователя в проектно-конструкторских бюро, лабораториях завода, специализированных технологических и конструкторских организациях. Эти специалисты многие часы проводят у кульмана, станка, работают с тонкими инструментами, чертежными принадлежностями. Все это требует от них остроты зрения, точности глазомера, хорошего слуха, высокой тактильной и кинестетической чувствительности. Необходимы также большая общая выносливость к разнообразной динамической работе, устойчивость к гиподинамии, статическая выносливость мышц рук, туловища, спины; высокая координация и точность движений рук, быстрая и точная реакция слежения, хорошо развитое пространственное мышление, чувство формы, скорости, умение концентрировать внимание, наглядно-действенное мышление. Требуются также навыки в точности переноски и передвижении небольших грузов. Специальность "Подъемно-транспортные машины и оборудование". Представители этой специальности работают в основном на машиностроительных заводах, в конструкторских бюро и цехах предприятий подъемно-транспортного оборудования, в речных и морских портах в должности мастера цеха, участка, инженера-исследователя. Работа часто проводится на открытом воздухе, на высоте, в неблагоприятных метеорологических условиях. Особенности содержания и условий труда требуют от инженера-механика рассматриваемой специальности навыков в лазании, работы на большой высоте, хорошего функционального состояния вестибулярного аппарата, вестибулярной устойчивости, статической и силовой выносливости мышц рук, ног, спины, умения точно согласовывать движения рук и ног, хорошей реакции на движущийся объект, выносливости и устойчивости к воздействиям различных неблагоприятных метеорологических факторов (высокой и низкой температуры, сквозняков). Кроме того, он должен обладать хорошим чувством пространства, скорости, движения, высоты, широким полем зрения, способностью одновременно воспринимать несколько объектов. Специальность "Машины и технология литейного производства". Основной профиль работы - эксплуатация литейных машин и оборудования, разработка технологических процессов изготовления отливок. Инженеры этой специальности работают главным образом в литейных цехах, нередко в условиях повышенной температуры и загазованности воздуха. Инженер-литейщик должен обладать крепким здоровьем. Повышенные требования предъявляются к функциональному состоянию его сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, опорно-двигательного аппарата. Очень важны такие качества, как сила, общая и силовая выносливость, быстрота и точность моторной реакции, четкая координация движений, выносливость и устойчивость к высокой температуре, сквознякам, воздействию вредных литейных газов. Необходимо также тонко различать цвета, быстро восстанавливать зрительную способность после внезапного изменения яркости освещения (например, при рассматривании расплавленного металла), обладать чувством формы, уметь распределять внимание. Специальность "Автомобили и автомобильное хозяйство". Инженеры этой специальности в основном обеспечивают техническую эксплуатацию и ремонт автомобилей на автобазах, в автобусных и таксомоторных парках, на авторемонтных заводах, станциях технического обслуживания автомобилей. Специфические требования к подготовленности инженеров данного профиля определяются необходимостью самому хорошо знать автомобиль любой марки и уметь в нужный момент испытать его. Для этих специалистов важны хорошее состояние зрения, органов движения, вестибулярного аппарата, центральной нервной системы, высокий уровень сенсомоторной координации, правильность и скорость простых и сложных реакций на быстро меняющуюся обстановку, хорошая согласованность и точность движений рук и ног, подвижность в суставах. Важное значение имеет также способность определять расстояние и скорость движения на глаз, глубинное зрение, объем, распределение внимания на значительное количество объектов, умение быстро и правильно принимать решения в различных вариативных критических ситуациях, способность сосредоточиться на продолжительное время, восприимчивость информации, собранность, уверенность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.116 (0.011 с.) |