Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные условия формирования здорового образа жизни

Поиск

Культурная история человечества изучена в основном за последние пять ты­сяч лет. Большая часть исследований представляет сведения по развитию точных наук и становлению материальной культуры. Сведения по изучению самого чело­века, его анатомии, физиологии, основам здравоохранения весьма отрывочны, неполны и противоречивы. Со II века после Рождества Христова до XIV-XV веков в Европе проповедовалось отречение от собственного тела как греховной плоти. Презрение к плоти, самоистязание и самобичевание признавались благи ми деяниями. О здоровом образе жизни в эпоху раннего и позднего Средневековья нельзя было упоминать под страхом отлучения от Церкви и публичной казни. |

Результатом такого неуважения к физиологической сущности человека стало падение общей санитарной культуры, рост числа болезней, в том числе и инфекционных. Чума в Европе свирепствовала в течение четырехсот лет, в результате чего население континента к XIV веку уменьшилось на четверть. В XV веке Ев point вступает в эпоху Возрождения. Вместе с восстановлением культурных традиций античной цивилизации восстанавливается и культура быта. На смену мрач­ным, холодным, плохо освещаемым и проветриваемым средневековым замкам, приходят полные солнечного света и тепла дворцы. Разрабатываются определенные требования к культуре быта, к личной гигиене, гигиене питания, создается система общественного здравоохранения. В системе общественного здравоохра­нения огромную роль играет непосредственное окружение самого человека, его семья, семейные традиции.

Безусловно, роль экономического и социального благополучия общества очень значима для системы общественного здравоохранения. Ведь если раньше, столетия назад, по сути, ни богатый, ни бедный не мог получить реальной 1 квалифицированной медицинской помощи (по современным стандартам), то теперь уровень медицинского обслуживания напрямую зависит от толщины ко­шелька пациента. Еще полтора десятка лет назад мы об этом не задумывались. 1 Теперь все совсем иначе.

Россия в настоящее время находится в переходном периоде, ее экономичен кое, политическое и социальное устройство отличается нестабильностью. Характерным явлением стало расслоение общества. Соответственно у представителей] различных слоев свои представления о здоровом образе жизни.

I Большое количество семей живет в районе черты бедности, они порой лишены необходимого - полноценного питания, благоустроенного жилья, сезонной одежды, средств личной гигиены. Такие люди относятся к группе риска, в которую попадает человек, если он находится под воздействием факторов, угрожающих его жизни или здоровью.

Новую категорию группы риска составляют члены сверхобеспеченных семей, и так называемые "новые русские", особенно семей, которые приобрели капитал быстро и незаконно. Как правило, в таких семьях низкий уровень образования, I культуры, морально-этических представлений при внешнем материальном благополучии создает тяжелый психологический климат в семье и наносит вред как психическому, так и физическому здоровью ее членам.

Однако встречается и другая крайность в семьях, когда здоровье превращается в единственный культ. Каждый шаг расценивается с точки зрения пользы или вреда для физического состояния. Это приводит к травмированию психики, которое может перерасти в ипохондрию. Ипохондрики не живут, а постоянно отсле­живают свое состояние здоровья. Они, как правило, эгоистичны, не пользуются уважением и симпатией окружающих. Такое семейное воспитание наносит вред здоровью личности и делает его членом группы риска.

Итак, образ жизни и создание условий для формирования здоровой жизни каждого человека зависит от пяти социальных факторов:

1. Макросоциальный фактор - конкретные исторические условия и культур­ные традиции государства;

2. Микросоциальный фактор - экономическое положение отдельной семьи;

3. Психосоциальный фактор - место здоровья в иерархии потребностей кон­кретной семьи;

4. Психологический фактор - установки самой личности в вопросе опреде­ления места здоровья в иерархии потребностей;

5. Фактор риска - наличие условий и реальности проявления факторов.

Образ жизни студенческий молодежи

Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии с их интенсив­ной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики - все это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Изучение многими исследователями бюд­жета времени студентов специальных учебных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по фа­культетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношени­ем самого студента к учебе.

Установлено, что время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 ч. в день. Время, затрачиваемое на самоподготовку "средним" сту­дентом, колеблется у отдельных молодых людей довольно существенно, занимая 3-5 ч., а в период зачетно-экзаменационной сессии - 8-9 ч.

Таким образом, если работники народного хозяйства, имеющие регламенти­рованный рабочий день, трудятся 7-8 ч., то сумма учебного времени учащихся и студентов составляет в среднем 9-12 ч. в день. Это очень значительная психофи­зиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что Учебный труд является весьма напряженным.

Но беда еще и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточ­но быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22-24 ч! Как след­ствие, у многих - нарушение режима сна (и это не раз, не два, а все годы обучения в вузе!). У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1-3 ч. ночи. Отсюда - крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме - от 7 до 8 ч. отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблю­дается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21% студентов, около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день.

Все эти варварские перегрузки и "варварское" отношение к своему организму { рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной работоспо­собности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачетно-экзаменационной сессии. А период экзаменов - это не просто проверка знаний, это проверка рабо­тоспособности всего организма молодого человека!

Например, специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80-92 уд./мин. против 76-80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд./мин., повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и, следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Каза­лось бы, именно в этот период надо особое внимание обратить на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление.

На практике же все наоборот! В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 90% студентов. Их пребывание на открытом воздухе ограничивается не более чем 30 мин. в день. Наблюдается систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный прием пищи. А потом кончается экзаменационная сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения в состоянии здоровья. Что это, случайно? Да нет же! Все эти, казалось бы, "обычные" заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т. п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности.

Вместе с тем мы можем констатировать и тот факт, что учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья про­ходят эти "подводные рифы" студенческой жизни.

Учебное и свободное время - это неразрывное целое. Не случайно говорят: "Как отдохнешь, так и поработаешь!" Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2-3 ч. в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на струк­туру свободного времени, но и на их работоспособность, состояние здоровья.

Социологические исследования показали, что свое свободное время студен­ты специальных учебных заведений используют по-разному: овладевают ценнос­тями духовной культуры, занимаются физической культурой и спортом. Однако остается фактом и то, что у многих доля бесцельного времяпрепровождения в этот период также значительна. И вот здесь, сравнивая бюджет свободного вре­мени студентов занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом, наглядно видим большую четкость режима труда и отдыха у первых.

В этом плане студенты-спортсмены, которых сама суть спортивной трени­ровки заставляет постоянно следить за состоянием здоровья, уже этим только ста­вят себя в относительно лучшие условия. Сознательно следуя правилам здорово­го образа жизни, спортсмены реже нарушают режим сна и питания, чаще прово­дят время на свежем воздухе, поэтому у них и большая гармония между умствен­ными и физическими нагрузками. Их не надо убеждать во вреде курения, алкого­ля, поскольку они прекрасно знают, как это может отразиться на их самочувствии и работоспособности на беговой дорожке, борцовском ковре, на футбольном поле, на ближайшей же тренировке. В итоге они реже болеют, легче переключаются с одного вида деятельности на другой и, несмотря на дополнительные временные и энергетические затраты на спортивные тренировки, имеют более высокую пси­хологическую устойчивость к различным стрессовым ситуациям, а также повы­шенную общую работоспособность в течение всего учебного года.

К сожалению, далеко не все студенты имеют верное представление о самом здоровом образе жизни, многие считают, что достаточно для этого отказаться от вредных привычек. В этом плане интересно мнение известного спортивного спе­циалиста, многолетнего тренера бывшей сборной команды СССР по футболу В.В. Лобановского: "Нас заедает бескультурье. Не потому ли наша молодежь ста­ла брезглива к ценообразованиям цивилизации, что с детства не приучена зака­лять волю и тело? Человек, рано познавший эффект культуры физической, не позво­лит надругаться над своим организмом. А это уже серьезная предпосылка для формирования сдержанности и умеренности.

3. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни студента

Здоровый образ жизни студента включает в себя основные компоненты: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание и т.д.

3.1. О режиме дня

Неправильно организованный труд студентов может нанести вред здоровью, поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет студенту выработать I себя динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуж­дения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность. Великий Пушкин с гордостью заявлял: "Владею днем моим; с порядком дружен ум; Учусь поддерживать вниманье долгих дум".

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания заня­тий), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих инди­видуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы - счетчики вре­мени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических из­менений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти при­родные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы достигая максимума к 16-20 ч., и понижается ночью.

Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 ч. ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 ч. (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены -в 2 ч. ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая - в 17-18 ч. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У "сов", например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься, Утром же они никак не могут "раскачаться", хочется подольше поспать. "Жаво­ронки" же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и гото­вы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адап­тивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.

В табл. 3.1 и 3.2 предлагается приблизительный распорядок дня для студен­тов, занимающихся в разные смены.

Таблица 3.1 Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену

Время суток, ч Элементы режима дня
7.00-7.05 Подъем, уборка постели
7.05-7.15 Утренняя гимнастика
7.15-7.20 Умывание
7.20-7.45 Завтрак
7.45-8.00 Ходьба пешком в институт
8.00-13.30 Учебные занятия
13.30-14.30 Прогулка на свежем воздухе
14.30-15.00 Послеобеденный отдых
15.00-16.30 Самоподготовка
16.30-18,30 Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3-5 раз в неделю)
18.30-19.30 Ужин, отдых
19.30-21.00 Самоподготовка
21.00-22.50 Прогулка, культурно-развлекательная программа
23.00 Отбой

 

Таблица 3,2 Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену

Время суток, ч Элементы режима дня
8.00-8.05 Подъем, уборка постели
8.05-8.55 Утренняя зарядка (бег, гимнастика на свежем воздухе)
8.55-9.00 Умывание, закаливающие процедуры
9.05-9.30 Завтрак
9.30-11.30 Самоподготовка
11.30-13.00 Занятия в спортивной секции (3-5 раз в неделю)
13.00-13.55 Обед, прогулки на свежем воздухе
14.00-19.00 Учебные занятия
19.00-20.00 Прогулка на свежем воздухе, ужин
20.00-21.30 Культурно-развлекательная программа
21.30-22.30 Самоподготовка
22.30-23.25 Чтение, прогулка на свежем воздухе, подготовка ко сну
23.30 Отбой

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия лю­дей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Одна­ко его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование рабо­ты и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основ­ному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил орга­низма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядоч­ный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным за­болеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истоще­нию, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работос­пособность.

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значи­тельно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. 1

Помимо разумного распорядка дня, выделим следующие составные части рационального образа жизни студента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, плодотворный и рацио­нальный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

3.2. Гигиена умственного труда

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с инте­ресным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное вре­мя без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения. Второй вид ум­ственной деятельности можно назвать "оперативным мышлением", так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов это повторение прой­денного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык. В данном случае психофизиологи­ческие механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подоб­ная деятельность может продолжаться 1,5-2 ч. К третьему виду относится рабо­та, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой ин­формации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода дея­тельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно орга­низовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5-2 ч., а при третьем виде умственной деятельности - через 40-50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5-10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполне­ния умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научны­ми исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы "подзаряжают" мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физичес­кие факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха Должна быть 18-22°С, а относительная влажность - 50-70%. Длительное пребы­вание студентов в помещении с температурой 25-27° приводит к значительному Напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывает­ся на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятель­ности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом. Поэтому для успешной умственной работе необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45%, т. е. увеличивается в 5-15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья. Все это говорит о необходимости проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40-50 дБ. По данным гигиены труда, шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецеле­сообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход "психической энергии".

По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был про­веден в Казанском университете Ю. А. Цагарелли. Оценивался исходный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздей­ствию - проверке преподавателем их знаний по иностранному языку с проставлением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в течение 2,5-3 мин. прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91% студентов. Причем наиболее заметно она действовала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение понизилось только у 52%) студентов. Заме­чено было также: чем выше музыкальность человека, тем быстрее восстанавли­вался уровень эмоционального состояния.

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выпол­нение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т. п., то музыка может ускорить ее. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, что­бы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавли­вать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как сту­денты сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком поло­жении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавли­ваются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75-80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она ста­нет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н.С.Введенский разработал общие рекомендации, важные для ус­пешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после от­пуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным уче­ный считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмер­ная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Работоспособность значительно выше, если придерживаться зара­нее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособнос­ти, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Добавим к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых бу­дет способствовать успеху в учебе:

- Не начинать работу без твердого плана и установления ее примерного объема.

- Не пытаться охватить и запомнить материал с первого раза. Иметь в запасе время для повторения.

- Составлять собственный конспект изучаемого материала, не пользоваться чужими конспектами.

- Широко применять закладки, цветные чернила, с помощью которых можно выделить важный для усвоения материал.

- Организовывать кратковременный отдых. Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье56

человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового об­раза жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.012 с.)