Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические основы учебного труда и интелектуальной деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЛАН 1. Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов. 2. Характеристика утомления и переутомления. 3. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности и профилактики утомления. 4. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. ЛИТЕРАТУРА 1. Будич Э.Г. Физическое воспитание в спецмедгруппах. Учебное пособие для техникумов. - М.: Высшая школа, 1986. -255 с. 2. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987. - С. 10-22,48-50. 3. ЗимкинН.В. Физиология человека. -М.:ФиС, 1964. -С.419-421. 4. Коробков А.В. Двигательный режим и здоровье. -М., 1972. 5. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. -С.26-36.
1. Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов Учебный труд студентов связан с повышенными требованиями к нервно-эмоциональным качествам напряжения (восприятие, внимание, память) и к психической устойчивости. Рабочая поза - сидя. Работа осуществляется преимущественно кистями и пальцами рук. Загружен зрительный анализатор. Увеличен кифоз в грудном отделе позвоночника, ноги согнуты. Длительное статическое напряжение мышц спины. Рабочие движения однообразны. Постоянная нагрузка на голосовой аппарат. Умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и системы организма. Увеличивается потребление кислорода и питательных веществ головным мозгом. Снижается насыщенность крови кислородом, изменяется её морфологический состав. Нарушается терморегуляция организма, ведущая к усиленному потоотделению. Суточный расход энергии составляет 2500-3000 ккал. В функции сердечно-сосудистой системы происходит увеличение кровенаполнения сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов. При длительной и продолжительной умственной работе снижается величина условных реакций, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания и запоминания; ухудшается работа сердца, возникает невроз в нижних отделах лёгких, в полости живота и ногах застаивается кровь, возникает атония кишечника, появляются головные боли; повышается уровень холестерина в крови; снижаются окислительные процессы в организме, влекущие малокровие и ожирение. Умственный труд, протекая в условиях малой двигательной активности, предъявляет особые требования к состоянию здоровья студентов, его физической и психологической подготовленности и, прежде всего, к силе нервной системы, поэтому студентам необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать своё внимание, сохранять на протяжении рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус и способность быстро восстанавливать силы. Подсчитано, что только за 1,5 ч. лекционного "высиживания" студент теряет 0,03% своего здоровья. Фазы работоспособности студентов в течение учебного года, недели, дня Существуют три фазы работоспособности: а) врабатывания; б) высокой и устойчивой работоспособности; в) снижения работоспособности (рис. 4.1). Рис. 4.1. Фазы работоспособности В течение рабочего дня фаза работоспособности прерывается обеденным перерывом, после которого организм человека проходит все фазы, фаза врабатывания происходит быстрее, фаза устойчивой работоспособности наступает раньше. Такую фазность имеет динамика работоспособности в течение недели, месяца, года- Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определённые психофизиологические (память, внимание, восприятие и т.д.), физиологические (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата) и психологические качества. Работоспособность определяется тремя группами факторов: физиологического характера - состояние здоровья, т.е. нормальное функциональное состояние основных систем, питание, сон, организация отдыха и др.; физические - воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические - самочувствие, настроение, мотивация и др. Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологическими ритмами человека. Нарастает работоспособность во вторник, среду и четверг, затем наблюдается ее спад. Важным фактором эффективности труда является соблюдение распорядка дня: чёткое распределение работы, отдыха, сна, их продолжительность и т.д. При организации учебного труда необходимо учитывать основные положения продуктивной работы: 1.Во всякую трудовую деятельность нужно "входить" постепенно, т.к. начало работы по времени совпадает с периодом врабатывания. 2.Для высокой работоспособности необходимы: мерность и ритм работы (ежедневная работа в одни и те же часы и чередование её с перерывами для отдыха). 3.Последовательность и систематичность деятельности (чёткая фиксация времени занятий, их характер, перерывы на обед, ужин, дорогу, активный отдых, сон, культурные и спортивные мероприятия и т. д.). 4.Правильное чередование труда и отдыха (при умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями). 5.Систематическое (ежедневное) выполнение учебной работы в одни и те же часы суток, в результате чего укрепляется навык, позволяющий выполнять умственную деятельность продуктивнее и в большом объёме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.009 с.) |