Эффективность использования труда



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность использования труда



Содержание

Содержание. 1

Введение. 2

Глава 1. Кадры предприятия. 3

Состав и структура кадров. 3

Эффективность использования труда. 5

Нормирование труда. 11

Формы и системы оплаты труда. 15

Глава 2. Характеристика экономической деятельности предприятия «Омега». 18

Характеристика предприятия. 18

Исходные данные по индивидуальному варианту. 18

Финансовая отчетность и экономические данные предприятия. 19

Описание деятельности предприятия. 22

Анализ показателей эффективности деятельности предприятия. 23

Анализ использования производственных ресурсов. 23

Анализ использования ОПФ.. 28

Анализ ассортимента и безубыточности. 31

Прибыль и рентабельность. 34

Ценообразование. 37

Вывод по эффективности деятельности предприятия. 39

Глава 3. Инвестиционный проект и его анализ. 40

Описание проекта. 40

Календарный план проекта. 41

Расчет показателей эффективности проекта. 43

Анализ проектных изменений. 45

Заключение. 52

Библиографический список. 54

 

 

 

Введение

 

Целью данной работы является получение практических и теоретических знаний по экономике предприятия. Теоретическая часть работы направлена на изучение кадров предприятия, а именно состава и структуры кадров предприятия, эффективности использования труда, нормирования труда, а также форм и систем оплаты труда. Практическая часть работы представляет собой анализ деятельности учебного предприятия «Омега» с выявлением проблем в его функционировании и предложении проекта по улучшению финансово-хозяйственного состояния предприятия.

 

Данная работа способствует развитию навыков аналитической работы, позволяет получить практические навыки аудита предприятия, а также разработки и оценки эффективности проектов.

 

Данная работа позволяет получить полезные знания и навыки относительно организации работы предприятия, анализа эффективности труда и основных производственных фондов, анализа ассортимента и безубыточности, ценообразования. Кроме того, выполнение данной работы позволяет научиться выявлению проблем в функционировании предприятия и нахождению путей их решения.

 

Третья глава курсовой работы, посвященная разработке и оценке проекта, позволяет получить навыки управления проектами и анализа их эффективности, что, безусловно, важно для любого менеджера.

 

Выполнение данной работы позволяет получить полезные знания и навыки в анализе и координации деятельности предприятия и управления проектами, что является важным и актуальным в условиях современной экономики.

 

 

Глава 1. Кадры предприятия

Состав и структура кадров

В обеспечении эффективности производства важное значение имеет структура кадров предприятия.

 

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) – это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

В мировой практике чаще всего используется классификация, при которой работники делятся на менеджеров и исполнителей. Менеджеры – это организаторы производства различных уровней.

 

В России персонал промышленных предприятий делится прежде всего на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием: рабочие производственных цехов и участков, заводских лабораторий, управленческий персонал. К непромышленному персоналу относятся работники, занятые в непроизводственной сфере: жилищно-коммунальных хозяйствах, детских садах, столовых, принадлежащих предприятию и т.д.

 

По характеру выполняемых функций в соответствии Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

 

К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.

Рабочие, в свою очередь подразделяются на основных и вспомогательных. К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к вспомогательным – с обслуживанием производства.

 

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений.

Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, отраслей и их заместители, относятся к линейным. Руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся к функциональным.

 

По уровню, занимаемому в общей системе управления, все руководители подразделяются на руководителей низового звена, среднего и высшего звена.

К руководителям низового звена относят мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.

Руководители среднего звена – это директора предприятий, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов.

Руководящие работники высшего звена – это руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители.

 

К специалистам относятся работники, интеллектуального труда (бухгалтеры, экономисты, инженеры).

 

Служащие – это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся агенты по снабжению, машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы ...

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.

 

В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия – вид деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков, которые приобретаются путем общего или специального образования и практического опыта.

Специальность – вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.

Квалификация определяет уровень знаний и трудовых навыков работника по специальности, который отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

 

 

Нормирование труда

 

Установлению правильных соотношений между мерой труда и мерой его оплаты способствует нормирование труда. С помощью нормирования труда определяется мера затрат труда на выполнение определенного объема работы в заданных условиях. Мера затрат может быть выражена временем, объемом работы, численностью работников и объектов обслуживания.

 

Различают нормативы и нормы труда. Нормативы труда характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда. На их основе предприятия самостоятельно разрабатывают свои нормы труда. Таким образом, норма труда — это норматив труда, скорректированный на местные условия труда.

Применяются нормативы и нормы труда: а) выработки; б) обслуживания; в) времени; г) времени обслуживания; д) численности работников. Своего рода мерой оплаты труда выступает и сдельная расценка.

Норма времени — это необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним или несколькими работниками.

Норма выработки — это количество единиц работы, которые должны быть выполнены в единицу времени (час, смену, месяц и т. д.). Норма выработки обратно пропорциональна норме времени.

Норма обслуживания — это число объектов, которые должны обслуживаться в единицу времени одним или несколькими работниками.

Норма времени обслуживания — это затраты времени на обслуживание одного объекта (покупателя, клиента, посетителя или оборудования).

Норма численности работников — это необходимое количество работников для выполнения предусмотренного объема работы в единицу времени.

 

Нормы затрат труда применялись издавна. Но долгое время они были эмпирическими, т. е. устанавливались опытным путем. И лишь начиная с конца XIX в. усилиями Ф. Тейлора было положено начало научному подходу к нормированию труда. Под его руководством нормативы труда разрабатывались методом хронометражных наблюдений и так называемым аналитическим методом. Были определены наиболее предпочтительные с точки зрения затрат времени способы выполнения различных трудовых приемов, которые затем брались за исходную базу при дальнейших расчетах норм. Значительный вклад в опыт нормирования труда внес другой американский специалист — Ф. Джильберт (1868—1924), который заложил основы микроэлементного нормирования. Путем анализа операций и разложения их на трудовые действия и движения определялись затраты времени на их выполнение и таким образом выбирались наиболее рациональные способы выполнения работ. Со временем теория нормирования труда оформилась в обширную область знаний.

 

Нормы труда играют важную роль в экономике, так как являются инструментом планирования, учета и анализа затрат труда и в определенной мере издержек производства и обращения. Нормы труда охватывают основное и вспомогательное производства, труд ручной и машинный, в том числе работу на конвейере, устанавливают меры затрат труда на обслуживание оборудования, в том числе многостаночное. Разработаны нормы труда не только для рабочих, но и служащих, охватывают работников на повременной и сдельной оплате труда.

 

Норма труда строится с учетом:

· темпа труда по сравнению с нормальным, принятым за идеальный;

· времени на отдых, личные надобности и технологические перерывы.

 

Голландский специалист по труду доктор Керховен предложил открытый им закон нормирования труда, который он сформулировал с помощью формулы

Н = В (В/П)у

где Н — норма времени на выполнение определенной работы, которая может поддерживаться в течение рабочего дня;
В — минимальное время на выполнение данной работы в максимально возможном темпе;
П — продолжительность работы в часах;
У — показатель "степени утомляемости" (зависит от характера работы и пола работника).

 

Современные методологические основы нормирования включают:

· расширение сферы нормирования труда;

· обеспечение высокого качества норм труда и их максимальное приближение к общественно необходимым затратам труда;

· научное обоснование норм с учетом организационно-технических, социально-экономических и психофизиологических факторов;

· гуманизацию норм труда.

 

Существует несколько основных методов нормирования труда.

1. Хронометраж — метод изучения трудовых операций путем наблюдения и измерения затрат на выполнение отдельных элементов, повторяющихся при изготовлении каждой единицы продукции. Наблюдения и замеры затрат труда заносятся в специальную карту. Число наблюдений может быть от 6 до 80, что повышает объективность исследования.

2. Фотография рабочего времени — метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения и измерения всех без исключения затрат труда на протяжении полного рабочего дня или определенной его части. Может проводиться самим работником (самофотография) или нормировщиком. Различают фотографии:

· индивидуальную, т. е. одного работника;

· маршрутную, когда ведется наблюдение за группой работников, занятых на разных участках;

· бригадную;

· групповую;

· многостаночников.

Наблюдения и замеры, сделанные во время фотографии рабочего времени, заносятся на фотокарту текстом, с помощью индексов или путем построения линий на графике.

3. Метод моментных наблюдений — статический способ получения средних данных о фактической загруженности рабочих и оборудования. Наблюдения осуществляются нормировщиком, который обходит работников по определенному маршруту и фиксирует на бумаге, что в момент обхода делает рабочий. Эффективность метода зависит от числа наблюдений.

 

В современных условиях нормирование труда ведется с применением специальной аппаратуры, в частности киноаппаратуры, и ЭВМ. Это позволяет более тщательно проводить микроэлементное нормирование, которое нацелено на установление норм труда на простейшие действия и движения работника. Эталоном нормального темпа выполнения действий (движений) считается движение рук и ног человека средних физических данных, идущего без нагрузки по прямой ровной местности со скоростью 4,8 км/ч (в некоторых странах — 3,5—4,2 км/ч).

 

Рыночные преобразования в России закономерно ведут к повышению интенсивности труда наемных работников. Этому способствует то, что вопросы нормирования труда становятся прерогативой самих предприятий. В этой связи могли бы оказаться полезными меры государственного характера, например обоснование нормативов труда, рекомендуемых для применения на предприятиях разных форм собственности, а также разработка законодательных мер ответственности работодателей за превышение нормальных темпов работы.

 

В настоящее время вопросы нормирования труда в стране регламентируются условиями коллективного договора. Поэтому важной мерой контроля за интенсивностью труда является позиция профсоюзной организации при заключении коллективного договора или иных отраслевых трудовых соглашений. В договорах трудового найма можно было бы предусматривать возможность изменения норм труда лишь при соответствующих изменениях организационно-технических условий работы и запрещение их ужесточения без соответствующих мер улучшения условий труда. Кроме того, актуальным в настоящее время является установление минимального уровня выполнения норм труда и темпа работы.

 

Для российской экономики считается важной реализация следующих задач, стоящих перед нормированием труда:

· повышение обоснованности применяемых норм труда и их взаимозависимости с планированием, ценообразованием, организацией производства, определением численности работников и оценкой их трудового вклада;

· нормирование труда руководителей, специалистов и других служащих предприятия;

· разработка комплекса мер по рациональному использованию возможностей работника.

Мировой опыт свидетельствует о постоянном расширении применения нормирования труда как в материальном производстве, так и в непроизводственной сфере. Как правило, лишь небольшие предприятия с численностью работающих до 50 человек не применяют норм труда, ограничиваясь соблюдением элементарных мер по организации труда. И тем не менее в современном нормировании наблюдается отказ от мелочного регламентирования работ.

 

 

 

 

Характеристика предприятия

Исходные данные по индивидуальному варианту

Таблица 1. Исходные данные по индивидуальному варианту по деятельности предприятия "Омега"

  1 января 20X1г 1 января 20X2г 31 декабря 20X2г 20X1г 20X2г
Оборотный капитал    
Здания и сооружения    
Рабочие машины и оборудование    
Заемный капитал    
Выручка от реализации произведенной продукции,тыс. руб      
Себестоимость реализованной продукции,тыс. руб.      
Материальные затраты,тыс. руб.      
Переменные расходы, тыс. руб.      
Объем реализованной продукции, шт      
Численность работников, чел      
Численность рабочих, чел      
Коэффициент сменности       1,2 1,5
Количество оборудования, шт      
Фонд заработной платы, тыс.руб.      
Количество рабочих дней      
Средняя продолжительность рабочего дня, час       7,7 7,8

 

Анализ использования труда

Таблица 6. Основные показатели эффективности труда и заработной платы за 20X1-20X2гг

Наименование 20X1 20X2 Абсолютное отклонение Относительное отклонение Индекс
Численность работников, чел. 11,63% 1,116
Выручка от реализации произведенной продукции,тыс. руб. 3994,00 3073,00 -921,00 -23,06% 0,769
Фонд заработной платы, тыс.руб. 823,00 850,00 27,00 3,28% 1,033
Среднегодовая выработка на одного работника, тыс.руб./чел. 92,88 64,02 -28,86 -31,07% 0,689
Средняя зарплата одного работника, руб. 19,14 17,71 -1,43 -7,48% 0,925

 

Численность работников на предприятии сократилась на 5 человек или на 11,63%. Выручка от реализации произведенной продукции сократилась с 3994 до 3073 тыс. руб. или на 23,06%. Произошло увеличение фонда заработной платы с 823 до 850 тыс. руб. или на 3,28%. Среднегодовая выработка одного рабочего заметно снизилась, с 92,88 тыс. руб. до 64,02 тыс. руб., что составляет 28,86 тыс. руб. или 31,07%. При этом заработная плата на предприятии также сократилась — с 19,14 до 17,71 тыс. руб. или на 7,48%. Произошло сокращение производительности труда и размера заработной платы, что говорит о кризисных явлениях на предприятии. При этом производительность труда сократилась гораздо сильнее, чем упала заработная плата, что также говорит о негативных тенденциях в работе предприятия. Для определения причин столь сильного падения производительности труда необходимо провести факторный анализ.

Анализ рабочего времени

Теперь рассмотрим анализ рабочего времени. На фонд рабочего времени оказывают влияние следующие факторы: продолжительность рабочего дня, количество рабочих дней, количество рабочих. Проанализируем изменение фонда рабочего времени на предприятии «Омега»:

Таблица 8. Анализ рабочего времени на предприятии "Омега" за 20X1-20X2гг.

Наименование 20X1 20X2 Абсолютное отклонение Относительное отклонение
Среднесписочная численность рабочих, чел. 33,00 36,00 3,00 9,09%
Количество отработанных дней, дни 213,00 210,00 -3,00 -1,41%
Средняя продолжительность рабочего дня в часах 7,70 7,80 0,10 1,30%
Фонд рабочего времени 54123,3 4844,7 8,95%

 

Фонд рабочего времени на предприятии вырос с 54123,3 часов до 58968 часов на 4844,7 часов или на 8,95%. Это связано с увеличением среднесписочной численного рабочих с 33 до 36 человек, что привело к увеличению фонда рабочего времени на 4920,3 часов. Кроме того, влияние на фонд рабочего времени оказало увеличение продолжительности рабочего дня в часах с 7,7 до 7,8. Это привело к увеличению фонда рабочего времени на 756 часов, в сокращение количества отработанных дней, напротив, привело к сокращению на 831,6 часа. Фонд рабочего времени на предприятии вырос, что положительно характеризует деятельность предприятии и создает благоприятные предпосылки для развития в будущем.

 

Анализ фонда оплаты труда

Проанализируем также динамику фонда оплаты труда:

Фонд оплаты труда зависит от двух факторов: средней заработной платы и количества работников предприятия:

Таблица 9. Анализ фонда оплаты труда на предприятии "Омега" за 20X1-20X2гг.

Наименование План Факт Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %
1. ФЗП, тыс. руб. 823,00 850,00 3,28%
2. Численность персонала, чел 11,63%
3. Средняя заработная плата, руб. -1431 -7,48%

 

 

Фонд заработной платы увеличился с 823 до 850 тыс. руб., абсолютное отклонение составило 27 тыс. руб. или 3,28%. Это произошло за счет увеличения численности персонала на 5 человек с 43 до 48 человек, при этом прирост ФЗП составил 95,7 тыс. руб., но за счет сокращения средней заработной платы с 19140 до 17708 руб. произошло сокращение фонда заработной платы на 68,7 тыс. руб. Увеличение ФЗП произошло за счет количественного фактора - увеличения численности персонала, при этом зарплата одного сотрудника сократилась.

 

Анализ использования ОПФ

Анализ эффективности использования основного капитала в 20X1-20X2гг
Наименование 20X1 20X2 Абсолютное отклонение Относительное отклонение
Стоимость произведенной и реализованной продукции, тыс. руб. 2774,00 2688,00 -86,00 -3,10%
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 255,00 285,00 30,00 11,76%
В том числе стоимость активной части, тыс. руб. 205,00 230,00 25,00 12,20%
Фондоотдача ОПФ 10,88 9,43 -1,45 -13,30%
Удельный вес активной части ОПФ 0,80 0,81 0,00 0,39%
Фондоотдача активной части ОПФ 13,53 11,69 -1,84 -13,63%
Среднегодовое количество оборудования, шт 15,00 19,00 4,00 26,67%
Отработано за год всем оборудованием: 29521,80 46683,00 17161,20 58,13%
Отработано за год единицей оборудования:        
часов 1968,12 2457,00 488,88 24,84%
смен 255,60 315,00 59,40 23,24%
дней 213,00 210,00 -3,00 -1,41%
Средняя стоимость единицы оборудования, тыс. руб. 13,67 12,11 -1,56 -11,42%
Количество отработанных дней, дни 213,00 210,00 -3,00 -1,41%
Коэффициент сменности 1,20 1,50 0,30 25,00%
Средняя продолжительность смены, час 7,70 7,80 0,10 1,30%
Среднечасовая производительность единицы оборудования, руб./час 93,96 57,58 -36,38 -38,72%

 

Произошло сокращение фондоотдачи ОПФ с 10,88 до 9,43 или на 13,3%. Это было вызвано сокращением стоимости произведенной и реализованной продукции с 2774 до 2688 тыс. руб. или на 3,1%, а также увеличением стоимости ОПФ с 255 до 285 тыс. руб. Произошло увеличение активной части ОПФ с 80 до 81%, что повлекло увеличение фондоотдачи ОПФ на 0,04, но фондоотдача активной части ОПФ снизилась с 13,53 до 11,59 или на 13,63%, что привело к сокращению фондоотдачи ОПФ на 1,49. Необходимо выяснить причины сокращения фондоотдачи активной части ОПФ для разработки рекомендаций по увеличению фондоотдачи. Фондоотдача активной части ОПФ зависит от показателей среднего количества отработанных дней (Д), средней продолжительность смены (Т), коэффициента сменности (К), среднечасовой производительности единицы оборудования (П), средней стоимости единицы оборудования (С) и подчиняется модели: ФОА=Д*К*Т*П/С.

Фондоотдача активной части ОПФ уменьшилась с 13,53 до 11,69 на 1,84 или на 13,63%. Это произошло в первую очередь за счет снижения среднечасовой производительности единицы оборудования с 93,96 до 57,58 на 36,38 или 38,72%. Также негативно сказалось на ФОА снижение количества отработанных дней с 213 до 210, что сократило ФОА на 0,21. Позитивное влияние на ФОА оказали: снижение стоимости единицы оборудования с 13,67 до 12,11 тыс. руб., что увеличило ФОА на 1,75 и рост коэффициента сменности с 1,2 до 1,5 или на 25%, что привело к росту ФОА на 3,77. Необходимо провести меры для повышения фондоотдачи ФОА за счет повышения среднечасовой производительности оборудования. Для этого оборудование необходимо отремонтировать и настроить, если есть проблемы с его работой и провести переобучение сотрудников, если оборудование работает нормально.

Дополнительная покупка оборудования и увеличение сменности, продолжительности рабочего дня и количества обработанных дней не требуются.

 

 

Прибыль и рентабельность

Рассмотрим динамику прибыли предприятия «Омега» за 20X1-20X2 гг.

 

Таблица 15. Динамика основных показателей формирования прибыли в 20X1-20X2гг.

Наименование Ед. измерения Объем продаж Цена
20X1 20X2 20X1 20X2
Плоттер Шт.
МФУ Шт. 193,4
Итого    
Постоянные расходы    
Наименование Ед. измерения Переменные расходы Маржинальная прибыль  
20X1 20X2 20X1 20X2  
Плоттер Шт.  
МФУ Шт. 123,3 103,9 109,7 89,5  
                     

 

Объем продаж уменьшился с 24 до 22 единиц, а постоянные расходы - выросли с 500 до 933 тыс. руб. Это негативная динамика, которая говорит о наличии проблем в функционировании предприятия. При более детальном рассмотрении видно, что цена единицы продукции также сократилась, причем как продажная — с 139 до 109 тыс. руб. для плоттера, и с 233 до 198,4 тыс. руб. для МФУ, так и закупочная — с 83 до 66 тыс. руб. для плоттера и с 123,3 до 103,9 для МФУ . При этом маржинальная прибыль с единицы продукции сократилась с 56 до 43 тыс. руб. для плоттера и с 109,7 до 89,5 тыс. руб. для МФУ, что является негативным показателем в деятельности предприятия.

 

Рассмотрим ведомость прибылей и убытков за 20X1 и 20X2 года, чтобы определить отклонение основных показателей прибыли в связи с цены, объема продаж и маржинальной прибыли.

 

Таблица 16. Ведомость прибылей и убытков за 20X1 период

Наименование Всего В том числе по ассортименту На единицу
    Плоттер МФУ  
1. Выручка 166,42
2. Переменные расходы 863,1 94,75
3. Маржинальная прибыль 767,9 71,67
4. Постоянные расходы      
5. Прибыль от продаж      

 

 

В 20X1 году выручка предприятия составила 3994 тыс. руб. из которых 2363 тыс. руб. пришлось на плоттеры, а 1631 тыс. руб. — на МФУ. При этом маржинальная прибыль составила 1720 тыс. руб, из которых 952 тыс. руб. составила прибыль с плоттеров, а 767, 9 тыс. руб. - прибыль с МФУ. Прибыль от продаж составила 1200 тыс. руб.

 

Таблица 17. Ведомость прибылей и убытков за 20X2 период

Наименование Всего В том числе по ассортименту На единицу
    Плоттер МФУ  
1. Выручка 1547,2 139,68
2. Переменные расходы 831,2 79,77
3. Маржинальная прибыль 59,91
4. Постоянные расходы      
5. Прибыль от продаж      

 

Выручка предприятия составила 3073 тыс. руб., из которых 1526 тыс. руб. пришлось на плоттеры, а 1547,2 — на МФУ. Маржинальная прибыль составила 1318 тыс. руб., из которых 602 тыс. руб. пришлось на плоттеры, а 716 — на МФУ. При постоянных расходах в 933 тыс. руб. прибыль от продаж составила 385 тыс. руб. Для оценки изменений проведем сравнение полученных результатов за 2 года:

Таблица 18. Динамика прибыли в 20X1-20X2гг

Наименование показателя 20X1 г. 20X2 г. Абсолютное отклонение Относительное отклонение
1. Выручка -921 -23,06%
2. Переменные расходы -519 -22,82%
3. Маржинальная прибыль -402 -23,37%
4. Постоянные расходы 86,60%
5. Прибыль от продаж -835 -68,44%

 

Из вышеприведенной таблицы видно, что показатели прибыли упали, причем из падение было довольно сильным. Прибыль от продаж уменьшилась с 1220 до 385 тыс. руб. или на 68,44%. Это является очень негативным изменением, которые характеризует состояние предприятия как неустойчивое. Произошло снижение выручки маржинальной прибыли, которая составила 1318 тыс. руб. против 1720 тыс. руб., падение составило 23, 37% или 402 тыс. руб. При этом довольно сильное негативное влияние оказал рост постоянных расходов — от 500 до 933 тыс. руб. или на 86, 6%.

Предприятие показало негативную динамику по прибыли за прошедший период. Следует более подробно изучить причины этих явлений и провести комплекс мероприятий по уменьшению их влияния. Рекомендуемые мероприятия: анализ постоянных затрат и их сокращение, анализ переменных затрат и их оптимизация, реинжиниринг бизнес-процессов, а также изменение структуры продаж в пользу МФУ, приносящих наибольшую маржинальную прибыль.

Ценообразование

 

Для определения причин изменения прибыли и составления планов сбыта на следующий период необходимо провести анализ динамики объема продаж и цен. Для этого рассмотрим исходные данные за 20X1 и 20X2гг:

Таблица 19. 20X1 год, ценообразование

Наименование Количество, шт. Цена, тыс. руб. Объем продаж, тыс. руб.
Плоттер
МФУ
     

 

Таблица 20. 20X2 год, ценообразование

Наименование Количество, шт. Цена, тыс. руб. Объем продаж, тыс. руб.
Плоттер
МФУ
     

 

 

Произошло изменение, как объемов продаж, так и цен по обоим видам продукции. Количество проданных плоттеров снизилось на 3, а МФУ — выросло на 1.

Для определения влияния этих изменений на прибыль от продаж, проведем анализ изменений:

 

 

Таблица 21. Анализ изменений прибыли по ассортименту в зависимости от объема продаж и цены

Наименование Общее изменение, тыс. руб. в том числе
    количество цена
Плоттер -837 -417 -420
МФУ -84 -317
  -921 -184 -737

 

Выручка от продажи плоттеров сократилась на 837 тыс. руб., при этом выручка от продажи МФУ также сократилась — на 84 тыс. руб. Это негативно характеризует деятельность предприятия. Изменения произошли как за счет количественного, так и за счет качественного показателей: выручка сократилась на 417 тыс. руб. за счет сокращения продаж плоттеров, но выросла на 233 тыс. руб. за счет продажи МФУ. При этом выручка упала за счет снижения цены продукции: на 420 тыс. руб. за счет плоттеров и на 317 тыс. руб. за счет МФУ. Необходимо предпринимать комплекс мер для снижения негативных тенденций в области продаж, так как, не смотря на снижение цен, произошло сокращение продаж продукции. Необходимо разработать новую маркетинговую стратегию или провести доработку производимой продукции для повышения спроса.

 

Описание проекта

В деятельности предприятия были выявлены негативные тенденции, которые привели к сильному сокращению прибыли. При сохранении таких же темпов изменения показателей, уже в 20X3 году на предприятии возможно получение отрицательных значений по прибыли. Это говорит о необходимости проведения ряда мероприятий, которые предотвратят развитие негативных тенденций.

 

Необходимо выявит проблемы, существующие на предприятии, чтобы эффективно воздействовать на операционную деятельность. Результаты анализа деятельности показали, что на предприятии происходил набор персонала, а также было закуплено дополнительное оборудование. Значит, руководство предприятия рассчитывало на расширение деятельности и рост продаж. При этом, в действительности, продажи сократились, а постоянные расходы выросли, что привело к сокращению прибыли. Это может быть связано с внешними тенденциями — кризис в экономике, появление новых конкурентов, рост стоимости использования арендуемых основных средств, но также может быть связано и с внутренними изменениями — снижением мотивации сотрудников, ухудшением качества производимой продукции, неполадками в работе оборудования. Так как произошло снижение производительности труда, а вместе с этим — фондоотдачи, первым мероприятиям в инвестиционном проекте будет переобучение сотрудников для повышения среднечасовой выработки одного рабочего. Кроме того, необходимо провести комплекс мероприятий по повышению спроса на продукцию: маркетинговые исследования для выявления потребительских предпочтений, модернизацию производимой продукции в соответствии с этими предпочтениями, а также рекламную компанию для ознакомления клиентов с обновлениями в производимой продукции. Необходимо провести расследование причин повышения постоянных расходов и провести мероприятия по сокращению этих расходов. Планируется, что это позволит сократить постоянные расходы на 30%. Таким образом, проект позволит повысить производительность труда, сократить постоянные расходы и повысить продажи продукции в 20X3 году.

 

Календарный план проекта

1. Январь 20X3 года: провести переобучение и аттестацию рабочих с целью повышения среднечасовой выработки одного рабочего до 0,8 тыс. руб. или на 53,5% по сравнению с 20X2 годом. Затраты: 100 тыс. руб.

2. Провести анализ рынка для выявления потребностей потребителя и модернизировать продукцию под выявленные потребности для роста объема продаж до 30 единиц продукции в год. Затраты: 300 тыс. руб.

3. Провести анализ постоянных затрат и выявить пути их сокращения до 600 тыс. руб. или на 35,69%. Затраты: 200 тыс. руб.

4. Провести рекламную компанию для повышения спроса на продукцию в целом и перераспределения продаж в пользу МФУ для увеличения маржинальной прибыли с единицы продукции (40% МФУ в структуре продаж, маржинальная прибыль – 50 тыс. руб. с плоттера и 100 тыс. руб. с МФУ). Затраты: 200 тыс. руб.

 

Планируется, что это позволит повысить выручку от продаж до 4680 тыс. руб., а прибыль - до 1500тыс. руб.

Предприятия не нуждается в привлечении новых работников и покупке основных средств, так как показывало более высокие показатели в 20X1 году при меньшем их количестве, чем в 20X2.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.028 с.)