Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание физических качествСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека. Понятие "физическое качество" объединяет те стороны движений человека, которые: 1)проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются тождественным способом - имеют один и тот же измеритель (например, скорость); 2)имеют аналогичные физиологические и биохимические механизмы и требуют проявления сходных свойств психики. Выделяют следующие основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Методы воспитания силы Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Для ее развития используют различные методы. Метод максимальных усилий (или метод кратковременных максимальных силовых нагрузок). Суть его состоит в том, что спортсмен, преодолевая максимальное сопротивление, проявляет предельное для данного случая мышечное усилие, которое является мощным, а следовательно, и эффективным физиологическим раздражителем. Переход к работе с околопредельными весами произошел в последние годы. Он привел к существенному росту результатов, особенно в тяжелой атлетике. Если в 20-30-х годах спортсмены значительное время уделяли методу повторных усилий, то в настоящее время они используют в основном предельные и околопредельные отягощения. Режим выполнения упражнений по этому методу в общих чертах выражается в следующем: величина сопротивления 1-3 ПМ, число повторений -1-3, темп -средний, скорость - от малой до умеренной, пауза отдыха между упражнениями и подходами - не менее 2 мин. Метод повторных усилий. Суть его состоит в том, что спортсмен преодолевает непредельное отягощение до ясно выраженного утомления, как говорят "до отказа". Вес, который в первых подъемах легко можно было поднять, оказывается в последних близким к предельному и является физиологическим раздражителем большой силы. В итоге наблюдается физиологическая картина, близкая к той, которая существует при выполнении предельных усилий. Значит, сходство в последних подъемах представляет основную ценность выполнения усилий. Недостатки данного метода: 1) работа "до отказа" невыгодна в энергетическом отношении. Здесь приходится поднимать гораздо большее количество груза, чем при методе максимальных усилий. А при современных больших нагрузках в спорте выполнять без нужды излишний объем работы нецелесообразно; 2) последние, наиболее ценные, попытки выполняются на фоне сниженной вследствие утомления возбудимости центральной нервной системы, что затрудняет образование тонких условно-рефлекторных отношений, которые обеспечивают дальнейшее развитие силы. Однако метод повторных усилий широко используется в практике. Объясняется это рядом его существенных преимуществ: 1) большой объем выполняемой работы, естественно, вызывает значительные сдвиги в обмене веществ, что создает возможности для усиления пластического обмена, который в конечном результате приводит к функциональной гипертрофии мышц, т.е. увеличению объема и, значит, силы мышц; 2) метод повторных усилий позволяет уменьшить натуживание, особенно при выполнении упражнений локального характера; 3) при работе с непредельными весами имеется больше возможностей для контроля за техникой упражнения. При методе повторных усилий используются упражнения с большими и умеренно большими сопротивлениями. Работа с малыми и очень малыми сопротивлениями нецелесообразна. Метод изометрических (статических) напряжений. Суть его заключается в том, что при выполнении статических напряжений, мышцы напрягаются, не изменяя своей длины, т.е. силовые напряжения, в том числе и максимальные, не сопровождаются движением. Большое распространение статические упражнения получили в последние годы. Основное преимущество изометрических упражнений заключается в том, что они позволяют несколько сократить время, отводимое на силовую подготовку, причем большинство авторов находит мало различий между динамическим и изометрическим методами развития абсолютной силы. В спортивной практике применяются изометрические напряжения продолжительностью 5-6 с. Степень усилия может быть различна - от 60% максимального и выше. Большинство специалистов рекомендует применять в занятиях максимальные или близкие к ним усилия, причем наибольший прирост силы наблюдается в тех положениях, в которых применялись статические напряжения. В зарубежной методической литературе особое внимание уделяется так называемым промежуточным напряжениям - медленным движениям с 2-5-секундными остановками в промежуточных положениях. Изометрические упражнения обычно полезны в тех видах спорта, в которых элемент статики содержится в специализируемом упражнении, но они не могут заменить динамических упражнений, а могут только дополнить их.
ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ ОТДЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Она измеряется скоростью отдельных движений и частотой (их числом в единицу времени). Скорость, которую может развить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития быстроты, но и от ряда других факторов (силы, гибкости, уровня владения техникой и т.п.). Поэтому в воспитании быстроты ведущим является повторный метод. В качестве средств воспитания быстроты используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны соответствовать следующим требованиям: 1)техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнить на предельных скоростях; 2)упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения; 3)продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относятся к работам максимальной мощности, продолжительность которых не должна превышать 20-22 с. Скорость одиночного движения отчасти развивается с помощью силовых и скоростно-силовых упражнений типа различного рода метаний, прыжков, спринтерских беговых упражнений. Большой эффект дают специальные скоростные упражнения, выполняемые по сигналу. Воспитание быстроты движений (способность к высокому темпу). Для этого рекомендуется выполнять кратковременные (10-20 с) серии упражнений в максимальном темпе. Упражнения для развития темпа движений могут выполняться: 1)в заданном темпе и с постоянным увеличением его; темп движений задается метрономом, ритмичной музыкой или звуковым сигналом тренера (свисток, хлопки в ладоши); 2)в форме соревнований: кто быстрее выполнит заданное число повторений или большее число повторений за заданный отрезок времени. Воспитание быстроты реакции. Простая реакция - это ответ заранее известным движениям на заранее известный внезапный сигнал. Все остальные типы реакций являются сложными. Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую или резкую команду тренера.
ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ Выносливостью называется способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость Можно определить как способность противостоять утомлению. Общая выносливость - способность длительно проявлять мышечные усилия умеренной интенсивности. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – способность к широкому "переносу", т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжных гонках, ходьбе, стайерском беге на коньках. В большинстве спортивных упражнений результат в большей степени зависит от специальной выносливости, которую следует понимать как способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде физических упражнений. Методы воспитания выносливости: 1)непрерывный (равномерный) метод. Заключается в том, что продолжительная нагрузка (не менее 20 мин.) дается в сравнительно равномерном, умеренном режиме, при частоте пульса в пределах 140-150 уд./мин.; 2)повторный метод. Характеризуется произвольными паузами отдыха между повторениями нагрузки, обычно обеспечивающими субъективное чувство отдыха; 3)переменный метод. Предусматривает беспрерывное чередование нагрузок различной интенсивности, которое может быть ритмичным (одинаковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичным; 4)интервальный метод - это многократное повторение кратковременных "порций" работы через определенные паузы отдыха. Часто в спортивной практике все перечисленные методы применяются в комбинациях.
ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ Ловкость - это способность человека успешно решать двигательные задачи в меняющихся обстоятельствах. Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать. Воспитание ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положению тела. Иными словами, чем точнее ощущает спортсмен свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками. Основной путь в воспитании ловкости - овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Наиболее распространенные средства воспитания ловкости - это элементы акробатики, спортивные и подвижные игры, гимнастические упражнения. Подбор средств должен быть подчинен основному принципу - в упражнениях должен всегда содержаться элемент новизны, движение нужно постоянно усложнять. Следует учитывать, что упражнения "на ловкость" требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда спортсмен еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями, т.к. они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие.
ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость определяется подвижностью в суставах, которая зависит от формы и площади сочленяющихся суставных поверхностей (природное, врожденное свойство сустава), от длины и эластичности связок, сухожилий и мышц (факторы, изменяющиеся в процессе двигательной деятельности). Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - способность достигать больших амплитуд движений в каком-либо суставе за счет мышечных усилий (вытягивание носков ног в гимнастике). Пассивная гибкость - определяется пассивной амплитудой, которую можно достичь за счет воздействия внешних сил (сопротивления опоры или среды, силы тяжести или усилий партнера). В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений. Гибкость - это качество, которое сравнительно легко и быстро воспитывается в процессе тренировки. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они делятся на две группы: активные движения и пассивные. В активных увеличение подвижности в каком-либо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через данный сустав. В пассивных используются внешние силы, в первую очередь, к ним относятся: 1)простые движения (типа: на счет 1 - наклон, на счет 2-й т.п.); 2)пружинистые сгибания и разгибания с постепенно увеличивающей амплитудой (в том числе с применением небольших отягощений); 3)махи с постепенно увеличивающей амплитудой (в том числе с применением небольших отягощений); 4)статические напряжения - с сохранением подвижного положения тела или конечностей при максимальной амплитуде. Ко второй группе относятся упражнения с самозахватами, а также с партнером, помогающим увеличить амплитуду (до появления болевых ощущений). Упражнения на гибкость выполняются обычно повторным методом длинными сериями. В занятия физическими упражнениями их включают либо в разминку, либо дают в конце основной части, причем упражнения на гибкость рекомендуется выполнять ежедневно или, в крайнем случае, - не реже трех раз в неделю.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.009 с.) |