Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы формирования двигательного навыка

Поиск

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в це­лом во многом определяется умением педагогов организовывать учебный про­цесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемнодеятельностного обучения, программированию обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщен­ных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, ме­тодики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методи­ческой последовательности.

1.Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мо­тивация-совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих со­держание, направленность и характер деятельности личности, ее поведе­ние. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив "жажда успеха" - активность -цель - "достижение успеха". Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отноше­нию к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обу­чение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания форми­руются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого - выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Коммен­тарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свой­ствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особен­ности условий, требующие концентрации внимания для успешного выпол­нения действий, по терминологии М.М. Бояна (1985), называются основ­ными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих про­граммы действия, является ориентировочной основой действия (ООД). Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядно­го воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений. 3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

а) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опос­редованного или непосредственного наблюдения;

б) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

в) двигательный (кинестетический) образ, создаваемый на основе уже име­ющегося у обучаемого двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений;

г) освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напря­жением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, т.к. студенту необхо­димо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те эле­менты, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначаль­ных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обуче­ния, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять дей­ствия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следует анализ и оценка его выполнения, постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднок­ратные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, чтобы качественнее и быстрее осваи­вать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык. При формирова­нии двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сме­няются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с гене­рализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга воз­буждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение дан­ного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуаций

мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осу­ществляется закрепощенно.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением коор­динации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех цент­рах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы "выключаются". Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом зако­нов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон "плато" (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не толь­ко постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере каче­ственного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномер­ность имеет две разновидности:

а)в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномер­ность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда уче­ник быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б)в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обуче­ния относительно сложным действиям, когда внешне незаметные каче­ственные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2.Закон "плато" (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена дву­мя причинами:

а)внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспо­собительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б)внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недоста­точным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка определена пра­вильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методичес­ких приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторя­ется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать не­уверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении дей­ствия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые слож­ные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенство­вание двигательного действия практически продолжается на протяжении все­го времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс ста­новления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдель­ных звеньев) этих двигательных действий. Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в основ­ном звене. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуж­дения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опор­ные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отраба­тывает. Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учиты­вать при определении последовательности (очередности) освоения техники раз­нообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.009 с.)