Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инженеры автоматизированных систем управления, программисты.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основной профиль работы инженеров данной группы специальностей связан с разработкой, проектированием, производством и эксплуатацией различной вычислительной техники, устройств промышленной электроники, радиоаппаратуры широкого назначения. При этом в деятельности инженера часто имеют место макетирование, монтаж-сборка, ремонт, наладка, регулирование электронной и радиоаппаратуры, работа на ЭВМ и другие операции, для выполнения которых используются мелкие и микроскопические детали, тонкие инструменты, высокочувствительные приборы. Такая работа отличается также большим зрительным и умственным напряжением, длительной гиподинамией, вынужденной позой сидя, монотонность труда. Инженеры рассматриваемых специальностей должны обладать острым зрением, отличным цветовосприятием, поскольку в схемах и при маркировке применяемых ими деталей часто используются цветовые обозначения. По цвету отличаются и соединительные провода. Для качественной работы необходимы подвижность основных нервных процессов, высокий уровень тактильной и кинестетической чувствительности пальцев рук. Требуются также большая ловкость, хорошая координация и точность движений рук, пальцев, подвижность их суставов, навыки и умения быстро и сноровисто манипулировать небольшими предметами, статическая выносливость мышц спины, туловища. Важны способность к продолжительной умственной работе, устойчивость к гиподинамии, умение сосредоточиться, хорошая память, системное мышление. Инженеры-экономисты, менеджеры. Особенностями трудовой деятельности инженера-экономиста являются: продолжительное нахождение в малоподвижной позе (в основном сидя), монотонность операций, необходимость воспринимать через зрительный анализатор и перерабатывать огромное количество информации, выполнять большое количество мелких ручных операций, что связано с использованием клавишной и кнопочной вычислительной техники. Специфика такого труда является причиной ряда заболеваний (болезни сердца, кровеносных сосудов, нарушение обмена веществ, рабочая миопия, обусловленная постоянным напряжением органов зрения, нарушение осанки и др.). Поэтому инженеру-экономисту особенно необходимы занятия физическими упражнениями, обеспечивающими хорошее состояние центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, пальцев рук. Ему необходимы статическая выносливость мышц спины, туловища, живота, шеи, большая точность движений рук и пальцев. Требуется также умение быстро перерабатывать информацию, выносливость к продолжительной однообразной умственной работе, устойчивость внимания. На основе полученной информации формулируются задачи ППФП, отбираются наиболее эффективные средства, методы, формы их реализации.
3. Профессионально прикладная подготовка студентов, осваивающих различные специальности 3.1. Цель, задачи и критерии ППФП студентов технических вузов Определение требований к инженерам современного промышленного производства, возможностей их реализации в процессе физического воспитания позволяет сформулировать направленность, цель, задачи и критерии эффективности ППФП студентов технических вузов. Цель ППФП студентов технических вузов - содействие освоению конкретной профессии инженера, достижения ими необходимого уровня профессиональной деятельности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду. Эта цель вытекает из потребностей производства в специалистах, способных плодовито трудиться в усложняющихся условиях научно-технического, прогресса. Основной задачей ППФП студентов технических вузов является формирование с помощью различных средств физической культуры и спорта профессионально важных свойств и качеств личности инженера. В процессе физического воспитания будущих инженеров всех профессий должны решаться следующие профессионально-прикладные задачи. - Развитие навыков и умений различных восприятий, быстрого запоминания, оперативного мышления, выразительной речи, жестикуляции, рациональной ходьбы, умения наблюдать, педагогических, организаторских и командных навыков и способностей, формирование знаний, умений, привычек использования в прикладных целях физической культуры и спорта. - Обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, способности к интенсивной умственной работе, функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, системы терморегуляции; совершенствование зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного анализаторов. Овладение коллективными и индивидуальными приемами поддержания необходимого уровня работоспособности в процессе трудовой деятельности. - Укрепление здоровья, профилактика возможных заболеваний, прежде всего - заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. - Формирование элементарных профессионально важных психофизических качеств: быстроты и точности движений, всех видов сенсомоторной реакции, ловкости, выносливости, концентрации устойчивости внимания, памяти, оперативного мышления. Формирование интегральных качеств личности: помехоустойчивости и коммуникативности. Решение этих профессионально-прикладных задач является специфической функцией физического воспитания. Для успешного планирования и осуществления профессионально-прикладной подготовки студентов необходимо знать критерии ее эффективности. Можно выделить четыре группы таких критериев.
Критерии, характеризующие социально-экономическую эффективность ППФП Показателем эффективности ППФП по рассматриваемому критерию является разница продуктивности производственной деятельности до и после подготовки занимавшихся и не занимавшихся ею. - Критерии, характеризующие влияние ППФП на личность инженера в целом, его профессиональную дееспособность, развитие определенных свойств и качеств, необходимых в его профессиональной деятельности. - Критерии, характеризующие методику и организацию ППФП. - Критерии, определяющие экономическую целесообразность ППФП. Показателем эффективности здесь являются материальные средства и общественно полезное время, затраченные в процессе подготовки на улучшение результатов труда или повышение уровня психофизиологической подготовленности людей. Могут быть и другие критерии эффективности ППФП, но эти - основные.
Средства ППФП и их отбор Особое значение при целенаправленном формировании и самоформировании профессионально необходимых свойств и качеств у будущего инженера имеют средства воздействия на организм студентов. В связи с этим очень важно четко уяснить, что представляют собой средства ППФП студентов технических вузов. Средства ППФП студентов технических вузов - это обычные средства физического воспитания, но подобранные в полном соответствии с задачами ППФП будущих инженеров. К ним относятся физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы. Кроме того, применяются общепедагогические и специальные технические средства, воспитательные мероприятия. Основным средством ППФП являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности. Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности упражнений, их влияния на функционирование и надежность отдельных органов и систем выделяют упражнения, развивающие и совершенствующие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они в основном берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры. Физические упраж нения разделяют на упражнения для развития психофизических качеств: силы, быстроты движений, ловкости, внимания и т.д. Такие упражнения используются в общей физической и спортивной подготовке. Для решения задач ППФП работников современного промышленного производства, наряду с физическими упражнениями, активно используются природные факторы: солнце, воздух, вода. Правильное их применение усиливает эффект использования физических упражнений и вместе с тем может служить относительно самостоятельным средством ППФП. К гигиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относятся: санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий и оборудования; режим дня, сна; режим и рацион питания; отказ от вредных привычек; гигиена кожи и т.д. При отборе средств для решения задач ППФП необходимо следовать также определенным критериям. Наиболее важным из них являются доступность средств для использования и интерес к нему со стороны занимающихся. Большое значение играет способ отбора средств в ППФП. Эффективным приемом является сравнение тех требований, которые прибавляют к психофизической подготовке занимающегося физическое упражнение или другое средство физвоспитания, с требованиями, предъявляемыми производственной деятельностью к этой подготовке. Полезную информацию при выборе средств ППФП можно получить при анализе научной и методической литературы, по физиологии и психологии спорта, теории и методике спортивной тренировки, опросе выпускников технических вузов, активно занимающихся в студенческие годы спортом. Объективным методом отбора средств для ППФП является автоэксперимент.
3.2. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей Роль учителя-предметника во внедрении физической культуры в школьном коллективе Физическое воспитание составляет важный и весьма сложный объект внутришкольного управления, оно осуществляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива. Учителя-предметники могут и должны использовать средства физического воспитания в процессе обучения, участвовать в организации гимнастики до уроков, физкультминуток и пауз, игр и спортивных развлечений на переменах, следить за осанкой учащихся. Учителю вместе с родителями нужно настойчиво добиваться, чтобы день ученика начинался с утренней гигиенической гимнастики. Дети должны знать, что сиюминутной пользы от зарядки ждать нельзя. Важен собирательный эффект этих занятий. Комплексы специальных физических упражнений, активизируя все биологические процессы, происходящие в организме, помогают ему быстрее войти в рабочее состояние, оказывают воздействие на все группы мышц. Основное назначение физкультминут и физкультпауз - средствами активного, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность. Учитель сам решает, когда прервать урок и начать физкультминутку, чаще всего она проводится в середине второго (начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки усталости. Благоприятные условия для отдыха создают на переменах между уроками. На каждой перемене в каждой классной комнате открываются форточки. Перемены, особенно большие, должны быть заполнены активными и разумными движениями, которые облекаются в форму коллективных игр, спортивных развлечений и аттракционов.
Профессионально значимые прикладные знания, умения и навыки студентов-педагогов Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно будет приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными. В процессе теоретических и практических занятий по курсу физического воспитания, в процессе спортивной тренировки занимающиеся получают основные сведения о методике повышения функциональных возможностей организма, работоспособности отдельных его систем. При этом очень важно, что закономерности повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с достижением и поддержанием высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда. Поэтому приобретенные знания, несомненно, носят прикладной характер для специалиста любого профиля. При практической реализации они способствуют укреплению здоровья, сохранению и повышению профессиональной работоспособности. Прикладные умения и навыки необходимы во многих профессиях, в том числе и педагогам. Они обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ. Процесс формирования прикладных знаний включает овладение студентами знаниями о рациональном использовании средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и профессиональными вредностями в зависимости от меняющихся производственных и бытовых условий. Существенная часть прикладных знаний является специфичной для представителей той или иной профессии. Формирование прикладных умений и навыков имеет важнейшее значение в процессе профессионально-педагогической физической подготовки (ППФП) и тесно связано с рациональной последовательностью их освоения. Двигательное умение - приобретенная способность неавтоматического управления действиями; двигательный навык - автоматизированный навык управления движением. Для ППФП принципиально важна степень освоения двигательных действий, так как при обучении им, особенно отдельным трудовым движениям различной сложности, не всегда требуется доводить их до степени автоматизма. Профессиональные заболевания педагогов и роль средств и форм физической культуры в их профилактике Основной из особенностей труда учителя является постоянная нагрузка на голосовой аппарат. С годами появляются профзаболевания, которые не только преждевременно старят, раздражают человека, но и ощутимо снижают его трудоспособность и эффективность обучения. Так как речь зависит от правильного и глубокого дыхания, то крайне важно соблюдать правильный режим дыхания. После урока желательно помолчать, спокойно и глубоко дышать для восстановления в организме баланса кислорода. Очень важно развивать мышцы брюшной полости и грудной клетки. Этому хорошо способствуют длительные прогулки, бег, плавание, ходьба на лыжах. Эти виды спорта полезны для всех лиц, работа которых характеризуется высокой речевой нагрузкой. Профессиональной особенностью труда учителя является избирательная и повторяющаяся нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий мозга. Компенсаторные возможности коры головного мозга обычно маскируют это явление. Однако с возрастом компенсаторные возможности снижаются, что является причиной функциональных неврозов. Со временем стойкие изменения в сосудах мозга усугубляют постоянное, хотя и не значительное, повышение артериального давления вследствие повышенного обмена веществ. Учитывая, что обмен веществ регулируется щитовидной железой, можно полагать, что и гиперфункция ведет к зобной болезни. У учителей часто проявляются сердечно-сосудистые патологии. Синдром вегето - сосудистой дистонии наблюдался в 20 случаях из 100 обследованных, гипотоническая болезнь - в 18, гипертоническая - в 12, инфаркт миокарда - в 10 случаях. Среди других патологических форм выделяется язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. В структуре сердечно-сосудистой патологии особое место занимают заболевания, обусловленные взаимодействиями нервно-эмоциональных факторов. Некоторые заболевания, типичные для учителей, имеют тенденцию к распространению еще в студенческие годы. Наблюдения свидетельствуют о том, что к выпускному курсу увеличивается число лиц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Все это подтверждает мысль, что специальной заботой будущего учителя должно быть укрепление здоровья, усиление физической закалки, формирование умения не только интенсивно и продуктивно работать, но и отдыхать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.011 с.) |