Инженеры автоматизированных систем управления, программисты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инженеры автоматизированных систем управления, программисты.



Основной профиль работы инженеров данной группы специальностей связан с разработкой, проектированием, производством и эксплуатацией различной вы­числительной техники, устройств промышленной электроники, радиоаппарату­ры широкого назначения. При этом в деятельности инженера часто имеют место макетирование, монтаж-сборка, ремонт, наладка, регулирование электронной и радиоаппаратуры, работа на ЭВМ и другие операции, для выполнения которых используются мелкие и микроскопические детали, тонкие инструменты, высоко­чувствительные приборы. Такая работа отличается также большим зрительным и умственным напряжением, длительной гиподинамией, вынужденной позой сидя, монотонность труда.

Инженеры рассматриваемых специальностей должны обладать острым зре­нием, отличным цветовосприятием, поскольку в схемах и при маркировке приме­няемых ими деталей часто используются цветовые обозначения. По цвету отли­чаются и соединительные провода. Для качественной работы необходимы под­вижность основных нервных процессов, высокий уровень тактильной и кинесте­тической чувствительности пальцев рук. Требуются также большая ловкость, хо­рошая координация и точность движений рук, пальцев, подвижность их суставов, навыки и умения быстро и сноровисто манипулировать небольшими предмета­ми, статическая выносливость мышц спины, туловища. Важны способность к продолжительной умственной работе, устойчивость к гиподинамии, умение со­средоточиться, хорошая память, системное мышление.

Инженеры-экономисты, менеджеры. Особенностями трудовой деятельно­сти инженера-экономиста являются: продолжительное нахождение в малоподвиж­ной позе (в основном сидя), монотонность операций, необходимость восприни­мать через зрительный анализатор и перерабатывать огромное количество ин­формации, выполнять большое количество мелких ручных операций, что связано с использованием клавишной и кнопочной вычислительной техники. Специфика такого труда является причиной ряда заболеваний (болезни сердца, кровеносных сосудов, нарушение обмена веществ, рабочая миопия, обусловленная постоян­ным напряжением органов зрения, нарушение осанки и др.). Поэтому инженеру-экономисту особенно необходимы занятия физическими упражнениями, обеспе­чивающими хорошее состояние центральной нервной, сердечно-сосудистой сис­тем, пальцев рук. Ему необходимы статическая выносливость мышц спины, туло­вища, живота, шеи, большая точность движений рук и пальцев. Требуется также умение быстро перерабатывать информацию, выносливость к продолжительной однообразной умственной работе, устойчивость внимания.

На основе полученной информации формулируются задачи ППФП, отбира­ются наиболее эффективные средства, методы, формы их реализации.

 

3. Профессионально прикладная подготовка студентов, осваивающих различные специальности

3.1. Цель, задачи и критерии ППФП студентов технических вузов

Определение требований к инженерам современного промышленного произ­водства, возможностей их реализации в процессе физического воспитания по­зволяет сформулировать направленность, цель, задачи и критерии эффективнос­ти ППФП студентов технических вузов.

Цель ППФП студентов технических вузов - содействие освоению конкретной профессии инженера, достижения ими необходимого уровня профессиональной деятельности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду. Эта цель вытекает из потребностей производства в специалистах, способных пло­довито трудиться в усложняющихся условиях научно-технического, прогресса.

Основной задачей ППФП студентов технических вузов является формиро­вание с помощью различных средств физической культуры и спорта профессио­нально важных свойств и качеств личности инженера.

В процессе физического воспитания будущих инженеров всех профессий должны решаться следующие профессионально-прикладные задачи.

- Развитие навыков и умений различных восприятий, быстрого запоминания, оперативного мышления, выразительной речи, жестикуляции, рациональ­ной ходьбы, умения наблюдать, педагогических, организаторских и коман­дных навыков и способностей, формирование знаний, умений, привычек использования в прикладных целях физической культуры и спорта.

- Обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, спо­собности к интенсивной умственной работе, функционирования централь­ной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, сис­темы терморегуляции; совершенствование зрительного, слухового, тактиль­ного, вестибулярного анализаторов. Овладение коллективными и индиви­дуальными приемами поддержания необходимого уровня работоспособно­сти в процессе трудовой деятельности.

- Укрепление здоровья, профилактика возможных заболеваний, прежде все­го - заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.

- Формирование элементарных профессионально важных психофизических качеств: быстроты и точности движений, всех видов сенсомоторной реак­ции, ловкости, выносливости, концентрации устойчивости внимания, па­мяти, оперативного мышления. Формирование интегральных качеств лич­ности: помехоустойчивости и коммуникативности.

Решение этих профессионально-прикладных задач является специфической функцией физического воспитания.

Для успешного планирования и осуществления профессионально-приклад­ной подготовки студентов необходимо знать критерии ее эффективности. Можно выделить четыре группы таких критериев.

 

 

Критерии, характеризующие социально-экономическую эффективность ППФП

Показателем эффективности ППФП по рассматриваемому критерию являет­ся разница продуктивности производственной деятельности до и после подготов­ки занимавшихся и не занимавшихся ею.

- Критерии, характеризующие влияние ППФП на личность инженера в це­лом, его профессиональную дееспособность, развитие определенных свойств и качеств, необходимых в его профессиональной деятельности.

- Критерии, характеризующие методику и организацию ППФП.

- Критерии, определяющие экономическую целесообразность ППФП. Пока­зателем эффективности здесь являются материальные средства и обществен­но полезное время, затраченные в процессе подготовки на улучшение ре­зультатов труда или повышение уровня психофизиологической подготов­ленности людей.

Могут быть и другие критерии эффективности ППФП, но эти - основные.

 

 

Средства ППФП и их отбор

Особое значение при целенаправленном формировании и самоформировании профессионально необходимых свойств и качеств у будущего инженера имеют сред­ства воздействия на организм студентов. В связи с этим очень важно четко уяснить, что представляют собой средства ППФП студентов технических вузов.

Средства ППФП студентов технических вузов - это обычные средства физи­ческого воспитания, но подобранные в полном соответствии с задачами ППФП будущих инженеров. К ним относятся физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы. Кроме того, применяются общепеда­гогические и специальные технические средства, воспитательные мероприятия.

Основным средством ППФП являются физические упражнения. Они заим­ствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных уп­ражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической куль­туры и трудовой деятельности.

Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности упражнений, их влияния на функционирование и надежность отдельных органов и систем вы­деляют упражнения, развивающие и совершенствующие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они в основном берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры. Физические упраж нения разделяют на упражнения для развития психофизических качеств: силы, быстроты движений, ловкости, внимания и т.д. Такие упражнения используются в общей физической и спортивной подготовке.

Для решения задач ППФП работников современного промышленного произ­водства, наряду с физическими упражнениями, активно используются природ­ные факторы: солнце, воздух, вода. Правильное их применение усиливает эффект использования физических упражнений и вместе с тем может служить относи­тельно самостоятельным средством ППФП.

К гигиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относят­ся: санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий и оборудования; режим дня, сна; режим и рацион питания; отказ от вредных привычек; гигиена кожи и т.д.

При отборе средств для решения задач ППФП необходимо следовать также определенным критериям. Наиболее важным из них являются доступность средств для использования и интерес к нему со стороны занимающихся.

Большое значение играет способ отбора средств в ППФП. Эффективным приемом является сравнение тех требований, которые прибавляют к психофи­зической подготовке занимающегося физическое упражнение или другое сред­ство физвоспитания, с требованиями, предъявляемыми производственной дея­тельностью к этой подготовке. Полезную информацию при выборе средств ППФП можно получить при анализе научной и методической литературы, по физиологии и психологии спорта, теории и методике спортивной тренировки, опросе выпускников технических вузов, активно занимающихся в студенчес­кие годы спортом. Объективным методом отбора средств для ППФП является автоэксперимент.

 

 

3.2. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей

Роль учителя-предметника во внедрении физической культуры

в школьном коллективе

Физическое воспитание составляет важный и весьма сложный объект внутришкольного управления, оно осуществляется совместными скоординированны­ми усилиями всего педагогического коллектива.

Учителя-предметники могут и должны использовать средства физического воспитания в процессе обучения, участвовать в организации гимнастики до уро­ков, физкультминуток и пауз, игр и спортивных развлечений на переменах, сле­дить за осанкой учащихся.

Учителю вместе с родителями нужно настойчиво добиваться, чтобы день уче­ника начинался с утренней гигиенической гимнастики. Дети должны знать, что сиюминутной пользы от зарядки ждать нельзя. Важен собирательный эффект этих

занятий. Комплексы специальных физических упражнений, активизируя все био­логические процессы, происходящие в организме, помогают ему быстрее войти в рабочее состояние, оказывают воздействие на все группы мышц.

Основное назначение физкультминут и физкультпауз - средствами активно­го, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность.

Учитель сам решает, когда прервать урок и начать физкультминутку, чаще всего она проводится в середине второго (начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки усталости.

Благоприятные условия для отдыха создают на переменах между уроками. На каждой перемене в каждой классной комнате открываются форточки. Переме­ны, особенно большие, должны быть заполнены активными и разумными движе­ниями, которые облекаются в форму коллективных игр, спортивных развлечений и аттракционов.

 

Профессионально значимые прикладные знания, умения и навыки

студентов-педагогов

Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы для бу­дущей профессиональной деятельности и которые можно будет приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными. В процессе теоретических и практи­ческих занятий по курсу физического воспитания, в процессе спортивной тре­нировки занимающиеся получают основные сведения о методике повышения функциональных возможностей организма, работоспособности отдельных его систем. При этом очень важно, что закономерности повышения спортивной ра­ботоспособности имеют единую психофизиологическую основу с достижением и поддержанием высокой профессиональной работоспособности человека в сфе­ре труда. Поэтому приобретенные знания, несомненно, носят прикладной харак­тер для специалиста любого профиля. При практической реализации они способ­ствуют укреплению здоровья, сохранению и повышению профессиональной ра­ботоспособности. Прикладные умения и навыки необходимы во многих профес­сиях, в том числе и педагогам. Они обеспечивают безопасность в быту и при вы­полнении определенных видов работ.

Процесс формирования прикладных знаний включает овладение студентами знаниями о рациональном использовании средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и про­фессиональными вредностями в зависимости от меняющихся производственных и бытовых условий. Существенная часть прикладных знаний является специфич­ной для представителей той или иной профессии.

Формирование прикладных умений и навыков имеет важнейшее значение в процессе профессионально-педагогической физической подготовки (ППФП) и тесно связано с рациональной последовательностью их освоения. Двигательное умение - приобретенная способность неавтоматического управления действия­ми; двигательный навык - автоматизированный навык управления движением. Для ППФП принципиально важна степень освоения двигательных действий, так как при обучении им, особенно отдельным трудовым движениям различной слож­ности, не всегда требуется доводить их до степени автоматизма.

Профессиональные заболевания педагогов и роль средств и форм

физической культуры в их профилактике

Основной из особенностей труда учителя является постоянная нагрузка на голосовой аппарат. С годами появляются профзаболевания, которые не только преждевременно старят, раздражают человека, но и ощутимо снижают его трудо­способность и эффективность обучения.

Так как речь зависит от правильного и глубокого дыхания, то крайне важно соблюдать правильный режим дыхания. После урока желательно помолчать, спо­койно и глубоко дышать для восстановления в организме баланса кислорода. Очень важно развивать мышцы брюшной полости и грудной клетки. Этому хорошо спо­собствуют длительные прогулки, бег, плавание, ходьба на лыжах. Эти виды спорта полезны для всех лиц, работа которых характеризуется высокой речевой нагруз­кой. Профессиональной особенностью труда учителя является избирательная и повторяющаяся нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий моз­га. Компенсаторные возможности коры головного мозга обычно маскируют это явление. Однако с возрастом компенсаторные возможности снижаются, что явля­ется причиной функциональных неврозов. Со временем стойкие изменения в со­судах мозга усугубляют постоянное, хотя и не значительное, повышение артери­ального давления вследствие повышенного обмена веществ. Учитывая, что об­мен веществ регулируется щитовидной железой, можно полагать, что и гипер­функция ведет к зобной болезни.

У учителей часто проявляются сердечно-сосудистые патологии. Синдром вегето - сосудистой дистонии наблюдался в 20 случаях из 100 обследованных, гипо­тоническая болезнь - в 18, гипертоническая - в 12, инфаркт миокарда - в 10 случаях. Среди других патологических форм выделяется язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. В структуре сердечно-сосудистой патологии особое место занимают заболевания, обусловленные взаимодействиями нервно-эмоциональных факторов.

Некоторые заболевания, типичные для учителей, имеют тенденцию к распро­странению еще в студенческие годы. Наблюдения свидетельствуют о том, что к выпускному курсу увеличивается число лиц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Все это подтверждает мысль, что специальной заботой будущего учителя должно быть укрепление здоровья, усиление фи­зической закалки, формирование умения не только интенсивно и продуктивно работать, но и отдыхать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.35.62 (0.023 с.)