Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и↑ Стр 1 из 29Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ История возникновения и развития физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Основные понятия физической культуры. Физическая культура в современном обществе (структура, содержание и функции). Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации (законы, постановления, инструкции). Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и основа гармоничного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении. Тема 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры в совершенствовании функциональных возможностей человека. Физиологические механизмы и закономерности обеспечения двигательной деятельности человека. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. Тема 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ Здоровье человека как общественная ценность. Факторы, определяющие здоровье. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни студентов. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. ТЕМА 4. КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ Оценка состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный и педагогический контроль за занимающимися. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. Использование методов стандартов, антропометрических и физиологических индексов и номограмм, предельных и непредельных тестов для оценки физического состояния и физической подготовленности организма. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контрольных показателей. Второй курс
ТЕМА 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Оздоровительно-реабилитационная и рекреационная физическая культура. Особенности применения физических упражнений для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студента, повышения эффективности учебного труда. Тема 6. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная (профессионально-прикладная) физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Взаимосвязь общей и специальной физической подготовки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма к различным факторам внешней среды. Совершенствование профессионально-важных двигательных и специальных качеств. Построение (структура) нагрузок для общей и специальной физической подготовки. ТЕМА 7. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Самостоятельные занятия как одна из форм базовой и профессионально-прикладной физической культуры. Направленность и содержание самостоятельных занятий. Взаимосвязь между уровнем физической подготовленности, объемом и интенсивностью применяемых нагрузок. Возрастные особенности самостоятельных занятий физическими упражнениями. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Контроль и самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях. Гигиена при самостоятельных занятиях физической культурой. Третий курс
ТЕМА 8. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Массовый спорт и спорт высших достижений, Олимпийский спорт и международное олимпийское движение, олимпийская хартия. Цели, задачи и организационно-методические особенности массового спорта и спорта высших достижений. Критерии оценки развития спорта и индивидуального мастерства спортсменов. Физкультурно-спортивные комплексы и Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Краткая характеристика основных групп видов спорта и современных популярных систем физических упражнений. Студенческий спорт. Система студенческих соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Спортивные соревнования как средство и метод общей, профессионально-прикладной и спортивной подготовки студентов. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. ТЕМА 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ Общие положения и понятия методики. Общедидактические и специфические принципы профессионально-прикладной физической подготовки и спортивной тренировки. Методы и приемы физического совершенствования студентов. Методика формирования двигательных навыков. Методика совершенствования физических качеств и способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей). Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, методика совершенствования телосложения. Методика формирования психических качеств в процессе физического воспитания. Средства и методы восстановления и повышения работоспособности организма. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма физического совершенствования. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.
ТЕМА 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ Социально-экономическая и личная необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Понятие о ППФП, ее цели, задачи, средства и методы. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Организация, формы и содержание ППФП студентов гуманитарных вузов (управленческого, экономического и юридического направлений). Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Прикладные виды спорта и их элементы. Дополнительные (нетрадиционные) средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, климатических и географических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в режим труда и отдыха производственного коллектива. Тематика методико-практических занятий
Первый курс Тема 1. Организационно-методическое занятие (Ознакомление студентов с содержанием и порядком освоения дисциплины, правилами поведения и мерам безопасности на занятиях по физической культуре). Тема 2. Методы самооценки работоспособности, усталости, утомления. Тема 3. Методика проведения подготовительной части занятия. Тема 4. Методика проведения учебно-тренировочного занятия по физической культуре. Тема 5. Методика корригирующей гимнастики для глаз. Тема 6. Основы методики овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, самозащита при нападении). Второй курс
Тема 7. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Тема 8. Методы контроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, номограммы, формулы и т.п.). Тема 9. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (предельные и непредельные тесты, гипоксические пробы и т.п.). Тема 10. Методика применения средств направленного совершенствования отдельных физических качеств и способностей на основе индивидуального подхода. Тема 11. Методы оценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, и контрольные задания). Тема 12. Методика составления индивидуальных тренировочных программ оздоровительной и тренировочной направленности. Третий курс
Тема 13. Основы методики тренировки по избранному виду спорта. Тема 14. Организация соревнований и практика судейства по избранному виду спорта. Тема 15. Содержание и методика проведения утренней гигиенической гимнастики, физкультурных минут и пауз в процессе учебы или профессиональной деятельности. Тема 16. Содержание и методика применения физических упражнений рекреативной направленности. Тема 17. Средства и методы восстановления и повышения работоспособности человека. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Гимнастика. Атлетическая гимнастика и аэробика. Силовые упражнения на гимнастических снарядах, с партнером, т/а штангами, гантелями и резиновыми амортизаторами. Выполнение контрольных нормативов: подтягивание на перекладине; приседание, поднимание туловища в положении лежа на спине; сгибание рук в положении лежа. Тема 2. Легкая атлетика. Равномерный длительный бег и ходьба преимущественно аэробной направленности. Бег по пересеченной местности. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Тренировка в беге на короткие дистанции: бег с высокого и низкого старта, бег по дистанции, финиширование. Интервальный и повторный бег на дистанции 100 – 1000 м. Эстафетный бег: обучение технике передачи эстафетной палочки, встречные эстафеты. Обучение технике прыжка в длину: с места и с разбега. Подготовка к выполнению контрольных нормативов: женщины – бег на 100; бег на 500 м; прыжок в длину с места; мужчины – бег на 100; бег на 1000 м; прыжок в длину с места.
Тема 3. Спортивные игры Подвижные и спортивные игры на открытых площадках: мини-футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис. 1. Волейбол. Техника нападения: стойки и перемещения, подачи, передачи, нападающие удары. Техника защиты: стойки и перемещения, прием мяча, блокирование. Элементы тактики игры: индивидуальные групповые и командные действия, варианты тактических систем в нападении и защите. Правила игры. 2. Баскетбол. Техника игры в нападении. Перемещения: обычный бег, и бег приставными шагами с изменениями направления, прыжки, остановки, повороты, старты. Владение мячом: ловля и передача мяча правой и левой рукой, двумя руками на месте и в движении; броски мяча в корзину; штрафные броски. Техника игры в защите. Перемещения: защитная стойка, передвижение обычными и приставными шагами, передвижение вперед спиной. Овладение мячом: при отскоке от щита или корзины, вырывание, выбивание и перехваты мяча, способы противодействия броскам в корзину. Элементы тактики игры: индивидуальные действия игрока с мячом и без мяча, взаимодействие двух, трех и более игроков, командные действия, варианты тактических систем в нападении и защите. Правила игры. 3.Мини- футбол. Техника игры: передвижения, удары по мячу, остановки мяча, обманные движения (финты), отбор мяча, вбрасывание мяча. Техника игры вратаря. Элементы тактики игры: функции игроков, групповая и командная тактика, стандартные ситуации. Правила игры. 4. Настольный теннис. Техника игры: стойки игрока; подачи – “маятник”, “челнок”, “веер”, “бумеранг”; удары по мячу – накат открытой ракеткой (справа), короткий накат, длинный накат, удар по свече, накат закрытой ракеткой (слева при европейском хвате), подрезка открытой ракеткой, подрезка закрытой ракеткой (слева при европейском хвате), топ-спин справа и слева, крученая свеча, плоский удар; передвижения. Элементы тактики игры: комбинации – нападающего против нападающего, нападающего против защитника, защитника против нападающего, защитника против защитника. Правила соревнований. Участие и судейство соревнований по настольному теннису. Тема 4. Плавание. Изучение техники плавания различными стилями. Изучение и тренировка старта и поворота. Изучение приемов спасения утопающего. Тренировка в плавании на 25, 50 и 100 м. Выполнение контрольных нормативов. Тема 5. Специальная физическая подготовка. Комплексные занятия, направленные на развитие и совершенствование силы, силовой выносливости, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Изучение и совершенствование техники: ударов руками и ногами, комбинации и связки ударов руками и ногами; защита от ударов; освобождения от захватов и обхватов; защита от ударов предметами (ножом, палкой, бутылкой и т.п.); болевые приемы, стоя; задержание нападающего; помощь товарищу при нападении. Специальные приемы самозащиты для девушек. Меры безопасности при изучении приемов самозащиты.
ПРОВЕРКА И Оценка физической подготовленности студентов
Студенты, выполнившие рабочую учебную программу, в каждом семестре сдают зачет по дисциплине “Физическая культура”. Условием допуска к зачету является регулярность посещения учебных занятий, физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности. Критерием для зачета является экспертная оценка преподавателем регулярности посещения учебных занятий и выполнения контрольных упражнений (тестов). Общая оценка за семестр определяется по результатам выполнения всех трех разделов учебной программы: - теоретический раздел; -методико-практический раздел; -практический раздел.
1. Овладение теоретическими и методическими знаниями, методическими умениями и навыками. Оценивается уровень освоения теоретических и методических знаний, практических умений и навыков их применения на оценку не ниже удовлетворительно. Оценка по этому разделу программы может выставляться по результатам устного опроса или по реферату. Тему реферата определяет преподаватель, ведущий занятия в группе. По решению кафедры студентам могут предлагаться и другие темы рефератов, связанные с научно-исследовательской деятельностью студентов.
2. Общая и специальная физическая подготовка. В каждом семестре студенты сдают специальные тесты: женщины – бег на 100; бег на 500 м; прыжок в длину с места; приседание, поднимание туловища из положения лежа на спине; сгибание и разгибание рук в положении лежа; плавание 50м. мужчины – бег на 100; бег на 1000 м; прыжок в длину; подтягивание на перекладине; приседание, поднимание туловища из положения лежа на спине; сгибание и разгибание рук в положении лежа; плавание 50м. Обязательные тесты проводятся в начале (сентябрь – октябрь) и конце учебного года (май – июнь). Все назначенные для проверки тесты выполняются студентами, как правило, в течение одного дня (за исключением плавания). 3. Спортивно-техническая подготовка. В каждом семестре студенты сдают тесты по знанию правил спортивных игр, судейства соревнований и выполняют 2-3 теста по спортивно-технической подготовленности в соответствии с программой по избранному виду спорта, спортивным играм, (оздоровительной системе). Оценка по физической культуре определяется по количеству баллов, набранных за посещение учебных занятий, за теоретические и методические знания, за выполнение контрольных нормативов и участие в спортивных мероприятиях. При существенном превышении нормативов в контрольных упражнениях студенту могут быть начислены поощрительные баллы. При низком исходном физическом состоянии студента по решению кафедры положительная оценка может быть выставлена и при невыполнении им минимальных требований, но при положительном приросте результатов в контрольных упражнениях и регулярном посещении учебных занятий. Студенты, пропустившие учебные занятия по уважительным причинам и не прошедшие необходимой подготовки, к зачетам допускаются только после соответствующей тренировки. Преподаватели кафедры на каждое итоговое выполнение контрольных тестов составляют ведомость (протокол), в котором отражаются: - номер учебной группы и факультет; - дата и время проведения контрольной проверки; - фамилии и инициалы студентов; - виды контрольных тестов (упражнений); - показанные результаты; - оценки и баллы; - отсутствующие на зачете; - подпись преподавателя. В каждом семестре по сумме всех перечисленных выше показателей определяется рейтинг студентов и лучшие спортсмены учебных групп, курсов, факультетов.
Объем и содержание дисциплины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.014 с.) |