Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и

Поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

История возникновения и развития физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Основные понятия физической культуры.

Физическая культура в современном обществе (структура, содержание и функции).

Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации (законы, постановления, инструкции).

Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и основа гармоничного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Тема 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры в совершенствовании функциональных возможностей человека. Физиологические механизмы и закономерности обеспечения двигательной деятельности человека. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Тема 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье человека как общественная ценность. Факторы, определяющие здоровье. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни студентов.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

ТЕМА 4. КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

Оценка состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный и педагогический контроль за занимающимися.

Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. Использование методов стандартов, антропометрических и физиологических индексов и номограмм, предельных и непредельных тестов для оценки физического состояния и физической подготовленности организма.

Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контрольных показателей.

Второй курс

 

ТЕМА 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

Оздоровительно-реабилитационная и рекреационная физическая культура. Особенности применения физических упражнений для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студента, повышения эффективности учебного труда.

Тема 6. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная (профессионально-прикладная) физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Взаимосвязь общей и специальной физической подготовки.

Двигательная функция и повышение устойчивости организма к различным факторам внешней среды. Совершенствование профессионально-важных двигательных и специальных качеств.

Построение (структура) нагрузок для общей и специальной физической подготовки.

ТЕМА 7. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Самостоятельные занятия как одна из форм базовой и профессионально-прикладной физической культуры. Направленность и содержание самостоятельных занятий. Взаимосвязь между уровнем физической подготовленности, объемом и интенсивностью применяемых нагрузок.

Возрастные особенности самостоятельных занятий физическими упражнениями. Особенности самостоятельных занятий для женщин.

Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Планирование и управление самостоятельными занятиями.

Контроль и самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

Гигиена при самостоятельных занятиях физической культурой.

Третий курс

 

ТЕМА 8. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА

ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Массовый спорт и спорт высших достижений, Олимпийский спорт и международное олимпийское движение, олимпийская хартия. Цели, задачи и

организационно-методические особенности массового спорта и спорта высших достижений. Критерии оценки развития спорта и индивидуального мастерства спортсменов. Физкультурно-спортивные комплексы и Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК).

Краткая характеристика основных групп видов спорта и современных популярных систем физических упражнений.

Студенческий спорт. Система студенческих соревнований. Общественные студенческие спортивные организации.

Спортивные соревнования как средство и метод общей, профессионально-прикладной и спортивной подготовки студентов.

Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений.

Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе.

ТЕМА 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Общие положения и понятия методики. Общедидактические и специфические принципы профессионально-прикладной физической подготовки и спортивной тренировки.

Методы и приемы физического совершенствования студентов. Методика формирования двигательных навыков. Методика совершенствования физических качеств и способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей). Значение мышечной релаксации.

Возможность и условия коррекции физического развития, методика совершенствования телосложения.

Методика формирования психических качеств в процессе физического воспитания.

Средства и методы восстановления и повышения работоспособности организма.

Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма физического совершенствования. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

 

ТЕМА 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ

Социально-экономическая и личная необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Понятие о ППФП, ее цели, задачи, средства и методы.

Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Организация, формы и содержание ППФП студентов гуманитарных вузов (управленческого, экономического и юридического направлений). Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Прикладные виды спорта и их элементы.

Дополнительные (нетрадиционные) средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, климатических и географических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в режим труда и отдыха производственного коллектива.

Тематика методико-практических занятий

 

Первый курс

Тема 1. Организационно-методическое занятие (Ознакомление студентов с содержанием и порядком освоения дисциплины, правилами поведения и мерам безопасности на занятиях по физической культуре).

Тема 2. Методы самооценки работоспособности, усталости, утомления.

Тема 3. Методика проведения подготовительной части занятия.

Тема 4. Методика проведения учебно-тренировочного занятия по физической культуре.

Тема 5. Методика корригирующей гимнастики для глаз.

Тема 6. Основы методики овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, самозащита при нападении).

Второй курс

 

Тема 7. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

Тема 8. Методы контроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, номограммы, формулы и т.п.).

Тема 9. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (предельные и непредельные тесты, гипоксические пробы и т.п.).

Тема 10. Методика применения средств направленного совершенствования отдельных физических качеств и способностей на основе индивидуального подхода.

Тема 11. Методы оценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, и контрольные задания).

Тема 12. Методика составления индивидуальных тренировочных программ оздоровительной и тренировочной направленности.

Третий курс

 

Тема 13. Основы методики тренировки по избранному виду спорта.

Тема 14. Организация соревнований и практика судейства по избранному виду спорта.

Тема 15. Содержание и методика проведения утренней гигиенической гимнастики, физкультурных минут и пауз в процессе учебы или профессиональной деятельности.

Тема 16. Содержание и методика применения физических упражнений рекреативной направленности.

Тема 17. Средства и методы восстановления и повышения работоспособности человека.

ТЕМАТИКА

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Гимнастика.

Атлетическая гимнастика и аэробика.

Силовые упражнения на гимнастических снарядах, с партнером, т/а штангами, гантелями и резиновыми амортизаторами. Выполнение контрольных нормативов:

подтягивание на перекладине; приседание, поднимание туловища в положении лежа на спине; сгибание рук в положении лежа.

Тема 2. Легкая атлетика.

Равномерный длительный бег и ходьба преимущественно аэробной направленности. Бег по пересеченной местности.

Специальные беговые и прыжковые упражнения.

Тренировка в беге на короткие дистанции: бег с высокого и низкого старта, бег по дистанции, финиширование.

Интервальный и повторный бег на дистанции 100 – 1000 м.

Эстафетный бег: обучение технике передачи эстафетной палочки, встречные эстафеты.

Обучение технике прыжка в длину: с места и с разбега.

Подготовка к выполнению контрольных нормативов:

женщины – бег на 100; бег на 500 м; прыжок в длину с места;

мужчины – бег на 100; бег на 1000 м; прыжок в длину с места.

 

Тема 3. Спортивные игры

Подвижные и спортивные игры на открытых площадках: мини-футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис.

1. Волейбол.

Техника нападения: стойки и перемещения, подачи, передачи, нападающие удары.

Техника защиты: стойки и перемещения, прием мяча, блокирование. Элементы тактики игры: индивидуальные групповые и командные действия, варианты тактических систем в нападении и защите. Правила игры.

2. Баскетбол.

Техника игры в нападении. Перемещения: обычный бег, и бег приставными шагами с изменениями направления, прыжки, остановки, повороты, старты. Владение мячом: ловля и передача мяча правой и левой рукой, двумя руками на месте и в движении; броски мяча в корзину; штрафные броски.

Техника игры в защите. Перемещения: защитная стойка, передвижение обычными и приставными шагами, передвижение вперед спиной. Овладение мячом: при отскоке от щита или корзины, вырывание, выбивание и перехваты мяча, способы противодействия броскам в корзину.

Элементы тактики игры: индивидуальные действия игрока с мячом и без мяча, взаимодействие двух, трех и более игроков, командные действия, варианты тактических систем в нападении и защите.

Правила игры.

3.Мини- футбол.

Техника игры: передвижения, удары по мячу, остановки мяча, обманные движения (финты), отбор мяча, вбрасывание мяча.

Техника игры вратаря.

Элементы тактики игры: функции игроков, групповая и командная тактика, стандартные ситуации.

Правила игры.

4. Настольный теннис.

Техника игры: стойки игрока; подачи – “маятник”, “челнок”, “веер”, “бумеранг”; удары по мячу – накат открытой ракеткой (справа), короткий накат, длинный накат, удар по свече, накат закрытой ракеткой (слева при европейском хвате), подрезка открытой ракеткой, подрезка закрытой ракеткой (слева при европейском хвате), топ-спин справа и слева, крученая свеча, плоский удар; передвижения.

Элементы тактики игры: комбинации – нападающего против нападающего, нападающего против защитника, защитника против нападающего, защитника против защитника. Правила соревнований.

Участие и судейство соревнований по настольному теннису.

Тема 4. Плавание.

Изучение техники плавания различными стилями.

Изучение и тренировка старта и поворота. Изучение приемов спасения утопающего. Тренировка в плавании на 25, 50 и 100 м.

Выполнение контрольных нормативов.

Тема 5. Специальная физическая подготовка.

Комплексные занятия, направленные на развитие и совершенствование силы, силовой выносливости, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

Изучение и совершенствование техники: ударов руками и ногами, комбинации и связки ударов руками и ногами; защита от ударов; освобождения от захватов и обхватов; защита от ударов предметами (ножом, палкой, бутылкой и т.п.); болевые приемы, стоя; задержание нападающего; помощь товарищу при нападении. Специальные приемы самозащиты для девушек. Меры безопасности при изучении приемов самозащиты.

 

ПРОВЕРКА И Оценка

физической подготовленности студентов

 

Студенты, выполнившие рабочую учебную программу, в каждом семестре сдают зачет по дисциплине “Физическая культура”. Условием допуска к зачету является регулярность посещения учебных занятий, физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности. Критерием для зачета является экспертная оценка преподавателем регулярности посещения учебных занятий и выполнения контрольных упражнений (тестов).

Общая оценка за семестр определяется по результатам выполнения всех трех разделов учебной программы:

- теоретический раздел;

-методико-практический раздел;

-практический раздел.

 

1. Овладение теоретическими и методическими знаниями, методическими умениями и навыками.

Оценивается уровень освоения теоретических и методических знаний, практических умений и навыков их применения на оценку не ниже удовлетворительно.

Оценка по этому разделу программы может выставляться по результатам устного опроса или по реферату. Тему реферата определяет преподаватель, ведущий занятия в группе. По решению кафедры студентам могут предлагаться и другие темы рефератов, связанные с научно-исследовательской деятельностью студентов.

 

2. Общая и специальная физическая подготовка.

В каждом семестре студенты сдают специальные тесты:

женщины – бег на 100; бег на 500 м; прыжок в длину с места; приседание, поднимание туловища из положения лежа на спине; сгибание и разгибание рук в положении лежа; плавание 50м.

мужчины – бег на 100; бег на 1000 м; прыжок в длину; подтягивание на перекладине; приседание, поднимание туловища из положения лежа на спине; сгибание и разгибание рук в положении лежа; плавание 50м.

Обязательные тесты проводятся в начале (сентябрь – октябрь) и конце учебного года (май – июнь).

Все назначенные для проверки тесты выполняются студентами, как правило, в течение одного дня (за исключением плавания).

3. Спортивно-техническая подготовка.

В каждом семестре студенты сдают тесты по знанию правил спортивных игр, судейства соревнований и выполняют 2-3 теста по спортивно-технической подготовленности в соответствии с программой по избранному виду спорта, спортивным играм, (оздоровительной системе).

Оценка по физической культуре определяется по количеству баллов, набранных за посещение учебных занятий, за теоретические и методические знания, за выполнение контрольных нормативов и участие в спортивных мероприятиях.

При существенном превышении нормативов в контрольных упражнениях студенту могут быть начислены поощрительные баллы.

При низком исходном физическом состоянии студента по решению кафедры положительная оценка может быть выставлена и при невыполнении им минимальных требований, но при положительном приросте результатов в контрольных упражнениях и регулярном посещении учебных занятий.

Студенты, пропустившие учебные занятия по уважительным причинам и не прошедшие необходимой подготовки, к зачетам допускаются только после соответствующей тренировки.

Преподаватели кафедры на каждое итоговое выполнение контрольных тестов составляют ведомость (протокол), в котором отражаются:

- номер учебной группы и факультет;

- дата и время проведения контрольной проверки;

- фамилии и инициалы студентов;

- виды контрольных тестов (упражнений);

- показанные результаты;

- оценки и баллы;

- отсутствующие на зачете;

- подпись преподавателя.

В каждом семестре по сумме всех перечисленных выше показателей определяется рейтинг студентов и лучшие спортсмены учебных групп, курсов, факультетов.

 

Объем и содержание дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.014 с.)