Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Принципы и методы обучения

Поиск

В физическом воспитании

     
6.1. Методические принципы физического воспитания  
6.2. Методы физического воспитания  
6.3. Основы обучения движениям в физическом воспитании  
  ------------------------------------------------------------------------------------  

 

Методические принципы физического воспитания

 

Процесс обучения в любой сфере деятельности базируется на определенных методических принципах и методах, которые в своей совокупности представляют методику овладения различными приемами и действиями.

Принципы обучения – это основные исходные положения теории физической культуры, определяющие направления формирования личности в учебном процессе.

Методы обучения – это способы направленного воздействия на человека с целью развития физических качеств, формирования двигательных навыков, достижения определенных результатов.

В своей совокупности принципы и методы составляют основу обучения в процессе физического воспитания.

Обучение – процесс, включающий преподавание и учение, имеющий целью овладение занимающимися систематическими знаниями, умениями и навыками, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой спортивной науки.

 

Занятия лишь тогда ведут кратчайшим путем к цели, когда основываются на верных принципах. Основной принцип, определяющий направленность и организацию физического воспитания в нашем обществе – принцип всестороннего гармоничного развития личности. Есть, вместе с тем, ряд других принципов, являющихся обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Поскольку физическое воспитание – это вид педагогического процесса, то на него распространяются и общие принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, индивидуальность, систематичность, постепенное повышение требований. Принципы обучения в физическом воспитании – это основные положения, которыми руководствуются преподаватели и тренеры при обучении физическим упражнениям.

Принцип сознательности и активности

Процесс овладения учебным материалом – это активный процесс, требующий сознательного отношения как к учебной работе в целом, так и к осмысливанию учебного материала. Сознательное отношение к учебе является основной предпосылкой для активной деятельности обучающихся. Насколько успешным будет педагогический процесс, будет зависеть от того, насколько сознательно и активно будут относиться к этому процессу сами обучающиеся. Чтобы этого добиться, необходимо понимать сущность педагогической задачи и заинтересовано выполнять ее.

Сознательность. Все произвольные действия человека, в том числе и действия, выполняемые в процессе обучения физическим упражнениям, являются действиями сознательными. В процессе освоения новых действий движения всегда осмысливаются. Таким образом, принцип сознательности включает в себя:

· Сознательное отношение обучающихся к учебному материалу.

· Понимание и осмысливание учебного материала.

Педагог должен так организовать процесс обучения, чтобы обучающиеся знали и понимали смысл каждого отдельного задания и понимали, почему данное упражнение нужно выполнять именно так, а не иначе. Учащиеся должны научиться анализировать свои мышечные ощущения, уметь оценивать и знать результаты своих действий. Для этого в процессе обучения преподаватель должен руководствоваться в своей работе следующими правилами:

· Объяснять цель каждого нового упражнения и значение способов его выполнения.

· При обучении новым упражнениям или движениям опираться на ранее усвоенные умения и навыки, объяснять, что в них общего.

· Добиваться понимания значения выполняемых действий и техники их выполнения.

· Приучать учащихся отчитываться за свои действия и находить причины допущенных ошибок.

Активность. Высшей формой проявления сознательности в процессе обучения является творческая активность обучаемых. Вызвать ее – важнейшая задача преподавателя. Одним из проявлений творческой активности занимающихся является самостоятельность их действий. Поэтому преподавателю необходимо воспитывать у занимающихся умение самостоятельно решать двигательные задачи. Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответственной организации их. Физические упражнения по природе своей органически связаны с чувством радости, бодрости и другими положительными эмоциями. При умелой организации действие этого фактора усиливается и может стать одним из важнейших моментов в пробуждении и развитии интереса к занятиям. Существенным условием проявления активности является интенсивная работа. Большую стимулирующую роль играет успешное преодоление трудностей, рост спортивных достижений и похвала педагога. Таким образом, можно сформулировать следующие правила для педагога, необходимые для реализации принципа активности:

· Заинтересовать занимающихся

· Отмечать и положительно оценивать их успехи

· Использовать на занятиях индивидуальные задания для самостоятельной работы.

Принцип наглядности

В процессе обучения физическим упражнениям основное назначение наглядности заключается в создании у занимающегося яркого образа – представления о ранее незнакомом движении. Другая задача наглядности при обучении физическим упражнениям – помочь обучаемым при выполнении движений ориентироваться в пространстве и во времени, чтобы обеспечить, таким образом, правильное исполнение упражнения. Представление о движении создается с помощью живого показа; образного объяснения; применением наглядных учебных пособий (фото и видеоматериалов).

Особо важную роль в решении этой задачи играет практический показ упражнения. При восприятии продемонстрированного упражнения у занимающихся создается зрительный образ движения. Основным условием создания верного представления о движении является зрительное восприятие. Именно зрение дает возможность наиболее полно судить о форме, положении предмета в пространстве, направлении и скорости движения. Существенную помощь в создании правильного представления о движении может оказать образное объяснение, при котором учащиеся как бы непосредственно чувственно воспринимают то движение, о котором им рассказывают. Большое значение в формировании правильного образа движения и его временных характеристик приобретает осознание ритма движения (например, ритм разбега в прыжках или стартовых шагах в спринте). Это достигается с помощью воспроизведения звука любым способом – подсчетом, хлопками или музыкой. Чтобы обеспечить наглядность в обучении, необходимо руководствоваться следующими правилами:

· Заранее продумать, как надо показать упражнение

· Объясняя и показывая, учитывать знания и предыдущий двигательный опыт занимающихся

· Не показывать и не объяснять всех деталей упражнения сразу, а делать это постепенно, по мере необходимости.

· Использовать наглядность не только во время ознакомления с новым упражнением, но и в процессе практического его освоения (указание пространственных ориентиров, подача звуковых сигналов).

· Чем слабее подготовлена группа, и чем меньше возраст учащихся, тем в большой мере следует использовать наглядность.

Принцип систематичности

Каждый учебный предмет, как и всякое физическое упражнение, изучается в определенной последовательности. Систематичность в физическом воспитании означает постепенное, последовательное и непрерывное вооружение занимающихся системой знаний, двигательных умений и навыков и развитие их физических, интеллектуальных и волевых качеств. И знания, и умения, и навыки должны приобретаться и осваиваться в определенной системе, т.е. не изолированно, а в определенном порядке и связях друг с другом. Соблюдать принцип систематичности в обучении это значит располагать учебный материал в такой последовательности, которая помогла бы усвоению новых знаний, умений и навыков на основе предшествующего опыта. Ранее усвоенные умения должны помогать осваивать новые знания, умения и навыки. Это значит, что в каждом новом упражнении должно быть и новое и общее с предыдущими упражнениями. Усвоение нового упражнения должно быть подготовлено предыдущим. Основным условием обеспечения последовательности в упражнениях является выполнение занимающимися двигательных задач постепенно нарастающей трудности. Иногда подобрать ряд упражнений постепенно нарастающей сложности по определенному двигательному умению очень трудно. Тогда прибегают к накапливанию нужного двигательного опыта, применяя подводящие упражнения.

Систематичность в обучении означает также регулярность работы занимающихся. Нерегулярные занятия, с пропусками, не смогут обеспечить ни полноценного физического развития, ни освоения нужных знаний, умений и навыков. Оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. В этом случае эффект каждого последующего занятия «наслаивается» на «следы» предыдущих занятий. Закрепляются и развиваются положительные изменения, вызванные предыдущими занятиями. Непрерывность процесса физического воспитания предполагает также рациональное чередование нагрузок и отдыха. Не зря говорят, что искусство физического воспитания – это в определенной мере искусство чередовать нагрузку и отдых.

В обеспечении систематичности необходимо придерживаться следующих правил:

· Заранее распределить и спланировать последовательность изучения нового упражнения.

· Не заставлять обучающихся преодолевать несколько трудностей одновременно.

· Обучать сначала главной, ведущей фазе упражнения, затем переходить к второстепенным.

· Время от времени необходимо повторять изученную основную фазу движения.

Принцип доступности

Учебный материал может быть освоен только тогда, когда он будет посилен для данной группы занимающихся. Доступными и посильными для усвоения должны быть все элементы обучения: показ, объяснение, техническая сложность учебного материала, общая физическая нагрузка. Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, то есть такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся. То, что было недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменятся и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся. Таким образом, постоянно стимулируется их дальнейшее развитие.

Доступность, обеспечивается при соблюдении следующих условий:

· Преемственность физических упражнений. Необходимо так распределять материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению материала очередного занятия. Необходимо соблюдать правило от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному.

· Постепенность – переход от одних заданий к другим, более трудным. Соблюдение правила от простого к сложному, от легкого к трудному.

· Использование специальных средств и методов направленных на формирование непосредственной готовности к выполнению заданий ( использование подготовительных и подводящих упражнений ).

Принцип индивидуализации

Индивидуализация – это такое построение всего процесса физического воспитания, при котором осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Функциональные возможности организма у каждого человека индивидуальны. В учебной группе, где собраны учащиеся одного возраста, пола и имеющие общую предварительную подготовку, не возможно найти двух человек с одинаковыми функциональными возможностями. Индивидуальные отличия проявляются во всем: в том, как осваиваются движения, как организм реагирует на нагрузку и т.д. Поэтому процесс физического воспитания необходимо индивидуализировать. Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений:

· Общеподготовительного (общая физическая подготовка по программе общеобразовательной школы, вуза и т.д.). Индивидуализация осуществляется за счет методов обучения и воспитания и дополнительных средств, позволяющих индивидуализировать путь к выполнению общих программных требований.

· Специализированного (спортивная специализация). Углубленное совершенствование в избранной деятельности. Методы и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей и одаренности человека.

Индивидуальных подход в процессе обучения и воспитания необходим при решении любой задачи: и при формировании знаний, умений и навыков, и при воспитании физических и духовных качеств.

Принцип постепенного повышения требований (динамичности).

Физическое воспитание это процесс, который находится в постоянном движении, в развитии, который непрерывно изменяется от занятия к занятию, от этапа к этапу. При этом характерной чертой является повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности воздействия. Принцип постепенного повышения требований выражается в необходимости регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Это необходимо как условие дальнейшего совершенствования. По мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря которому легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать ранее приобретенные умения и навыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.012 с.)