Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Принципы и методы обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В физическом воспитании
Методические принципы физического воспитания
Процесс обучения в любой сфере деятельности базируется на определенных методических принципах и методах, которые в своей совокупности представляют методику овладения различными приемами и действиями. Принципы обучения – это основные исходные положения теории физической культуры, определяющие направления формирования личности в учебном процессе. Методы обучения – это способы направленного воздействия на человека с целью развития физических качеств, формирования двигательных навыков, достижения определенных результатов. В своей совокупности принципы и методы составляют основу обучения в процессе физического воспитания. Обучение – процесс, включающий преподавание и учение, имеющий целью овладение занимающимися систематическими знаниями, умениями и навыками, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой спортивной науки.
Занятия лишь тогда ведут кратчайшим путем к цели, когда основываются на верных принципах. Основной принцип, определяющий направленность и организацию физического воспитания в нашем обществе – принцип всестороннего гармоничного развития личности. Есть, вместе с тем, ряд других принципов, являющихся обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Поскольку физическое воспитание – это вид педагогического процесса, то на него распространяются и общие принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, индивидуальность, систематичность, постепенное повышение требований. Принципы обучения в физическом воспитании – это основные положения, которыми руководствуются преподаватели и тренеры при обучении физическим упражнениям. Принцип сознательности и активности Процесс овладения учебным материалом – это активный процесс, требующий сознательного отношения как к учебной работе в целом, так и к осмысливанию учебного материала. Сознательное отношение к учебе является основной предпосылкой для активной деятельности обучающихся. Насколько успешным будет педагогический процесс, будет зависеть от того, насколько сознательно и активно будут относиться к этому процессу сами обучающиеся. Чтобы этого добиться, необходимо понимать сущность педагогической задачи и заинтересовано выполнять ее. Сознательность. Все произвольные действия человека, в том числе и действия, выполняемые в процессе обучения физическим упражнениям, являются действиями сознательными. В процессе освоения новых действий движения всегда осмысливаются. Таким образом, принцип сознательности включает в себя: · Сознательное отношение обучающихся к учебному материалу. · Понимание и осмысливание учебного материала. Педагог должен так организовать процесс обучения, чтобы обучающиеся знали и понимали смысл каждого отдельного задания и понимали, почему данное упражнение нужно выполнять именно так, а не иначе. Учащиеся должны научиться анализировать свои мышечные ощущения, уметь оценивать и знать результаты своих действий. Для этого в процессе обучения преподаватель должен руководствоваться в своей работе следующими правилами: · Объяснять цель каждого нового упражнения и значение способов его выполнения. · При обучении новым упражнениям или движениям опираться на ранее усвоенные умения и навыки, объяснять, что в них общего. · Добиваться понимания значения выполняемых действий и техники их выполнения. · Приучать учащихся отчитываться за свои действия и находить причины допущенных ошибок. Активность. Высшей формой проявления сознательности в процессе обучения является творческая активность обучаемых. Вызвать ее – важнейшая задача преподавателя. Одним из проявлений творческой активности занимающихся является самостоятельность их действий. Поэтому преподавателю необходимо воспитывать у занимающихся умение самостоятельно решать двигательные задачи. Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответственной организации их. Физические упражнения по природе своей органически связаны с чувством радости, бодрости и другими положительными эмоциями. При умелой организации действие этого фактора усиливается и может стать одним из важнейших моментов в пробуждении и развитии интереса к занятиям. Существенным условием проявления активности является интенсивная работа. Большую стимулирующую роль играет успешное преодоление трудностей, рост спортивных достижений и похвала педагога. Таким образом, можно сформулировать следующие правила для педагога, необходимые для реализации принципа активности: · Заинтересовать занимающихся · Отмечать и положительно оценивать их успехи · Использовать на занятиях индивидуальные задания для самостоятельной работы. Принцип наглядности В процессе обучения физическим упражнениям основное назначение наглядности заключается в создании у занимающегося яркого образа – представления о ранее незнакомом движении. Другая задача наглядности при обучении физическим упражнениям – помочь обучаемым при выполнении движений ориентироваться в пространстве и во времени, чтобы обеспечить, таким образом, правильное исполнение упражнения. Представление о движении создается с помощью живого показа; образного объяснения; применением наглядных учебных пособий (фото и видеоматериалов). Особо важную роль в решении этой задачи играет практический показ упражнения. При восприятии продемонстрированного упражнения у занимающихся создается зрительный образ движения. Основным условием создания верного представления о движении является зрительное восприятие. Именно зрение дает возможность наиболее полно судить о форме, положении предмета в пространстве, направлении и скорости движения. Существенную помощь в создании правильного представления о движении может оказать образное объяснение, при котором учащиеся как бы непосредственно чувственно воспринимают то движение, о котором им рассказывают. Большое значение в формировании правильного образа движения и его временных характеристик приобретает осознание ритма движения (например, ритм разбега в прыжках или стартовых шагах в спринте). Это достигается с помощью воспроизведения звука любым способом – подсчетом, хлопками или музыкой. Чтобы обеспечить наглядность в обучении, необходимо руководствоваться следующими правилами: · Заранее продумать, как надо показать упражнение · Объясняя и показывая, учитывать знания и предыдущий двигательный опыт занимающихся · Не показывать и не объяснять всех деталей упражнения сразу, а делать это постепенно, по мере необходимости. · Использовать наглядность не только во время ознакомления с новым упражнением, но и в процессе практического его освоения (указание пространственных ориентиров, подача звуковых сигналов). · Чем слабее подготовлена группа, и чем меньше возраст учащихся, тем в большой мере следует использовать наглядность. Принцип систематичности Каждый учебный предмет, как и всякое физическое упражнение, изучается в определенной последовательности. Систематичность в физическом воспитании означает постепенное, последовательное и непрерывное вооружение занимающихся системой знаний, двигательных умений и навыков и развитие их физических, интеллектуальных и волевых качеств. И знания, и умения, и навыки должны приобретаться и осваиваться в определенной системе, т.е. не изолированно, а в определенном порядке и связях друг с другом. Соблюдать принцип систематичности в обучении это значит располагать учебный материал в такой последовательности, которая помогла бы усвоению новых знаний, умений и навыков на основе предшествующего опыта. Ранее усвоенные умения должны помогать осваивать новые знания, умения и навыки. Это значит, что в каждом новом упражнении должно быть и новое и общее с предыдущими упражнениями. Усвоение нового упражнения должно быть подготовлено предыдущим. Основным условием обеспечения последовательности в упражнениях является выполнение занимающимися двигательных задач постепенно нарастающей трудности. Иногда подобрать ряд упражнений постепенно нарастающей сложности по определенному двигательному умению очень трудно. Тогда прибегают к накапливанию нужного двигательного опыта, применяя подводящие упражнения. Систематичность в обучении означает также регулярность работы занимающихся. Нерегулярные занятия, с пропусками, не смогут обеспечить ни полноценного физического развития, ни освоения нужных знаний, умений и навыков. Оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. В этом случае эффект каждого последующего занятия «наслаивается» на «следы» предыдущих занятий. Закрепляются и развиваются положительные изменения, вызванные предыдущими занятиями. Непрерывность процесса физического воспитания предполагает также рациональное чередование нагрузок и отдыха. Не зря говорят, что искусство физического воспитания – это в определенной мере искусство чередовать нагрузку и отдых. В обеспечении систематичности необходимо придерживаться следующих правил: · Заранее распределить и спланировать последовательность изучения нового упражнения. · Не заставлять обучающихся преодолевать несколько трудностей одновременно. · Обучать сначала главной, ведущей фазе упражнения, затем переходить к второстепенным. · Время от времени необходимо повторять изученную основную фазу движения. Принцип доступности Учебный материал может быть освоен только тогда, когда он будет посилен для данной группы занимающихся. Доступными и посильными для усвоения должны быть все элементы обучения: показ, объяснение, техническая сложность учебного материала, общая физическая нагрузка. Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, то есть такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся. То, что было недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменятся и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся. Таким образом, постоянно стимулируется их дальнейшее развитие. Доступность, обеспечивается при соблюдении следующих условий: · Преемственность физических упражнений. Необходимо так распределять материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению материала очередного занятия. Необходимо соблюдать правило от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному. · Постепенность – переход от одних заданий к другим, более трудным. Соблюдение правила от простого к сложному, от легкого к трудному. · Использование специальных средств и методов направленных на формирование непосредственной готовности к выполнению заданий ( использование подготовительных и подводящих упражнений ). Принцип индивидуализации Индивидуализация – это такое построение всего процесса физического воспитания, при котором осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Функциональные возможности организма у каждого человека индивидуальны. В учебной группе, где собраны учащиеся одного возраста, пола и имеющие общую предварительную подготовку, не возможно найти двух человек с одинаковыми функциональными возможностями. Индивидуальные отличия проявляются во всем: в том, как осваиваются движения, как организм реагирует на нагрузку и т.д. Поэтому процесс физического воспитания необходимо индивидуализировать. Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений: · Общеподготовительного (общая физическая подготовка по программе общеобразовательной школы, вуза и т.д.). Индивидуализация осуществляется за счет методов обучения и воспитания и дополнительных средств, позволяющих индивидуализировать путь к выполнению общих программных требований. · Специализированного (спортивная специализация). Углубленное совершенствование в избранной деятельности. Методы и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей и одаренности человека. Индивидуальных подход в процессе обучения и воспитания необходим при решении любой задачи: и при формировании знаний, умений и навыков, и при воспитании физических и духовных качеств. Принцип постепенного повышения требований (динамичности). Физическое воспитание это процесс, который находится в постоянном движении, в развитии, который непрерывно изменяется от занятия к занятию, от этапа к этапу. При этом характерной чертой является повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности воздействия. Принцип постепенного повышения требований выражается в необходимости регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Это необходимо как условие дальнейшего совершенствования. По мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря которому легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать ранее приобретенные умения и навыки.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.012 с.) |