Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории и технологии обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Осознание людьми ценности знания, а также важности его передачи последующим поколениям породило в жизни общества такой процесс, как обучение. Обучение, с одной стороны, имеет общие с процессом воспитания задачи, направленные на развитие личности. С другой стороны, обучение занимает свое место в процессе формирования и развития личности, а именно: организация процесса усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Мы уже подчеркивали мысль о том, что отрасль педагогики, которая занимается разработкой научных основ обучения, называется дидактикой. Актуальной задачей дидактики является вопрос о соотношении обучения и развития. В процессе обучения можно выделить в качестве основных содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций и теорий. Существующие теории можно объединить в три группы. § Теории, согласно которым обучение есть одновременно и процесс развития (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка, У. Джеймс). § Обучение как следствие развития: обосновывается идея о том, что развитие создает определенные возможности для обучения (В. Штерн, Ж. Пиаже). § Обучение опережает развитие, формируя в личности новые подструктуры и образования. Идея о ведущей роли обучения в развитии личности позволила Л.С. Выготскому выделить в интеллекте ребенка два уровня: а) уровень актуального развития, т.е. то, что он может выполнить самостоятельно; б) «зона ближайшего развития» (то, что сегодня выполняется с помощью взрослых, создает возможность самостоятельного осуществления в будущем). Раскроем более подробно наиболее значимые теории обучения. Ассоциативная теория обучения (сформировалась на основе сенсуализма Ф. Бекона и Дж. Локка, а также педагогических трудов Я.-А. Коменского), которая основой любого обучения рассматривает чувственное познание. В процессе такого обучения в сознании человека накапливаются наглядные образы и представления, которые не только расширяют его жизненный опыт, но и приводят к обобщениям на основе сравнения. На основе ассоциативной теории обучения сформировался объяснительно-иллюстративный метод обучения, основными признаками которого являются: § классно-урочная система организации учебного процесса; § усвоение знаний и их последующее применение как цели обучения; § наглядность как главный метод обучения. Теория программированного и алгоритмического обучения сформировалась на основе бихевиоризма (теория «проб и ошибок» Торндайка), который, экспериментально изучая особенности научения у животных, сформулировал закон обучения, названный законом «эффекта»: случайно найденная в процессе проб и подкрепленная удовольствием реакция на стимул будет воспроизводиться при повторении стимула. На основе этого закона были сформулированы принципы программированного обучения: § предъявление информации в процессе обучения небольшими порциями, усвоение которой должно быть предметом контроля со стороны и самоконтроля; § новая информация должна подвергаться корректировке в зависимости от того, как усвоен предыдущий материал. Алгоритмическое обучение имеет свои принципы осуществления дидактического процесса: § последовательное применение общих схем (или алгоритмов) усвоения знаний; § главным звеном процесса обучения выступают учебные действия и условия, необходимые для его осуществления; § эффективность процесса обучения связывается с наличием обратной связи между обучающимися и результатами их учебных действий. Теории обучения творчеству, обосновывающие необходимость развития нестандартного мышления личности в процессе учебной деятельности. Особенно ярко идеи этих теорий находят свое выражение в проблемном обучении. Теория проблемного обучения обосновывает идею о том, что проблемная ситуация как познавательная задача строится на противоречии между имеющимися знаниями и уровнем предъявляемых требований. Именно это противоречие вызывает у учащихся стремление к самостоятельному творческому поиску. К этапам проблемного обучения относятся: а) осознание проблемной ситуации; б) анализ ситуации и формулировка проблемы; в) решение проблемы в форме выдвижения, смены и проверки гипотез; г) проверка решения. Теория развивающего обучения обосновывает идею о том, что обучение осуществляет свою ведущую роль в интеллектуальном развитии личности благодаря содержанию усваиваемых теоретических знаний. Принципы развивающего обучения: § соответствие стадий обучения этапам психического развития; § обучение как форма преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся, предполагающая не просто преподнести готовых знаний, а то, при каких условиях и способах их можно получить; § моделирование, т.е. использование предметных, графических и знаковых моделей при изучении причинно-следственных закономерностей окружающего мира. Теория укрупнения дидактических единиц. Укрупненная дидактическая единица – это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) обладает системными качествами, а также устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Понятие укрупнения единицы (концентрированного обучения) включает в себя следующие компоненты: § основу технологии УДЕ составляет формирование системного мышления, чему способствует так называемое многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей (например, составление обратной задачи и ее решение; составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и решение ее); § совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п., в частности, взаимно обратных задач; § реализация принципа понимания в системе упражнений, которое достигается сочетанием образного и логического в мышлении, сознания и бессознательного; § соединение воедино таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, дедукция, индукция. Концепция УДЕ широко применяется в педагогической практике. Причем при изучении каждого учебного предмета выстраивается своя технология на основе представленных выше основных положений. Прямая задача лучше постигается в паре с обратной, ибо при этом она схватывается учеником не изолированно, а как элемент системы мыслей. Психологическое обоснование концепции укрупненных дидактических единиц. Учебная деятельность учащегося регулируется психическими процессами, состояниями и свойствами личности обучаемого, которые необходимо рассматривать как определенную систему. Любая форма учебного процесса как в школе, так и в вузе имеет свою логико-психологическую структуру, обнаруживающую себя в качестве взаимосвязи следующих компонентов: § процесс восприятия фактов, явлений, событий, сообщения о них; § осмысление и понимание новой информации, что достигается с помощью мышления. Последнее обнаруживает себя не только в процессе самого восприятия, но и за его пределами; § мыслительные операции сравнения, предполагающие нахождение сходства и различия, а также анализа и синтеза приводят к пониманию и осмыслению нового знания; § обобщение отдельных фактов, признаков, данных наблюдений, что приводит к систематизации изученного. Этим процесс усвоения завершается: новое знание включается в систему ранее усвоенных знаний. Совершенно очевидно, что психические познавательные процессы, а также эмоции, сопровождающие их, невозможно зафиксировать с помощью внешнего наблюдения: их можно «увидеть» лишь с помощью процесса мышления. Поэтому если использовать скрытые резервы последнего, то эффективность процесса обучения значительно возрастает. Технологии концентрированного обучения. Основные положения концепции укрупненных дидактических единиц на практике нашли выражение в создании технологий концентрированного обучения. Идея концентрированного обучения не нова: ее впервые высказал Я.А. Коменский, потом эту идею поддерживали многие ученые (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский) и реализовали на практике как отдельные педагоги (Г. Тоблер, Б.Ф. Райский, М.П. Щетинин), так и ряд стран (США, Швеция, Германия и др.; в России она нашла применение в высшей школе). В 80-е годы вновь обратились к реализации концепции концентрированного обучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии: а) интегрированный учебный день; б) концентрированное обучение отдельным предметам; в) концентрированное изучение циклов учебных дисциплин. Технологии концентрированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, т.е. происходит концентрация изучения учебного материала на определенных (достаточно длительных – до нескольких недель) повторяющихся отрезках времени. В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) может быть несколько разновидностей таких технологий. Виды технологий концентрированного обучения: § Концентрированное изучение одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее по 4–6 уроков в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Итак, в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет. § Укрупнение учебного дня: количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется во времени: в течение учебного дня изучается два-три предмета. § Укрупнение учебной недели: количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но изменения касаются лишь структуры учебной недели, в течение которой изучается не более двух-трех дисциплин. Достоинства технологий концентрированного обучения: а) устранение многопредметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и учителей; б) укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности в развитии мотивационной сферы (нет постоянной смены мотивов учения); в) происходит концентрация внимания на относительно завершенном блоке учебного материала, формируется системное мышление, что способствует эффективному усвоению знаний. Главный недостаток технологий концентрированного обучения в том, что в них мало учитывается специфика внимания детей, а именно: невысокий уровень концентрации и устойчивости внимания, обусловленной возрастными особенностями функционирования их нервной системы. Заканчивая краткий обзор современных теорий и технологий обучения, обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Только в этом случае не нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.
10.3. Психологическое понимание воспитания:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.01 с.) |