Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая защита личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологическая защитареализуется в следующих механизмах: § отрицание – стремление игнорировать неприятную, травмирующую личность информацию еще на входе («не видит и не слышит»); § рационализация – осознание только той части информации, которая путем нахождения убедительных доводов не разрушает уровень самоуважения; § проекция – в ней выделим две формы: а) зеркальная проекция, когда человек находит в образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь («Знаете, оказывается мы с Юнгом очень близко мыслим», – заметил как-то один студент, прочитав работу Юнга «Психологические типы»); б) проекция катарсиса, в которой человек приписывает другому характерные для себя самого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому (жадный видит в других прежде всего жадность, агрессивный – агрессивность); § механизм включения – это мысленное перенесение человеком травмирующего фактора или своей проблемы в иную систему ценностей, в контексте которой снижается их личностная значимость; этот механизм используется человеком при выходе из стрессовых ситуаций; § вымещение – способ психологической разрядки, в основе которого лежит перенос чувства или действия с одного объекта на другой, более доступный, чем первый (этим объясняются факты немотивированной агрессии); § компенсация – способы восполнения своих недостатков и слабых сторон, выступающих источниками внутреннего напряжения или комплекса неполноценности (так, неудача в любви может быть компенсирована приложением значительных усилий в учебе).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Чем предметное сознание отличается от самосознания? 2. Что такое чувственная ткань сознания? 3. Чем отличаются понятия «значение» и «смысл»? 4. Почему в сознании больше значений, чем смыслов? 5. При каком условии знания становятся личностно значимыми? 6. Что такое «Я-концепция»? 7. Какие уровни имеет «Я-концепция»? 8. Что такое центральные аспекты самосознания и как они влияют на отношение к другим людям? 9. Что такое самооценка? 10. Что включает в себя самоуважение? 11. Почему необходимо видеть различие между самооценкой и самоуважением? 12. Какие существуют способы повышения самооценки? Все ли из них ведут к росту личности? 13. Выделите признаки бессознательных явлений. 14. Перечислите формы проявления бессознательного. 15. Что понимается в науке под неосознаваемыми резервами органов чувств? 16. Что включается в переживание безотчетных эмоций? 17. Почему инсайт относится к классу бессознательных явлений? 18. В каких механизмах реализуется психологическая защита личности? 19. Чем отличается механизм компенсации от механизма включения? ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1 Определите механизмы психологической защиты по следующим поступкам и способам поведения людей. Дайте обоснование своим выводам: § студент, неудачно сдавший очередной экзамен, успокаивает себя тем, что обвиняет преподавателя в необъективности; § отстающий в физическом развитии подросток носит большую по размеру одежду и демонстративно курит; § человек постоянно забывает имя своего начальника; § человек с плохими зубами прикрывает рот во время улыбки; § мужчина, от которого ушла к другому любимая женщина, уничтожает все напоминающие о ней вещи и покидает навсегда город; § Родион Раскольников, герой произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», оправдывает свое убийство тем, что старуха (жертва), по его мнению, недостойный человек и ей не нужны деньги; § подросток, который во время урока стал объектом публичной отрицательной оценки со стороны учительницы, во время перемены издевается над слабым одноклассником.
Задание 2
Опишите что-либо (предмет, пейзаж, цветок, дерево и т.п.) в субъективных категориях, т.е. представляя через этот предмет самого себя: свои ощущения, образы, воспоминания, мысли, мечты, желания, эмоциональные переживания, чувства, личностные качества и т.п. Для этого опишите не просто объективные характеристики предмета с помощью «холодного» языка науки, а сделайте это описание «теплым», желанным и ценным для себя лично.
Задание 3
Используя 20–25 суждений, опишите свою «Я-концепцию». Проанализируйте, что именно является центральной характеристикой в вашей «Я-концепции» и как это влияет на отношение к другим людям и на ваше восприятие мира. Таким же способом опишите свою самооценку и уровень самоуважения. Какие способы самоутверждения для вас более предпочтительны и почему?
Задание 4 Многие выдающиеся мыслители, ученые, писатели, художники признают, что открытия, оригинальные замыслы и идеи, художественные образы, представляющие собой кульминацию творческого процесса, рождаются и всплывают в сознании в тот момент, когда человек думает уже о чем-либо постороннем, не имеющем отношения к акту творчества. И вдруг творца осеняет идея: образ найден, изобретение осуществлено. Дайте теоретическое объяснение данному факту.
Задание 5 Что изменится в сознании взрослого человека, если он окажется в полной изоляции от людей на неопределенное время? (Ответ аргументируйте, используя знания о компонентах сознания и самосознания). Глава 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ. ВНИМАНИЕ 1. Психологическая характеристика ощущений: понятие, основные виды и свойства. 2. Психологическое определение восприятия и его основные свойства. 3. Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия. 4. Психологическая специфика внимания: свойства, принципы концентрации, виды, факторы непроизвольного внимания.
Психологическая характеристика ощущений: понятие, основные виды и свойства
Понятие ощущения Познавать окружающую среду и самого себя человек начинает с ощущений, благодаря которым перед ним открывается мир, наполненный многообразными оттенками цветов, звуков, запахов. С помощью ощущений человек слышит звуки, различает запахи, цвета, оттенки вкуса, особенности поверхностей предметов, состояние внутренних органов и т.п. Ощущение – познавательный процесс, в котором осуществляется прием и первичная обработка информации об отдельных свойствах явлений окружающего мира и самого человека, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.
Виды ощущений Классификацию ощущений принято осуществлять по следующим основаниям (т.е. по общим признакам): 1. Наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение: § дистантные (зрение, слух); § контактные (вкусовые, болевые, тактильные); § обоняние – промежуточное место между дистантными и контактными. 2. Место расположения рецепторов: § экстерорецептивные ощущения, рецепторы которых расположены на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и т.п.). § интерорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся внутри организма (ощущения голода, жажды, боли и т.п.), несут информацию о состоянии внутренних органов. Так, болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, выступая как защита организма от разрушения. Болевые ощущения, интенсивность которых не осознается в состоянии бодрствования, могут обнаруживать себя в сновидениях. § проприорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах и сухожилиях и несут информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей. 3. Модальность (вид раздражителя): § зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух видов: а) палочки, с помощью которых человек различает черный, белый и серый цвета; б) колбочки, дающие ощущение всех оттенков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Палочки и колбочки различаются по цветовой чувствительности: желтовато-зеленый является ярчайшим цветом для колбочек, зелено-голубой или голубой – для палочек, поэтому огни на рулежных дорожках в аэропортах голубого цвета); § слуховые ощущения вызываются звуковыми волнами, воздействующими на слуховой нерв, расположенный во внутреннем ухе («улитку»). Все слуховые ощущения делятся на 3 вида: а) речевые (слух к различению звуков речи называется фонематическим); б) музыкальные (музыкальный слух); в) шумы (шум дождя, грохот идущего трамвая); § вибрационные ощущения несут информацию о колебаниях упругой среды, специальных рецепторов вибрации не обнаружено, ощущать вибрацию могут все ткани организма; § обонятельные ощущения возникают в результате воздействия летучих веществ, обладающих запахами, на верхнюю часть носовой полости; § вкусовые ощущения (сладкого, кислого, соленого, горького) вызываются воздействием веществ, растворенных в воде или слюне, на вкусовые почки, расположенные на поверхностях языка, глотки и небеса; § кожные ощущения, из которых важное место в регуляции психических состояний и психическом развитии личности занимают тактильные (ощущения давления и прикосновения), больше всего тактильных клеток на ладонях, кончиках пальцев и губах; § болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя, имеют ярко окрашенный эмоциональный фон, так как вызывают положительные и отрицательные эмоции; § температурные ощущения вызывает теплообмен между организмом и окружающей средой (наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь); § осязание: сочетание температурных, болевых, тактильных и кинестезических ощущений; мы получаем информацию о гладкости, шероховатости, плотности предметов, а также о прикосновении предмета к телу.
Свойства ощущений: § модальность (качество); § длительность; § пространственная локализация; § интенсивность; § сенсорная адаптация; § взаимодействие (сенсибилизация, синестезия); § контраст. 1. Модальность (качество) – это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других (например, слуховые ощущения отличаются от зрительных). 2. Длительность ощущения – это его временная характеристика, так как ощущения имеют свою длительность: они не возникают одновременно с началом действия раздражителя и не исчезают с прекращением последнего. 3. Пространственная локализация раздражителя в предметном мире, это определяет характер ощущения: дистантные ощущения дают информацию о расположении раздражителя в пространстве, а контактные – о части тела, на которую воздействует раздражитель. 4. Интенсивность ощущений (количественная характеристика) определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов. Для измерения интенсивности ощущений введены пороги чувствительности. Существуют три вида порогов: § нижний абсолютный порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение: чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность, и наоборот; § верхний абсолютный порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при котором еще сохраняется данное ощущение; § дифференциальный порог (закон Вебера–Фехнера) показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение силы раздражителя. При этом важно учитывать: а) чем большей интенсивностью обладает исходный раздражитель, тем больше и порог. Так, если мы попали в достаточно освещенное помещение, то незначительное прибавление света нами будет не замечено. А вот в плохо освещенном помещении достаточно слегка его увеличить, чтобы все ощутили разницу; б) согласно закону Вебера–Фехнера, повторяющиеся раздражения равной интенсивности ведут к снижению интенсивности ощущений. 5. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Выделяют три вида этого феномена: § адаптация – полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к ощущению давления, вызываемого наручными часами, поясным ремнем, кольцом или очками); § негативная адаптация – снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя (так, в первые мгновения после погружения в ледяную воду мы ощущаем действие сильного раздражителя, затем интенсивность ощущений снижается); § позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (неяркий свет заставляет нас приглядываться, негромкий звук – прислушиваться и т.п.). 6. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия. Взаимодействие ощущений – это изменение интенсивности ощущений под влиянием других органов чувств, причем происходит как повышение, так и понижение чувствительности. При этом слабые раздражители, вызывающие один вид ощущений, повышают чувствительность других, и наоборот, сильные раздражители понижают чувствительность других ощущений. Так, чтение книги при громкой музыке понижает чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора. § Повышение чувствительности, т.е. понижение порога чувствительности в результате взаимодействия органов чувств, называется сенсибилизацией, которая может возникать: а) стихийно – как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепоты, глухоты). Так, глухие люди обладают настолько повышенной вибрационной чувствительностью, что даже могут слушать музыку, положив руку на рояль; б) под воздействием специфических требований профессии и условий жизни (так, обонятельные и вкусовые ощущения достигают низкого порога, т.е. повышенной чувствительности, у дегустаторов вин, сыра, чая и т.д.). § При взаимодействии ощущений имеет место синестезия, при которой возникшие ощущения одной модальности возбуждают ощущения другой модальности (так, под влиянием звуков у человека могут возникать цветные зрительные образы, так называемый «цветной слух»). 7. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или параллельно существующего раздражителя. Здесь действует закономерность, в проявлении которой выделим два важных момента: а) слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность; б) если же раздражители действуют последовательно, и если предшествующий из них обладает значительной силой, то последующий будет восприниматься как менее сильный, нежели бы он воспринимался изолированно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.01 с.) |