Психологическая защита личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая защита личности



 

Психологическая защитареализуется в следующих механизмах:

§ отрицание – стремление игнорировать неприятную, травмирующую личность информацию еще на входе («не видит и не слышит»);

§ рационализация – осознание только той части информации, которая путем нахождения убедительных доводов не разрушает уровень самоуважения;

§ проекция – в ней выделим две формы:

а) зеркальная проекция, когда человек находит в образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь («Знаете, оказывается мы с Юнгом очень близко мыслим», – заметил как-то один студент, прочитав работу Юнга «Психологические типы»);

б) проекция катарсиса, в которой человек приписывает другому характерные для себя самого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому (жадный видит в других прежде всего жадность, агрессивный – агрессивность);

§ механизм включения – это мысленное перенесение человеком травмирующего фактора или своей проблемы в иную систему ценностей, в контексте которой снижается их личностная значимость; этот механизм используется человеком при выходе из стрессовых ситуаций;

§ вымещение – способ психологической разрядки, в основе которого лежит перенос чувства или действия с одного объекта на другой, более доступный, чем первый (этим объясняются факты немотивированной агрессии);

§ компенсация – способы восполнения своих недостатков и слабых сторон, выступающих источниками внутреннего напряжения или комплекса неполноценности (так, неудача в любви может быть компенсирована приложением значительных усилий в учебе).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем предметное сознание отличается от самосознания?

2. Что такое чувственная ткань сознания?

3. Чем отличаются понятия «значение» и «смысл»?

4. Почему в сознании больше значений, чем смыслов?

5. При каком условии знания становятся личностно значимыми?

6. Что такое «Я-концепция»?

7. Какие уровни имеет «Я-концепция»?

8. Что такое центральные аспекты самосознания и как они влияют на отношение к другим людям?

9. Что такое самооценка?

10. Что включает в себя самоуважение?

11. Почему необходимо видеть различие между самооценкой и самоуважением?

12. Какие существуют способы повышения самооценки? Все ли из них ведут к росту личности?

13. Выделите признаки бессознательных явлений.

14. Перечислите формы проявления бессознательного.

15. Что понимается в науке под неосознаваемыми резервами органов чувств?

16. Что включается в переживание безотчетных эмоций?

17. Почему инсайт относится к классу бессознательных явлений?

18. В каких механизмах реализуется психологическая защита личности?

19. Чем отличается механизм компенсации от механизма включения?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задание 1

Определите механизмы психологической защиты по следующим поступкам и способам поведения людей. Дайте обоснование своим выводам:

§ студент, неудачно сдавший очередной экзамен, успокаивает себя тем, что обвиняет преподавателя в необъективности;

§ отстающий в физическом развитии подросток носит большую по размеру одежду и демонстративно курит;

§ человек постоянно забывает имя своего начальника;

§ человек с плохими зубами прикрывает рот во время улыбки;

§ мужчина, от которого ушла к другому любимая женщина, уничтожает все напоминающие о ней вещи и покидает навсегда город;

§ Родион Раскольников, герой произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», оправдывает свое убийство тем, что старуха (жертва), по его мнению, недостойный человек и ей не нужны деньги;

§ подросток, который во время урока стал объектом публичной отрицательной оценки со стороны учительницы, во время перемены издевается над слабым одноклассником.

 

Задание 2

 

Опишите что-либо (предмет, пейзаж, цветок, дерево и т.п.) в субъективных категориях, т.е. представляя через этот предмет самого себя: свои ощущения, образы, воспоминания, мысли, мечты, желания, эмоциональные переживания, чувства, личностные качества и т.п. Для этого опишите не просто объективные характеристики предмета с помощью «холодного» языка науки, а сделайте это описание «теплым», желанным и ценным для себя лично.

 

Задание 3

 

Используя 20–25 суждений, опишите свою «Я-концепцию». Проанализируйте, что именно является центральной характеристикой в вашей «Я-концепции» и как это влияет на отношение к другим людям и на ваше восприятие мира. Таким же способом опишите свою самооценку и уровень самоуважения. Какие способы самоутверждения для вас более предпочтительны и почему?

 

Задание 4

Многие выдающиеся мыслители, ученые, писатели, художники признают, что открытия, оригинальные замыслы и идеи, художественные образы, представляющие собой кульминацию творческого процесса, рождаются и всплывают в сознании в тот момент, когда человек думает уже о чем-либо постороннем, не имеющем отношения к акту творчества. И вдруг творца осеняет идея: образ найден, изобретение осуществлено. Дайте теоретическое объяснение данному факту.

 

Задание 5

Что изменится в сознании взрослого человека, если он окажется в полной изоляции от людей на неопределенное время? (Ответ аргументируйте, используя знания о компонентах сознания и самосознания).

Глава 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ:

ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ. ВНИМАНИЕ

1. Психологическая характеристика ощущений: понятие, основные виды и свойства.

2. Психологическое определение восприятия и его основные свойства.

3. Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия.

4. Психологическая специфика внимания: свойства, принципы концентрации, виды, факторы непроизвольного внимания.

 

Психологическая характеристика ощущений: понятие, основные виды и свойства

 

Понятие ощущения

Познавать окружающую среду и самого себя человек начинает с ощущений, благодаря которым перед ним открывается мир, наполненный многообразными оттенками цветов, звуков, запахов. С помощью ощущений человек слышит звуки, различает запахи, цвета, оттенки вкуса, особенности поверхностей предметов, состояние внутренних органов и т.п. Ощущение – познавательный процесс, в котором осуществляется прием и первичная обработка информации об отдельных свойствах явлений окружающего мира и самого человека, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

 

Виды ощущений

Классификацию ощущений принято осуществлять по следующим основаниям (т.е. по общим признакам):

1. Наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение:

§ дистантные (зрение, слух);

§ контактные (вкусовые, болевые, тактильные);

§ обоняние – промежуточное место между дистантными и контактными.

2. Место расположения рецепторов:

§ экстерорецептивные ощущения, рецепторы которых расположены на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и т.п.).

§ интерорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся внутри организма (ощущения голода, жажды, боли и т.п.), несут информацию о состоянии внутренних органов. Так, болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, выступая как защита организма от разрушения. Болевые ощущения, интенсивность которых не осознается в состоянии бодрствования, могут обнаруживать себя в сновидениях.

§ проприорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах и сухожилиях и несут информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей.

3. Модальность (вид раздражителя):

§ зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух видов:

а) палочки, с помощью которых человек различает черный, белый и серый цвета;

б) колбочки, дающие ощущение всех оттенков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Палочки и колбочки различаются по цветовой чувствительности: желтовато-зеленый является ярчайшим цветом для колбочек, зелено-голубой или голубой – для палочек, поэтому огни на рулежных дорожках в аэропортах голубого цвета);

§ слуховые ощущения вызываются звуковыми волнами, воздействующими на слуховой нерв, расположенный во внутреннем ухе («улитку»). Все слуховые ощущения делятся на 3 вида:

а) речевые (слух к различению звуков речи называется фонематическим);

б) музыкальные (музыкальный слух);

в) шумы (шум дождя, грохот идущего трамвая);

§ вибрационные ощущения несут информацию о колебаниях упругой среды, специальных рецепторов вибрации не обнаружено, ощущать вибрацию могут все ткани организма;

§ обонятельные ощущения возникают в результате воздействия летучих веществ, обладающих запахами, на верхнюю часть носовой полости;

§ вкусовые ощущения (сладкого, кислого, соленого, горького) вызываются воздействием веществ, растворенных в воде или слюне, на вкусовые почки, расположенные на поверхностях языка, глотки и небеса;

§ кожные ощущения, из которых важное место в регуляции психических состояний и психическом развитии личности занимают тактильные (ощущения давления и прикосновения), больше всего тактильных клеток на ладонях, кончиках пальцев и губах;

§ болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя, имеют ярко окрашенный эмоциональный фон, так как вызывают положительные и отрицательные эмоции;

§ температурные ощущения вызывает теплообмен между организмом и окружающей средой (наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь);

§ осязание: сочетание температурных, болевых, тактильных и кинестезических ощущений; мы получаем информацию о гладкости, шероховатости, плотности предметов, а также о прикосновении предмета к телу.

 

Свойства ощущений:

§ модальность (качество);

§ длительность;

§ пространственная локализация;

§ интенсивность;

§ сенсорная адаптация;

§ взаимодействие (сенсибилизация, синестезия);

§ контраст.

1. Модальность (качество) – это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других (например, слуховые ощущения отличаются от зрительных).

2. Длительность ощущения – это его временная характеристика, так как ощущения имеют свою длительность: они не возникают одновременно с началом действия раздражителя и не исчезают с прекращением последнего.

3. Пространственная локализация раздражителя в предметном мире, это определяет характер ощущения: дистантные ощущения дают информацию о расположении раздражителя в пространстве, а контактные – о части тела, на которую воздействует раздражитель.

4. Интенсивность ощущений (количественная характеристика) определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.

Для измерения интенсивности ощущений введены пороги чувствительности. Существуют три вида порогов:

§ нижний абсолютный порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение: чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность, и наоборот;

§ верхний абсолютный порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при котором еще сохраняется данное ощущение;

§ дифференциальный порог (закон Вебера–Фехнера) показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение силы раздражителя.

При этом важно учитывать:

а) чем большей интенсивностью обладает исходный раздражитель, тем больше и порог. Так, если мы попали в достаточно освещенное помещение, то незначительное прибавление света нами будет не замечено. А вот в плохо освещенном помещении достаточно слегка его увеличить, чтобы все ощутили разницу;

б) согласно закону Вебера–Фехнера, повторяющиеся раздражения равной интенсивности ведут к снижению интенсивности ощущений.

5. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Выделяют три вида этого феномена:

§ адаптация – полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к ощущению давления, вызываемого наручными часами, поясным ремнем, кольцом или очками);

§ негативная адаптация – снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя (так, в первые мгновения после погружения в ледяную воду мы ощущаем действие сильного раздражителя, затем интенсивность ощущений снижается);

§ позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (неяркий свет заставляет нас приглядываться, негромкий звук – прислушиваться и т.п.).

6. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.

Взаимодействие ощущений – это изменение интенсивности ощущений под влиянием других органов чувств, причем происходит как повышение, так и понижение чувствительности. При этом слабые раздражители, вызывающие один вид ощущений, повышают чувствительность других, и наоборот, сильные раздражители понижают чувствительность других ощущений. Так, чтение книги при громкой музыке понижает чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора.

§ Повышение чувствительности, т.е. понижение порога чувствительности в результате взаимодействия органов чувств, называется сенсибилизацией, которая может возникать:

а) стихийно – как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепоты, глухоты). Так, глухие люди обладают настолько повышенной вибрационной чувствительностью, что даже могут слушать музыку, положив руку на рояль;

б) под воздействием специфических требований профессии и условий жизни (так, обонятельные и вкусовые ощущения достигают низкого порога, т.е. повышенной чувствительности, у дегустаторов вин, сыра, чая и т.д.).

§ При взаимодействии ощущений имеет место синестезия, при которой возникшие ощущения одной модальности возбуждают ощущения другой модальности (так, под влиянием звуков у человека могут возникать цветные зрительные образы, так называемый «цветной слух»).

7. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или параллельно существующего раздражителя. Здесь действует закономерность, в проявлении которой выделим два важных момента:

а) слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность;

б) если же раздражители действуют последовательно, и если предшествующий из них обладает значительной силой, то последующий будет восприниматься как менее сильный, нежели бы он воспринимался изолированно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.04 с.)