Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое определение восприятия и его основные свойстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Восприятие Это процесс создания целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие как познавательный процесс имеет особенности: 1. Восприятие – это активный процесс, который зависит в большей степени от особенностей субъекта восприятия, т.е. познающего человека, чем от свойств раздражителя. Человек не автоматически отображает объекты, он создает их образ. Для этого он должен выстроить в своем сознании системное целое образование, привнести в него свой личностный смысл. 2. Восприятие – это целостный познавательный процесс, который тесно связан с вниманием, мышлением и памятью, причем все они действуют одновременно. Свойства восприятия С учетом сказанного выделим свойства восприятия: предметность, целостность, константность, избирательность, осмысленность, апперцепция. 1. Предметность – отнесенность образов восприятия к определенным предметам. Это свойство восприятия играет важную роль в регуляции поведения. 2. Целостность – это свойство восприятия, согласно которому всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если отдельные части этого целого в данный момент времени не являются предметом наблюдения. 3. Константность – устойчивость, инвариантность образов восприятия независимо от изменения условий, в которых они находятся. Это свойство восприятия зависит от предшествующего жизненного опыта человека. Так, строители-высотники видят предметы, находящиеся внизу, без искажения их размеров. В то же время люди, живущие постоянно на равнине, отличаются тем, что никогда не видели предметов с высоты многоэтажного здания, поэтому все предметы с такой высоты кажутся им маленькими и игрушечными. Константность обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, находит яркое проявление в наших стереотипах, установках, стремлении сохранить свои убеждения и самооценку. 4. Избирательность – тесная связь с вниманием, т.е. преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 5. Осмысленность – связь с мышлением, с пониманием. Обратите внимание: несмотря на то, что восприятие возникает в результате непосредственного воздействия объектов на органы чувств, чувственные образы всегда имеют смысловое значение. Человек воспринимает лишь только то, что понимает, а это без мышления сделать невозможно. (Но необходимо учитывать, что мышление может иметь место и без восприятия, т.е. быть автономным и независимым познавательным процессом). 6. Апперцепция – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (темперамента, задатков, мировоззрения, убеждений, характера, эмоциональных свойств, установок, стереотипов) и прошлого опыта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем многограннее и насыщеннее у него процесс восприятия. Свойство апперцепции наиболее ярко обнаруживает себя при восприятии человеком времени и пространства (этим проблемам посвящен следующий раздел учебного пособия).
Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия Психологическое время Речь пойдет о субъективном восприятии продолжительности и содержания временных отрезков. Когда мы говорим о психологическом времени, то нас интересует не физическая продолжительность времени, измеряемая в секундах, минутах, часах, сутках и т.п., а то, как осознается индивидом продолжительность того или иного события, как он оценивает и воспринимает время своей жизни. Поэтому психологическое время имеет свои особенности, отличные от особенностей астрономического времени: § Каждый человек является носителем своего собственного психологического времени, которое обладает способностью перестановки событий его жизни во времени. § Психологическое время включает в себя различные события жизни в зависимости от того, как оценивает человек их одновременность, последовательность, длительность, скорость протекания, а также их принадлежность к настоящему, прошлому и будущему. § С помощью психологического времени человек имеет возможность управлять будущим через настоящее. Причем чем дальше отстоит будущее от настоящего, тем легче им управлять. С помощью психологического времени можно управлять также и прошлым через ощущение своего будущего. Психологическое время имеет 2 основных объяснения. 1. Биологический подход базируется на циклической природе многих физиологических процессов, происходящих в организме, к числу которых принадлежат изменения температуры тела и процессы, лежащие в основе обмена веществ. Основной тезис биологического подхода: внутренние биологические часы контролируют и обменные процессы, и восприятие времени. Так, увеличение температуры тела ускоряет протекающие в организме процессы, и человеку кажется, что время идет быстрее, т.е. имеет место переоценка течения времени. Мозг имеет некие биологические часы, регулирующие скорость протекания в организме процессов обмена веществ, что влияет на восприятие течения времени. Из этого следует, что понижение температуры оказывает противоположный эффект, т.е. недооценку течения времени. Аналогичным образом на восприятие времени действуют лекарственные препараты: те из них, которые ускоряют обменные процессы в организме (амфетамины, кофеин), приводят к переоценке течения времени (т.е. человеку кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле), а препараты, замедляющие обменные процессы (фенобарбитал, успокоительные средства), оказывают противоположное действие. 2. Когнитивный подход к восприятию времени, согласно которому восприятие времени является результатом познавательной активности, а именно: § памяти: а) чем больше объем сохраняемой информации о событии, тем более продолжительным кажется данный промежуток времени; б) чем лучше сохранена информация в памяти, тем более продолжительным воспринимается время; в) восприятие времени зависит от того, какими эмоциями окрашена запоминаемая информация: неприятные события воспринимаются как более быстротечные. Всем известно, что по прошествии времени кажется, будто приятные или интересные события длились дольше, чем это было на самом деле. Причина этого в том, что приятные эпизоды лучше запоминаются; г) эффект Зейгарник: незавершенная работа сохраняется в памяти лучше, нежели завершенная, поэтому затраченный на нее период времени воспринимается как более продолжительный. § внимания: восприятие времени зависит от того, сколько внимания уделяет человек самому течению времени: чем больше он обращает внимания на время, тем медленнее оно течет; напротив, если работа трудна или интересна, оно пролетает незаметно. Так, когда человек стоит в очереди или занят выполнением рутинных, нагоняющих тоску операций, время ему кажется медленным. Здесь применимо крылатое выражение: «Вода в котле, за которым наблюдают, никогда не закипает». Когда же мы живем богатой и интересной жизнью, когда мы отдаем чему-либо свою душу и свое сердце, тогда нам кажется минутами то время, что на самом деле составляет час. Здесь применимо крылатое выражение: «Счастливые часов не наблюдают». Старение организма и восприятие времени: с возрастом время словно ускоряет свой бег. Причина в том, что мы воспринимаем течение продолжительных временных отрезков, таких, например, как промежутки между днями рождения или праздниками, относительно всей прожитой нами жизни. Другими словами, при восприятии определенного промежутка времени собственный возраст человека служит для него некой шкалой сравнения. Например, для 4-летнего ребенка год – это 25% его жизни, а вот для 60-летнего человека год – это незначительная часть прожитой им жизни (1/60 или менее 2%). На подобное восприятие времени влияют многие физиологические процессы, происходящие в стареющем организме. Так, например, с возрастом снижается содержание в организме гормона допамина. Последствия этого снижения становятся наиболее заметными к 50 годам, а именно в этом возрасте большинство людей начинают осознавать быстрый бег времени. Восприятие времени и величина окружающего пространства. Пространство и время в сознании человека связаны между собой и являются психологическими проявлениями одного и того же феномена: восприятие времени человеком зависит от размеров объектов, с которыми он взаимодействует. Человеку кажется, что прошло больше времени, чем на самом деле, если воспринимаемая им внешняя среда сжата: чем меньше размер визуальной среды, тем более растянутым оказывается психологическое время по сравнению с реальным временем. Итак, размер окружающего пространства (гостиная, купе вагона и т.п.) влияет на восприятие продолжительности временных отрезков. Это обстоятельство необходимо учитывать при проектировании не только жилых домов, но и архитектурной среды. Психологическое пространство – это своеобразная ментальная карта реальности, т.е. система субъективных ориентиров, с помощью которых человек определяет свое место и значение среди других явлений бытия. Характеристики психологического пространства существенно отличаются от свойств физического. Каковы же признаки психологического пространства? Психологическое пространство представляет собой систему отношений типа «центр – периферия» (фигура – фон), т.е. имеет свойство центральности. Согласно этому свойству, в каждом событии существует свой доминантный центр, им может быть: а) какая-то вещь, имеющая особое значение для человека (например, русская печь в избе или телевизор в квартире современного горожанина; б) преподаватель, читающий лекцию в аудитории, или сокурсница, которой вы симпатизируете; в) сам человек, его близкие, а также значимые и авторитетные для него люди. Картина мира, создаваемая психологическим пространством, имеет определенную асимметрию, что отличает ее от симметричных в своей основе моделей физического пространства. Психологическая асимметрия проявляется в том, что всему правому или вышестоящему придается большее значение, потому что связано с актуализацией положительных эмоций, чем левому и низкому. Обратите внимание: психологически не безразлично, где находится человек, с которым вы общаетесь: справа или слева, выше или ниже. § Так, чем выше статус руководителя, тем выше и больших размеров кажется его кресло; если вы будете выше партнера в пространстве, то ваша позиция будет восприниматься как более сильная. § Или еще пример, касающийся пространственного расположения за столом деловых переговоров. Лучше сесть под углом со своими партнерами: чем острее между вами угол, тем легче договориться. Традиционно в ходе переговоров представители двух сторон сидят лицом друг к другу, чаще всего на противоположных сторонах стола. Но подобная симметрия максимально усиливает противоборство, а расположение под углом, хотя и асимметрично, но является условием сотрудничества, так как психологически более комфортно. Психологическое пространство – это не физическое пространство, однако оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. То пространство, в котором мы живем, является психологически обозначенным и сконструированным. Иллюстрацию этого легко найти в районе, где живут очень состоятельные люди: здесь величина земельного участка возле дома, высота и архитектура здания, число комнат и т.д. есть не что иное, как пространственные характеристики социального положения жителей этого района; то же самое можно наблюдать и в отношении человеческого тела: движения, позы и положения в пространстве (вспомните, как держат себя начальник и подчиненный, хозяин и гость, победитель и побежденный и т.п.) указывают на социальный статус и ролевые позиции людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.01 с.) |