Стадии развития межличностных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития межличностных отношений



Мы уже выделяли мысль о том, что время – важный фактор развития межличностных отношений. История взаимоотношений с кем-либо из значимых для вас людей складывалась из событий, каждое из которых могло углублять ваши отношения, развивать, усложнять, ставить под угрозу, прерывать или вносить новые изменения в их содержание. Динамика отношений с некоторыми людьми будет напоминать штормящее море, а с кем-то – скорее, штиль и постоянство. При всем разнообразии внешнего выражения межличностных отношений сам процесс их развития включает в себя ряд последовательных стадий, каждая из которых имеет свои способы межличностного общения, факторы межличностной аттракции, формы переживания эмоций и чувств:

§ стадия сближения;

§ стадия близости;

§ стадия дифференциации;

§ стадия отдаления;

§ стадия распада отношений.

Рассмотрим подробнее каждую из этих стадий:

Стадия сближения. Ее основа – поиск и выбор партнера. Одним из подходов, позволяющих анализировать процессы, происходящие на этой стадии, является теория «фильтров». Согласно этой концепции, пара, переходя от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению, должна преодолеть ряд своеобразных фильтров. В роли фильтров выступают различные факторы межличностной аттракции (см. раздел 8.2). Глубоких и устойчивых отношений могут достичь только те пары, которые последовательно преодолели все фильтры:

1. Пространственная близость (соседство или общее место работы, учебы, отдыха), а также пол, возраст, профессия, манера поведения. При неблагоприятном сочетании названных переменных аттракция не возникает, и общение не продолжается.

2. Определенный уровень сходства между партнерами (этот аспект проблемы подробно рассматривался в вопросе межличностной аттракции).

3. Возможность включения членов пары в совместную деятельность.

Основной задачей, которую решают субъекты при прохождении всех названных здесь фильтров, является обеспечение психологической безопасности, создание комфортной и спокойной ситуации. Искусство общения здесь состоит в том, чтобы не поучать, не поражать своего партнера, а расположить его к себе, не требуя от него никаких обязательств, создавая уютную, непринужденную атмосферу.

Стадия близости. Ее основа – становление пары, формирование чувства «Мы». Особенность этой стадии в том, что отношения достигают качественно нового уровня – уровня близких доверительных отношений, на котором каждый узнает самое сокровенное о другом. Люди все более открываются друг другу, делятся секретами, становятся более близки физически, стремятся переживать вместе позитивные и негативные чувства. Они начинают действовать как пара, а не как два отдельных человека.

Однако у каждого есть собственный предел психологического сближения со своей половиной. Это та дистанция, при нарушении которой общение становится трудным. У мужчин дистанция, как правило, больше, у женщин – меньше. Есть супруги, у которых потребность в психологическом сближении приблизительно одинакова, такие пары более благополучны и устойчивы.

Важным моментом стадии сближения является формальное закрепление отношений, принятие партнерами обязательств по отношению друг к другу: объявление о помолвке, оформление брачного свидетельства или какого-либо вида письменного договора.

Стадия дифференциации. Ее основа – стремление противопоставить слишком большой привязанности свою самостоятельность, иметь свои особые интересы, не совпадающие с интересами партнера. Потребность в автономии, уникальности, неповторимости – одна из базовых потребностей личности, ее проявление в межличностных отношениях вполне закономерно. Однако если стремление отличать себя от другого в паре проявляется чересчур настойчиво, то это может привести к распаду отношений.

Дифференциация не означает прекращения отношений. Это стадия перестройки, переоценки, нового развития отношений. Здесь многое зависит от чуткости и деликатности членов пары: чтобы сохранить партнерство, необходимо видеть и ценить у партнера его особые индивидуально-личностные качества и особенности. Счастливые пары – это чаще всего пары, преодолевшие стадию дифференциации с пользой для развития отношений, когда вы нравитесь друг другу как личности, т.е. можете сказать: «Мой муж (моя жена) – мой лучший друг (моя лучшая подруга), он (она) мне глубоко симпатичен (симпатична) как личность».

Стадия отдаления. Если на стадии дифференциации члены пары не смогли сохранить интерес друг к другу как к личностям, то отношения переходят в стадию отдаления. Ее основа – проведение границы между «Я» и «Ты», стремление освободиться от партнера и в конечном счете расстаться с ним.

На этой стадии качество взаимоотношений приобретает иной характер, а именно: происходит переход на более поверхностный уровень самораскрытия. Бывшие когда-то близкими, партнеры не испытывают желания совместно проводить время, сокращают до минимума число обсуждаемых вопросов, разговаривают лишь по необходимости, причем сам разговор напоминает беседу посторонних – в нем нет прежней подлинной заинтересованности. Крайней степенью отдаления является избегание контактов друг с другом, чувство исчерпанности отношений.

Стадия распада. В основе этой стадии лежит прекращение отношений. В процессе распада межличностных отношений выделяют 3 фазы:

1. Интрапсихическая, когда индивид решает, что больше не имеет смысла продолжать с партнером существующие отношения. Переживания по поводу такого решения носят внутриличностный характер, иногда человек делится ими со своим дневником или со случайными чужими людьми. Критерием окончания этой фазы является решение сообщить партнеру о своем намерении.

2. Диадическая, когда стороны приходят к совместному решению о желательности разрыва. Этот процесс носит болезненный характер, сопровождаемый периодическими выяснениями отношений, поиском их новых форм. Результатом может быть как успех, так и решение о прекращении отношений.

3. Социальная, когдапроисходит информирование значимых людей о намерении разорвать отношения с целью заручиться их поддержкой, распространение собственной версии распада пары.

Как видим, структура процесса распада отношений имеет сложный характер. Однако на любой фазе может произойти восстановление разрушенных отношений. Например, если пара переживает интрапсихическую фазу, то восстановление может быть связано с возрождением привлекательности образа партнера. На социальной фазе большое влияние на последующее развитие отношений могут оказать окружающие, способствуя при этом либо примирению, либо разрыву.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Чем межличностные отношения отличаются от социальных?

2. Каковы основные признаки межличностных отношений?

3. Назовите параметры, определяющие конкретное содержание межличностных отношений.

4. Почему амбивалентность вызывает сложность в формировании межличностных отношений?

5. На какие группы можно разделить чувства по их роли в межличностных отношениях?

6. Что такое межличностная аттракция?

7. В чем сходство и различие аттракции и эмпатии?

8. Перечислите внешние факторы аттракции.

9. Назовите внутренние факторы аттракции.

10. Каково влияние пространственной близости на процесс межличностной аттракции?

11. Что такое аффилиация и как она связана с аттракцией?

12. Выделите черты человека, который не нравится окружающим.

13. Назовите факторы, усиливающие воздействие сходства между партнерами на аттракцию.

14. Назовите стадии развития межличностных отношений.

15. Могут ли отношения миновать какую-либо из стадий?

16. Как ведут себя люди, отдаляющиеся друг от друга?

17. Почему переход от стадии близости к стадии дифференциации является критическим моментом в развитии межличностных отношений?

18. Какая потребность личности лежит в основе стадии дифференциации?

19. Какие фазы имеет стадия распада межличностных отношений?

20. Какие факторы стабилизируют отношения между людьми?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задание 1

 

Как известно, отношения между главными героями романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяной и Евгением – не достигли стадии близости. Опишите в понятиях теории «фильтров», какие барьеры не смогли преодолеть пушкинские герои.

 

Задание 2

 

Вставьте пропущенные слова в данные утверждения.

§ Если на стадии … члены пары не смогли сохранить интерес и привлекательность друг для друга, их отношения переходят на стадию ….

§ Дифференциация не означает … отношений: это стадия … развития отношений.

§ Основа стадии близости – формирование чувства ….

§ … выступает фактором межличностной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку, пользуются … социальной инфраструктурой, имеют общие проблемы и вопросы, что способствует их ….

 

Задание 3

 

Как спроектировать здание общежития таким образом, чтобы стимулировать зарождение и развитие дружеских межличностных отношений? Дайте обоснование своему ответу.

 

Задание 4

Дайте обоснованные ответы, используя знания о межличностных отношениях, на следующие вопросы.

§ Почему отношения с людьми надо строить?

§ Какие знания получает человек, сравнивая себя с другими?

§ Почему, не умея любить себя, нельзя научиться любить других людей?

§ Как сохранить психологическую дистанцию с другим человеком?

§ Почему предают только друзья или близкие люди?

§ Есть люди, о которых человек может сказать, что это «мои люди». Кто они для него?

§ Кто такой друг? Почему его бывает трудно найти?

§ Как человек может определить отношение к себе другого человека?

Задание 5

 

Перечислите чувства, лежащие в основе психологической близости. Какой, по вашему мнению, должна быть сила сближающих чувств? Можно ли согласиться с утверждением о том, что повышенная интенсивность этих чувств (например, дружелюбия, добросердечия и т.п.) приводит к разрушению гармонии в межличностных отношениях? Ответ обоснуйте.

 

Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

1. Понятие общения. Содержание, цель, средства общения.

2. Межличностное общение, его функции. Барьеры общения.

3. Психологическое пространство общения.

4. Психологическое влияние и его основные виды.

 

Понятие общения. Содержание, цель, средства общения

Понятие общения

Общение – это сложный и многоплановый процесс взаимодействия двух и более людей, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Выделим главную идею, определяющую наш подход к общению, которое не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности, оно может выступать в качестве самостоятельного и автономного процесса. Общение представляет для человека самостоятельную ценность, не ограниченную совместной деятельностью. Любой из нас может вспомнить множество жизненных ситуаций, когда общение состоялось, но не было вызвано потребностью в совместной деятельности. Потребность в общении (т.е. потребность в аффилиации) является базовой, без ее реализации человек погибает и как биологический вид, и как личность. С учетом сказанного выделим то место, которое занимает общение в структуре личности.

Место общения в структуре личности:

§ общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми, удовлетворение это связано с возникновением чувства радости; эта потребность занимает самостоятельное место в структуре личности;

§ общение помогает личности развивать самосознание, а именно: формировать «Я-концепцию», обогащать представление личности о себе и отношение к себе.

Ключевые понятия, используемые для понимания природы общения: «контакт», «отношение», «коммуникация», «взаимодействие».

Наиболее точным понятием для понимания общения как социально-психологического феномена является понятие «контакт» (соприкосновение), что осуществляется с помощью языка и речи.

В понятии «отношение» находит выражение система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающего мира и с самим собой.

Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, обеспечивающий взаимное понимание. Если взаимопонимание не достигнуто, значит, коммуникация не состоялась.

Взаимодействие – это процесс взаимного влияния субъектов общения друг на друга, следствием чего выступает и взаимная обусловленность, и взаимосвязь.

 

Содержание, цель и средства общения

В общении принять выделять содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация об объективных и психологических фактах, передаваемая от одного человека к другому в процессе межличностных контактов.

По содержанию общение может быть:

а) когнитивное – обмен знаниями;

б) кондиционное – обмен психическими состояниями (например, эмоциями), в результате чего включается процесс воздействия друг на друга;

в) мотивационное – обмен потребностями, установками, интересами;

г) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.

Выделим в содержании общения следующие компоненты.

1. Когнитивная составляющая (или аспект общения) связана с процессами межличностного восприятия и познания на основе вербальной и невербальной систем.

2. Аффективная составляющая (или аспект общения) связана с регуляцией психоэмоциональных состояний личностей.

3. Интерактивная составляющая ориентирована на поведенческую сферу личности и связана с регуляцией поведения личности в группе.

Цель общения: удовлетворение различных потребностей и общение ради него самого. Поцелям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное:

§ Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».

§ Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку. В этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Способы передачи информации разнообразны: телесный контакт, язык, знаки, символы, письменность и т.д.

По средствам общения выделим вербальное и невербальное общение.

1. Вербальное общение осуществляется с помощью речи, оно является доминирующим у человека. Это связано с тем, что речь обладает безграничными возможностями кодирования и передачи информации, выражения психических состояний, построения многообразных вариантов психологического взаимодействия.

Речь принято дифференцировать на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю.

§ Различие письменной и устной речи:

а) письменные тексты пишутся по своим правилам (четкие формулировки, полнота информации, логика изложения). Если законы эти не учтены, то излагаемая информация может быть трудной для восприятия.

б) акт речевого общения включается взаимосвязанные между собой процессы: произнесение речи; ее восприятие; понимание речи.

Восприятие устной речи является смысловым, т.е. включает в себя понимание того, что слышим.

Умение слушать необходимо для решения многих задач. Неумение слушать – один из самых серьезных недостатков в общении.

§ Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника:

а) недостаток внимания, его отвлечение;

б) преждевременная оценка услышанного и желание обобщить факты без получения всей необходимой информации;

в) приписывание своих мыслей говорящему;

г) желание доминировать, настоять на своем, подавив собеседника;

д) стремление полностью захватить инициативу, не давая собеседнику возможности высказаться, что сопровождается перебиванием, стремлением договорить за своего партнера.

2. Невербальное общение осуществляется на основе неречевых средств:

§ кинетических (мимика, жесты, пантомимика);

§ паралингвистических (особенности голоса);

§ экстралингвистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп и т.д.);

§ пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и др.;

§ визуальных (выражение глаз);

§ физических прикосновений и поглаживаний;

§ одежда и другие компоненты оформления внешнего вида.

Правила эффективного невербального общения:

а) не вторгайтесь без необходимости в личное пространство собеседника, которое составляет около 1–2 м;

б) поддерживайте зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как незаинтересованность или неуверенность в себе; слишком пристальный взгляд – как стремление подавить;

в) стремитесь к тому, чтобы ваши движения и реакции находились в резонансе с движениями и реакциями вашего собеседника. Этим вы покажете свой интерес и внимание как к своему собеседнику, так и к его словам;

г) избегайте закрытых поз (руки, скрещенные на груди; пальцы рук, сжатые в кулак; прикрывание рта рукой и т.д.);

д) наблюдайте за позой, мимикой, жестами, голосом, дистанцией и ориентацией корпуса собеседника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.048 с.)