Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая специфика внимания: свойства, принципы концентрации, видыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие внимания и его свойства Раскрывая понятие внимания как важного для познавательного процесса обстоятельства, выделим его функции: а) осуществление отбора нужной информации; б) обеспечение избирательных программ действия; в) постоянный контроль за их осуществлением. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-либо объекте. Свойства внимания: § Объем внимания (равен объему кратковременной памяти) – количество объектов (или укрупненных единиц информации), которые человек способен одновременно удерживать в фокусе ясного осознания. § Концентрация – степень сосредоточенности внимания на одном объекте при отвлечении от других. Концентрация внимания и его объем находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше объем, тем меньше концентрация. И наоборот: высокая концентрация порождает низкий объем внимания и как следствие этого – определенную рассеянность, когда человек настолько погружен в свои мысли, что не замечает многое вокруг себя. § Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять концентрацию внимания на каком-либо объекте. Данное свойство внимания всегда связано либо с нашим интересом к объекту, либо с волевым усилием. Так, монотонная деятельность, неинтересная лекция в такой степени нарушают устойчивость внимания, что только с помощью воли можно ее вернуть. § Переключаемость – осмысленный перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой (в этом отличие от рассеянности). Это свойство внимания включается, например, при возникновении чего-либо неожиданного. Переключаемость связана с таким свойством темперамента, как пластичность. Она необходима людям таких профессий, как летчик, шофер, оператор, а также в деятельности тех, кто постоянно должен общаться с людьми. § Распределение – способность не только параллельно выполнять несколько видов деятельности, но и удерживать их в поле ясного сознания. При этом все объекты остаются в зоне внимания (в этом отличие от переключаемости), хотя уровни концентрации на них полностью не совпадают. Распределение как свойство внимания так же, как и переключаемость (и это мы уже подчеркивали), зависит от наличия у человека пластичности темперамента. Основные принципы концентрации внимания § Развивать внимание к главному. Направьте внимание на изучаемый предмет и попытайтесь выделять в нем все новые важные аспекты, признаки, черты, свойства, связи. § Не закреплять незначительную информацию. Полученную второстепенную для раскрытия темы информацию необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой информации, для этого надо воспринять семь новых сообщений.
Виды внимания По степени активности человека в организации внимания выделяют следующие его виды: Непроизвольное внимание – это полная зависимость активности человека от действия сильного и неожиданного раздражителя (возникает вопрос «что такое?»). К факторам непроизвольного внимания относятся: § интенсивность раздражителя, движение и прерывистость (громкий звук, яркий свет, начало и прекращение движения, мерцающий свет, прерывистые звуки); § необычность и новизна предметов и явлений; § контрастность; § отношение раздражителя к потребностям, интересам, установкам и стереотипам человека. Произвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда человек занят деятельностью, не вызывающей интерес и не обладающей свойствами, привлекающими непроизвольное внимание. При этом человек прилагает определенные волевые усилия и использует специальные приемы (технику) внимания; именно этот вид внимания включается у вас, когда необходимо изучать неинтересный учебник лишь только для того, чтобы сдать экзамен. Этот вид внимания помогает бороться и с отвлечением внимания, когда что-либо неожиданное и новое мешает нам сосредоточиться на важной работе. Послепроизвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, в которой было задействовано произвольное внимание, постепенно захватывает и увлекает человека, не требуя от него волевых усилий; именно этот вид внимания являет собой синтез непроизвольного и произвольного внимания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Что понимается в психологии под ощущением? 2. Раскройте особенности экстероцептивных, интероцептивных, проприоцептивных ощущений. 3. Перечислите свойства ощущений. 4. В чем проявляется пространственная локализация как свойство ощущения? 5. Какие пороги чувствительности известны в науке? 6. Какую информацию содержит дифференциальный порог (закон Вебера–Фехнера)? 7. Какие существуют виды сенсорной адаптации? 8. Дайте определение сенсибилизации и опишите условия ее возникновения. 9. Что такое контраст ощущений и в каких формах он себя обнаруживает? 10. Чем ощущения отличаются от восприятия? 11. Перечислите свойства восприятия. 12. Что такое апперцепция? 13. Чем избирательность как свойство восприятия отличается от его осмысленности? 14. Чем психологическое время отличается от астрономического? 15. В чем проявляется влияние внимания на восприятие времени? 16. Как меняется восприятие времени с возрастом и почему это происходит? 17. Как связано восприятие времени с величиной окружающего пространства? 18. В чем проявляется асимметрия психологического пространства? 19. Назовите свойства внимания. 20. В какой зависимости находятся концентрация внимания и его объем? 21. В чем отличие устойчивости внимания от его распределения? 22. Каковы факторы непроизвольного внимания?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1 Определите, о каких свойствах ощущений идет речь в следующих жизненных ситуациях (своим ответам дайте письменное обоснование): § Когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара. После остывания чай кажется очень сладким. Почему? § Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины? § В романе Э.-Л. Войнич «Овод» есть эпизод: «Джулия, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: от ее такого пронзительного голоса, – замечает автор, – у Артура стало кисло во рту». Почему? § Когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. Почему? § Сталевар по оттенкам расплавленного металла может с большой точностью установить его температуру. Почему? § Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах. Почему? § Почему опытный врач может определить болезнь сердца по незначительным шумам в его работе? § Человек, занимающийся йогой, может ходить по острому лезвию без обуви, не ощущая боли. Почему? § Почему люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы?
Задание 2 Определите, какие свойства восприятия обнаруживают себя в следующих ситуациях (ответы аргументируйте): § После ампутации конечностей у человека наблюдается феномен «фантомной конечности», суть которого в том, что очень длительное время у индивида сохраняется образ несуществующей руки или ноги и он ведет себя так, как если бы они действительно были на месте: время от времени несуществующие конечности чешутся, болят, мерзнут и т.п., а он старается исправить это положение. Почему? § При некоторых психических заболеваниях наблюдается следующее расстройство восприятия: человек перестает узнавать предметы, хотя очень легко определяет их составные части. Об утрате какого свойства восприятия здесь идет речь? Почему? § При просмотре шахматной партии опытный шахматист без труда определяет, чья позиция выигрышнее. Почему? § Если впервые посмотреть с большой высоты вниз, то все будет казаться уменьшенным по своему размеру. Но со временем такое восприятие исчезает и все нормализуется. Почему это происходит? И почему этого не наблюдается у машинистов башенных кранов, у монтажников-высотников? § Почему влюбленный человек может не замечать изъянов во внешности своей избранницы?
Задание 3 Поздний вечер. Деревня спит. Стук в темное окно. Хозяева неохотно просыпаются и спрашивают, кто пришел и что нужно. В ответ слышат: «Хозяин, дрова нужны?». «Какие еще дрова? Не нужны мне никакие дрова» – отвечает хозяин. Проснувшись утром, он обнаруживает, что ночные гости вывезли с его двора всю поленницу дров. В отчаянии жалуется соседу: «Вот несчастье: спросили, хочу ли я купить у них дрова, а сами украли мои». О каких свойствах восприятия здесь идет речь?
Задание 4
Способен ли человек остановить время? Отвечая на поставленный вопрос, проведите различие между физическим (астрономическим) и психологическим временем.
Задание 5 Объясните, почему привлекается внимание в следующих ситуациях: § Незнакомый человек в компании вызывает к себе внимание со стороны окружающих. § Люди бросают любопытные взгляды на очень высокую женщину, идущую рядом с низкорослым мужчиной. § Гуляющих по ночному городу привлекают огни праздничной иллюминации. § Выпускник школы акцентирует внимание на рекламе: «Куда пойти учиться?».
Задание 6
Подготовьте рекомендации о том, как привлечь (или как не привлекать) внимание. Они должны содержать в себе описание конкретной ситуации и быть адресованы определенному человеку (или группе лиц).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.006 с.) |