Глава 4. Познавательные процессы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Познавательные процессы.



ПАМЯТЬ. МЫШЛЕНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ

1. Психологические характеристики памяти: понятие, процессы, виды, факторы эффективного запоминания.

2. Психологическая специфика мышления: понятие, виды, развитие образного мышления у детей.

3. Психологическая характеристика воображения: понятие, виды, способы создания образов творческого воображения.

 

Психологические характеристики памяти: понятие, процессы, виды, факторы эффективного запоминания

Понятие памяти

Все мы обладаем способностью «носить» постоянно с собой свой жизненный опыт, знания, умения и навыки, сформированные представления о мире, о других людях, о самом себе. Благодаря этой способности мы храним информацию, которая не только поступает к нам из внешнего мира, но и является продуктом нашего осмысления. Описанная способность составляет содержание понятия «память».

С учетом сказанного выделим следующие функции памяти:

§ запечатление, сохранение и воспроизведение того, что было в прошлом;

§ установление связи всех фрагментов жизненного опыта человека для обеспечения единства и целостности формирования и развития личности и ее самосознания. Установление этой связи и преемственности – не менее важная сторона памяти, чем способность запечатлевать какую-либо конкретную информацию;

§ формирование установки по отношению к самому себе как целостному и устойчивому феномену, когда каждый остается самим собой в различных, даже иногда противоречивых жизненных ситуациях;

§ формирование истории жизненного пути конкретного индивида. Следствием этой функции памяти выступает формирование личности как автора своего психологического времени, в контексте чего у каждого индивида формируется свое представление о прошлом, настоящем и будущем.

Сделаем вывод. Восприятие окружающего мира и самого себя у каждого человека связано с историей его жизненного пути, преемственность и связь событий которого осуществляет память. Если память по каким-либо причинам не сможет осуществить эту функцию, то человек может потерять себя в качестве целостной личности, помня, допустим, не всю свою жизнь, а лишь разрозненные, не связанные друг с другом ее фрагменты.

С учетом отмеченных особенностей раскроем процессы, составляющие память.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание

Запоминание – процесс запечатления (фиксирования) информации, представленной в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, слов, эмоциональных состояний, действий. Все перечисленные компоненты составляют наш жизненный опыт.

По степени участия сознания в этом процессе различают непроизвольное и произвольное запоминание.

1. Непроизвольное запоминание осуществляется без заранее поставленной цели и без использования специальных способов, оно развито у животных и у маленьких детей.

Выделим закономерности непроизвольного запоминания:

§ человек непроизвольно гораздо лучше запоминает незавершенные действия и ситуации;

§ непроизвольно человек запечатлевает информации гораздо больше по сравнению с той, которая подлежит воспроизведению.

Главный недостаток непроизвольного запоминания состоит в том, что мы не можем им управлять. Так, мы часто не можем запомнить какую-либо важную информацию или забыть то, что является для нас травмирующим. По всей вероятности, вам приходилось сталкиваться с тем, что наше страстное желание забыть что-либо (неприятные, ранящие душу слова) остается бессильным перед процессом непроизвольного запоминания.

Вместе с тем, при некоторых обстоятельствах непроизвольное запоминание даже более эффективно, чем произвольное. Для этого нужно знать его факторы и использовать их при запоминании. К факторам непроизвольного запоминания относится то, что личностно значимо для человека, является ценным для него; тесно связано с деятельностью; имеет прямое отношение к профессии и к интересам личности в целом; является ярким, необычным, новым.

2. Произвольное запоминание является противоположностью непроизвольного: в нем человек ставит определенные цели и использует специальные способы запоминания. Перечислим некоторые из них:

а) выделение отдельных частей материала и установление логических связей между ними;

б) сравнение, т.е. установление сходства и различия между запоминаемыми явлениями;

в) использование образов воображения (последние активно используются в мнемотехнике), когда запоминаемый материал мысленно раскладывается в пространстве, чтобы быть на виду (метод Цицерона), или становится эмоционально окрашенным;

г) укрупнение единиц информации, которая ограничивается в кратковременной памяти цифрой 7±2.

Произвольного запоминания нет у животных и у маленьких детей.

Сохранение – это процесс придания жизненному опыту, в том числе и личностным образованиям, устойчивых форм. Основное требование к памяти: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Предметом сохранения как процесса памяти выступают не только знания, умения, навыки, но и другие личностные компоненты: ценности, мотивы, интересы, черты характера.

Существуют 2 вида сохранения как процесса памяти: динамическое и статическое. Статическое сохранение обнаруживает себя в кратковременной памяти, а динамическое – в долговременной. При статическом сохранении информация почти не изменяется, при динамическом же она подвергается серьезной переработке и реконструкции. Причина этого в том, что сохранение – активный процесс памяти, в ходе которого материал подвергается непрерывным преобразованиям. Мы сохраняем то, что необходимо для настоящей и будущей жизни, допуская утрату того, что для нас не представляет ценности или, наоборот, является таковым, но сопротивляется сбережению.

Обратите внимание: память фиксирует и одновременно преобразует единую последовательность значимых для нас ситуаций, событий, эмоциональных состояний, поступков. Последние нами осознаются не только как судьба, жизненный путь, но и как перспектива жизни, зарождение будущего. Благодаря этому настоящее воспринимается человеком не только как продолжение прошлого, но и как ожидание будущего.

Воспроизведение – это процесс актуализации сохраненной информации путем извлечения ее из долговременной памяти и перевода в оперативную.

К формам воспроизведения относятся: узнавание, припоминание, реминисценция.

Узнавание – это воспроизведение какой-либо информации в условиях ее повторного восприятия, это своего рода напоминающее воспроизведение. Без узнавания человек каждый раз воспринимал бы знакомые предметы как новые. Узнавание необходимо и для процесса самоидентификации личности: без него человек не смог бы узнавать самого себя и относился бы к себе каждый раз как к незнакомому человеку. Более того, он бы без конца знакомился не только с тем, с кем он работает, общается, но и с близкими.

Припоминание – произвольное воспроизведение информации, требующее волевых, сознательных усилий. Успешность припоминания зависит от того, какая была сделана установка на воспроизведение запоминаемой информации и какие использовались способы для ее сохранения.

Реминисценция отсроченное по времени непроизвольное, неожиданное воспроизведение того, что первоначально было забыто: всплывают в памяти незначительные события прошлого, слова и мелодии какой-либо случайно услышанной мелодии, малознакомые лица, события детства и т.п.

Забывание – процесс, противоположный сохранению, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема запечатленной в памяти информации. Забывание – это закономерный, естественный и необходимый процесс памяти, который обусловлен рядом факторов:

а) время: менее чем за час человек забывает половину только что полученной и неосмысленной информации;

б) степень активности использования имеющейся в памяти информации: забывается то, в чем нет постоянной необходимости (однако двигательные навыки – катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать – остаются без изменений в течение очень многих лет);

в) сходство, подобие информации (так, если вы готовите к сдаче два сходных предмета (философию и психологию), то может включиться процесс забывания);

г) отсутствие связи запоминаемой информации с образом «Я»: то, что не затрагивает ваши базовые потребности и интересы, легко исчезает из памяти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.008 с.)