Психика как предмет психологии. Психологические факты и их особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психика как предмет психологии. Психологические факты и их особенности



Психика как предмет психологии. Психология как одна из основных наук о человеке возникла в Древней Греции на рубеже VII–VI вв. до н.э. С момента своего возникновения она была ориентирована на философию, являясь в течение нескольких столетий фактически одним из разделов этой науки. Психология в переводе с греческого означает «наука о душе» (psyche – душа, logos – наука, учение). В настоящее время вместо понятия «душа» в психологической науке используется понятие «психика». Психикой обладают не только люди, но и животные. Исследованием психики животных занимается специальная отрасль психологии – зоопсихология. В учебном курсе «Психология и педагогика» изучается психика человека.

Любая наука, в том числе и психология, основана на изучении фактов. Чтобы понять, что такое психика человека, попытаемся выявить различия между объективными и психическими (психологическими) фактами.

Психологические факты и их особенности. Факт – это фрагмент реальности и знание о нем, достоверность которого не вызывает сомнения. То, что можно наблюдать со стороны, принято относить к объективным фактам. Например, кто-то из ваших сокурсников очень восторженно отзывается о профессиональном мастерстве одного из преподавателей. Наблюдая это со стороны, вы относите факт речи сокурсника не к вымышленному образу, а к явлению объективной реальности, а вот то, что он именно так, а не иначе говорит о преподавателе, выступает в качестве психологического факта.

Психологические факты составляют субъективный опыт, т.е. зависят от того, кто является субъектом и каким способом он воспринимает, переживает и оценивает мир, в котором живет, а также самого себя. Если мы способны направлять свой взор внутрь своих мыслей и переживаний, то мы можем понять, что такое психологические факты и почему они составляют наш внутренний субъективный опыт. К психологическим фактам относятся компоненты субъективного мира человека, т.е. переживаемые внутри него образы, мысли, воспоминания, мотивы, цели, интересы, эмоции, чувства, достоверность существования которых устанавливается самим человеком.

Выделим особенности психологических фактов:

1. Субъективность, т.е. зависимость от того, кто воспринимает окружающий мир и самого себя: для стороннего наблюдателя невозможно непосредственно воспринять образы, формирующиеся у другого человека. Поэтому психологические факты обнаруживают себя в способе восприятия человеком окружающего мира и самого себя. Человек постоянно «погружен» в психологические факты. Поэтому мы с вами и авторы, и исполнители своей собственной жизненной драмы, которую мы же и познаем. От присутствия личности в психологических фактах нельзя «отделаться» или отвлечься на некоторое время.

2. Совпадение истинности психологических фактов со знанием человека об этих фактах:мы не только ощущаем, чувствуем, вспоминаем, фантазируем, но и знаем о том, что ощущаем, чувствуем, вспоминаем, фантазируем. Мы не только стремимся к каким-либо целям, но и знаем об этих стремлениях и целях. Психологические факты (образы, мысли, эмоции, воспоминания и т.п.) не только происходят в индивиде, но и прямо открыты перед ним, точнее, перед его внутренним зрением и настолько же реальны, что и окружающие человека предметы. Так, нам хорошо известны наши переживания грусти, радости, воспоминаний детства или каких-либо других событий. И в этом смысле мы сами для себя истина в последней инстанции.

3. Психологические факты – это форма личностного знания, их характеризует принадлежность к уникальной конкретной жизни личности, так как события, происходящие с человеком, приобретают статус психологических фактов, в строгом смысле этого слова, только для него самого, это его своеобразная собственность. В психологических фактах запечатлевается не только то, что познает индивид, но и сама личность, ее собственное осмысление мира и самой себя, ее переживания. Содержание психологических фактов приобретается и осваивается не только с помощью понятий, суждений и других форм рационального познания, но и с помощью эмоций в процессе непосредственного общения и межличностных контактов между людьми.

Поэтому познание психологических фактов – это всегда описание индивидуальных и уникальных особенностей внутреннего мира личности, что, естественно, не отменяет существования общего и закономерного в функционировании последнего. Выявление психологических фактов в психологии осуществляется с помощью определенных методов, цель которых заключается в точной их фиксации, в накоплении эмпирических данных для последующего теоретического анализа. Когда осуществляется внешнее наблюдение за психологическими фактами, то, согласно науке, их принято называть психическими (психологическими) явлениями и относить последние к психике. Изучение происхождения, функционирования и развития психики во всем богатстве ее проявлений, т.е. психических явлений, является предметом психологии.

В зависимости от того, как мы воспринимаем и оцениваем окружающий мир, включая и самого себя, какое значение для себя лично всему этому придаем, мы строим свою жизненную программу и реализуем ее. Это и составляет содержание психики человека, имеющей свою специфику. С целью раскрытия последней выделим свойства психики человека.

Свойства психики человека

1. Образный характер. Образ – это некая субъективная психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им объективной реальности, в процессе контакта с внешним миром. Речь идет в данном случае об образе восприятия. Однако существуют и образы воображения, сновидений, галлюцинаций и т.п., отображающие некие субъективные (внутренние) реальности. Образ, с помощью которого человек описывает окружающий его мир (образ мира) и образ самого себя (образ «Я») – основной строительный материал психики человека. Существует тесная взаимосвязь этих образов, так как они не только являют собой наглядные картинки и изображения, полученные с помощью ощущений, но и несут в себе определенный смысл и значимость для конкретной личности.

В образе мира и образе «Я» воплощается стремление человека выразить себя в мире, а также эмоции, смыслы, мысли, действия, которые сопровождают этот процесс. Для раскрытия этого утверждения приведем следующие аргументы:

а) образ мира – это не только наглядное представление о внешнем мире: последний познается на языке собственных ощущений, потребностей, эмоций, мыслей, ценностей, поэтому в нем всегда есть собственное смысловое поле человека;

б) в свою очередь, образ «Я» не является полностью вымышленным, какой бы богатой фантазией мы не обладали. Особенность образа «Я» в том и состоит, что он создается на основе собственных предположений, гипотез и допущений, поэтому может иметь немалое количество неточностей и иллюзий, но затем постепенно будет приведен в соответствие с требованиями и законами внешнего мира. Если этого не произойдет, то человек не сможет правильно сориентироваться в жизненных смыслах, увидеть приоритеты, согласно которым следует выстраивать свое поведение, чтобы не погибнуть и как биологический вид, и как личность.

2. Психика как форма осознания человеком своего отличия от остального мира, а именно: выделение себя как некоторой самостоятельной и отличной от всего окружающего реальности. Это находит свое выражение в способности найти границу между собственным образом (образом «Я») и образом своего окружения, а также в переживании непохожести и отличия от окружающих, что лежит в основе нашего чувства «Я».

Более того, переживание этого чувства является началом психической жизни человека, своеобразным первокирпичиком, из которого будет выстроено все «здание» психики. Именно ощущение чувства непохожести пройдет с человеком через всю его жизнь, он будет бороться за него, переживать, находя, а порою и теряя определенный баланс между собственными желаниями и аналогичными устремлениями других, отстаивая тем самым право на проявление своей индивидуальности и неповторимости.

3. Творческая природа человеческой психики. Психика человека – особая форма активности, предполагающая не только исследование, но и творческое преобразование окружающего мира и самого себя.

Именно психика позволяет человеку убедиться в факте своего существования и в необходимости активности как формы защиты границ своего существования (образа «Я»). Последнее невозможно осуществить, не преодолевая сопротивление тех, кто нас окружает, ибо именно они могут претендовать на те же жизненные блага, что и мы.

Получение достойного своим возможностям жизненного пространства предполагает не только адаптацию к ситуации, но и выход за ее границы, создание нового, оригинального социального пространства.

В этом обнаруживает себя творческая природа психики: для изобретения чего-либо нового и для его использования надо изменить не только окружающее жизненное пространство, но и самого себя, способ своего восприятия. А это предполагает созидание нового в психике, т.е. появление в ней не существовавших ранее психических фактов.

4. Тесная связь мышления и речи. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей по законам данного языка. Язык – это система знаков любой природы (слова, жесты, мимика и т.п.), выступающая в качестве средства человеческого общения и мышления. В человеческой психике существует тесная связь мышления с речью, результатом чего и является появление словесно-логического мышления. Возникновение этого типа мышления свойственно только человеку. Единицей, связывающей мышление и речь, выступает значение слова, которое помогает оформлять собственные мысли в понятные как себе, так и другим людям высказывания.

5. Сложность и неоднозначность проявления психического в поведении человека:

а) одно и то же поведение может обеспечиваться и направляться различными психическими механизмами (потребностями, мотивами, эмоциями, особенностями темперамента, характера, сознанием);

б) то или иное психическое образование (например, эмоция интереса) может порождать различные по своему содержанию виды поведения в том или ином виде деятельности;

в) мы в состоянии понять поведение человека лишь в том случае, если знаем, как он сам воспринимает и осмысливает мир и самого себя. При этом поведение или поступок не будет иметь значения до тех пор, пока не станет понятным, как сам человек воспринимает и оценивает их.

В качестве иллюстрации данного тезиса может служить ваша учебная деятельность в стенах вуза. Внешне ее содержание для студентов во многом одинаково и выполняется она в сходных условиях, а вот внутренние ее психологические регуляторы у всех разные. Так, кто-то учится по желанию родителей, кто-то – по своему, а кто-то – с целью получения именно этой профессии или приобретения материального благополучия в будущем и т.д.

Описанные нами свойства психики наиболее ярко обнаруживают себя в психических явлениях, которые конкретизируют предмет психологической науки и, естественно, по определенным основаниям могут быть классифицированы.

Классы психических явлений

1. Познавательные (когнитивные) процессы: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение, которые позволяют человеку познать не только мир, но и самого себя в нем. В последнем случае речь идет о самопознании, которое имеет различные уровни и формы проявления: самоощущение; самовосприятие; образ «Я» (представление); рефлексия (осмысление себя глазами другого).

2. Класс мотивов, побуждений (потребности, цели, интересы), которые определяют вектор активности человека, его отношение к миру и людям, осуществляют управление нашими поступками. Мотивы имеют разную силу, степень осознанности и значимости для человека.

3. Класс эмоций (базовые эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти), которые дают быструю оценку ситуаций и событий как благоприятных или неблагоприятных для достижения поставленной цели, т.е. раскрывают их смысл для нас.

4. Класс процессов общения, направленных на установление и развитие контактов между людьми с целью достижения межличностного взаимодействия, формами проявления которого выступают не только сотрудничество, согласие, но и борьба.

5. Класс реализации и выражения психологических фактов: умения, навыки, привычки (индивидуальный стиль деятельности); язык эмоций, внешнее (вербальное и невербальное) их выражение; речь.

6. Класс психических состояний. По степени динамики и содержанию психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами. Любое психическое состояние есть временное целостное образование, включающее в себя все компоненты психики. Возникновение и протекание его обусловлено не только особенностями ситуации, но и тем, как человек воспринимает последнюю. Выделяют следующие виды психических состояний:

а) познавательные (апатия, интерес);

б) мотивационно-волевые (уверенность, настойчивость, решительность);

в) эмоциональные (аффект, настроение, фрустрация, стресс);

г) функциональные психические состояния, обнаруживающие себя как готовность к определенному виду деятельности (работоспособность, утомление, монотония, тревога, эмоциональное пресыщение, профессиональная заинтересованность).

7. Класс психических свойств, для которых характерна по сравнению с психическими состояниями и процессами наибольшая длительность и устойчивость; они могут меняться, но под влиянием длительного воздействия социальных факторов (обучения, образования, воспитания). К основным группам психических свойств относятся:

а) генетически наследуемые свойства (доминирующие эмоции и стиль эмоционального реагирования; динамика психических процессов (темперамент); задатки, доминирующий инстинкт и т.п.);

б) социальные свойства, которые формируются у человека при жизни в обществе (мировоззрение, интересы, убеждения, идеалы, характер, воля, чувства, способности, знания, ценности, умения, навыки, самосознание).

8. Класс сознательных и бессознательных психических форм. Сознательные психические формы – все явления, представленные индивиду на уровне осознания, самопознания и самосознания (рефлексии), в результате чего его психическая жизнь приобретает вполне конкретную направленность. К бессознательным психическим формам принадлежат:

а) явления, предшествующие индивидуальной психике, не достигшие в процессе жизни осознания («архетипы», согласно К. Юнгу);

б) психические явления, устраненные из поля активного сознания;

в) мысленные, образные и чувственные интуиции;

г) творческие проявления индивидуального сознания.

Подводя итог, отметим: выделение классов психических явлений и акцент на их относительную самостоятельность является приемом психологического анализа. Психические явления, реализуясь в жизненном пространстве каждого из нас, приобретают качества целостности и взаимосвязанности друг с другом. Это первое.

Второе. Изучать психические явления можно как в контексте различных отраслей психологического знания, так и с использованием различных видов практики. И в том, и в другом случае должны использоваться различные методы исследования психических явлений.

 

Разделы и методы психологии

Разделы психологии

Современная психология представляет собой систему, включающую в себя самостоятельно развивающиеся разделы психологического знания, хотя и сохраняющие общий предмет исследования. Классифицировать эти разделы психологии принято по следующим основаниям:

Отрасли теоретического психологического знания, среди которых выделим лишь следующие:

а) общая психология;

б) социальная психология, изучающая психологические закономерности, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в группах и коллективах;

в) психология труда, изучающая закономерности восприятия человеком себя в качестве субъекта профессиональной деятельности и особенности управления на этой основе своим поведением;

г) психология здоровья как наука о закономерностях восприятия и оценки человеком состояний здоровья или болезни, о формировании на этой основе программы обеспечения хорошего здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути;

д) педагогическая психология, изучающая психологические закономерности воспитания и обучения;

е) возрастная психология, изучающая основные психологические критерии и характеристики детства, юности, зрелости, старости;

ж) психофизиология, изучающая нервные механизмы психологических процессов, состояний и свойств;

з) дифференциальная психология занята изучением природы и степени индивидуальных различий в психических процессах, свойствах и состояниях.

Практическое психологическое знание. По видам задач, решаемых практической психологией, выделяют следующие разделы:

а) психодиагностика – раздел психологии, разрабатывающий методы обнаружения и измерения индивидуально-психологических свойств человека. Данные методы лежат в основе психологической экспертизы (судебно-психологической, психолого-педагогической, психолого-психиатрической);

б) психотерапия – область практической психологии, в которой используется лечебный (исцеляющий) потенциал различных форм психологического воздействия на эмоции, мышление, самосознание личности;

в) психотехника – область психологической практики, целью которой выступает усовершенствование тех или иных психологических образований личности: познавательных, коммуникативных процессов, умений, навыков.

Подводя итог, отметим: психологию необходимо рассматривать не только как науку, но и как вид практики, не забывая при этом об их единстве и взаимосвязи. И теоретическая, и практическая психология имеют дело с психическими процессами, психическими состояниями и психическими свойствами.

 

Методы психологии

Методы психологииможно разделить на две большие группы:

§ Методы исследования, цель которых заключается в получении новых знаний, выявлении новых закономерностей. Эти методы делятся на описательные (наблюдение, опросы, беседа) и экспериментальные, целью которых выступает проверка гипотез.

§ Методы диагностики, задача которых в том, чтобы выявить, что есть в реальности, т.е. фактическое состояние психологического мира человека. К ним относятся тест, беседа, наблюдение.

Остановимся подробно на наблюдении, эксперименте, тестах.

Наблюдение и его виды. Наблюдение – подробное и всестороннее изучение поведения людей в местах их естественной жизнедеятельности, опирающееся на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Наблюдение может иметь место не только в естественных, но и экстремальных условиях (в космосе, под водой, в дальних экспедициях). В психологии результаты наблюдения в значительной степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных ценностей и установок.

Виды наблюдения:

§ простое (внешнее) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны;

§ интроспекция (от лат. – смотрю внутрь), самонаблюдение – это прямое наблюдение за своими переживаниями, мыслями, желаниями, образами, в результате чего человек получает доступ к своим психологическим фактам. Недостаток этого метода: высокая степень субъективности, невозможность проверить психологические факты, тем более – повторить их;

§ эмпатия (от лат. – вчувствование, проникновение) – способность проникнуть в переживания другого человека, понять его эмоции и чувства;

§ включенное наблюдение предполагает активное участие в происходящих событиях и одновременное регистрирование поведения людей, в кругу которых мы находимся.

Оценка метода наблюдения:

Достоинства: а) высокая информативность (дает возможность получить как вербальную, так и невербальную информацию); б) реализм и жизненность, так сохраняется естественность условий; в) допустимость использования разнообразных технических средств.

Недостатки: а) субъективность, т.е. зависимость результатов от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов исследователя; б) невозможность контролировать ситуацию и вмешиваться в ход событий без их искажения; в) требуются значительные затраты времени, вытекающие из пассивности наблюдателя.

Метод эксперимента. Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, в которых наиболее ярко обнаруживают себя изучаемые психические явления. Выделим особенности эксперимента:

а)активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса в специально созданных и контролируемых условиях: экспериментатор имеет возможность с целью подтверждения своей гипотезы вызывать психическое явление несколько раз;

б) создание таких искусственных ситуаций, которые дают возможность наиболее точно оценить то или иное психическое явление. Эксперимент дает возможность увидеть такие свойства, которые невозможно получить с помощью наблюдения;

в) всякий эксперимент, независимо от его вида, всегда направляется какой-либо идеей (гипотезой), которая либо подтверждается, либо опровергается: в эксперименте изучаемый объект изолируется от побочных влияний и представляется в «чистом виде», при этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются.

Фактор, который изменяется экспериментатором, называется независимой переменной. Психическое явление, которое изменяется под воздействием другого явления, называется зависимой переменной. Гипотеза выявляет причинно-следственную связь между зависимыми и независимыми переменными. В качестве предмета исследования выступает зависимая переменная.

Проиллюстрируем данное положение. Посещение вами лекций по психологии обозначим как независимую переменную, а в качестве зависимой переменной выберем оценку, полученную на экзамене. Проводя эксперимент, испытуемых необходимо разделить на контрольную и экспериментальную группы. Работа же ведется только с экспериментальной группой. Уровень проявления изучаемого параметра (в данном случае – посещение лекций) замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента, а затем анализируется разница между показателями (в нашем примере – разница в оценках на экзамене между теми, кто посещал лекции, и теми, кто нет). На основании этого делается вывод об эффективности посещения лекций по психологии. Не исключено, что наше предположение (гипотеза) о том, что посещение лекций определяет оценку на экзамене, может не подтвердиться. В таком случае поиск может быть продолжен.

Виды эксперимента. Эксперимент может быть лабораторным (создание условий, вызывающих необходимый психические процесс) и естественным (когда условия эксперимента сближаются с жизнью). Лабораторный и естественный эксперименты могут быть:

а) констатирующими (направленными на установление фактического уровня тех или иных психических процессов, свойств и состояний);

б) формирующими, целью которых является изучение механизмов появления у личности новых психических процессов, свойств и состояний. Для этого испытуемого ставят в различные условия, предлагая ему решить определенные задачи. Этот вид эксперимента относится к методам активного воздействия на личность, так как способствует ее психологическому развитию и росту.

Оценка метода эксперимента:

Достоинства: а) высокая точность результатов; б) возможность повторного исследования в аналогичных условиях; в) полный контроль за зависимыми и независимыми переменными.

Недостатки: а) условия деятельности и поведения испытуемых не являются естественными; б) осведомленность испытуемых о том, что они являются объектами исследования, снижает точность получаемой информации; в) сложность перенесения выводов, полученных в экспериментальной ситуации, за ее пределы.

Метод тестов. Тесты делятся на следующие виды:

а) тесты интеллектуального развития и творчества (знаменитый коэффициент IQ);

б) тесты специальных способностей (оценка обучаемости индивида);

в) личностные тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

Главная идея личностных тестов (определяющая во многом и их достоинства) состоит в том, что личность каждого человека есть неизменная совокупность наследуемых и приобретенных при жизни качеств, а индивидуальные особенности зависят от степени развития каждого из них. И если мы изучаем с помощью тестов эту степень, то мы приближаемся к познанию индивидуальных черт личности.

Общий недостаток всех видов тестов: узкая направленность на изучение одного определенного качества. Психологический склад человека является сложным образованием и не определяется однозначно. Поэтому для получения более достоверных результатов надо применять разнообразные тесты, т.е. подходить к решению данной проблемы комплексно.

Подводя итог, отметим, что ни один из методов не может считаться самым лучшим. Поэтому при проведении исследований необходимо опираться на всю совокупность методов, учитывая плюсы и минусы каждого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.052 с.)