Психологические особенности несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы



Психологические особенности несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=795794

Содержание

 

Введение

1. Роль психологической работы с несовершеннолетними осужденными в современной реформе уголовно-исполнительной системы

1.1 Общая характеристика и современное состояние уголовно-исполнительной системы

1.2 Предмет, цели, задачи и роль пенитенциарной психологии

. Влияние заключения на психику несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы

.1 Изучение личности несовершеннолетнего осужденного в местах лишения свободы

.2 Психологические эффекты заключения в местах лишения свободы

.3 Психологическая характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы

. Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы

.1 Основные направления психологической помощи в местах лишения свободы

.2 Основные направления психокоррекционной работы

Заключение

Список использованных источников и лиетратуры

Приложения

 

Введение

 

Политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в стране за последнее время, повлекли за собой направленные на гуманизацию изменения в уголовной и уголовно-исполнительной политике, реформирование правовой и организационной базы уголовно-исполнительной системы, приближая ее к мировым стандартам, затронули порядок и условия организации исполнения наказания в воспитательных колониях. Несовершеннолетние осужденные в силу возрастной и социальной незрелости представляют особую группу из числа отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Особенности подросткового возраста, с одной стороны, осложняют работу с контингентом, поскольку вынуждают персонал воспитательных колоний учитывать характерные черты личности воспитанников в данном возрасте, но, с другой стороны, "пластичность" развивающейся личности подростка позволяет надеяться на успешность целенаправленной воспитательной работы. Также необходимо отметить, что максимально возможные сроки наказания для данной категории, ограниченные десятью годами, обусловливают реальные перспективы в работе с несовершеннолетними осужденными.

Одной из важнейших задач наказания является исправление осужденного, что невозможно без изучения его личности, без выявления тех черт, которые привели к совершению преступления и должны быть искоренены. С другой стороны, важно знать и то хорошее, что есть в человеке, на что можно опираться в проведении воспитательной работы.

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем юридической психологии - исследованию психологических особенностей несовершеннолетних осужденных к лишению свободы и практическому использованию полученных знаний.

Рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации - это реалии нашего времени. К сожалению, приходится констатировать, что несовершеннолетние стали одной из наиболее криминально-пораженной и, в тоже время, наименее социально защищенной категорией населения. Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе развития России, начиная с 90-х годов 20-го века и до настоящего времени, возросла детская преступность, становясь серьезной проблемой нашего общества. Для того, чтобы снизить уровень преступности несовершеннолетних, необходимо изучит и провести учет психологических особенностей осужденных, и исходя из полученных данных способствовать повышению эффективности работы пенитенциарной системы по их исправлению, а так же предупреждению совершения новых преступлений.

Цель работы - исследовать психологические особенности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и роль психологического сопровождения в процессе исправления осужденных.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

. Проанализировать существующее уголовно-исполнительное законодательство и оценить роль психологической службы в процессе отбывания осужденными наказания в местах лишения свободы;

. Выявить влияние заключения на формирование психологических особенностей осужденных в местах лишения свободы;

. Изучить психологические особенности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы;

. Обосновать необходимость учета психологических особенностей несовершеннолетних осужденных при разработке мероприятий по их исправлению;

. Выявить проблемные моменты в работе психологов и предложить пути решения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе отбывания несовершеннолетними осужденными наказания в местах лишения свободы.

Предметом дипломной работы являются факты, закономерности проявления психологических особенностей личности осужденных, факторы, оказывающие влияние на изменение мотивационной и психоэмоциональной сфер личности, особенности психологического сопровождения осужденных.

Изучение указанной проблемы позволяет не только выявить и проанализировать индивидуально-психологические особенности осужденных, но и предложить возможные направления проведения воспитательных и психокоррекционных мероприятий в отношении лиц, отбывающих наказание, в целях достижения задач уголовно-исполнительного законодательства.

Результаты проведенной работы могут использоваться психологами исправительных учреждений в работе с осужденными в местах лишения свободы, при разработке методических рекомендаций для различных категорий осужденных.

Обзор доступной литературы по рассматриваемой теме позволяет сделать вывод о том, что исследование психологических особенностей лиц, отбывающих наказание, носит недостаточный, невсесторонний и противоречивый характер, характеристика осужденных ограничиваются социально-демографическими описаниями, связано это, вероятно, прежде всего, с меняющимся уголовно-исполнительным законодательством, разнообразием контингента в исправительных учреждениях, и как следствие, невозможностью установить закономерности в динамике психологических состояний осужденных. Нет глубоких научных работ по данному вопросу, соответствующих современным представлениям о личности осужденных.

Стремясь дать теоретически обобщенное представление о предмете исследования с учетом практических данных, автор опирается на методы системного и логического анализа, которые имеют существенное значение для изучения научного массива в области исследования психологических особенностей несовершеннолетних осужденных и позволяют отметить проблемы и трудности в процессе изучения психологии заключенных, выявить оказывающие влияние на это факторы.

При создании теоретической основы исследования использовались научные работы, их отдельные положения и выводы юристов (А.С. Михлина, Б.С. Утевского и др.), психотерапевтов и психологов (В.М. Бехтерева, А.И. Ушатикова, В.Ф. Пирожкова, А.Д. Глоточкина и др.), ведущих авторов по исследуемой теме (Ю.М. Антоняна, П.Н. Казберова, О.С. Кирсановой и др.).

Положения и выводы работы основаны на теоретических, статистических и практических данных - текстах нормативных актов, данных Федеральной Службы Государственной статистики, Федеральной Службы исполнения наказаний, результатах исследований психологических лабораторий исправительных учреждений и т.д.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

Роль психологической работы с несовершеннолетними осужденными в современной реформе уголовно-исполнительной системы

 

Влияние заключения на психику несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы

 

Заключение

 

Подрастающее поколение в современном мире является не столько объектом воспитания, образования и социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, инновационным потенциалом общества, существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила.

Однако современное российское общество испытывает серьезные трудности в воспитании подрастающего поколения. Уровень преступности в молодежной среде за последние годы не уменьшается. Антиобщественный, паразитический образ жизни значительного числа несовершеннолетних становится нормой. Употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте достаточно быстро размывают в сознании личности такие нравственные понятия, как долг, совесть, честность, чувство собственного достоинства, негативно изменяют ценностные ориентации молодежи, обусловливая нарушение законности и правопорядка. Это зачастую становится причиной осуждения несовершеннолетних и направления их в места лишения свободы.

Изоляция несовершеннолетних в исправительных учреждениях является не только карой, но и преследует цель их социальной реабилитации путем формирования социально-правовой активности, адекватных ценностных ориентации и интересов, восстановления их социального статуса, повышения образовательного уровня, содействия овладению профессией, что следует отнести к приоритетным направлениям деятельности воспитательных колоний на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы.

На основе проведенного исследовании можно сделать выводы.

. Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. Большое внимание в рамках реформы уделяется работе с несовершеннолетними осужденными. В этой связи важная роль возлагается на психологическую службу. При этом требуется усовершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность психологов исправительных учреждений.

. Нахождение в местах лишения свободы не может не отразиться на психологии человека. Попадая в исправительное учреждение, несовершеннолетние оказываются в непривычных, дискомфортных условиях, прерывается начатый процесс социализации личности. В это время в сознании несовершеннолетних происходят различные деформации, как положительные, так и отрицательные.

. Несовершеннолетние представляют собой группу повышенного риска. В этом возрасте, во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения, в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля. В настоящее время в воспитательных колониях концентрируются наиболее социально дезадаптированные подростки, так как к лишению свободы осуждаются наиболее опасные для общества преступники. Повседневное поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью, конформизмом. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая зависимость от принадлежности к неформальным группам и категориям усугубляются влиянием различных факторов среды ближайшего социального окружения.

. Знание особенностей психологии осужденных является необходимой предпосылкой развития взаимоотношений с ними для достижения целей перевоспитания. Изучение личности осужденного позволяет наметить конкретные психолого-педагогические задачи по исправлению контингента в местах лишения свободы, определить, какие свойства личности необходимо изменять, нейтрализовать, устранять, а какие формировать и развивать. Без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изменять условия отбывания наказания. Изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и, следовательно, о возможности представления осужденного к условно-досрочному освобождению. Воздействие на осужденных без учета их индивидуальных социально-психологических особенностей порождает конфликтные ситуации, усиливает отрицательное влияние криминогенных факторов на личность в местах лишения свободы. Исправление осужденных означает замену у них искаженных ценностных ориентаций, предопределяющих преступное поведение, на позитивные социальные установки.

. В связи с политикой государства, направленной на гуманизацию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, к лишению свободы осуждаются лишь наиболее социально-опасные несовершеннолетние преступники. Данный факт должен обязательно учитываться при разработке программ по психологическому сопровождению осужденных в местах лишения свободы.

Изучение личности осужденных на современном этапе нельзя признать ни глубоким, ни всесторонним, в основном превалируют социально-демографические описания. Попытки исследования внутренних, сущностных характеристик осужденных очень редки, недостаточны знания об их поведении в местах лишения свободы, в том числе преступном, что особенно важно. Воспитательное воздействие в пенитенциарных учреждениях должно быть направлено на коррекцию нравственных дефектов, именно это позволит личности задумываться о совершенном преступлении, о вреде, который был причинен другой личности, собственности и обществу в целом.

Таким образом, проблема психологического состояния несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях ФСИН России, на сегодняшний день стоит довольно остро. Понимание сущности данной проблемы, знание основных факторов, влияющих на психологию несовершеннолетних заключенных, разработка методов психологического сопровождения осужденных являются особенно актуальным в связи с продолжающимся реформированием уголовно-исполнительного законодательства, позволяют сотрудникам исправительных учреждений успешно разрешать сложные конфликтные ситуации в сфере исполнения наказаний, достигать положительных результатов в области исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений осужденными.

 

Приложение 2. Краткая характеристика лиц, осужденных к лишению свободы по алтайскому краю (по данным ФСИН России и ТО ФСГС по Алтайскому краю)

 

Распределение осужденных по основным мерам наказания, назначенных судами (2011), %

 

Состав осужденных по возрасту, %

Приложение 3. Психологическая характеристика заключенного

 

Ф.И. О.:

Образование:

Семейное положение:

Статья:

Дата обследования:

 

Приложение 4. Отношение несовершеннолетних осужденных к преступлению и наказанию

 

Мнение несовершеннолетних осужденных о причинах совершения ими преступлений, %

Ответы осужденныхОсужденные, отбывающие наказания впервыеОсужденные, отбывающие наказания неоднократноВ среднемНегативное влияние семьи25,715,720,7Негативное влияние друзей15,217,716,5Материальные затруднения24,229,526,9Независящие от меня обстоятельства20,117,418,8В совершенном преступлении виноват только я сам9,75,57,6Затрудняюсь с ответом5,114,29,7

Количество раскаявшихся в содеянном осужденных, %

Ответы осужденныхОсужденные, отбывающие наказания впервыеОсужденные, отбывающие наказания неоднократноРаскаиваюсь полностью15,212,3Раскаиваюсь частично16,824,0Не раскаиваюсь24,738,4Затрудняются или не ответили43,325,3

Приложение 5

 

Мнение несовершеннолетних осужденных о наиболее важных человеческих качествах, %

Варианты ответовОсужденные, отбывающие наказание впервыеОсужденные, отбывающие наказание неоднократноЧувство ответственности за свои слова и действия32,537,1Физическая сила17,522,9Сила воли12,512,4Умение приспосабливаться к любым обстоятельствам15,010,4Интеллект10,08,6Доброта7,55,7Откровенность5,02,9

 

Психологические особенности несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=795794

Содержание

 

Введение

1. Роль психологической работы с несовершеннолетними осужденными в современной реформе уголовно-исполнительной системы

1.1 Общая характеристика и современное состояние уголовно-исполнительной системы

1.2 Предмет, цели, задачи и роль пенитенциарной психологии

. Влияние заключения на психику несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы

.1 Изучение личности несовершеннолетнего осужденного в местах лишения свободы

.2 Психологические эффекты заключения в местах лишения свободы

.3 Психологическая характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы

. Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы

.1 Основные направления психологической помощи в местах лишения свободы

.2 Основные направления психокоррекционной работы

Заключение

Список использованных источников и лиетратуры

Приложения

 

Введение

 

Политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в стране за последнее время, повлекли за собой направленные на гуманизацию изменения в уголовной и уголовно-исполнительной политике, реформирование правовой и организационной базы уголовно-исполнительной системы, приближая ее к мировым стандартам, затронули порядок и условия организации исполнения наказания в воспитательных колониях. Несовершеннолетние осужденные в силу возрастной и социальной незрелости представляют особую группу из числа отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Особенности подросткового возраста, с одной стороны, осложняют работу с контингентом, поскольку вынуждают персонал воспитательных колоний учитывать характерные черты личности воспитанников в данном возрасте, но, с другой стороны, "пластичность" развивающейся личности подростка позволяет надеяться на успешность целенаправленной воспитательной работы. Также необходимо отметить, что максимально возможные сроки наказания для данной категории, ограниченные десятью годами, обусловливают реальные перспективы в работе с несовершеннолетними осужденными.

Одной из важнейших задач наказания является исправление осужденного, что невозможно без изучения его личности, без выявления тех черт, которые привели к совершению преступления и должны быть искоренены. С другой стороны, важно знать и то хорошее, что есть в человеке, на что можно опираться в проведении воспитательной работы.

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем юридической психологии - исследованию психологических особенностей несовершеннолетних осужденных к лишению свободы и практическому использованию полученных знаний.

Рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации - это реалии нашего времени. К сожалению, приходится констатировать, что несовершеннолетние стали одной из наиболее криминально-пораженной и, в тоже время, наименее социально защищенной категорией населения. Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе развития России, начиная с 90-х годов 20-го века и до настоящего времени, возросла детская преступность, становясь серьезной проблемой нашего общества. Для того, чтобы снизить уровень преступности несовершеннолетних, необходимо изучит и провести учет психологических особенностей осужденных, и исходя из полученных данных способствовать повышению эффективности работы пенитенциарной системы по их исправлению, а так же предупреждению совершения новых преступлений.

Цель работы - исследовать психологические особенности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и роль психологического сопровождения в процессе исправления осужденных.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

. Проанализировать существующее уголовно-исполнительное законодательство и оценить роль психологической службы в процессе отбывания осужденными наказания в местах лишения свободы;

. Выявить влияние заключения на формирование психологических особенностей осужденных в местах лишения свободы;

. Изучить психологические особенности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы;

. Обосновать необходимость учета психологических особенностей несовершеннолетних осужденных при разработке мероприятий по их исправлению;

. Выявить проблемные моменты в работе психологов и предложить пути решения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе отбывания несовершеннолетними осужденными наказания в местах лишения свободы.

Предметом дипломной работы являются факты, закономерности проявления психологических особенностей личности осужденных, факторы, оказывающие влияние на изменение мотивационной и психоэмоциональной сфер личности, особенности психологического сопровождения осужденных.

Изучение указанной проблемы позволяет не только выявить и проанализировать индивидуально-психологические особенности осужденных, но и предложить возможные направления проведения воспитательных и психокоррекционных мероприятий в отношении лиц, отбывающих наказание, в целях достижения задач уголовно-исполнительного законодательства.

Результаты проведенной работы могут использоваться психологами исправительных учреждений в работе с осужденными в местах лишения свободы, при разработке методических рекомендаций для различных категорий осужденных.

Обзор доступной литературы по рассматриваемой теме позволяет сделать вывод о том, что исследование психологических особенностей лиц, отбывающих наказание, носит недостаточный, невсесторонний и противоречивый характер, характеристика осужденных ограничиваются социально-демографическими описаниями, связано это, вероятно, прежде всего, с меняющимся уголовно-исполнительным законодательством, разнообразием контингента в исправительных учреждениях, и как следствие, невозможностью установить закономерности в динамике психологических состояний осужденных. Нет глубоких научных работ по данному вопросу, соответствующих современным представлениям о личности осужденных.

Стремясь дать теоретически обобщенное представление о предмете исследования с учетом практических данных, автор опирается на методы системного и логического анализа, которые имеют существенное значение для изучения научного массива в области исследования психологических особенностей несовершеннолетних осужденных и позволяют отметить проблемы и трудности в процессе изучения психологии заключенных, выявить оказывающие влияние на это факторы.

При создании теоретической основы исследования использовались научные работы, их отдельные положения и выводы юристов (А.С. Михлина, Б.С. Утевского и др.), психотерапевтов и психологов (В.М. Бехтерева, А.И. Ушатикова, В.Ф. Пирожкова, А.Д. Глоточкина и др.), ведущих авторов по исследуемой теме (Ю.М. Антоняна, П.Н. Казберова, О.С. Кирсановой и др.).

Положения и выводы работы основаны на теоретических, статистических и практических данных - текстах нормативных актов, данных Федеральной Службы Государственной статистики, Федеральной Службы исполнения наказаний, результатах исследований психологических лабораторий исправительных учреждений и т.д.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.044 с.)