Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления психокоррекционной работы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одной из задач психологической службы является психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям. В одном из пособий под редакцией доктора медицинских наук, главного психотерапевта Министерства здравоохранения РФ, президента Российской психотерапевтической ассоциации Б.Д. Карвасарского психокоррекционной работой называется психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида". В данном определении необходимо уточнить следующие элементы: . сущность психологического воздействия; . цель воздействия, применительно к осужденным; . на какие психологические структуры эти воздействия направлены. Относительно первого элемента нужно отметить, что в качестве методов психологического воздействия рассматриваются особые психотехнологии (вербальные и невербальные психотехники), способные влиять на психику и поведение человека. Главной целью воздействия на осужденных, как уже отмечалось, является их исправление, что, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством, включает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Кроме этого, психологическое воздействие должно предусматривать реабилитацию (восстановление) психического здоровья осужденных в связи с тем, что у многих оно нарушено вследствие природных отклонений, образа жизни на свободе (употребление наркотиков, наличие психотравм и т. п.), а также в результате психотравмирующего воздействия лишения свободы на человека. Что касается психологических структур, на которые направлено психокоррекционное воздействие, то в качестве таковых выступают криминально значимые свойства осужденного, способствовавшие совершению преступления, и дезадаптивные психические состояния. Таким образом, психологическая коррекция - это воздействие на психику осужденного (ценностные ориентации, социальные установки, личностные качества, психические состояния) с целью его исправления и развития посредством использования специальных программ и психотехнологий. Правильно подобранные методы психокоррекционной работы оказывают положительное влияние на личность не только отдельных осужденных, но и на психологическую обстановку в учреждении в целом. Однако данное направление работы является не только практически значимым, но и наиболее сложным, запутанным в теоретическом плане (как показали исследования при подготовке к дипломной работе, нет общепринятой терминологии, не выявлены наиболее продуктивные концептуальные подходы); отсутствуют типовые программы психокоррекционной работы с конкретными категориями осужденных; во многих учреждениях отсутствуют кабинеты для групповой работы; ощущается недостаток квалифицированных специалистов; не оказывается профильная психологическая помощь; не разработаны четкие критерии и показатели эффективности психокоррекционной работы. В пенитенциарной практике существует множество исправительных (психокоррекционных) программ, помогающих осужденному осознать личные проблемы, свои слабости, причины, которые привели его на скамью подсудимых и, в конечном счете, в места лишения свободы. Наиболее известные - это когнитивно-поведенческие тренинги с осужденными за преступления по ст. ст. 105, 111, 131, 132, 205, 282 УК РФ. Их сущность состоит в том, чтобы в ходе различных упражнений, ролевых игр, дискуссий изменить у осужденного представление (когниции) о себе, других людях, жертве преступления, снять психологические защитные механизмы, которые мешают объективно оценить ситуацию и свои поступки, помочь осознать мотивы своих действий, пережить чувство вины, спроецировать тактику (сценарий) своих действий в будущем. Для достижения позитивных результатов тренинги необходимо проводить 2-3 раза в неделю на протяжении одного года. По объективным причинам таким методом можно охватить только 15-20 осужденных (при наполняемости исправительного учреждения в 1000 человек), поэтому чаще всего применяются краткосрочные коррекционные (исправительные) программы в объеме 30 часов и продолжительностью 1-2 месяца. Когнитивную психотерапию необходимо применять, когда речь идет о слишком заниженной самооценке личности. В целях психологической коррекции агрессивного поведения, вызванного состоянием гнева, используются следующие когнитивноповеденческие приемы: "самомониторинг", "вербальное самоинструктирование", "решение проблем", "релаксация", "тренинг ассертивности", "юмор", "постановка целей", "принятие перспектив", "разговор с собой". Позитивная психотерапия - форма психотерапии, основанная на рассмотрении человека как особой ценности. С точки зрения позитивной психотерапии, в каждом симптоме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела - как хорошую сопротивляемость организма и т.д. Основная цель позитивной психотерапии - изменение точки зрения пациента, человека на свою болезнь и, как следствие, новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом. Практика показывает, что элементы позитивной психотерапии можно использовать в консультировании как индивидуальном, так и в групповом. На этой основе рекомендуется проводить беседы с лицами, склонные к аутоагрессивным поступкам. Основной акцент делается именно на выявлении положительного в ситуации, в себе, внешних и внутренних ресурсах личности, повышении ценностного отношения к себе. Рациональную психотерапию следует использовать в ситуации, когда у осужденного сформировались искаженные представления о событии или конкретных людях, что вызывает эмоциональные болезненные переживания, неудовлетворенность. Изменение неправильных представлений клиента достигается определенными методическими приемами. Например, посредством применения методики сократовского диалога, при которой вопросы задаются таким образом, что предполагают только положительные ответы ("Да!"), на основе которых осужденный уже сам делает соответствующие выводы. Эффективный способ снятия эмоционального напряжения - обучение осужденных системам нервно-мышечной релаксации, но в этом случае важна значительная предварительная подготовка, так как характерный для большинства осужденных сверхконтроль над своим поведением и своими эмоциями не позволяет им эффективно расслабляться и снимать избыточное нервно-психическое напряжение. Основные предпосылки занятий нервно-мышечной релаксацией состоят в следующем: . Состояния стресса и тревожность сопровождаются мышечным напряжением. . При ослаблении напряжения мышц можно достигнуть значительного уменьшения переживаний беспокойства, тревоги и других проявлений повышенного возбуждения. . Ощущения расслабления мышц легче достигнуть и почувствовать при сравнении с их напряжением. В последнее время психологами УИС активно и весьма успешно используются методы арт-терапии, т. е. терапии искусством и в групповой и в индивидуальной работе. Важной деталью работы является то, что неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать в процессе общения. С помощью методов арт-терапии психологам удается снизить общий уровень тревожности, способствовать эффективной профилактике эмоциональных нарушений, развивать коммуникативную компетентность, повысить уровень развития мотивации к деятельности. Психологи проводят арт-терапевтические занятия в форме рисования. Изображенные фантазии ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Одной из активных форм арт-терапии, которую психологи используют в коррекционной работе с осужденными, является аппликация. Создавая образ с помощью аппликации, осужденный дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Аппликация используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. Основная задача аппликации состоит в выявлении и осознании проблем, переживаний осужденных, которые трудно высказать словами. "Библиотерапия" проводится с помощью чтения и написания литературных текстов, "арттерапия" в узком смысле - с помощью живописи, графики, фотографии, рисования и лепки. "Сказкотерапия" - с помощью чтения, инсценировки и сочинения сказок, "музыкотерапия" - с помощью слушания и сочинения музыки. "Видеотерапия" - это просмотр и обсуждение видеоматериалов, а также создание собственных фильмов. Творчество обладает способностью заполнения пустоты. Если чего-то не хватает и невозможно получить это извне, можно попробовать восполнить этот пробел, самостоятельно создав что-то свое, авторское, личное, отображающее внутренний мир, чувства и эмоции. Единственный барьер, который возникает при арт-терапевтической работе - это несерьезное отношение со стороны осужденных к этому, но преодоление этого барьера целиком зависит от компетентности психолога. Об эффективности используемых психологами методов в психокоррекционной работе с осужденными свидетельствуют визуальное наблюдение за их поведением, общением и творческим процессом на протяжении всего периода применения арт-терапевтического метода в практику; анализ творческих работ осужденных на начальном этапе и по истечении различных временных периодов систематического взаимодействия психолога с осужденными. На каждой встрече, постоянные участники коррекционно-развивающих занятий задают уточняющие вопросы психологу и друг другу, помогают согруппникам в творческом процессе; могут "рождаться" общие идеи при выполнении групповой работы; высказывания становятся более развернутыми, эмоционально окрашенными. Отзывы осужденных свидетельствуют о негативном настрое к сотрудникам в начальный период отбывания наказания, но участливое отношение со стороны администрации изменяет первое впечатление в лучшую сторону. Работа психологов положительно сказывается на внутреннем состоянии осужденных. Состояние становится намного спокойнее, радостнее, планируется будущее после освобождения, исчезает озлобленность и агрессия. Нужно сказать, что при достаточно большом количестве психокоррекционных методов оценка эффективности психокоррекционных программ работы с осужденными - это сложная научная и практическая проблема, т.к. оценить изменения в психике и поведении человека можно лишь с определенной степенью вероятности. В качестве критериев можно использовать две группы показателей: Объективные: уровень правонарушений в исправительном учреждении; количество осужденных, прошедших психокоррекционные мероприятия, освободившихся условно-досрочно, нашедших свое место в обществе (имеющих средства к существованию, семью, жилье). Выясняются путем изучения статистических данных, информации, поступающей из органов внутренних дел, а также сведений, содержащихся в письмах освобожденных осужденных. Субъективные (психологические): отношение осужденных, участвовавших в психокоррекционных мероприятиях, к совершенному преступлению, администрации учреждения, к самим психокоррекционным мероприятиям (по результатам опроса осужденных); экспертная оценка личности осужденных и произошедших с ними изменений; изменения, произошедшие в криминально значимых свойствах личности и системе жизненных ценностей (по результатам тестирования). Следовательно, сотрудникам психологической службы необходимо не только отчитываться о количестве проведенных психокоррекционных мероприятий, разрабатывать соответствующие программы, но и анализировать эффективность их влияния на личность осужденного, поведение, социально-психологическую обстановку в учреждении. Таким образом, современные психотехнологии и психопрактики представляют собой достаточно разнообразные приемы, методы и средства воздействия. Овладение ими расширяет компетентность сотрудников, увеличивая диапазон решаемых проблем, и, как следствие, более эффективно идет исправление осужденных лиц. В заключение необходимо отметить, что вне зависимости от выбора инструментария специалиста в работе с осужденными одним из ключевых источников позитивных перемен является поведение сотрудника. Практика показывает, что психологи и социальные работники, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, искренность, работают более успешно с агрессивными индивидами. Заключение
Подрастающее поколение в современном мире является не столько объектом воспитания, образования и социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, инновационным потенциалом общества, существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила. Однако современное российское общество испытывает серьезные трудности в воспитании подрастающего поколения. Уровень преступности в молодежной среде за последние годы не уменьшается. Антиобщественный, паразитический образ жизни значительного числа несовершеннолетних становится нормой. Употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте достаточно быстро размывают в сознании личности такие нравственные понятия, как долг, совесть, честность, чувство собственного достоинства, негативно изменяют ценностные ориентации молодежи, обусловливая нарушение законности и правопорядка. Это зачастую становится причиной осуждения несовершеннолетних и направления их в места лишения свободы. Изоляция несовершеннолетних в исправительных учреждениях является не только карой, но и преследует цель их социальной реабилитации путем формирования социально-правовой активности, адекватных ценностных ориентации и интересов, восстановления их социального статуса, повышения образовательного уровня, содействия овладению профессией, что следует отнести к приоритетным направлениям деятельности воспитательных колоний на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы. На основе проведенного исследовании можно сделать выводы. . Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. Большое внимание в рамках реформы уделяется работе с несовершеннолетними осужденными. В этой связи важная роль возлагается на психологическую службу. При этом требуется усовершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность психологов исправительных учреждений. . Нахождение в местах лишения свободы не может не отразиться на психологии человека. Попадая в исправительное учреждение, несовершеннолетние оказываются в непривычных, дискомфортных условиях, прерывается начатый процесс социализации личности. В это время в сознании несовершеннолетних происходят различные деформации, как положительные, так и отрицательные. . Несовершеннолетние представляют собой группу повышенного риска. В этом возрасте, во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения, в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля. В настоящее время в воспитательных колониях концентрируются наиболее социально дезадаптированные подростки, так как к лишению свободы осуждаются наиболее опасные для общества преступники. Повседневное поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью, конформизмом. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая зависимость от принадлежности к неформальным группам и категориям усугубляются влиянием различных факторов среды ближайшего социального окружения. . Знание особенностей психологии осужденных является необходимой предпосылкой развития взаимоотношений с ними для достижения целей перевоспитания. Изучение личности осужденного позволяет наметить конкретные психолого-педагогические задачи по исправлению контингента в местах лишения свободы, определить, какие свойства личности необходимо изменять, нейтрализовать, устранять, а какие формировать и развивать. Без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изменять условия отбывания наказания. Изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и, следовательно, о возможности представления осужденного к условно-досрочному освобождению. Воздействие на осужденных без учета их индивидуальных социально-психологических особенностей порождает конфликтные ситуации, усиливает отрицательное влияние криминогенных факторов на личность в местах лишения свободы. Исправление осужденных означает замену у них искаженных ценностных ориентаций, предопределяющих преступное поведение, на позитивные социальные установки. . В связи с политикой государства, направленной на гуманизацию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, к лишению свободы осуждаются лишь наиболее социально-опасные несовершеннолетние преступники. Данный факт должен обязательно учитываться при разработке программ по психологическому сопровождению осужденных в местах лишения свободы. Изучение личности осужденных на современном этапе нельзя признать ни глубоким, ни всесторонним, в основном превалируют социально-демографические описания. Попытки исследования внутренних, сущностных характеристик осужденных очень редки, недостаточны знания об их поведении в местах лишения свободы, в том числе преступном, что особенно важно. Воспитательное воздействие в пенитенциарных учреждениях должно быть направлено на коррекцию нравственных дефектов, именно это позволит личности задумываться о совершенном преступлении, о вреде, который был причинен другой личности, собственности и обществу в целом. Таким образом, проблема психологического состояния несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях ФСИН России, на сегодняшний день стоит довольно остро. Понимание сущности данной проблемы, знание основных факторов, влияющих на психологию несовершеннолетних заключенных, разработка методов психологического сопровождения осужденных являются особенно актуальным в связи с продолжающимся реформированием уголовно-исполнительного законодательства, позволяют сотрудникам исправительных учреждений успешно разрешать сложные конфликтные ситуации в сфере исполнения наказаний, достигать положительных результатов в области исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений осужденными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.012 с.) |