Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П.3.2. Основные подходы к консультированию и его видыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для людей со сходными психологическими проблемами и делятся на следующие виды: однократные и многократные; по личному обращению; в результате вызова, направления; без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием; без привлечения методсв психологической коррекции и с привлечением эхих методов; в чистом виде и в комбинации с другими видами психологической помощи. Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консул угант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и др.). По характеру решаемых задач различают возрастно-психологи-ческое, профессиональное, психодого-педагогическое, кризисное и Другие виды психологического консультирования. Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятия нормы психического развития, знание которой позволяет пси- хологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодейстзия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним (Г.С. Абрамова). Понятие нормы требует от психоюга знания периодизации психического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) — механизуы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) — содержание норг^ы психического развития (выбор направления изменения). Следовательно, анализируя возможности изменения клиента, психолог работает с задачами и резервами развития данного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без опоры на понятие нормы психического развития и психического здоровья психолог утрачивает профессиональное видение ситуации и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии. При формулировке психологически! задач для клиента психологу приходится обращаться к сущности человека, решать вопрос о смысле жизни, что требует филосооского и морально-этического самоопределения специалиста. Разновидностью индивидуальной консультативной работы является интимно-личностное консультирование (Р.С.Немов). Это обсуждение с клиентом вопросов, которые глубоко затрагивают человека как личность и вызывают у н^го сильные переживания, скрываемые от окружающих: психологические и поведенческие недостатки, личные взаимоотношения страхи и неудачи, психогенные заболевания, недовольство человека самим собой и др. Групповое консультирование имеет \флъю исследование системы реально существующих отношений между людьми. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной: модальности каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет). Задачей психолога в групповом консультировании являете? нахождение такого предмета взаимодействия членов группы, который мог бы связать их субъективные модальности. В ходе консультирования выявляются также типы воздействия, типы отношений (на основе какой-либо теоретической концепции, например Э.Берна, З.Фрейда, В.Сатир, А.И.Захарова, А.Е.Личко и др.), их содержание, устойчивость и иерархия. Группа в ситуации взаимодействия может выступать как коллективный клиент или как сочетание заказчика и пользователей психологической информации. Схему исстедования группы в психологическом консультировании можно представить следующим образом:
Содержанием воздействия может быть информационно-просветительная деятельность психолога или совместная работа с другими специалистами над проблемами данной группы. Специфика консультирования каждой группы определяется содержанием предмета взаимодействия. Чаще всего психолог встречается с таким типом группового консультирования, как семейное. К нему относят консультативную работу, содержательно связанную с проблемами семьи и семейных отношений в системах «супруги», «родители —дети», «дети —дети», «родительская и собственная семья». Особыми видами консультирования являются деловое консультирование и психологический консалтинг, направленные на работу как с руководителями в целях совершенствования психологического менеджмента, социокультуры организации, так и с отдельными работниками по развитию способностей, выработке индивидуального с~иля деятельности. Каждый вш консультирования требует от психолога знания конкретной области работы и ее технологий. Его результативность зависит не тогько от благоприятной обстановки, высокого профессионализм! и опыта психолога, но и от того, насколько обсуждаемая прсблема является реальной для клиента. II.3.3. Особенности возрастно-психологического и псих о лого-педагогического консультирования Возрастно-исихологическое консультирование имеет основной Целью контрол > за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Г. В Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере). Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении: 1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка. 2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам. 3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике. 4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей. 5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье. 6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения. Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-пси-хологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: 1) состояние здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; 3) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы: общая оценка уровня развития; сущность трудностей ребенка; степень их сложности; факторы, провоцирующие трудности; сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы; условно-вариантный прогноз развития. Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме: 1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком. 2. Беседа с родителями*, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана. 3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости). 4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях. 5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка. 6. Обработка данных, каузальный анализ результатов. 7. Психологический диагноз ребенка. 8. Психолого-педагогическое назначение. 9. Контроль, повторное консультирование. Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка. Уровень актуального развития: а) возрастно-психологическая характеристика; б) социальная ситуация развития; в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам; г) новообразования возраста, их развитие; д) трудности и отклонения, их причины. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития): а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития; б) показ условий для оптимального развития. Для проведения возрастно-психологического консультирования психологу необходимы знания возрастной и педагогической психологии. Опираясь на общие закономерности возрастного развития, знание психических новообразований и психологических проблем каждого возраста и соотнося их с индивидуальными особенностями развития детей и подростков, психолог может делать выводы и прогнозировать ситуацию дальнейшего развития. Р.С. Немов выделяет психолого-недагогическое консультирование как особый вид консультативной работы. К нему он относит обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических экспериментов и инноваций и др. В данном виде консультирования речь идет о том, какие педагогические технологии или их отдельные, составляющие нужно применять в конкретных ситуациях и какое влияние на развитие личности они могут оказывать. Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания. Хорошими психологами-консультантами могут стать бывшие учителя, получившие психологическое образование. II.3.4. Методика индивидуального консультирования Специалисты по-разному трактуют цели, задачи, предмет и Методы психологического консультирования. Если оно направлено на постановку психологического диагноза и психолого-педагогическое назначение, то основным методом индивидуального консультирования является интервью. Психолог исходит из заказа кли-ента. Предметом взаимодействия психолога и клиента становится вНутренний мир клиента, а темой взаимодействия — модальности его внутреннего мира. Цель интервью — изменить отношение клиента к своему внутреннему миру. Тема задается клиентом, а ход интервью определяется восстановлением контекста появления темы. Психолог, работающий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержание темы (подтекст интервью). Он рефлексирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаимодействия с клиентом. Вопросы — основной способ воздействия психолога на клиента. В психологической практике часто используется пятишаговая модель интервью: 1) структурирование, достижение взаимопонимания; 2) сбор информации о клиенте; 3) определение темы, выход на желаемый результат; 4) выработка альтернативных решений, условий для их выбора; 5) усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в обыденной жизни. Задачи, решаемые на разных этапах консультирования (по Г.С.Абрамовой)
Первый шаг— психолог вступает в контакт, устанавливает и Демонстрирует клиенту свою позицию, организует пространство консультативной беседы. Второй шаг — происходит сбор информации о клиенте, Огфеделястся суть его проблемы, психолог выдвигает предполо- жение о строении внутреннего мира клиента и его модальностях. Задавая вопросы, он ориентируется на высказывания клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза. Каждая гипотеза — попытка консультанта понять ситуацию клиента. Она основывается на том, что рассказывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вер-бально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией ситуации клиента. Третий шаг (осознание желаемого результата) связан с ин-сайтом клиента. Психолог опирается на потенциальные возможности консультируемого; тогда переживаемые клиентом ситуации интервью приведут к изменению его поведения. На этой фазе обязательно осуществляется психологическое воздействие. Четвертый шаг (выработка альтернативных решений) включает обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы, поиск путей преодоления ригидности поведения и создание условий для выбора альтернатив. Работая над альтернативами, психолог понимает, что правильное для него решение не является таковым для клиента, а поэтому использует различные директивные рекомендации.
Пятый шаг— обобщение результатов взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы и переход от обучения к действию. Если интервью проведено эффективно, оно должно способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной жизни. Основные показатели эффективного интервью (Г.С.Абрамова): 1) варианты решения (появились направления развития клиента и у вас, и у клиента); 2) творческое принятие решений клиентом (появились альтернативы поведения); ■-■ 3) целенаправленное воздействие на клиента (вы результативно влияете на клиента); 4) индивидуальная и культурная эмпатия (вы прониклись эм-патией к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориен-тациям клиента); 5) навыки наблюдения за клиентом (вы понимали его вербальный и невербальный язык); 6) взаимодействие «среда — личность» (вы помогли клиенту осознать и перестроить отношения в этой системе); 7) интеграция мотивов (вы логично, системно и эффективно использовали разнообразные методы интервью; ваш клиент заявляет: «Я стал другим»). Многие психологи используют" методику четырехфазной кон-сУльтативной беседы (Ю.Е.Алешина). На первой фазе психолог организует психологическое про-СтРанство беседы, устанавливает контакт и осуществляет само-
представление, раскрывает свои возможности, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультированию (если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах и т.д.). На второй фазе психолог поддерживает контакт, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает услышанное. На этой фазе уточняются гипотезы психолога — через конкретные вопросы, анализ гипотетических ситуаций. В том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся. На третьей фазе психолог оказывает коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом, приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур. Четвертая фаза подводит итоги консультационной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный" акт прощания с клиентом. Технология беседы как основного метода психологического консультирования базируется на следующих принципах организации диалога с клиентом (Ю.Е.Алешина): 1. Ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замечания, интерпретации, по возможности краткие и редкие). 2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (максимальное использование первых слов клиента, исключение профессиональных терминов). 3. Краткость и точность высказываний консультанта. 4. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рассказа): а) логический (для понимания мотивов); б) эмоциональный (для понимания чувств). Известна также методика восьмифазного психологического интервью, включающего 1) психологическую настройку психолога, 2) взаимные приветствия и представления друг другу будущих собеседников, 3) заключение договора-контракта между заказчиком и исполнителем заказа, 4) исповедь клиента, 5) расспрос клиента для получения дополнительной психологической информации, 6) совместную интерпретацию психологических проблем клиента, 7) формирование новой модели поведения, 8) оценку эффективности консультации методом совместного обсуждения. На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол (карту) консультации и при необходимости намечает возможные меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента. Контрольные вопросы 1. Что такое психологическое консультирование как вид практической деятельности психолога? 2. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологическое консультирование? 3. На каком этапе консультирования у психолога может возникнуть следующее рефлексивное переживание: — Что он пытается сказать? — Надо проверить, правильно ли я понял. — Такое в моей практике уже встречалось. — Как же его остановить? — Неужели я ему еше не надоел? . Темы семинарских занятий 1. Методологические основания психологического консультирования. 2. Возрастная периодизация развития — основа возрастно-психологи-ческого консультирования. 3. Методика индивидуального психологического консультирования. Задания для самостоятельной работы 1. Приведите примеры высказываний клиента, определяющие задачи взаимодействия с психологом. 2. Составьте банк определений профессии психолога, характеризующих его отношение к другому человеку. 3. Выбрав отрывок из психологической (художественной) литературы, перескажите его смысл для передачи другому человеку. 4. Составьте инструкцию по организации пространства консультативной беседы. 5. Напишите письмо поихолога подростку 15 лет, который ненавидит людей. Литература 1. Абрамову Г. С. Практическая психология. — М., 1997. 2. Абрамова Г. С Практикум по психологическому консультированию. — М, 1996. 3. Алешина Ю. £. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. — М., 1993. 4. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психоло-гическое консультирование // Проблемы психического развития детей. — М, 1990. 5. Мэй Р. Искусство психологической консультации / Пер. с англ. — М., 1994. 6. Психологическое консультирование в школе: Хрестоматия / Сост. Н. В. Коптева. - Пермь, 1993. 7. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В-В.Сталина. - М., 1989. Глава 4 ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ Сущность и принципы психологической коррекции. — Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками, — Специфика и особенности психокоррекционного процесса, — Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.015 с.) |