№ п/п
| Тип
акцептуации
| Основные признаки
| Положительные качества
| Формы
дезадаптации
| Провоцирующие факторы
| Рекомендации
| Психологические упражнения для акце 1 ггуи рованньиподростков
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Гипертимная
(приподнятое настроение, повышенная активность)
| Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке возможностей, повышенная активность, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к риску. Экстра верти -рованность
| Предприимчивость. Быстрота усвоения учебного материала. Легкость общения. Активность, энергичность, выносливость.-Умение вызывать доверие. Находчивость в нестандартной ситуации. Готовность быть ответственным
| Авантюризм. Неустойчивость. Склонность к алкоголю. Отвле-каемость. Склонность к риску. Недисциплинированность. Прогулы, конфликты со взрослыми
| Безделье. Ограничение выбора. Одиночество. Регламентирование деятельности. Эмоциональная ответственность. Жесткий контроле
| Разнообразие
деятельности и контактов. Деятельность в коллективе. Демократический стиль общения
| Полный порядок, конец — делу венец,планирован-ность
| |
| Циклоидная
(эйфория — дисфория)
| Эйфория — гипертимы, дисфория — неустойчивые. Скрытый тип
|
| По фазам
| Перегрузки, притеснения, неожиданность
| Гибкая тактика в зависимости от фазы
| Полный порядок, конец — делу венец (эйфория). Победитель; шут;
похвала (дисфория)
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Неустойчивая (безволие)
| Непоседливость, непостоянство, зависимость от
других, внушаемость, пассивность в деятельности, стремление к праздности и поверхностным увлечениям
| Умение не переутомляться, получать сильные впечатления, доверчивость, открытость, уел уж -ливость
| Побеги из дома, делинк-вентное поведение, аддитивное поведение
| Бесконтрольность, нецеленаправленное воспитание
о
| Твердое, властное руководство, строгий режим, порядок, группа с + установками
| Флегматик, репортер, тимуровец, золушка, делу— время, постоянное хобби
| |
| Лабильная {подвижность, крайняя изменчивость настроения)
| Немотивированная смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, болезненность, зависимость состояния от настроения,
| Общительность, добродушие, чуткость, привязанность, увлечения — музыка, общение в компаниях
| Аффектное поведение. Неврозы, депрессия.. Демонстративные побеги. Суицидальное поведение. Гомосексуализм
| Отвержение близких, потери, утраты
| Позиция друга — учителя. Одобрение и ■ эмоциональная поддержка. Эмпатия
| Аналитик, единственная роль, раздражение отменяется
| |
|
| вспыльчивость, слабый самоконтроль, конфликтность
|
|
|
|
|
| |
| Конформная
(соглашательство, подчинение мнению группы)
| Отсутствие личностного отношения к миру, жизнь по правилу «как все», чрезмерная приспособляемость ценой личностных жертв, некритичность поведения, несамостоятельность, безволие
| Преданность группе, консерватизм, стремление к устой-чииости, уживчивость
| Участие в групповых правонарушениях и преступлениях
| Отрицательный пример, группа, смена коллектива
| Позиция опекающего, развитие критического мышления. Развитие рефлексивного поведения
| Лидер, собственное мнение, оппонент, разногласие
| |
| Истероидная (жажда внимания, потребность удивлять, восхищать, вызывать сочувствие)
| Завышенная
самооценка, похвальба несуществующими достижениями, неспособность переносить удары по эгоцент-
| Упорство, инициативность, коммуникабельность, активность, организаторские способности, энергичность (спринтер)
| Демонстративное поведение, эгоцентризм, аффектное поведение
| Публичное лишение ореола, развенчание, изоляция, серость
| Позиция родителя или зрителя. Игнорирование демонст-рати иного поведения. Представление «сцены»
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| ризму, ненасытная жажда поклонения, стремление быть «па сцене», дружба с неизвестными людьми
|
|
| о
|
|
| |
| Шизоидная
(замкнутость и отгороженность)
| Чудаковатые поступки, трудности контактов, * эмоциональная холодность, общение со взрослыми, фантазирование и резонерство, малая активность (физическая и интеллектуальная)
| Холодный ум, способпостьк нестандартному мышлению, увлеченность, способность работать в одиночку, аналитические способности
| Побеги. Асоциальное поведение борца за справедливость. Аддитивное поведение. Сексуальные' суициды. Фантазии
| Насильственное помещение в группу. Эмоциональные контакты. Лидерство
| Анонимное
обсуждение. Телесно-модульные занятия. Позиция учителя, разубеждаю- ' шего, опровергающего неполноценность
| Оратор, массовик-затейник, сопереживание
| |
| Астеноневро-тическая(повышенная утомляемость, ипохондрия)
| Раздражительность, вялость,
пугливость, неуверенность, тревожность, склонность к неврозам, жалобы, постоянное недовольство «все плохо и все плохие»
| Способность рассчитывать на свои силы, аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость
<
| Аффектное поведение. Школьная тревожность.Д ид акто гении
| Инвалидизация, гипер- и гипо-опека. Конфликты
| Посильные требования, режим, сбалансированное отношение
| Победитель, шут, \ яканье, мои досто- \ инства, помощь другим, жизнь прекрасна, я хороший, ты хороший
|
| Эпилептоид-ная (склонностью тоскливо-злобному настроению)
| Вязкость, инертность, бережное соблюдение своих правил, грубость, стремление сорвать злость на окружающих. Льстивость к руководителям, деспотизм, мстительность среди сверстников
| Упорство вдостижении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внимание к мелочам
| Сексуальные
отклонения. Склонность к азартным играм. Воровство, алкоголизация, аффектное поведение
| Отсутствие эмоционального тепла, жестокость, ущемление эгоистических интересов
| Опора на бережливость, аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность ккоммерции, тактичность
| Добрая улыбка, я рад тебя видеть, приятный разговор, деньбез замечаний, день прошедший, исполнение желаний, ведомый, созерцатель, мудрец
|
10 Сензитивная
(чрезмерная чувствительность)
| Мнительность, пугливость, замкнутость,
СКЛОННОСТЬ К
самобичевание, повышенная впечатлительность, комплекс неполноценности, привязанность к родителям и друзьям
| Острое нравственное зрение, способность чувствовать внутреннюю суть, ориентация наистинные чувства
| Социальная отгороженность. Побеги в результате психических травм, суицид, попытки реакции компенсации и гиперкомпенсации
| Эмоциональная
ответственность, домашняя гиперпротекция, повышенная моральная ответственность
с
| Длительные
разубеждения, демонстрация нужности для других, опора на интуицию, эстетические увлечения
| Полный покой души, приятное событие, идеальный день, идеальное окружение, киногерой, встречный пример
| |
11 Психостепн-ческая (тревожная мнительность)
| Робость, страхи, нерешительность, педантизм, повышенная чувствительность к порядку, опасение за будущее свое и своих близких, навязчивые идеи, суеверность
| Интересы, способность брать на себя ответственность за других, эмоциональная Привязанность к матери, ответственность за дело
| Невротические заболеванияв будущем. Легкая. юрсноси-мость невзгод в настоящем
| Повышенная ответственность,
ситуация выбора, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность
| Рациональное разубеждение. Поощрение реальной деятельности. Занятие спортом без соревнований
| Риск — благородное дело, решительность, внутренние голоса
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Работа с классными руководителями (сообщение о возможностях и ограничениях каждого подростка).
Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы.