Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционно смысл профконсультационной помощи видится р выдаче самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основаниями для такой рекомендации являются изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии. В более современном понимании эта помощь сводится к постепенному формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (Н.С. Пряжников). При этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также как одно из"упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало. В последнее время общепризнанной считается неразрывная связь профессионального и личностного самоопределения. Более того, на первый план часто выдвигается ценностно-нравственное самоопределение личности. Но пока профконсультанты и психологи-практики продолжают делать акцент именно на профессиональных выборах. Объясняется это не только отсутствием методов, но и моральной неподготовленностью специалистов к смещению акцентов в своей работе. Специфика современной ситуации снижает прогностичность работы консультанта: на выбор профессии сильное влияние оказывает ее престижность, происходят подмена ценностей профессий, изменение или даже извращение смыслов труда. Молодежная безработица сужает свободу маневра самоопределяющегося человека. Определим основные приоритеты в лрофессиональжш и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации: 1) постепенное формирование у подростков умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер, телохранитель и т.п.). Идеалом реализации такого приоритета могло бы стать снижение конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора; 2) помощь в нахождении личностных смыслов по отношению не только к привлекательным профессиям, но и к тем, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию. Если профессиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нравственное самоопределение чаще зависит от самого человека. Психолог-практик должен понять или прочувствовать важность данных приоритетов, а также постараться подобрать адекватные средства для фор- мирования у старшеклассников готовности к более полноценному самоопределению. Основными требованиями для таких средств и методик являются: завуалированность главной идеи использования методики; отсроченность ее результатов во времени; привлекательность методики по форме, а также личностное принятие психологом самой идеи и процедуры методики. Фактически работа психолога проходит в двух взаимосвязанных планах: 1) помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему; 2) постепенное и ненавязчивое формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения. Заранее посеянные зерна сомнения и прозрения позволят подростку в будущем найти.новые смыслы своей деятельности, которые он пока еще не в состоянии видеть. Ш.4.3. Программа «Лидерство» для старшеклассников В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Старшеклассники пробуют себя в этой роли, им хочется разобраться в проблеме лидерства, выработать у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицировать себя с известными лидерами и т.д. Целью психологического факультативного курса-практикума «Лидерство» является развитие лидерских качеств у старшеклассников (М.Ю.Ананченко, П. Е. Овсянкин). ПРОГРАММА I. Введение в курс «Лидерство». II. Основная часть. 1. Определение лидерства. Основные теории лидерства. Лидерские роли. Рейтинг лидерских качеств. Психологическая и деловая зрелость участников группы. Дискуссии: «Как становятся лидерами?»; «Можно ли выделить лидера- в детстве?»; «Возможен ли лидер без последователей?»; «Насколько похожи известные нам лидеры?». Упражнения в парах: лидер — руководитель; босс и подчиненный. 2. Лидер и власть. Обсуждение в микрогруппах: «Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над Вами?»; «Традиционный и реалистичный взгляд на власть»; «Лидер и окружение»; «Лидер-идеалист 1 У власти»; «Лидер и одиночество». Тестирование: «Лидер ли Вы?»; «Лидер или администратор?». 3. Социальные и лидерские роли. Игра «Маскарад». 4. Лидер и риск. Европейский и американский подходы к риску. Упражнения на собственную склонность к риску. Причины риска. Правила Минимального риска. Риск и изобретательство. Риск и власть. i 5. Мотивация лидерства. Задания для исследования мотивов деятельности. 6. Глядя на лидеров. Планирование. Принятие решений, прогнозирование будущего, шаги в принятии решений. Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ действий групп и использова^ Нин лидерских качеств. 7. Основные функции лидера. Выполнение заданий: «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на Земле». Анализ рабо^ ты групп и собственного участия в групповой деятельности. 8. Лидер и творческое решение проблем. Задания на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?». 9. Конструктивное сотрудничество. Работа в группах по созданию структур с внесением изменений в ходе работы (командировка, забастовка и т. п.). Анализ группоцентрированной деятельности лидеров. 10. Эффективное общение. Понятие общения. Его виды, формы, стили. Структура и языки общения. Выполнение и анализ заданий: «Стекло», «Сыщик», «Моргалки», «Испорченный телефон». П. Конфликт и его преодоление. Самодиагностика конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в группе. 12. Лидерские стили и характеристика лидеров. Рассказ о лидере; герои и лидеры. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Лидер и стресс. Тестирование «Подвержены ли Вы стрессу?». 13. «Зеркало». Задания для осознания своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Причины сопротивления изменениям. Методы уменьшения сопротивления изменениям. 14. «Символы признания». Традиционные методы поощрения лидеров. Задания на изучение способов награждения и поощрения лидеров. Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения. 15. Женщины-лидеры. Стереотипы относительно женщин.-Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отношения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современности. Дискуссия «Женское ли это дело?». 16. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра. Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Дискуссия «Почему многие не хотят быть лидерами?». Шкала лидерских умений и действий. III. Заключение. Модели индивидуальной работы. Задания для самостоятельной работы: разработать тест, игру; составить план саморазвития; оформить библиографию по проблеме лидерства; провести социологический опрос об отношении к лидерству; составить биографию лидера; написать аннотацию книг о лидере; организовать встречу с лидером и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.007 с.) |