Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика работы психолога в детском садуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В педагогике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению. До недавнего времени многие родители и воспитатели были убеждены, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребенком 6—7-летнего возраста автоматически приведет к требуемому уровню школьной зрелости. Другой крайностью, обесценивающей значение дошкольного детства как самостоятельного и самоценного этапа человеческой жизни, является стремление сократить его посредством раннего обучения и педалирования возможностей ребенка. Современные позиции ученых и практиков согласуются в понимании детства как фундамента человеческой жизни. Психолог несет профессиональную ответственность за ход и качество личностного и психического развития маленького ребенка, который является очень сложным объектом психологического сопровождения. Специфика работы психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем, что: 1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления; 2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые_склонны переносить на него собственные проблемы; 3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению; 4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызыва- - I ет необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка; 5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно; 6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин; 7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие; 8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей; 9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития. Рассмотрим особенности работы детского психолога в основных направлениях его деятельности. Особенности психодиагностической работы в детском саду обусловливаются следующими показателями нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста: Блок I. Психологические показатели: способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности); мотивационно-потребностной сферы; денностной системы (нравственная позиция ребенка); возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные); психомоторной сферы; личностно-эмоциональных особенностей. Блок II. Психофизические показатели психофизиологических особенностей: темп; стеничность; адаптивность; динамичность; лабильность нервной системы. Блок III. Психолого-педагогические показатели: обучаемость и предпосылки учебной деятельности; специальные способности (музыкальные, художественные, математические и т.д.); достижения (знания, умения и навыки). Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педколлектива дошкольного учреждения с детьми: стиль взаимоотношений в возрастной группе (взрослый — ребенок); воспитательная стратегия (ее соответствие концепции дошкольного воспитания); образовательная стратегия (ее соответствие образовательной программе детского сада); психологическая личностно-эмоциональная стабильность педагогических кадров (членов педагогического коллектива). Показатели особенностей семецных отношений: стиль взаимоотношений в семье; воспитательная стратегия родителей (лиц, их заменяющих); сформированность и активизация (актуализация) родительской позиции (негативной, позитивной); психологическая (личностно-эмоциональная) стабильность родителей. Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов. 1. Подготовительный: медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником; социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей; педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями; семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родителями и значимыми взрослыми в семье ребенка. 2. Адаптационный: знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества. 3. Основной: тестирование. 4. Интерпретационный: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных. 5. Заключительный: констатация результатов обследования в процессе беседы; рекомендации родителям или воспитателям. Выделяются специфические правила тестирования детей дошкольного возраста: удержание единой пространственной позиции психолога с ребенком («глаза в глаза»); предоставление первоначального свободного выбора сфер деятельности (игра, рисунок, общение и др.); чередование сфер деятельности в используемых тестах (общение—конструирование—движение—рисование); временное регламентирование тестирования (от 1 ч до 30 мин в зависимости от возраста ребенка); # регламентация интеллектуальной нагрузки, которая обеспечивается чередованием вербальных и невербальных средств; регламентация личностно-эмоциональной нагрузки, которая обеспечивается чередованием экспрессивных и ассоциативных средств в проективных методиках; дублирование тестов общей диагностической направленности для подтверждения результатов; варьирование процедуры тестирования, которое обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при выполнении тестовых заданий. Перейдем к рассмотрению специфики психокоррекционной работы с дошкольниками. Оптимальными формами ее осуществле- ния являются детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, предметно-мани-пуляционные, вербально-коммуникативные; она опирается на особые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Желательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и предмету коррекции. В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами: 1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства; 2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту; 3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка; 4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка. Педагогу-психологу, работающему с целью сохранения психического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофилактические мероприятия, которые объединяются в системы типа психогимнастики и имеют традиционную направленность: двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность — от 5 до 10 мин в день; двигательно-организующая (регуляционная) — от 5 до 10 мин; имитационно-выразительная (идентификационная) — от 10 до 30 мин. Комплексы релаксационных упражнений могут быть использованы на физкультурных занятиях или в качестве пауз между разными видами деятельности. Отдельные упражнения с фиксацией на дыхании можно включать в комплексе с организующими упражнениями при обучении детей плаванию, а также использовать при подготовке детей ко сну. Практический материал упражнений на психомоторную организацию состоит из подвижных игр, которые способствуют удержанию психоэнергетического тонуса и служат профилактикой гиперактивности, гипоактивности, двигательной расторможеннос-ти, двигательного автоматизма у детей. Практический материал идентификационной деятельности составлен из выразительных этю-Дов, имитационных игр и тренингов смоделированных ситуаций. Психологическое консультирование в условиях детского сада носит профилактический и образовательный характер. Предметом информирования являются причины и признаки отклонении, их возможные последствия для развития детей. Соблюдение специфических правил и требований, касающихся как деятельности в целом, так и ее отдельных форм, методов и средств, поможет психологу более эффективно осуществлять возрастной и индивидуальный подход к детям в процессе их психологического сопровождения. Эта специфика должна быть отражена в перспективном плане работы педагога-психолога. План работы педагога-психолога
Как следует из плана работы, функции психолога можно условно разделить на два больших раздела: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду и индивидуальное психологическое сопровождение развития ребенка. К первому относится психологическое информирование персонала детского сада и родителей воспитанников, участие в психологической экспертизе профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, проведение для них индивидуальных; и групповых консультаций по проблемам детской, социальной и педагогической психологии, тренингов личностного роста и педагогического общения и других форм работы. В работе с детьми используются различные формы коррекци-онно-развивающей работы, основанные на психодиагностике, наблюдениях в процессе занятий, детских игр и в свободном об-шении со взрослыми и сверстниками. 1.4.4. Специфика работы школьного психолога в учреждениях интернатного типа Основные проблемы детей помимо их объективного психофизиологического статуса вызваны состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права воспитываться в семье, зафиксированное в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного семейного образа жизни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказов от детей. Растет число неполных семей, каждая пятая из них имеет детей. По государственной статистике, подавляющее число неполных семей относится к малообеспеченным категориям граждан, которые не в состоянии содержать своих детей. Вне зарегистрированного брака рождаются около 20 % детей. В результате распада брачных пар только в течение года остаются без одного из родителей более 600 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят полноценные семейные отношения. В этих условиях постоянно девальвируются такие социально важные ценности, как семья, брак, дети, родительство. В последнее время многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже и необходимый физиологический уровень содержания. Брошенные дети — следующая стадия распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стране отсутствует социально-психологическая и экономическая поддержка дезадаптированных матерей — группы риска по отказу от своих детей. Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, — всегда нежелательное и противоестественное явление. Содержание младенца с первых недель жизни даже в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях, но вне контакта с матерью закономерно приводит в более чем 90 % случаев к нарушениям его Развития. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, они находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы. В этой ситуации детские дома и школы-интернаты призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников. В этой деятельности определенную роль играет педагог-психолог учреждения интернатного типа, который должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков.. Его функции в специфических условиях приобретают более целенаправленный характер: 1) формирование гуманного отношения к воспитанникам, охрана и защита прав, интересов и психологического здоровья детей в педагогическом процессе; 2) создание для ребенка обстановки психологического комфорта и безопасности в быту и досуговой деятельности; 3) изучение индивидуально-типологических и возрастно-пси-хологических особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности; 4) выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в их социальном поведении и социально-психологической адаптации; 5) психолого-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации; 6) социально-педагогическая и психологическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных воспитанников; 7) посредничество между воспитанником, учреждением и членами его семьи; 8) взаимодействие с педагогами, социальным педагогом, опекунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам. Пребывание детей в учреждениях интернатного типа, переживание ими в детстве критических ситуаций, несомненно, накладывают глубокий отпечаток на формирующуюся личность. Воспитанники детских домов и школ-интернатов имеют обусловленные психической депривацией особенности и различный социальный статус, которые необходимо учитывать психологу (см. с. 105 — 106). Карта психологических особенностей и статуса воспитанников детских домов и школ-интернатов
Виды деятельности педагога-психолога в детском доме
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД Задачи: анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанников; обеспечение психолого-педагогической поддержки дезадаптированных детей и подростков; включение всех воспитанников в социально-полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями; координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоления комплекса неполноценности; защита и охрана прав.сетей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов. План работы педагога-психолога
Циклограмма работы педагога-психолога
ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА «АДАПТАЦИЯ» Цель: создание социально-психологических условий для развития личности в условиях интернатного учреждения. Объект деятельности: воспитанники группы риска в учебно-воспитательном процессе. Предмет деятельности: социально-психологические условия развития личности воспитанника группы риска. Задачи: 1) выявление дезадаптированных воспитанников группы риска; 2) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей; 3) разработка и обеспечение индивидуальных программ соци<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.209 (0.012 с.) |