Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель профессиональной деятельности педагога-психологаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При анализе такой многомерной реальности, какой является труд психолога, целесообразно исходить из трех базовых категорий психологии, имеющих для нее определяющее значение, — это деятельность, общение и личность. Профессионально-компетентным является такой труд психолога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется его практическая психологическая деятельность, социально-психологическое взаимодействие, реализуется личность психолога и в котором достигаются хорошие результаты — превращение клиента из объекта помощи в субъект самопомощи. Профессиональная деятельность практического психолога образования — это технология труда психолога; межличностное взаимодействие — климат и атмосфера этого труда; личность самого психолога — ценностные ориентации, установки, личностные смыслы, отношения и особенности. Любая профессиональная деятельность — это процесс, имеющий определенные этапы. Она состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру. Выделяют три основных компонента в структуре профессиональной деятельности: мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов); ис- полнительское звено (реализация); контрольно-оценочное звено (результат). На первом этапе психолог формулирует психологические цели и задачи (в любом виде деятельности), на втором — подбирает необходимые социально-психологические средства для их осуществления, на третьем — анализирует и оценивает собственные действия. Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов. На каждом этапе профессиональной деятельности психологом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (первый этап); коммуникативная, побу- Направления профессиональной деятельности психолога
дительная, формирующая (второй этап); аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (третий этап). Рассмотрим их более подробно. Функции педагога-психолога: образовательно-воспитательная — обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития; диагностическая — изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы; организаторская — организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, кор-рекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка; прогностическая — участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов; предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая — учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии и поведении детей, их общении; организационно-коммуникативная — способствует включению добровольных помощников* в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями. Для выполнения такого широкого круга функций психологу необходимы разносторонние знания. Профессиональные знания психолога — это сведения из общей, социальной психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования. Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии: теоретико-методологические — комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога образования; методические — современные технологии социально-психологической работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности; прикладные — способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в педагогическом процессе. Профессиональные умения психолога — это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом: гностические (поиск, восприятие и отбор информации); проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование); конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств); организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых); коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения); оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса); рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения). Рассмотрим более подробно профессиональные умения педагога-психолога, отражающие специфику его деятельности. Коммуникативные умения: вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем; соблюдать конфиденциальность в работе и такт; побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия; влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику. Прикладные умения: исследовательские — анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов; психолого-педагогические — анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи; социально-психологические — психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др. Организаторские умения: ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем; организовывать подопечных на их выполнение; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности; планировать индивидуальную работу с клиентом; организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов; определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы; выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации; объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости. Аналитические умения: изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз; анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы; проектировать конечный результат профессиональной деятельности; анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи; анализировать недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования; творчески перерабатывать необходимую информацию; анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем. Педагогические умения: обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам; выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи; обучать социальным повседневным жизненным навыкам; стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям; воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство); передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта; излагать материал доступно, логично, образно, выразительно. Умения саморегуляции: контролировать свои эмоции в любой ситуации; управлять своим настроением; предъявлять к себе повышенную требовательность; переносить большие нервно-психические нагрузки; поступаться своими интересами ради интересов подопечного; снимать психологическое напряжение. Результаты многолетних исследований доказывают (М.В.Мо-локанова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем сформированности коммуникативных умений: уровнем сформирован ности антропоцентрической направленности личности; уровнем чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности; уровнем сформированности проективных умений (или силой воздействия на поведение других людей). Умения, как и деятельность в целом, также могут быть рассмотрены с качественной стороны: автоматизированные, репродуктивные, поисковые и творческие. В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности: 1) репродуктивный — умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации); 2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания; 3) локально моделирующий знания — умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;. 4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целрм; 5) системно моделирующий творчество — владение стратеги-ей формирования творческой личности, способной к развитию. Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания. Профессиональная деятельность психолога может быть представлена в виде примерной модели. Это комплекс взаимосвязанных дея-тельностей, направленных на разные объекты, для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.013 с.) |