Социально-психологический компонент юридической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологический компонент юридической деятельности.



Психологии принадлежит значительное место в организации всех видов человеческой деятельности. Закономерности психики индивида во многом определяют не только его способность участвовать в общественном труде, выполняя при этом самые различные функции в зависимости от должностных или личных устремлений, но и возможности осуществлять свою работу в соответствии с избранной профессией. Исследуя закономерности психической деятельности человека в связи с его профессиональной принадлежностью (в силу необходимости или по призванию), мы выясняем ее особенности, которые способствуют, с одной стороны, познанию организационных основ выполняемых индивидом профессиональных функций, а с другой - совершенствованию организации этой деятельности.

Исследование психологической деятельности позволяет выделить профессионально необходимые психические свойства лиц, участвующих в этой работе. Среди них можно назвать:

* творческое мышление;

* коммуникабельность;

* волевые качества;

* организаторские способности;

* способность противостоять отрицательным эмоциям.

Теперь подробнее рассмотрим эти психологические особенности деятельности юриста.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного отношения к преступлению, выдвижением версий - моделей происшедшего события. Оно характерно для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных не укладывается в рамки стандартно-логических решений. Творческое мышление приобретается в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и др. на всех этапах установления истины по делу.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - это способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического контакта, иначе именуемого эмоциональным контактом, - важное условие любого общения и тем более такого, целью которого является получение информации, необходимой для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность того или иного лица может быть природной, обусловленной свойствами характера и темперамента, однако чаще всего ее нужно воспитывать и развивать. Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми. Причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.

11. Психологические аспекты подготовки и организации в деятельности юриста.

Деятельность – совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности. Единица жизни, опосредованная психическим отражением.

Особенности профессиональной деятельности юриста являются:

- правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;

- властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;

- экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции (условия острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы);

- нестандартный, творческий характер труда юриста (специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект);

- процессуальная самостоятельность (независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия), персональная ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.

 

 

12. Понятие и содержание психологической компетентности юриста.

психологическим условиям профессиональной деятельности было издавна свойственно практике их подготовки. Есть несколько обстоятельств, которые с особой остротой ставят в современных условиях проблему улучшения психологической подготовки работников правоохранительных органов. Процессы развития нашего общества требуют отказа от одностороннего увлечения силовыми методами и овладения более цивилизованными психологическими, педагогическими, этическими методами работы с гражданами. С другой стороны, обобщение опыта подготовки и уровень развития юридической психологии позволяют вывести профессиональную подготовку на современный уровень, добиваться высоких результатов в сжатые сроки. Экспериментами установлено, что молодой специалист, прошедший полный курс правильно поставленной профессионально-психологической подготовки, за 4-6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без этого, стихийно, постепенно, путем проб и ошибок, 'на основе положительных и горьких уроков правоохранительной деятельности возникает у практика лишь через 8—10 лет. В условиях значительной текучести кадров в правоохранительных органах трудно недооценить значимость использования такой возможности.

Опыт показывает, что проведение подготовки юристов, работников правоохранительных органов сталкивается с рядом психологических барьеров. Это:

• сохранность во взглядах, установках, привычках многих работников наследия административно-командной системы;

• часто встречающаяся слабость гуманитарной, цивилизованной составляющей в образовании и воспитанности специалистов;

• имеющийся «силовой уклон», базирующийся на идее борьбы с преступностью, а не на создании правового государства, укреплении законности и правопорядка, охране прав и защите граждан и т.п.;

• «нормативный уклон» (схожий с «технократическим») — привычка и стремление решать с позиций соответствия — несоответствия пунктам инструкций;

• связанная с нормативным уклоном легисломания — вера во всесилие законов, норм, предписаний, попытка решать все, используя только их; придание решающего значения формальным критериям эффективности правоохранительной деятельности, побуждающее часть работников к погоне за пресловутым процентом, к бумагописанию и определенному ослаблению интереса к делу и его тонкостям, формально не фиксируемым;

• присущая многим практикам завышенная самооценка в способности разбираться в душах людей. Профессионально-психологическая подготовка способствует устранению этих проблем и оказывает положительное влияние на изменения личности сотрудников.

Профессионально-психологическая подготовка (ППП) — современный вид профессиональной, прикладной, специально организуемой подготовки юристов, работников правоохранительных органов. Ее цель — подготовить последних к преодолению психологических трудностей профессиональной деятельности, сформировать у них профессионально-психологическую подготовленность и тем самым обеспечить успешное решение стоящих перед ними задач.

Основными задачами профессионально-психологической подготовки выступают:

• вооружение профессионалов правоохранительных органов прикладными психологическими знаниями, необходимыми для осмысленных действий в психологически насыщенных условиях решения задач;

• формирование профессионально-психологических навыков и умений (аналитико-психологических, технико-психологических и тактико-психологических);

• профессиональное развитие психологических качеств (способностей), важных для успешного осуществления профессиональной деятельности;

• повышение профессионально-психологической устойчивости;

• закалка всех профессиональных навыков и умений психологическими трудностями, максимально приближенными к реальным служебным, оперативно-служебным и служебно-боевым, обеспечивающая их наилучшее проявление при этом;

• развитие профессионально-психологической ориентированности личности, выражающейся в постоянном внимании, стремлении, привычке к выявлению и учету психологических аспектов при выполнении любых профессиональных действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.11.178 (0.012 с.)