Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П.1.3. Методологические основы гуманизации педагогического процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В последние годы предпринимаются серьезные попытки практически решать проблему гуманизации образования в целом на уровне региона или мегаполиса. Разрабатываются соответствующие концепции, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущности гуманистического подхода и подготовке учителя к его осуществлению (С.Г.Вершловский, Б.Г.Воронцова, И. А. Колесникова, М.А:Молчанов, Е.Н.Шиянов и др.). Однако проведенные;исследования свидетельствуют о том, что гуманизация школы еще не стала реальностью, у большинства педагогов цель обучения превалирует над личностным подходом. Гуманизация понимается многими из них в упрощенном толковании (гуманизация содержания образования — 64%, обновление содержания'традиционных предметов — 61%, введение разноуровневых учебных курсов — 5 % учителей и т.п.). Часто учитель остается авторитарным не потому, что не знает преимуществ гуманистического подхода, а потому, что это знание не вошло в его мотивационную сферу. Гуманизация образования — многоплановое явление, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках воспитательной системы, на уровне разнообразных педагогических процессов и в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений. В качестве принципов гуманизации могут быть предложены сле-ДУющие: ценностно-смыслового антропологизма; ценностно- смыслового равенства взрослого и ребенка; двудоминантности педагогического процесса; приоритета воспитания; природо-сообразности и культуросообразности; субъективности позиции участников педагогического процесса. Они сформулированы на основе одной ведущей идеи — идеи созидания человека (И. А. Колесникова). Первый принцип указывает на понимание человека как меры целесообразности любой педагогической деятельности. Второй — предполагает учет жизненных смыслов, потребностей и интересов как ребенка, так и взрослого, как педагога, так и воспитанника. Суть третьего восходит к глубинным источникам отечественной педагогической культуры, для которой «строительство внутреннего человека», его нравственного стержня, способного придать устойчивость в изменяющихся внешних условиях жизни, во все века было значительно важнее, чем некая сумма знаний. Последние три принципа определяют позиции педагога и воспитанника как субъектов и представления о многомерности человека как существа. Критериями гуманизации целостного педагогического процесса могут служить личностно гуманная ориентация воспитателя; ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка; потребность и возможность взрослого выдвигать и корректировать цели обучения и воспитания по уровню реальной педагогической практики; язык формулировки целей педагогического процесса и воспитательной деятельности, в котором заложена динамика развития личности, индивидуальности, межличностных отношений; сохранение здоровья, его укрепление, соблюдение экологии человека и образования; возможность движения воспитателей от рецептурной модели профессионального поведения к концептуальной; качество отношений как субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия. Теоретический анализ и синтез позволяют выделить на вышеизложенной методологической основе главные психолого-педагогические требования к гуманизации целЬстного педагогического процесса: 1) наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе, т.е. организованной совокупности гуманных целей, содержания, форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь, функционирующих как открытая педагогическая система; 2) понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры'целесообразности и результативности всей воспитательно-образовательной деятельности: профессионализма и родительской компетентности, адекватности развивающих условий, атмосферы воспитательного сообщества, качества педагогической системы; 3) личностно гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя; 4) личностно ориентированные модели, способы и формы общения воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности и общения; 5) уважение личности и принятие индивидуальности каждого ребенка, определение качеств личности в зависимости от качества целостного педагогического процесса; 6) рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, учитывающая зону его актуального и ближайшего развития, и способствующая сохранению и укреплению его здоровья; 7) взаимодействие воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка как мере всех вещей. Итак, гуманизация целостного педагогического процесса — это ориентация его целей и результатов на ребенка как высшую ценность, изменение мировоззрения его участников на основе идей гуманизации; развитие их гуманитарной культуры; восстановление на этой основе культурообразующей функции воспитателя; создание условий для природосообразного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья; очеловечение отношений на основе личностно ориентированной модели взаимодействия, создающей предпосылки для развития личностей воспитуемых и воспитателей как.субъектов самосознания, деятельности и общения, Проявления их творческой активности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.007 с.) |