Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П.2.2. Процедура и методы школьной психодиагностикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен в терминах построения и проверки соответствующей гипотезы, получения определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала. Так, например, Ю. 3. Гильбух следующим образом раскрывает структуру данного процесса: констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного ребенка; осознание возможных его причин; анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине; сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы; проверка предположения путем анализа всей совокупности имеющихся данных. Если первоначальная гипотеза не получила подтверждения, она отбрасывается и на ее место выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и 5-й этапы. Фиксация этого процесса может быть осуществлена в специальном документе — психодиагностограмме, где отражается путь выбора и проверки той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток. Другими словами, это процесс последовательного исключения других вероятных причин факта. Таким образом, психодиагностограмма представляет собой своеобразный алгоритм проверки гипотез. ПРИМЕР ДИАГНОСТОГРАММЫ Шаг 1. Цель: проверка заключения учителя о наличии специфического отставания в изучении математику Предмет обследования: знания, умения и навыки отстающего ученика. Выводы: а) общее отставание в учении; б) специфическое отставание в учении. Способ реализации: исключение альтернативы «а». Методы: знакомство с оценками в журнале, беседа с ребенком, наблюдение за работой на уроке, интервьюирование учителя. Шаг 2. Цель: определение специфического отставания в изучении математики. Выводы: а) тип I; б) тип II. Методы: наблюдение за характером работы ученика на уроках и н группе продленного дня, беседа с родителями о характере работы ученика над домашними заданиями, интервьюирование учителя. Шаг 3. Цель: выяснить причины отставания по типу I. Возможные выводы: а) пониженный интерес к математике; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу; в) низ-Кая эффективность учебной деятельности. Методы: интервьюирование учителя, анализ тетрадей по математике, знакомство с классным журналом, беседа с родителями, наблюдение за учебной работой. Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу 3-А. Подтверждение альтернативы «б» — переход к шагу 3-Б. Подтверждение альтернативы «в» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе с данными учениками. Шаг 4. Цель: выяснить причины отставания по типу //. Возможные подходы: а) несформированность знаний, умений и навыков в области математики; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу. Методы: интервьюирование учителя, знакомство с тетрадями по математике, классным журналом, наблюдение за работой ученика на уроках. Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе. Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу 4-А и т.д. Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого ребенка, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспитания. Исследование объективируется данными о поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка. В случаях недоразвития (локальное, тотальное) необходимо дифференцировать норму от патологии. Задачами психодиагностического обследования детей и подростков являются: 1) изучение проявления отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования; 2) получение данных о динамике развития (продольные срезы), влиянии вида обучения, технологии-, методов, микросоциального окружения на развитие и его перспективы; 3) исследование характера психического развития, его темпов; 4) исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития. Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформа-лизованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты). Между ними существуют родственные связи. Например, основой психологических и дидактических тестов является анализ продуктов деятельности, многие из них предпола- гают проведение индивидуальной беседы и, конечно же, включают наблюдение за особенностями поведения испытуемых. Многие из указанных методов с успехом могут применяться в психодиагностической деятельности. Обоснованный выбор методов, обеспечивающий эффективность психодиагностического исследования, предполагает: а) учет поставленных задач; б) выявление особенностей проявления изучаемых психических свойств в процессе деятельности; в) соотношение различных взаимодополняющих друг друга методов; г) валидность методик, т.е. точное соответствие инструмента исследуемому параметру; д) получение дополнительной информации при нецелевом использовании других методов; е) оптимальный подбор количества методов в соответствии с целью, возрастом и условиями; ж) предъявление методик с учетом особенностей контакта и в возрастающей степени сложности. Процедура психодиагностического исследования включает ряд этапов: 1. Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение. 2. Беседа с ребенком (подростком), установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий. 3. Психодиагностический эксперимент:
Выводы психодиагностического исследования используются как в широком (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком плане (индивидуальная работа). Работа психодиагноста требует в первую очередь знания методов и методик психологического исследования, хороших навыков их практического применения. Немаловажное значение имеют личностные особенности психолога и особенности его индивидуального профессионального стиля (Г.А.Абрамова). Чтобы взаимодействие с клиентом было корректным, психо-Диагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обсле- дования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми его участниками. Практику-диагносту необходимо учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять последние с нормативами. В отличие от психолога, занимающегося теоретической психодиагностикой, ему в каждой конкретной уникальной ситуации (даже если это ситуация массового обследования) надо решать этические и нравственные задачи взаимодействия с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.007 с.) |