Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III.2.2. Готовность ребенка к школьному обучениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития и для детей^обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и Развития на более высоком уровне сложности. "Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь опре- деленного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее значимы, навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» комплексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры. Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее "эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка (при подборе соответствующего содержания, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение, в основе которого лежит комплектование классов на основе глубокой психофизиологической и психолого-педагогической диагностики. Ниже приводятся методики диагностирования детей при поступлении в школу (3. В.Дощицына). Они помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень школьной зрелости ребенка. Все методики апробированы при комплектовании разноуровневых классов. Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как их умение планировать самоконтроль, мотивация учения, уровень развития интеллекта. * Умение планировать — умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью: низкий уровень — действия ребенка не соответствуют цели; средний уровень — действия ребенка частично соответствуют содержанию цели; высокий уровень — действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели. Самоконтроль — умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью: низкий уровень — полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит); средний уровень — частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие); высокий уровень — соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить Бсе полученные им результаты с поставленной целью. Мотивация учения — стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их: низкий уровень — ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств; средний уровень — ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира — находить и использовать эти обобщения; высокий уровень — явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях. Уровень развития интеллекта: низкий — неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий; ниже среднего — неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий; очень высокий — умение слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий. Ребенок к школе не готов: не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий. Ребенок к школе готов: умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий. Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель —май). На основании его результатов окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-Педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педиатра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней. При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить карта-характеристика, в кото-Рой заложены три уровня готовности к обучению по следующим Параметрам: 1) психологическая и социальная готовность; 2) развитие школьно-значимых психофизиологических функций- 3) развитие познавательной деятельности; 4) состояние здоровья. КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 1. Психологическая и социальная готовность к школе1 A. Желание учиться в школе 1. Ребенок хочет идти в школу. 2. Особого желания идти в школу пока нет. 3. Идти в школу не хочет. 6. Учебная мотивация 1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность. 2. Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т.д.). 3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит. B. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию 1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя. 2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны. 3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации. Г. Организованность поведения 1. Поведение организованное. 2. Поведение недостаточно организованное. 3. Поведение неорганизованное. Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем. Ниже среднего: большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем. Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.01 с.) |