Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминанты проблемного поведения

Поиск

1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего про­является?»

I 2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бы­вает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»

3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»

Прием ABCDE-парадигмы:

А — что предшествовало поведению.

В — поведение и его варианты.

С — последствия поведения для подростка и окружающих.

D — дискуссия.

Е — эффект.

а) Микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»;

б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствова­ли?»;

в) социальные последствия: «Что вы сделали?»;

г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?»

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах пози­тивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесни­ками, условную приятность от ощущения себя в роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение ко­торого связано с формированием социальных навыков, устране­нием когнитивного дефицита и искажений.

4. Негативные последствия — наиболее частая причина обраще­ния к специалисту. Для гюдростка такие критерии, как толерант­ность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркоти­ческого опыта имеют минимальное значение. Большую роль игра­ют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.

5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что I можно сделать для изменения ситуации?»

6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-ва­шему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»

7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшеству­ющих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать непри­ятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.

Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология,

сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и де-

линквентное поведение предшествует или сочетается с аддиктив-

ным. Поэтому необходима оценка истории психического развития

■ ребенка и его текущего психологического статуса.

Мишенями для психокоррекционной работы являются черты не­зрелой личности:

в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проб­лем, преимущественно однотипный способ реагирования на фру, страцию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;

в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая то­лерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сни­женная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;

искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, при­надлежность временной перспективе;

наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:

произвольное отражение — «Я — неудачник», «Я — супермен»;

селективная выборка — «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;

сверхраспространенность — «Все наркоманы, так как все при­нимают лекарства»; 0

абсолютное мышление — «Все или ничего.», «Мир черный или цветной»;

персонализация — «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».

3. Семейный анамнез ■ '.

Средовые (социальные) факторы — самые сильные предикто­ры аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе'семейно­го анализа следует обратить внимание на семейное функциониро­вание, историю потребления психоактивных веществ родителя­ми, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские кон­фликты. Наличие дисфункции семьи, важно для психопрофилак­тики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекци-онной работы.

Факторы, способствующие аддиктивному поведению:

искажение эмоциональных связей и интеракций между роди­телями; <*

блокировка потребностей в безопасности; самоутверждении, принадлежности временной перспективе;

отсутствие или искажение родительской ^модели поведения, с которой ребенок идентифицируется;

наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом;

отсутствие или избыток дисциплинарных техник;

отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуника­ций.

Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:

стремление выполнить большинство задач за подростков с дет­ства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;

страх передачи ответственности подростку, слияние границ «Я другой»;

требование уважения к себе, отказ в этом подростку;

проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, срав­нение его развития со своим жизненным путем;

страх неизвестного;

неосознание основных прав личности ребенка;

стереотипное общение по типу «родитель—ребенок»;

стремление реализовать в ребенке собственные цели;

отсутствие в семье системы правил;

создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.

Рассмотренные в данном параграфе наиболее распространен­ные в школьной среде виды нарушений поведения являются со­циально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиант-ного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются психоаналитический, этологический и бихевиори-

альный подходы к объяснению происхождения агрессивного поведения?

2. Каковы психологические механизмы развития агрессивного пове­дения в детстве?

3. По каким параметрам определяется степень агрессивных проявлений?

4. На чем построена стратегия и тактика психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками?

5. Каковы главные задачи психологической помощи детям и подрост-[ кам, пострадавшим от насилия?

6. Почему суицидальное поведение относят к одной из разновидно-|стей агрессии?

7. Какова тактика поведения психолога в случаях истинного и демон­стративного суицида?

8. В чем заключается психологическая сущность суицидального и ад-: диктивного поведения?

9. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддиктивном поведении?

Темы для семинарских занятий

1. Психология агрессии.

2. Суицидальное поведение подростков: причины, факторы и условия

3. Психологическая характеристика аддиктивного поведения.

4. Наркомания и токсикомания у подростков, их психопрофилактика

5. Проблема насилия и дети.

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте технологию игровой коррекции одной из форм агрес­сивного поведения младших школьников (вербальная, физическая, кос­венная агрессия, негативизм).

2. Дайте психологическую характеристику младшего школьника (под­ростка), часто являющегося жертвой обидчиков в классе. Обоснуйте при­чины виктимного поведения.

3. Дайте сравнительную характеристику личности подростков с раз­личными типами суицидального поведения. Подготовьте на ее основе сценарий кризисной помощи.

4. Используя метод клинического интервью С.А.Кулакова, проведите обследование подростка, склонного к аддиктивному поведению. Составьте его психологический портрет.

Литература

1. Амбрумова Л. Г., Бородин СВ. Суицидологические исследования в СССР//Актуальные проблемы суицида молодежи. — М., 1981.

2. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей //Журнал прак­тического психолога. — 1996. — № 1.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. -*-. М., 1991.

5. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-— 1994. — № 1.

6. Кравцова Е.Е., Нурахонова А. А. Как помочь детям преодолеть труд­ности в поведении. — Минск, 1990.

7. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного по­ведения у подростков. — М., 1987.

8. Лебединская К. С, Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нару­шениями в аффективной сфере. — М., 1988.

9. Невский И. А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе: В 4 ч. — М., 1996.

10. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Метод, рекомендации / Рук. авт. кол. В. А. Шелкова. — Ярославль, 1996.

И. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В.Дубровиной. — СПб., 1998.

12. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.

13. Фурманов И. А. Детская агрессивность: Психодиагностика и кор­рекция. — Минск, 1996.

Глава 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Психологический кризис и виды кризисных ситуаций. — Пережи­вание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков. — Психологиче­ская помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия. — Психологическая поддержка подроотков-инвалидов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.009 с.)