Тема 17. Психокоррекционная работа с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Психокоррекционная работа с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии.



Причины проблем в семейных отношениях. Психологическая коррекция семейных отношений.Формирование особенностей психики и поведения детей в зависимости от стиля родительского отношения. Виды нарушений в семейном воспитании: гиперопека и гипоопека, противоречивое воспитание. Общая схема диагностического процесса в работе с семьей. Семейное консультирование как одно из направлений работы с семьей. Основы коррекционной работы с семьей: родительские коррекционные группы. Психологическая помощь семье ребенка с проблемами в развитии. Апавила взаимодействия специалиста в семье.

Тема 18. Работа детского практического психолога с педагогическимколлективом специального образовательного учреждения.

Роль психолога в практической реализации научных достижений

специальной психологии и коррекционной педагогики в воспитательно-образовательном процессе. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в работе по развитию способностей, личностных качеств ребенка, а также при коррекции отклонений в развитии детей.

Педагогический консилиум и психологическое консультирование как основные виды помощи психолога педагогу в профессиональном росте. Работа психолога, направленная на помощь педагогу в нахождении оптимального индивидуального стиля общения с детьми и коллегами, в предупреждении межличностных конфликтов в коллективе.

Тренинг как одна из основных форм работы психолога с педагогическим коллективом.

***

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Самостоятельной работы студентов включает в себя:

-чтение конспекта лекций;

-комментирование и конспектирование учебной и научной литературы, а также составление тезисов, аннотаций и других способов работы над первоисточниками;

-овладение действием моделирования изучаемой литературы;

-подготовка презентаций к своим рефератам, контрольным и курсовым работам;

-выполнение практических и контрольных работ;

-подготовка к экзамену (зачету).

Чтение конспекта лекций имеет несколько целей:

1. вспомнить, о чем говорилось на лекциях;

2. дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание ранее услышанного в лекциях;

3. прочитать по учебнику то, что в лекции не могло быть раскрыто, но, тем не менее, подчеркивались какие-то особенности и нюансы, на которые студенту надо обратить особое внимание при чтении литературы. В последнем случае конспект лекций служит своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе: что и где прочитать, чтобы лучше и подробнее разобраться в тех вопросах, которые в лекциях только намечены, но не раскрыты.

Чтение учебника - важная часть самостоятельной учебы. Основная функция учебника- ориентировать студента в системе тех знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по данной дисциплине будущими специалистами. Учебник также служит путеводителем по многочисленным произведениям, ориентируя в именах авторов, специализирующихся на определённых научных направлениях, в названиях их основных трудов.

Кроме того, учебник очерчивает некий круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на глубокое их раскрытие.

Чтение рекомендованной литературы - это та главная часть системы самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки. Читать эту литературу нужно по принципу: «идея, теория в одной, в другой и т.д. книгах». Во всех случаях изучение проблемы по разным источникам - залог глубокого усвоения науки.

Изучение литературы должно решать одновременно и задачу подготовки к написанию контрольной работы по предмету. Её нужно сделать своеобразным итогом овладения теорией.

Вопросы, выносимые на зачет (экзамен), служат ориентирами при самостоятельной работе студента. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к экзамену, а сам экзамен становится формой проверки качества всего процесса самостоятельной учебной деятельности студента.

***

Рекомендации по организации работы студентов с учебниками или научными источниками.

 

1-й этап. Процесс изучения научного источника начинается с ознакомления со структурой учебного материала. Перелистывать учебник нужно внимательно, не пропуская страниц. Необходимо пытаться сопоставить его с тем, что уже знакомо, и понять его смысл. Если это не получилось, то, не задерживаясь, нужно идти дальше. После того, как выписаны основные термины и определения, следует перелистать учебник еще раз и прочесть вслух все термины и их определения. Это поможет научиться правильно произносить новые слова и понять их смысл.

 

2-й этап. На этом этапе выполняется беглое сквозное чтение теоретической части учебного материала для того, чтобы выявить и понять основные категории и взаимосвязи между ними. Для выполнения этой задачи студентам рекомендуется:

1. Бегло два раза прочесть всю теоретическую часть. При этом нужно читать весь основной текст, не прилагая усилий для запоминания прочитанного, стараясь следить только за основным смыслом, содержанием текста. Быстро прочтя весь материал от начала до конца, студент представит себе общую картину.

2. После этого необходимо вдумчиво прочесть текст еще один раз, отмечая на полях непонятные места.

 

3-й этап. На этом этапе необходимо разобраться в сложном материале, обратить внимание на взаимосвязи между понятиями. При этом выполняются следующие действия:

1. Медленное чтение всего текста и разбор непонятных вопросов. При необходимости рекомендуется пользоваться карандашом и бумагой.

2. Для нахождения ответов на непонятные вопросы студенту желательно обратиться к дополнительной литературе или к преподавателю.

 

********

Указания по написанию реферата или доклада:

- выбор темы осуществлять в соответствии со своими интересами,;

- подобрать по теме необходимую литературу

- тщательно проработать подобранную литературу (в этом отношении разумно ограничить количество книг до 2-3 и 2-3 материала на сайтах);

- продумать и составить подробный план работы;

- выделить основные тезисы реферата, доклада; осмыслить их правильность и доказательность;

- включить в сообщения необходимый наглядный материал, личные наблюдения, примеры из жизни;

- подчеркнуть значимость выбранной темы реферата или доклада в решении теоретических и практических проблем современной психологии;

- оформить изученный материал в соответствии с намеченным планом реферата или доклада.

8. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы:

1. Профессиональная этика практического психолога.

2. Коррекционно-развивающая работа по преодолению несформированности приемов учебной деятельности.

3. Коррекционно-развивающие упражнения по развитию восприятия и ориентировки в пространстве.

4. Коррекция сенсорного развития (общая, типовая, индивидуальная модели коррекции).

5. Зависимость возможных трудностей при обучении в школе от психологических причин.

6. Дети «группы риска» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

7. Основные направления в коррекции воображения.

8. Готовность ребенка к школьному обучению. Возможные психологические проблемы.

9. Самооценка как компонент самосознания ребенка старшего д/в.

Коррекционная работа по формированию адекватной самооценки у детей с проблемами в развитии.

10. Коррекционная работа по устранению страхов посредством рисования.

11. Коррекционная работа по устранению страхов посредством игры.

12. Показатели психического развития ребенка дошкольного возраста. Возможные варианты отклонений и их причины.

13. Схема индивидуального обследования ребенка старшего дошкольного возраста практическим психологом.

14. Разделы психолого-педагогической характеристики ребенка.

15. Тренинг как одна из основных форм работы практического психолога с педагогическим коллективом.

16. Коррекционно-развивающие возможности танцевальных игр.

17. Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений в группе.

18. Сценарные планы корригирующих занятий.

19. Взаимодействие практического психолога с другими специалистами.

20. Основные направления в коррекции мышления.

21. Психологический диагноз: необходимые виды работы для его постановки и возможные варианты формулировки.

22. Основные направления в коррекции внимания.

23. Основные направления в коррекции памяти.

24. Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка.

25. Отклонения в личности родителей, отношениях в семье как причина неврозов у детей дошкольного возраста.

26. Проблемы адаптации детей в специализированных дошкольных учреждениях.

***

Задания по самостоятельной работе к теме № 1:

1. Подберите примеры из повседневной жизненной практики,

иллюстрирующие основные принципы психокоррекционной работы (по одному примеру на каждый принцип).

2. Опишите случай из психолого-педагогической практики и

сформулируйте для данного случая цель и задачу коррекционной работы.

 

Задания по самостоятельной работе к теме № 2

Проанализируйте основные направления в психокоррекции на современном этапе.

Охарактеризовать специфику элективного подхода в психокоррекции.

Отработка техники психокоррекционого анамнеза.

Определение важных качеств для коррекционной работы.

Отработка диагностического подхода в психокоррекции.

Предоставление диагностического материала для работы.

Работа в вербальном и не вербальном диагностическом подходе.

Литература:.

1. Абульханова К.А. Психосоциальный и субъектный подходы к

исследованию личности в условиях социальных изменений/ К.А.

Абульханова, М.И. Воловикова //Психологический журнал. - 2007. - том 28, № 5, с. 5-14

2.Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. - СПб. 2006. - 64 с

***

Задания по самостоятельной работе к теме № 3

1. Назовите и проанализируйте собственные личностные проблемы, которые могут помешать вам в вашей работе в качестве психолога, осуществляющего психокоррекционную деятельность.

2. Составьте блок-схему коррекционной программы для решения конкретной психологической проблемы.

3. Опишите параметры, по которым вы будете оценивать эффективность реализации коррекционной программы.

***

Задания по самостоятельной работе к теме № 5

1. Какие условия необходимо соблюдать при создании психокоррекционной группы?

2. Как влияет возрастной и половой состав группы на эффективность психокоррекционной работы?

3. Что включает в себя понятие «групповая динамика»

4. Назовите основные этические принципы функционирования

психокоррекционной группы.

5. Назовите и охарактеризуйте основные фазы развития группы.

6. Существуют ли различия в развитии детских и взрослых,

психокоррекционных групп?

7. Назовите типичные трудные ситуации при работе психолога с

коррекционнои группой и охарактеризуйте возможные пути выхода из этих ситуаций.

8. Назовите возможные типичные ошибки руководителя группы.

9. Назовите основные этические требования, предъявляемые к руководителю коррекционной группы.

***

Задания по самостоятельной работе к теме № 6

1. Написать 10 упражнений способствующих установлению эффективного контакта.

А) при работе с детьми дошкольного возраста.

Б) при работе с детьми младшего школьного возраста.

В) при работе с зависимыми.

2. Разработать тренинговое занятие на групповую сплоченность.

3. Написать и охарактеризовать 10 качеств эффективного консультанта.

4. Написать и охарактеризовать иммерсионные методы.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 368 с

2. Абульханова К.А. Психосоциальный и субъектный подходы к

исследованию личности в условиях социальных изменений

//Психологический журнал. - 2007. - том 28, № 5, с. 5-14

3. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста.. -СПб.: Михайлова В.А., 2005. - 64 с

4. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.:

5. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От

темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

6. Вахромов Е Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения // Библиотечка "Первого сентября", серия "Школьный психолог". Вып. 3 (9). - 2006. - 32 с.

7. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл, 2005, Изд-во Эксмо. - 1136 с.

8. Детская патопсихология: Хрестоматия. сост. Н.Л. Белопольская. - М.: Когнито-центр, 2000. - 351 с.

9. Моросанова В.И. Саморегуляция и самосознание субъекта //

Психологический журнал. - 2008. - Т. 29 № 1, с. 14-22

***

9. Перечень тем для подготовки практических занятий

Установление контакта

Знакомство друг с другом; разъяснение целей и задач занятий; знакомство с нормами группового поведения; эмоциональная поддержка друг друга;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.89 (0.036 с.)