В какой психокоррекционной группе соматические расстройства рассматриваются как результат нарушений психики и сбалансированности всего организма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В какой психокоррекционной группе соматические расстройства рассматриваются как результат нарушений психики и сбалансированности всего организма.



1. гештальт-группы

2. психоаналитическая группа

3. психодраматическая группа

4. телесно-ориентированная группа

Какие два понятия используются в телесно-ориентированных группах В.Райха?

1. оргонная энергия 2. мышечная броня 3. опорно-двигательный аппарат 4. свободная энергия 5. мышечная энергия

49. Продолжите фразу: Структура личности по Э.Берну характеризуется наличием трех состояний- ___________________________________________

50. Соответствие:

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в три класса:

1. игрушки из реальной жизни а) песок, вода, кубики, краски
2. игрушки, для отреагирования агрессии б) марионетки, кукольное семейство, домики, лодки
3. игрушки для творческого самовыражения в) солдатики, дикие животные, резиновый нож, крокодил

Какой прибор используется при температурной биообратной связи?

1. электрошокер 2. термистор 3. термометр 4. термошок

На каком психокоррекционном методе основана методика «Звонок в постель»?

1. психодрама 2.биофидбек 3. жетонный метод 4. имаго-метод

Для какой составляющей структуры личности по Э.Берну характерно высказывания: «Какое мне дело», «Я боюсь», «Я ненавижу»?

1. родитель 2.ребенок 3.взрослый

Выделите три вида трансакций по Э.Берну?

1. дополнительные

2. относительные

3.эхолалические

4. перекрестные

5. скрещивающиеся

6. скрытые

Через сколько уровней невроза в процессе гештальткоррекции проходит клиент?

1. один 2. два 3. три 4. четыре 5. пять

Какая методика семейной психокоррекции представляет собой форму семейной родословной?

1. семейная скульптура

2. семейная фотография

3.семейный ритуал

4. семейная генограмма

5. ролевая карточная игра

Вставьте недостающее слово: Клиенты должны с

_____________________ относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственной морали.

На каких трех уровнях возможна постановка психологического диагноза?

1. симптоматический 2. констатирующий 3. этиологический

4. типологический 5. условно-вариантный

59. Соответствие:

Основными методами вербального воздействия в рамках

индивидуальной психокоррекции являются:

1. убеждение а) процесс изменения, трансформации ранее сформулированного суждения
2. персуазия б) целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психику
3. внушение в) метод воздействие на сознание клиента через обращение к его собственному критическому суждению

60. Противопоказаниями для индивидуальной психокоррекции являются:

1. выраженная возбудимость

2. низкие моральные нормы

3. недостаточный уровень интеллектуального развития

4. все ответы верны

 

Ключ к тестам по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция».

1. метод, с исполь-зованиемигры 21.2, 3 41.1, 4
2. 1 22.1(а), 2(б). 42.1(в), 2(а), 3(б)
3. 1(б), 2(а), 3(в) 23.иммерсионные методы 43.3
4. 1, 2, 3, 5 24.1(б), 2(в), 3(а) 44.3
5. 1 25.2 45.1, 2, 5
6. 1(б), 2(в), 3(а) 26.биологически обратная связь 46.1
7. 1, 2, 3 27.2 47.4
8. 1(в), 2(а), 3(б) 28.1 48.1, 2
9. 1, 2, 4 29.3 49.родитель, ребенок, взрослый
10.2 30.1, 3 50.1(б), 2(в), 3(а)
11.1, 2, 3 31.1 51.2
12.3 32.ролевую, импровизация 52.2
13.перенос 33.1(г), 2(а), 3(в), 4(б), 5(д) 53.2
14.1(б), 2(а), 3(в), 4(д), 5(г). 34.2 54.1, 4, 6
15.2 35.2 55.5
16.3 36.1 56.4
17.1, 2, 3 37.12 ступеней 57.терпимостью
18.1, 2 38.2 58.1, 3, 4
19.чтение специи-ально подобранной литературы 39.3 59.1(в), 2(а), 3(б)
20.3 40.музыку 60.4

***

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПО КУРСУ

«МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ»

Аберрация мышления (А. Бек) нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации.

Агорафобия – боязнь пребывания в открытом пространстве, одна из видов фобий. У детей является одним из проявлений навязчивых страхов.

Аддиктивное поведение у подростков – один из видов наруше-

ния социальной адаптации детей и подростков. Характеризуется злоупотреблением психоактивными веществами (наркотиками и др.), при котором не возникает психологической или физической зависимости. Также сочетается с другими нарушениями поведения. Это своеобразная форма защиты, к которой прибегают дети и подростки, не получающие необходимого внимания у взрослых, в семье.

Акцентуация – яркое проявление какой-либо психологической особенности человека, стоящее по сути на границе нормы с патологией, являющееся крайним выражением нормы. Небольшое усиление этой особенности – и человек перейдет границу нормальности.

Алкоголизм – злоупотребление алкоголем. Выделяется три вида

алкоголизма: 1) бытовое пьянство (злоупотребление без признаков привыкания), 2) хронический алкоголизм, 3) алкогольные психозы.

Аналитическая психология – теория личности Юнга, в которой придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости посредством процесса индивидуализации.

Альтруизм – направленность поведения и внимания человека на

благополучие, интересы другого человека, группы людей. Характеризуется бескорыстностью, не предполагающей вознаграждения. Противоположность эгоизма.

Амбивалентность – противоречивость нескольких одновременноиспытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Например, плач от радости.

Амбидекстрия – одинаковое развитие обеих рук, двуправорукость.

Анорексия нервная – стремление к очень сильному снижению количества еды или вовсе к отказу от нее. Встречается чаще всего у девочек-подростков и у молодых девушек, считающих, что их вес слишком большой (часто это совсем не так) и стремящихся его снизить всеми возможными способами. Приводит к сильному исхуданию и серьезным расстройствам здоровья.

Арттерапия (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Это специализированная

форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956). 2) Арттерапия (применительно к специальному образованию) – это синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и коррекционной практике – совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами в развитии осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Арттерапия является одним из перспективных направлений медицинской, психотерапевтической, психокоррекционной,

педагогической практики (постепенно обособляется педагогическая арттерапия, имеющая неклиническую направленность, ведущими являются задачи развития, воспитания, социализации (Л.Д. Лебедева).

Аутентичность (подлинность) - понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно - проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, - бытие, нескованное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор

человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии

Аутизм – это болезненное состояние психики, бывающее при шизофрении, шизоидной психопатии как самостоятельное заболевание. Выделяют ранний детский аутизм Каннера, аутическую психопатию Аспергера, органический аутизм и т.д. Встречаются также парааутистические состояния вследствие психогений. Термин «детский психоз» в нашей стране по отношению к аутизму не употребляется. Аутический тип поведения – погружение в мир личных переживаний с ослаб-

лением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием к общению с окружающими людьми, бедностью эмоциональных переживаний. См. также аутизм детский.

Балинтовская группа - эффективная форма подготовки и

профессионального роста психологов. При этой форме работы речь идет не об изменении личности психолога, а о необходимой

трансформации его профессионального «Я». В такой группе психолог может прояснить собственные чувства, стереотипы профессионального поведения, выявить те пробелы, которые мешают ему в понимании и разрешении сложных ситуаций с клиентами.

Барьер психологический – психологическое состояние, которое проявляется как неадекватная пассивность, мешающая человеку выполнять задуманные им действия, достигать намеченные им цели.

Беспомощность выученная – психологический феномен, при возникновении которого человек при появлении какой-либо проблемы не пытается ее решить, хотя это может быть в его силах, так как считает себя неспособным что-либо изменить.

Бессознательное – буквально, это часть психики человека, кото-

рая не осознается им в данный момент и не может быть осознана усилием воли, хотя возможно поступление некоторой информации из бессознательного в сознание и наоборот. Скрытые в бессознательном особенности психики могут определять наше поведение, психологическое состояние и при этом не поддаются контролю.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния..

Биологическая обратная связь (биофидбек) – тип бихевиораль

ной терапии, в которой клиент учится контролировать некоторые функции своего организма при помощи специального оборудования, которое обеспечивает информацию о внутренних процессах тела.

Булимия нервная – стремление к избыточному потреблению пищи, приводящее к сильному увеличению веса, вредному для здоровья. Может возникать на нервной почве: человек нервничает – и ест, ест все свободное время, при бессоннице, стрессах, скуке и др.

Ведущая деятельность – психологический термин, обозначающий вид занятий ребенка, который наиболее

развивает его психику в данном возрасте. В каждом периоде развития ребенка существует свой тип ведущей деятельности. Смена этих типов сопровождается возрастными кризисами.

Видеотренинг – вид тренинга социально-психологического, активно использующий современные средства работы с видеоинформацией (видеозапись, видеомагнитофоны и др.) в целях повышения эффек тивности и успешности в общении.

Внутренняя цензура – заложенные в бессознательную сферу психики человека нормы, правила поведения в обществе, правила морали, которые не позволяют ему, например, видеть нецензурные изображения, слова. При этом человек смотрит на них, но не замечает, т.к. его внутренняя цензура не позволяет ему их осознать.

Внушение – процесс воздействия на психическую сферу челове-

ка, связанный со снижением сознательности и критичности при вос приятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушение).

Воздействие (в психологии) – целенаправленный перенос движе

ния, информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (например, прикосновения или удара) и опосредованным (дистантным), когда информации и заключенный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о

чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов.

Воспитание – 1) в широком смысле – процесс социализации ин-

дивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе

специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным обществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

Вытеснение – невозможность вспомнить какое-либо событие,

невозможность воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации.

Это психологический защитный механизм, цель которого – сохранить психику человека неповрежденной. Однако травмирующая информация, вытесняясь в бессознательное, продолжает влиять на поведение и психологичес-

кое состояние человека.

Глубинное (глубокое) интервью – особым образом построенное психологическое интервью, направленное на изучение личностных качеств человека, его представлений, мотивов и т.д. Проводится специально подготовленным специалистом.

Групповая динамика – некая «внутренняя жизнь» группы: процессы взаимодействия ее членов, образование в группе подгрупп по интересам, появление в группе лидеров и их уход, развитие группы, изменение ролей ее членов, наконец, распад группы. 2) - это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и

взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

· Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и

психопрофилактики.

Групповая дискуссия – основной метод групповой психотерапии,в ходе которого члены терапевтической группы общаются между собой и в ходе этого специальным образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

Групповая психотерапия – направление психотерапии, использующее особенности поведения людей в группе в целях разрешения их психологических проблем. Приемы групповой психотерапии часто находят использование в семейной психотерапии.

Групповая психотерапия подростков – направление групповой психотерапии, специализирующееся на работе с

подростками. Основные направления такой терапии – формирование адекватной самооценки, целостной Я-концепции, выработка приемов эффективного общения, обучение уважительного отношения к себе и другим подросткам.

Девиация – какое-либо отклонение в поведении, мышлении, психической сферы человека, его психическом развитии.

Девиантное поведение детей и подростков – поведение детей и подростков, которое препятствует их включению в общество, усвоению ими общественных норм, правил поведения. Возникает главным образом вследствие педагогической запущенности, отсутствия правильного воспитания, внимательного и чуткого отношения к ребенку.

Деловая игра – психологическая методика оценки различных качеств личности, которые определяют ее успешность в профессиональной деятельности. Используется при отборе и оценке персонала.

Детская психотерапия – одно из направлений психотерапии, применяющее самые различные психологические способы улучшения психологического здоровья детей и подростков с психическими заболеваниями. Детская терапия эффективна при воздействии на ребенка только вместе с его окружением, т.е. близкими взрослыми (родителями и т.д.).

Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которогохарактерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций

Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Дидактогения – негативное изменение психического состояния ребенка, вызванное неосторожным, бестактным поведением педагога относительно ребенка. Дидактогении способствуют возникновению школьных неврозов.

Дисморфомании синдром – болезненное убеждение человека о

наличии у себя какого-либо воображаемого или переоцениваемого дефекта внешности, поведения. Встречается в основном в подростковом и юношеском возрасте, преимущественно у девушек. Сопровождается сниженным настроением, иногда доходящим до депрессии, избеганием общения с другими людьми. См. также дисморфофобия.

Дисморфофобии – более легкая степень расстройства по сравне-

нию с дисформоманией. Обычно сопровождается критичным отношением к своим переживаниям, т.е. человек одновременно переживает по поводу своего мнимого или преувеличенного недостатка и одновременно осознает малую существенность данного недостатка.

Дистресс – разрушающий этап либо составная часть стресса, отрицательно влияющая на психологическое и физическое здоровье человека.

Забота - традиционный термин экзистенциализма - в концепции К.Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.

Замещение – защитный механизм, имеющий две различные формы проявления: защита путем замещения объекта и защита путем замещения потребности. При замещении объекта те чувства и действия, которые должны были направляться на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иррелевантный объект (не имеющий отношение к ситуации и причине конфликта). Замещение объекта происходит при невозможно-

сти выразить чувства или осуществить действия по отношению к нужному объекту вследствие социальных или физических причин (например, агрессия по отношению к начальнику вымещается на членах семьи). Другое проявление защиты по типу замещения состоит в изменении на противоположное чувство при сохранении неизменности объекта (например, любовь, не нашедшая ответа, замещается ненавистью).

Заражение эмоциональное – распространение настроения в группе людей, где какое-либо чувство проявляется гораздо сильнее, чем у одного человека отдельно. Заражению способствуют такие некоторые факторы, как массовость скопления людей, наличие среди них подверженных истерическим проявлениям, повышенная внушаемость человека в толпе и др.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Имагометод (от лат. «imago» - образ) - метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях,

расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта

Иммерсионные методы – методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угасания, открытый И.П.Павловым, согласно которому предъявление условного стимула без подкрепления ведет к исчезновению безусловной реакции.

Имплозия – методика наводнения воображения.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе – уровень

развития у ребенка дошкольного возраста основных психических функций: внимания, памяти, восприятия, воли и др., а не существующих у дошкольника конкретных знаний, умений, по которым нельзя судить об интеллектуальной готовности к школе.

Интеллект – в самом общем виде понимается в психологии как

познавательные способности человека, определяющие уровень его мышления, способность решать сложные задачи. Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний, их обобщенности, способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно их эффективно использовать.

Интенция – направленность сознания, мышления на какой-либо

объект.

Интроспекция – метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов,чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознания и т.п.

Инфантилизм – 1) наивный взгляд на предметы и явления окру-

жающего мира, присущий детям, вследствие того, что у них еще нет необходимого жизненного опыта; 2) у взрослых – присущая им неприспособленность к действительности, проявляющаяся в неспособности брать на себя ответственность, ставить себе цели, достигать их, неспособность к построению ответственных взрослых отношений с другими людьми; несформированность эмоциональная и интеллектуальная, как бы «детское» мышление и поведение.

Ипохондрия – чрезмерная озабоченность своим здоровьем, стремление к постоянной излишней заботе, сопровождающееся тревожностью по данному поводу. Ипохондрия может сильно осложнять жизнь человеку.

Канцерофобия – боязнь заболеть, одна из видов фобий. Нередко

встречается у детей.

Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. У детей является одним из проявлений навязчивых страхов.

Катарсис – связанный с получением удовольствия процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты.

В психотерапевтической практике понятие катарсиса получило распространение, что обусловлено достижением реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.

Клиент – конкретный субъект (человек либо организация), с которым непосредственно работает психолог, оказывая ему какой-либо вид психологических услуг. Клиента не следует путать с заказчиком, который формулирует психологу проблему,

оплачивает его услуги и выступает посредником между клиентом и психологом. 2)- это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

Кожно-гальваническая реакция (КГР) – изменение электрического сопротивления человеческой кожи вследствие изменения эмоционального состояния человека. Данный показатель служит очень надежным индикатором эмоционального состояния и часто используется в полиграфе – детекторе лжи.

Коллектив – такой уровень развития малой группы, на котором отдельные ее члены способны пожертвовать множеством своих индивидуальных интересов ради интересов группы в целом и интересов других ее членов. Уровня коллектива достигает далеко не каждая группа.

Компетентность – уровень профессиональных знаний, умений и навыков человека, определяющий его способность выполнять какуюлибо профессиональную работу.

Компетенция – 1) уполномоченность человека решать какую-либо профессиональную задачу (не путать с компетентностью); 2) выделяемое специалистами по работе с персоналом психологическое качество человека, определяющие его успешность в решении определенных задач (пример: компетенция делового общения).

Комплекс неполноценности – один из видов психологических

комплексов, по мнению знаменитого психолога А. Адлера, определяющий стремление человека к развитию, активной деятельности, работе, бизнесу и т.д. Преодоление комплекса неполноценности ведет, по А. Адлеру, к комплексу превосходства.

Конгруэнтность, или подлинность, означает необходимость

правильной символизации психологом его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта.

· Консультирование – вид психологических услуг, где психолог

выступает в роли обладающего знанием эксперта, помогающего клиенту решить проблему. Существует множество видов консультирования: семейное консультирование, возрастно-психологическое, кадровое консультирование и др.

Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме

Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я». Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего

подлинного «Я».

Конформность – психологическая характеристика подверженности влиянию группы одного из ее членов: подчинение его групповому давлению, принятие или отвержение им точки зрения группы, отдельных ее членов, подчинение его требованиям группы. Синонимы данного термина: конформизм (носит негативный оттенок), конформное

поведение, феномен группового давления. Делится на внешнюю, внутреннюю конформность и негативизм.

Креативность – нестандартность, «творческость» мышления, присущая отдельным («креативным») людям. Креативность означает способность мыслить нестандартно, нетрадиционно и находить неожиданные, оригинальные решения проблем, которые стоят перед человеком.

Кризисы возрастные – ключевые ситуации в развитии ребенка, в которых меняется его ведущая деятельность и соответственно меняется характер его отношений с другими людьми. Возрастные кризисы неизбежны, и ребенок должен не избегать их, а эффективно преодолевать, в результате чего ребенок поднимается на качественно новую ступень развития.

Куклотерапия – метод, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный вариант арттерапии.

Либидо – одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее сексуальную энергию человека. Либидо, по Фрейду, является главной движущей силой, которая заставляет человека не сидеть на мес-

те, а заниматься активной деятельностью. По Фрейду, либидо побуждает человека ко всем видам активности, даже и не связанным с сексуальной сферой.

Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемая как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы.

Логотерапия – теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом, который исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни.

Метод холдинга (от англ, «hold» - держать) - метод коррекции

широкого спектра эмоциональных расстройств. Первоначально он был разработан для работы с детьми, страдающим ранним детским аутизмом. Автор метода доктор М. Велш.

Методика «негативного воздействия». В её основе лежит

парадоксальное предположение, что от навязчивой негативной

привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять её. Согласно Павловскому принципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению (угасанию) условного рефлекса.

Мизофобия – боязнь загрязнения. У детей является одним из проявлений навязчивых страхов.

Музыкотерапия (терапия музыкальная) – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное, так и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музыцирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Навязчивые состояния – непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые, эмоционально неприятные.

Навязчивые страхи (у детей) – один из видов синдрома детских

патологических страхов, при котором у ребенка против его воли возникает непроизвольная боязнь чего-либо (нозофобия, клаустрофобия, мизофобия, эрейтофобия и др.). Могут иметь место при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.

Научение социальное – термин, введенный бихевиористами и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ними.

Неврастения – вид невроза, при котором наблюдается слабость,

легкая раздражительность, неустойчивость эмоций, часто пониженное настроение, быстрая утомляемость, депрессия, иногда тревога, страх, расстройства сна, нетерпеливость. Неврастения может возникать при длительном неблагоприятном воздействии на психику, приводящем к физическому и психическому истощению человека.

Неврозы – группа наиболее сильных расстройств психики, имеющих психогенное, а не телесное, происхождение. Неврозы возникают на основе невозможности человека разрешить какой-либо конфликт. Чаще всего основы для неврозов закладываются в детстве, из-за нарушенных отношений с родителями.

Невротик – человек, подверженный неврозу.

Негативизм – один из видов конформности, когда группа людей

оказывает влияние на одного из ее членов, а он сопротивляется этому влиянию буквально во всем, даже там, где это может быть ему невыгодно, подчеркивая свою независимость от группы.

На самом же деле такой член группы зависит от нее, и довольно сильно, это своеобразная «конформность наоборот», при которой довольно легко предсказать его поведение.

Нозофобия – страх болезни. У детей является одним из проявлений навязчивых страхов.

Норма – в психологии понятие, характеризующее принятые стандарты относительно того, насколько психика человека соответствует принятым критериям отсутствия отклонений. Выделяют среднестатистическую, функциональную и идеальную нормы.

Общество анонимных алкоголиков - возникло после встречи в г. Акроне, штат Огайо (США), двух «безнадежных» - биржевого маклера Билла (Уильям Гриффит Вильсон, 1895-1971) и хирурга Боба (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950). Билл прошел курс лечения в десятках наркологических заведений, а Боб не мог больше оперировать.

Благодаря Обществу АА, оба они отказались от алкоголя до конца жизни.

Одаренные дети – дети, которые обнаруживают общую или специальную одаренность к какому-либо виду деятельности, гуманитарной, технической или любой другой (музыке, рисованию, поэзии, технике, различным наукам и т.д.).

У одаренных детей наиболее важна не степень умственного развития, а творческая сторона ума.

Половая идентичность – единство поведения и психологии человека, обеспечивающие адекватное ощущение себя как человека определенного пола и адекватное поведение в соответствии с этим ощущением.

Помощь психологическая – сложная система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий раскрытия всех потенциалов психического развития личности и расширения границ взаимодействия с окружающей реальностью.

Профессиональная этика психолога – свод законов, требований и правил, требующий соблюдения психологом в своей работе профессиональных норм, основанных на гуманизме, уважении к клиентам, професиональной порядочности, конфиденциальности и др. В России профессиональная этика психолога еще не сложилась, поскольку еще не существует профессионального сообщества психологов с едиными нормами.

Психогенные вещества – химические вещества (как природного происхождения, так и искусственно полученные химическим путем), способные при воздействии на нервную систему человека вызывать различные изменения его психики.

Психоанализ – одно из самых значительных направлений в пси-

хологии, существующее с начала 20 века. Первым психоаналитиком был Зигмунд Фрейд. Психоанализ подчеркивает главную роль бессознательного в психике человека, определяющего все его поведение, активность, любую деятельность и т.д., умаляя роль сознания.

Впоследствии из психоанализа выделилось множество новых направлений, каждое из которых по-разному понимало роль бессознательного в психике человека.

Психоаналитик – специалист в области психоанализа, имеющий специальную подготовку.

Психологическая защита – специальная психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением человеком конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.13 с.)