Психологическая характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы



 

Во вступительном слове на Всероссийском совещании руководителей территориальных органов и начальников воспитательных колоний ФСИН России было отмечено: "Вопросы профилактики преступности среди несовершеннолетних во все времена были значимы, так как подростки являются самой уязвимой категорией населения в любом гражданском обществе. Это объясняется тем, что люди, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, как правило, значительно труднее поддаются исправлению. В итоге именно они составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности". Поэтому руководство страны, государственные органы и общественность обращают особое внимание на решение проблем детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе отбывающих наказание в местах лишения свободы.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет.

В настоящее время в 41 воспитательных колониях для несовершеннолетних содержится 1,9 тыс. человек (Приложение 1). В Алтайском крае воспитательная колония находится в г. Бийске. Бийская воспитательно-трудовая колония была создана в 1965 году на базе ИТК-7 строгого режима. Лимит наполнения - 381 человек. Нужно отметить, что за последние пять лет количество осужденных в воспитательной колонии сократилось практически в 8 раз (на сегодняшний момент в колонии находится 35 воспитанников). При этом количество преступлений, совершенных подростками, остается на высоком уровне, а снижение осужденных к лишению свободы связано с политикой государства, направленной на гуманизацию уголовного законодательства. Следовательно, исходя из изложенного, можно сделать неутешительный вывод - в воспитательные колонии попадают несовершеннолетние, которые либо осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления, либо неоднократное условное осуждение не дало положительных результатов.

Таким образом, на плечи психологов ложится огромная ответственность и ставятся сложнейшие задачи по проведению психолого-воспитательной работы. При этом является проблемной следующая ситуация. Многие психологи не учитывают того факта, что в настоящее время воспитанники в колонии далеко не такие, что были несколько лет назад (например, совершившие кражу, осознавшие вину и искренне переживающие за маму, ждущую их на свободе). Сейчас же к лишению свободы осуждаются наиболее опасные для общества несовершеннолетние (например, за изнасилование малолетней), при этом совершенно не испытывающие чувства вины и раскаяния. Психолог для достижения положительных результатов исправления должен непременно учитывать эти факторы при разработке коррекционных программ.

В подростковом возрасте формируются моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным моральным и правовым запретам, ведется поиск пределов допустимого в поведении. В то же время он характеризуется дисгармонией социально-нравственного и физического созревания, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, преобладанием возбуждения над торможением. Указанные особенности типа нервной системы могут обусловливать нарушения дисциплины, общественного порядка, норм уголовного закона.

Изучение последствий исполнения наказания в местах лишения свободы приводит к пониманию того факта, что для многих несовершеннолетних воспитательная колония становится не местом исправления, а, скорее, школой приобщения к жизни криминального мира. Кроме того, анализ детской и подростковой преступности свидетельствует о том, что причиной преступления часто является невозможность (наличие значительных трудностей) удовлетворения значимых потребностей некриминальным путем и многие несовершеннолетние правонарушители сами являются жертвами жестокого обращения со стороны взрослых.

Многие воспитанники юношеского возраста не умеют сопротивляться трудностям, ограничивать свои потребности. Это вызвано тем, что на свободе родители их оберегали от неприятностей, внушали, что перед ними открыты все дороги. Не имея возможности удовлетворить свои завышенные запросы честным путем, некоторые встают на путь преступлений. Гипертрофия потребностей проявляется и в колонии, побуждая воспитанников к совершению нарушений режима.

Многим несовершеннолетним свойственна неадекватная самооценка. Они нередко стремятся любыми средствами обратить на себя внимание, демонстрируют свое превосходство над другими. Неспособность критически оценивать себя приводит к тому, что они не видят необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других. Пытаясь стать популярными, несовершеннолетние осужденные открыто высказываются о своей приверженности ценностям, которые осуждаются воспитателями.

Среди осужденных подросткового и юношеского возраста выделяются инфантильные воспитанники. Они беспечны, беззаботно относятся к режиму, учебе и своему будущему, для них характерны поверхностность суждений, нарушение сдерживающих механизмов при исполнении личных желаний, недоразвитость чувства ответственности. Они подвижны, непоседливы, не доводят начатое дело до конца, их интересы и внимание неустойчивы, а поступки часто не соответствуют возрасту. Большинство лиц не раскаиваются в совершенном преступлении и не испытывают чувства вины, считают наказание несправедливым (Приложение 4).

Социальная изоляция - сильнейший фрустрирующий фактор для несовершеннолетних правонарушителей, способствующий развитию агрессивности.

В современной психологии различают понятия "агрессия" и "агрессивность". Первое обычно рассматривается как отдельные действия или поступки человека. Второе как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. Результаты исследований свидетельствуют о том, что агрессивность закладывается в детстве (внутренние предпосылки), становится устойчивой чертой характера человека и сохраняется у него навсегда.

Принято различать два вида агрессии: недеструктивную и деструктивную. Первая из них связана с самозащитным поведением человека, направленным на достижение цели. По своей природе это врожденный механизм, служащий для адаптации к окружающей среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов.

Для враждебной агрессивности характерны злобное поведение, ненависть, ярость, мстительность. Являясь одной из форм самозащиты, она активизируется в ответ на сильные негативные переживания (например, боль, стрессовые воздействия). Сюда же относится желание причинять боль и получать в результате этого удовольствие (садизм).

Автором предпринималась попытка определить степень агрессивности осужденных посредством сбора информации об их представлениях о наиболее важных человеческих качествах. Оказалось, что менее всего ценятся такие качества, как доброта и откровенность. Наиболее важны для осужденных чувство ответственности за свои слова и физическая сила (Приложение 5). Каждый из показателей может свидетельствовать о превосходстве преступника над жертвой. Лицо, проявляющее агрессивность часто находится в более выгодном положении, чем жертва. Длительное пребывание в такой среде способствует агрессивной мотивации.

На основании анализа данных лаборатории изучения проблем работы с осужденными НИИ ФСИН России, можно предложить следующую ориентировочную классификация подростков, состоящих на учете и представляющих основные трудности в воспитательной работе персонала:

лица с психическими аномалиями (алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психопатией и др.);

подростки, активно противопоставляющие себя режимным требованиям и персоналу воспитательных колоний (лидеры с отрицательной направленностью, повышенной агрессивностью, склонностью к побегам, конфликтностью, занимающиеся поборами и притеснением других, склонные к провокациям и групповым эксцессам, отказывающиеся от работы);

несовершеннолетние с трудностями адаптации к условиям лишения свободы (тревожные, мнительные, неуверенные, замкнутые, с низким уровнем притязаний, социально несмелые, инфантильные, жертвы преступных посягательств, склонные к гомосексуальным отношениям).

Как было отмечено, в настоящее время в воспитательных колониях концентрируются наиболее социально дезадаптированные подростки, поскольку к лишению свободы осуждается только четвертая часть несовершеннолетних, совершивших преступление. Остальные подвергаются альтернативным мерам наказания, исключающим лишение свободы.

Большинство лиц в воспитательных колониях, осужденные за особо тяжкин преступления, не считают содеянное тяжким преступлением, не испытывают чувства вины, с легкостью усваивают нормы тюремной субкультуры, часто нарушают режимные требования, имеют негативные установки относительно персонала. Повторная преступность несовершеннолетних достигает в среднем 30%, то есть в воспитательной колонии у одной трети осужденных происходит дальнейшая криминализация с возрастанием тяжести повторного преступления, даже после условно-досрочного освобождения. По состоянию на 2012 год количество несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии впервые (1178 чел.) практически равно несовершеннолетним, ранее отбывавшим данный вид наказания (1366 чел.). Это свидетельствует о показном характере исправления, демонстративно-приспособительном поведении, при котором не происходит положительных личностных изменений, меняющих криминальные установки, мотивацию, ценности, отношение к социуму.

Как показывают опросы, у несовершеннолетних осужденных неоднозначное отношение к родным и близким - это могут быть обида, злость, враждебность, агрессивность, обвинение их в случившемся, раскаяние.

По данным переписи 2009 года, в полной семье к моменту ареста воспитывалось 2173 человека (34,6%), в неполной - 3022 человека (48,0%), доля лиц, вообще лишенных родительского попечения (сироты, в том числе при живых родителях, воспитанники детских домов, подростки, воспитываемые бабушками и дедушками, другими родственниками и опекунами, беспризорники и т. д.), составила 17,4%.

Одной из тенденцией является значительное снижение уровня образования несовершеннолетних осужденных. В настоящее время в ВК нередко поступают неграмотные или малограмотные осужденные. По материалам переписи 2009 года, из общего числа (6173 человека) несовершеннолетних осужденных в ВК не имели никакого образования 115 человек (1,8%), имели начальное общее - 2125 человек (35%), неполное среднее - 3557 человек (56,1%), среднее полное - 351 человек (4,9%), другое (среднее специальное, незаконченное высшее) - 3,5%. Данные ФСИН России показывают, что количество несовершеннолетних осужденных, получивших образование в ИУ, в 2011 году выросло на 6% в сравнении с 2010 годом.

Немаловажную роль в стимулировании осужденных к обучению играют психологи. Так, беседы о будущем, о мечтах позволяют несовершеннолетним понять, что в достижении тех или иных целей в жизни огромную роль играет получение какой-либо специальности. Например, некоторые воспитанники хотят быть водителем. В первоначальной беседе с психологом они считают, что для достижения этой цели необходимо иметь машину, для этого нужны деньги, деньги добываются преступным путем. Задача психолога - провести беседу таким образом, чтобы воспитанник понял: для того, чтобы стать водителем, необходимо прежде всего этому обучиться. Многие дети после таких бесед в учебе проявляют больше усердия.

Желание, стимул к обучению, положительному поведению появляется у осужденных и после экскурсий. Так, четверо подростков из Бийской воспитательной колонии побывали в краеведческом музее имени Виталия Бианки, который расположен в городе Бийске. Ребятам рассказали о природе родного края, а также о людях, которые внесли значимый вклад в изучение и развитие Алтая. Подростки с интересом рассматривали экспонаты, собранные археологами, историками, этнографами. Воспитанники после экскурсии признались, что впервые побывали в настоящем музее и узнали много нового о родном крае. Один из мальчиков заинтересовался историей края, а другой попросил родителей передать ему книги по археологии.

Одной из нетрадиционных форм коррекции ценностных ориентаций осужденных подростков стало создание в 1983 году народного литературного музея имени Василия Шукшина. Сегодня музей стал настоящим культурно-досуговым центром для несовершеннолетних. Здесь они знакомятся с произведениями алтайских писателей и поэтов, изучают их творчество, разыгрывают сценки, восстанавливают свою родословную.

Анализ литературы показывает, что значительная часть исследований уделена социально-демографическому описанию осужденных лиц, при этом редко затрагиваются их психологические особенности, характеризующие структуру личности. Между тем, по данным официальной статистики, количество несовершеннолетних осужденных, страдающих психическими отклонениями, составляет 55,9%. В Бийской воспитательной колонии находится порядка 28 несовершеннолетних с теми или иными формами психических расстройств (около 80 %).

Что касается поведенческих характеристик, то можно сказать, что осужденные, содержащиеся в ВК, придерживаются нейтральной линии поведения, что обусловлено нахождением большинства из них на обычных условиях отбывания наказания. Пассивность их поведения позволяет судить об отсутствии твердых позитивных установок и сформировавшихся социальных ориентиров. Сложившаяся ситуация в сфере применения дисциплинарного воздействия с учетом криминогенного потенциала осужденных обусловливает необходимость изменения системы мер поощрения и взыскания.

Как показывает практика, большее количество осужденных в ВК не склонно нарушать установленный порядок отбывания наказания. В случае возникновения мотивации к преступному поведению оно выражается в крайних формах, посягающих на безопасность функционирования ВК.

Интересной является информация, что во время одного из бунтов воспитанники крушили все, (включая столовую - казалось бы, жизненно важный объект!), кроме кабинетов психологов. Следовательно, в психологах, подростки видят не только сотрудника колонии, но и защитника, помощника, относятся к нему с положительно, с доверием.

Концепция уголовно-исполнительной системы предусматривает перепрофилирование воспитательных колоний в воспитательные центры, в связи с этим, прогнозируется улучшение здорового морально-психологического климата среди осужденных. Следует отметить, что данное утверждение, относительно воспитательных центров, критикуется.

Что касается взаимодействия с социумом на свободе, то практически все несовершеннолетние в ВК стремятся поддерживать социально полезные связи с внешним миром (чаще всего с семьей и близкими родственниками) посредством почтовых сообщений и телефонных переговоров.

По мнению администрации ИУ, среди несовершеннолетних осужденных доля лиц, характеризующихся положительно, составляет 38,5%, нейтрально - 36% и отрицательно - 23,6%. Около 2% несовершеннолетних осужденных являются злостными нарушителями порядка отбывания наказания.

Как уже отмечалось, лишение свободы для человека является сильнейшим стрессогенным фактором, что может привести к совершению суицидальных попыток в условиях изоляции. Подобные случаи встречаются и среди несовершеннолетних осужденных. Этому способствуют особенности возраста, социальное неблагополучие, наличие у большинства из них психических отклонений. Суицидальное поведение, как правило, полимотивировано. В основе его лежит целый комплекс проблем (лишение свободы как таковое; низкий статус среди других осужденных; проблемы адаптации, отсутствие межличностных отношений; конфликты; отсутствие взаимоотношений с родственниками либо неблагоприятные отношения с ними).

Наиболее часто встречающиеся типы суицидального поведения среди несовершеннолетних заключенных - аномический и эгоистический суицид.

Аномический суицид связан с потерей воспитанниками кого-либо из родственников. Эгоистический суицид характерен для конфликтной ситуации, в случае неприемлемости определенных социальных требований. Особое внимание следует обратить на демонстративный суицид, как одну из разновидностей эгоистического. Как показывают результаты исследований, проведенных психологами исправительных учреждений, среди несовершеннолетних осужденных этот вид поведения встречается чаще всего. В основе его лежит неблагополучие, попытка привлечь к себе внимание, в отдельных случаях - достижение собственных целей путем шантажа подобного рода. У них преобладает желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия, понимания.

Не все демонстративные попытки претворяются в жизнь, но каждая из них должна насторожить, поскольку в дальнейшем может происходить закрепление суицидальной мотивации как формы реакции на стресс.

Работа по профилактике суицидального поведения начинается сразу после поступления в СИЗО. Работа с несовершеннолетними заключенными, склонными к суициду, должна включать в себя изучение материалов личного дела, беседу ознакомительного характера, тестирование.

Характерными чертами лиц, потенциально склонных к суициду, являются: эгоцентризм, ригидность, высокая личностная и реактивная тревожность, резкая смена настроения, низкая самооценка, пессимистическая оценка будущего.

По результатам диагностики намечается воспитательная работа. Цель - поиск выхода из сложившейся ситуации посредством изменения ее, либо изменения отношения к ней. В каждом конкретном случае работы с такими лицами необходим индивидуальный подход, но существуют определенные принципы, общие для всех. За основу работы можно взять методические рекомендации, изложенные в работе А.С. Слуцкого и М.С. Занадворова.

В работе по профилактике эгоистического суицида, прежде всего, необходимо изменение сложившейся ситуации. Как и в случае с аномическим суицидом, на первом этапе работы следует установить доверительные отношения с заключенными:

дать возможность несовершеннолетнему в ходе изложения своих проблем ослабить напряжение,

выяснить ведущий мотив суицидального поведения,

путем анализа кризисной ситуации снизать значимость существующих проблем, на основе примеров из жизни других людей показать, что переживания не являются уникальными,

на основе анализа прошлой жизни, положительных сторон его личности проводить работу по формированию положительного отношения к себе,

переключить внимание с проблемы, на которой он в настоящее время сфокусировал внимание на другие ценности, имеющие позитивное значение (отношения с родственниками, планы на будущее, мечта), определить ближайшие цели и наметить конкретные мероприятия по их достижению.

После завершения коррекционной работы проводится повторная диагностика для определения эмоционально психического состояния.

Таким образом, в последнее время остра проблема работы с несовершеннолетними осужденными, многие из них обладают нервно-психическими аномалиями, что снижает их сопротивляемость деформирующим поведение ситуациям, препятствует развитию социально полезных черт личности, ослабляет внутренний контроль. Важная роль при решении этой проблемы отводится сотрудникам психологических служб, которые благодаря своим профессиональным навыкам должны помочь несовершеннолетним справится с трудностями, с которыми они сталкиваются при отбывании наказания в местах лишения свободы, и конечно же, особая работа необходима при подготовке осужденных к освобождению, что невозможно без глубокого изучения психологических особенностей несовершеннолетних осужденным, и учета факторов, влияющих на формирование их психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.036 с.)