Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления психологической помощи в местах лишения свободыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Согласно Инструкции по организации деятельности психологической службы УИС, одной из задач, стоящих перед психологической службой, является оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению. Таким образом, психологическая помощь осужденным, в первую очередь, должна быть направлена на адаптацию их к местам лишения свободы. Человек в большинстве случаев попадает в учреждение надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет его стены. Ему предстоит функционировать в непривычной среде, в новых условиях жизни, поэтому психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям изоляции крайне важно. Осужденные находятся в тяжелом состоянии - они неожиданно вырваны из привычного мира и помещены в достаточно агрессивную среду. Ст. 12 УИК РФ указывает, что психологическая помощь осужденным осуществляется только с их согласия. Психологическое обследование ежегодно проходят 80% осужденных и до 40% подозреваемых и обвиняемых. Особую ценность психологическая помощь представляет для несовершеннолетних осужденных, а также для адаптации осужденных к условиям отбывания наказания. Оказавшись в местах лишения свободы, многие осужденные (особенно впервые, отбывающие срок осужденные на длительные сроки, пожизненное заключение) испытывают психотравмирующее состояние, и, как следствие, с трудом адаптируются к местам лишения свободы. Детков А.П. называет это состояние "тюремным агрессом". К сожалению, психолог, работающий в местах лишения свободы, имеет двойственное положение, с одной стороны, осужденному необходимо выговориться с психологом, с другой стороны, в психологе заключенный всегда будет вдеть представителя администрации. В целях создания условий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности, психолог при исполнении своих функциональных обязанностей имеет право находиться на службе в одежде гражданского образца. Таким образом, с учетом теоретических положений и практических реалий, первым этапом работы психолога является преодоление стресса, связанного с лишением свободы. Процесс психологической работы с лицами необходимо начинать уже с момента попадания в следственный изолятор. На первом этапе работы с заключенными можно выделить два фактора, влияющие на эффективность взаимодействия. Во-первых, в силу низкого культурного уровня большинство лиц объединяют понятия "психолог" и "психиатр". Во-вторых, как было отмечено, психолог является представителем администрации учреждения и, соответственно, на доверительное общение с ним наложено табу законами неформальной структуры в местах лишения свободы. Вместе с тем, как показывает практика, зачастую осужденным хочется выговориться, на их языке "поездить по ушам", психолог в данном случае - отличный собеседник, всегда выслушает. Именно в таких ситуациях, сотрудникам психологических лабораторий необходимо собрать весь свой профессионализм, чтобы в свободной беседе не только уловить особенности данной личности, но и проанализировать жестикуляцию, которая также является важным источником информации о психологии человека. На следующем этапе приоритетной становится собственно работа по адаптации осужденного к жизни в условиях изоляции. Можно выделить два пути адаптации осужденных: вживание в социум таких же, как и они, осужденных и установление каких-либо взаимоотношений с администрацией. Психологу важно отследить возможные нарушения в этих направлениях. В случае преобладания первого пути адаптации, т.е. если человек стремится занять во что бы то ни стало "хорошее" место в уголовной иерархии, формируется тип отрицательной направленности. Такой человек будет конфликтовать с администрацией. Его задача - как можно сильнее сузить круг контактов с администрацией. Преобладание второго пути может сформировать "стукача", т.е. человека, сотрудничающего с персоналом учреждения. Как правило, в среде заключенных - это первые кандидаты на применение к ним физической силы, так называемая "группа риска". Не меньшее значение имеет работа, направленная на ресоциализацию осужденных. Если ограничить работу психолога только вопросами адаптации человека к тюрьме, то ее результатом станет деформация социальных установок личности: адаптированный к тюремному социуму человек является чаще всего неадаптированным в нормальном обществе. Таким образом, адаптация к местам лишения свободы и ресоциализация осужденного - два основных направления, в которых психологу необходимо действовать постоянно, на протяжении всего срока изоляции. Другой важной задачей работников психологической службы является профилактика конфликтов в местах лишения свободы. Принудительное и карательное воздействие уголовного наказания, оторванность от семьи и близких, потеря социально-полезных связей, строго установленный распорядок дня, непривычная пища, скученность различных по характеру обитателей места жительства, трудность в установлении контактов, повышенный фон конфликтности, агрессии, необходимость отстаивать свой статус, опасения за свою безопасность приводят к возникновению различного типа конфликтов. Анализ литературы и практики позволяет указать на следующие причины возникновения конфликтов: . Недостатки администрации в организации жизнедеятельности исправительного учреждения, а также сложившееся у осужденных стойкое предубеждение, что сотрудники, исполняющие уголовные наказания, делают все, чтобы осужденным было плохо. . Неправильное с позиции управления комплектование отрядов и бригад осужденных, их размещение в жилой зоне, на производстве и в других местах, ошибки подбора актива осужденных, наделение их некоторыми властными полномочиями, а также попустительство в их неправомерном поведении. . Наличие в пенитенциарных учреждениях негативных социально-психологических явлений: тюремной субкультуры, стратификации осужденных, традиций и обычаев преступной среды, криминогенного общения между осужденными, наличие в ИУ различных группировок осужденных отрицательной направленности поведения. . Особенности условий отбывания наказания осужденными в исправительных учреждениях: психологическое и физическое пребывание в среде преступников при ограниченности контактов с внешним миром, информационная истощенность, "публичность" поведения, проблемы, возникающие в межличностном общении. Это вызывает отрицательные эмоции и истощение нервной системы. . Индивидуально-психологические особенности личности (усугубление социально-нравственной запущенности осужденных, увеличение количества лиц, имеющих психические отклонения, часто обусловленные употреблением наркотических средств, одурманивающих веществ, алкоголя, низкий образовательный уровень, выраженные акцентуации в личности). Анализ практики показывает, что среди участников конфликтов чаще всего встречаются осужденные, совершившие насильственные или корыстно-насильственные преступления, допускающие злостные или систематические нарушения режима отбывания наказания, являющиеся членами группировок отрицательной направленности. Большинство участников конфликтов подвергают сомнению справедливость их осуждения и наказания. Профилактика конфликтов зависит от знания сотрудниками социально-психологических процессов, происходящих в среде осужденных; постоянного анализа и устранения недостатков в осуществлении жизнедеятельности колонии; отработки действий сотрудников ИУ при возникновении конфликтов и групповых эксцессов. Автор считает, что одним из методов пресечения и профилактики конфликтов является необходимость при комплектовании бригад, смен, отрядов учитывать национальные и психологические характеристики осужденных. Ежегодно с участием психологов разрешается более 10 тысяч конфликтов. Благодаря целенаправленной психопрофилактической работе с осужденными количество суицидов за прошедшие три года сократилось на 17%. Данные цифры позволяют говорить о необходимости проведения мероприятий психологических лабораторий в исправительных учреждениях, о достижении реальных результатов работы с осужденными. Третье направление - формирование адекватного восприятия окружающей действительности. Обстановка не должна восприниматься враждебно, т.к. это существенно ограничивает возможности самого осужденного, особенно в плане облегчения условий содержания, условно-досрочного освобождения, адаптации в нормальном обществе после освобождения. В организации психологической помощи осужденным надо учитывать такой важный аспект их положения, как постоянная публичность, невозможность побыть одному. Как показывает практика, в связи с этим некоторые групповые формы работы могут быть малоэффективны. Хотя, конечно, отказываться от групповых занятий полностью не стоит, т.к. методы группой психотерапии все-таки способствуют изменению психологической атмосферы в учреждении и уменьшению числа нарушений режима. Таким образом, основная задача психологической лаборатории заключается в оказании психологической помощи несовершеннолетним в адаптации к условиям изоляции, социальной среде, режиму и условиям содержания в колонии, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и ресоциализации. Успешное решение этой задачи возможно только при опоре на знания о личностных особенностях подростков, полученных в результате психологической диагностики, а также в процессе постоянного контакта с воспитателями, психологами, оперативными и режимными работниками на всех этапах пребывания осужденного в колонии. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что психологическая помощь в местах отбывания наказаний направлена на формирование мотивации к положительным изменениям поведения человека и его ресоциализацию. Задача психолога противоречива - адаптировав человека к условиям изоляции, подготовить его к жизни на свободе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.007 с.) |