Работы с детьми и подростками




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работы с детьми и подростками



Цели, задачи и принципы психокоррекционной

Работы с детьми и подростками

 

Психокоррекционная работа с детьми и подрост­ками имеет свою специфику по сравнению с та­ковой у взрослых. Вообще, обсуждая возможности коррекционной и развивающей работы с детьми, многие психологи, как у нас в стране, так и за ру­бежом, отмечают больший оптимизм по отношению к решению детских проблем. Эти проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребен­ка имеют массу компенсаторных, адаптивных воз­можностей, что позволяет психологу, педагогу более гибко подходить к вопросам исправления искаже­ний развития: учет возрастных особенностей детей позволяет выявлять трудности на ранних этапах их становления или даже предупреждать их появ­ление, проводя профилактическую работу. Вот по­чему в коррекционной работе, по нашему мнению, необходимо руководствоваться принципами возрастно-психологического подхода.

Термин «коррекция психического развития» как «совокупность педагогических воздействий, направ­ленных на исправление недостатков в развитии ре­бенка»1 впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального раз­вития. Здесь коррекция рассматривается как «со­здание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы»2. Боль­шой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л. С. Вы­готский. Именно он указывал на первостепенную роль профилактических мер, направленных на предупреждение развития вторичных дефектов. Таким образом, основными направлениями коррекции пси­хического развития являются:

• коррекция отклонений в психическом раз­витии;

• профилактика негативных тенденций личнос­тного и интеллектуального развития.

Основываясь на положении Л. С. Выготского о зо­не ближайшего развития, можно выделить еще один уровень коррекционной работы с детьми — обще-развивающая работа.

Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способство­вать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основываясь на положениях отечественной пси­хологии о структуре и динамике возраста и пони­мании процесса психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации, следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1) оп­тимизация социальной ситуации развития; 2) раз­витие видов деятельности ребенка; 3) формирование возрастно-психологических новообразований3.

_____________________________________________

1 КарабановаО. А. Играв коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.

2 Капранова С. В. Путешествие с волшебной кисточкой: програм­ма развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного воз­раста. Ростов н/Д, 1997.

3 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.


Принципы построения коррекционных программ

работы с детьми и подростками:

принцип «нормативности» развития на ос­нове учета возрастно-психологических и индивиду­альных особенностей ребенка;

• принцип «коррекции сверху вниз» посредс­твом создания зоны ближайшего развития ребенка;

• принцип системности коррекционных, профи­лактических и развивающих задач;

• принцип единства диагностики и коррекции;

• принцип приоритетности коррекции каузаль­ного типа, направленной на устранение или ниве­лирование самих причин, порождающих эти нега­тивные явления в развитии ребенка;

• деятелыюстный принцип;

• принцип комплексности методов психологи­ческого воздействия;

• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в кор­рекционной работе.

Методы коррекционной работы с детьми и подростками

 

Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений: игротерапии, арттерапии (изобразительная, сказко-, музыко-и т. д.), поведенческой терапии (различного вида тренинги, психогимнастика), социальной терапии.

Игротерапия

Игротерапия — наиболее популярный метод, ис­пользуемый в работе с детьми, так как ближе все­го отвечает задачам развития.

Известный отечественный психолог О. А. Карабанова в качестве основных психологических механиз­мов коррекционного воздействия игры выделяет4:

• моделирование системы социальных отноше­ний в наглядно-действенной форме в особых иг­ровых условиях, исследование их ребенком и его ориентировка в этих отношениях;

• изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцен­тризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре и возрастает мера социальной компетентности и спо­собности к разрешению проблемных ситуаций;

• формирование наряду с игровыми отношени­ями реальных отношений, т. е. равноправных парт­нерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

• организацию поэтапной отработки в игре но­вых, более адекватных способов ориентировки ре­бенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;

_________________

5 Возрастно-психологический подход в (консультировании детей и под­ростков/ Г. В. Вурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. —М.: «Академия», 2002.

• организацию ориентировки ребенка на вы­деление переживаемых им эмоциональных состо­яний, обеспечение осознания их благодаря вер­бализации и» соответственно, осознания смысла проблемной ситуации в целом и формирования ее новых значений;

• формирование способности ребенка к про­извольной регуляции деятельности на основе под­чинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведе­ние в игровой комнате.

 

Арттерапия

«Основная цель арттерапии состоит в гармони­зации развития личности через развитие способ­ностей самовыражения и самопознания. Расшире­ние возможностей самовыражения и самопознания в искусстве, по сравнению, например, с игрой, свя­зано с продуктивным характером искусства — со­зданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребен­ка, облегчающих процесс коммуникации с окружа­ющими людьми»5.

Различают следующие виды арттерапии в зави­симости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как ли­тературное сочинение и творческое прочтение ли­тературных произведений, драматерапия, музыкотерапия и др.

Различают директивную арттерапию, где задача перед ребенком ставится прямо: задается тема ри­сунка, производится руководство поиском лучшей формы выражения, оказывается помощь в рисова­нии. Такая форма арттерапии применяется в слу­чаях страхов, фобий, тревожности. В недиректив­ной арттерапии ребенку предоставляется свобода как в выборе самой темы, так и в выборе формы ее выражения. Психолог эмоционально поддержи­вает ребенка, при необходимости технически ему помогает. Эта форма арттерапии применяется в случаях низкой самооценки, негативного искаженного образа.

В дошкольном и младшем школьном возрас­те наиболее часто используется рисуночная терапия, сказкотерапия имузыкальная терапия. Рисо­вание ребенка прямо и непосредственно связано с игрой, вплетено в игру, являясь развитием сюжета и продолжением самой игры. Однако здесь есть и своя специфика.

В сравнении с другими психокоррекдионными методами, например широко распространенной в ра­боте с детьми игротерапией, арттерапия имеет свои преимущества при тяжелых эмоциональных нару­шениях, при низком уровне развития у ребенка игровой деятельности, несформированности комму­никативной компетентности.

В результате применения арттерапевтичееких методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное отреагиро-вание, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые фор­мы; облегчить процесс коммуникации для замкну­тых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состо­яний. Арттерапия существенно повышает личност­ную ценность, содействует

_____________________________

6 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Вурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.

 

формированию позитив­ной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Тренинг

Метод поведенческого тренинга направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на повышение уровня «ис­полнительской компетентности» в отношении оп­ределенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением, предметным миром. Сто­ронники поведенческого тренинга как метода групповой работы с детьми исходят из предположения о том, что причиной значительной доли трудностей ребенка является отсутствие у него соответствую­щих навыков6.

Элементы метода поведенческого тренинга нахо­дят широкое применение в коррекционной работе с детьми и их родителями в организации научению новому, более эффективному по сравнению со ста­рым, поведению; в приеме последовательного пере­хода от игровых ситуаций к условным и реальным жизненным ситуациям в ходе тренинга поведения и, наконец, в приеме «домашних заданий», исполь­зуемом в основном при работе с родителями.

В отличие от методов модификации поведения метод тренинга личностного роста направлен, соот­ветственно, на сферу личностного развития, причем, как отмечает автор подобного тренинга для под­ростков А. Г. Лидере, предметом воздействия здесь выступают не столько индивидуально-личностные проблемы детей, сколько нормативно-возрастные проблемы и задачи их развития. Таким образом, тренинг личностного роста может рассматриваться как форма не только коррекционной, но и обще-развивающей и профилактической работы.

Л.Анн7 определяет социально-психологический тренинг с детьми (подростками) как «форму спе­циально организованного обучения для самосовер­шенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

• овладение социально-психологическими зна­ниями;

• развитие способности познания себя и дру­гих людей;

• формирование положительной Я-концепции».

Познание подростком себя происходит в ходе групповой работы через соотнесение себя с други­ми, через восприятие себя другими (посредством обратной связи), через результаты собственной де­ятельности, через восприятие своего внешнего об­лика и внутренних переживаний.

При организации тренинговой работы с детьми психологу необходимо побуждать их к проявле­нию отношений, установок поведения, эмоциональ­ных реакций, к обсуждению, разбору предложенных тем. Эффективность проводимой работы зависит также от создания в группе условий для полно­го раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, под­держки и защиты. Необходимым условием орга­низации тренинга является разработка и поддер­жание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

_______________________

6 Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ. Сфера, 2002.

7 Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2094.

 

Психогимнастика

Психогимнастика относится к невербальным ме­тодам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию раз­личных сторон психики ребенка. (его познаватель­ной и эмоционально-личностной сферы). Психогим­настика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В ходе за­нятий дети изучают различные эмоции, обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным дви­жениям. Основная цель здесь — преодоление барь­еров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, созда­ние возможностей для самовыражения.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя вербаль­ное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим8.

Метод социальной терапии.

Статусная психотерапия9

Метод социальной терапии — это метод психо­логического воздействия, основанный на использова­нии социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значи­мым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребнос­ти личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального вза­имодействия у детей с низким уровнем коммуни­кативной компетентности.

Метод статусной, психотерапии основан на воз­растных перемещениях ребенка, позволяющих ре­гулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятель­ности. Например, относительное повышение успеш­ности непопулярного, «изолированного», «пренебрегаемого» ребенка путем перевода его в группу более младших детей, понижение статуса относительной успешности путем перевода в группу более стар­ших детей может быть рекомендован для коррекции личностного развития детей-«звезд» с эгоистической направленностью, авторитарными тенденциями и проявлениями агрессивности в поведении.

При реализации методов социальной и статус­ной психотерапии необходимо соблюдать следую­щие правила:

• Их применение возможно только тогда, ког­да другие методы оказались неэффективными или в случаях, когда требуется экстренное психологи­ческое вмешательство.

• Необходимо тщательно выяснить причины трудностей ребенка.

• Обязательное согласование вопроса о возраст­ных перемещениях ребенка с администрацией дет­ского учреждения, педагогами и родителями.

___________________________

8 Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

9 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Вурменская, Е. И. Захарова, О. А.." Карабанова и др.—М.: «Академия»; 2002.

 

• Обоснование возрастных перемещений для самого (ребенка: перевод в младшую группу может стать \для ребенка дополнительной психотравмой, поэтому необходимо объяснить ему его так назы­ваемый новый статус — «помощник взрослого».

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.01 с.)