Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема оценки результативности психокоррекционной работы

Поиск

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно.

Количественная оценка эффективности психокоррекционных занятий может проводиться по предложенной схеме.

 

Показатели оценки эффективности психокоррекции.

· Основные параметры соответствуют основным целям и задачам психокоррекционной работы. Данные параметры отражают изменения, происходящие в основной (преимущественной) сфере коррекции.

· Дополнительные параметры соответствуют вспомогательным целям и задачам коррекции, обеспечивающим комплексный и системный подход в психокоррекционной работе. Эти параметры помогают оценить изменения, сопутствующие основным.

· Сочетание основных и дополнительных параметров обеспечивает оценку психологических изменений в состоянии клиента в целом за время психокоррекционной работы.

Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

· Положительная динамика оценивается в 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции. Например:

- полное усвоение нового опыта, полученного клиентом в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

· Частично положительная динамика оценивается в 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т.е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии клиента. Например,

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Возможны различные сочетания факторов, сдерживающих положительную динамику. Например:

- полное усвоение нового опыта, но серьезные затруднения с применением этого опыта в незнакомых ситуациях:

- усвоение нового опыта, но частичная потеря его к следующему заданию.

Если у клиента выявляются показатели нейтральной динамики в ходе психокоррекционной работы, необходимо тщательно проанализировать ситуацию с целью определения:

а) прогноза психокоррекционной динамики;

б) факторов, сдерживающих психокоррекционные изменения;

в) факторов, свидетельствующих о позитивных психокоррекционных изменениях;

г) правильности психокоррекционной тактики и стратегии;

д) социально-педагогических факторов, сдерживающих психокоррекционную динамику; и факторов, способствующих положительной психокоррекционной динамике.

· Отсутствие динамики оценивается в 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционный целей и задач. Например:

- нечувствительность клиента к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

По окончании психокоррекционной работы подводится итог: суммируются баллы и высчитывается процент индивидуальной эффективности психокоррекции.

 

Требования к составлению рекомендаций по ходу психокоррекционной работы

Основное назначение рекомендаций – обеспечение комплексности и непрерывности процесса психологической коррекции.

Задачи, которые решают рекомендации можно условно разделить на три группы:

- коррекционные: закрепление результатов психокоррекции в повседневной жизни и учебной деятельности; продолжение психокоррекционного процесса в повседневной жизни; обеспечение комплексности психокоррекционной работы; и т. п.;

- информационные: предоставление необходимой информации по ходу психокоррекционной работы; обучение методам и приемам самостоятельной психологической помощи; информирование о необходимости консультирования у других специалистов; и т.п.;

- профилактические: предупреждение побочных негативных явлений; и т.п.;

В рекомендациях, которые даются в ходе психокоррекционной работы, или по окончании ее, должны быть отражены все три группы задач.

При составлении рекомендаций необходимо придерживаться следующих правил.

1. Адресность рекомендаций. Рекомендации должны быть адресованы конкретно клиенту (ребенку), либо родителям, либо педагогам. Это требование обусловлено различным содержанием рекомендаций для каждого адресата. Рекомендации для родителей при необходимости могут быть адресованы отдельно матери и отцу. Рекомендации педагогам также могут иметь несколько адресатов, например классному руководителю, или воспитателю продленного дня (или учителю математики, или учителю русского языка), и т. п.

2. Конкретность рекомендаций. Содержание рекомендаций должно быть конкретным. Это выражается: в конкретизации сферы, в отношении которой даются рекомендации; в конкретном и точном указании того, что, как и когда необходимо делать. Это требование обеспечивает точность выполнения рекомендаций адресатом.

3. Достаточность рекомендаций. Содержание рекомендаций должно быть достаточным для обеспечения поставленных задач.

4. Индивидуальный подход. При составлении рекомендаций необходимо учитывать личностные параметры адресата.

5. Понятность рекомендаций. Рекомендации должны быть понятны адресату. Для этого они должны быть понятно изложены. При изложении рекомендаций следует учитывать возрастные и культурные показатели адресата. Недопустимо излагать рекомендации в специальных терминах непонятных адресату.

6. Выполнимость рекомендаций. Рекомендации, предлагаемые адресату должны быть выполнимы для него. В каждом конкретном случае необходимо выявлять и учитывать материально-социальные возможности адресата, а также его личностные качества (обязательность, последовательность, пунктуальность, внимательность, ответственность и т. п.). Следует, также, учитывать заинтересованность и осознанность адресата в выполнении рекомендаций.

Примерное содержание рекомендаций

  Рекомендации для
  педагогов родителей ребенка
Содержание рекомендаций · Индивидуализация обучения. · Формы работы. · Эффективные способы воспитания. · Система требований и оценок. · Режим труда и отдыха. · Адаптация ребенка в учебном коллективе. Закрепление результатов коррекции в учебной и повседневной жизни. · Организация режима дня. · Охрана здоровья. · Изменение системы требований и оценок. · Оптимальный режим выполнения домашних заданий. · Развитие интересов. · Занятия с ребенком. · Предпочтительные виды деятельности. · Закрепление результатов психокоррекции. Выполнение коррекционных заданий. · Консультации со специалистами. Закрепление результатов коррекции в учебной и повседневной жизни. · Выбор способа поведения и общения. · Выбор деятельности. · Самооценка. · Активная позиция, направленная на преодоление препятствий. · Упражнения. Опора на достигнутые результаты коррекции в учебной и повседневной деятельности

 

Рекомендации по проведению психоконсультативной беседы с педагогами

Психоконсультативная беседа с педагогом (педагогами) при прохождении данной практики проводится на начальном (предварительном) и заключительном этапах работы.

Предварительная беседа с педагогом проводится до начала активной психокоррекционной работы с ребенком (детьми). Целью данной беседы является:

- принятие заказа от педагога на проведение психокоррекционной работы с ребенком (детьми);

- организация психокоррекционной работы с ребенком (детьми).

В ходе предварительной беседы решаются следующие задачи:

· получение запроса на психокоррекционную работу с формулировкой проблемы ребенка (детей);

· получение предварительной информации об особенностях учебной деятельности, поведения и личности ребенка (детей);

· достижение договоренности об организации психокоррекционной работы с ребенком (детьми): сроки проведения психокоррекции, частота и количество занятий, длительность одного занятия, наиболее удобное время проведения занятий, организация прихода и ухода ребенка, и т. п.

По завершении психокоррекционных занятий с ребенком следует провести заключительную беседу с педагогом.

Цель данной беседы:

- предоставление информации о результатах коррекции и перспективах развития ребенка;

- закрепление результатов коррекции.

В ходе заключительной беседы необходимо:

- ознакомить педагога с индивидуальной позитивной динамикой, достигнутой в ходе коррекции;

- обозначить перспективное направление развития ребенка с учетом закрепления данной динамики в учебной деятельности и повседневной жизни ребенка (детей);

- помочь педагогу в выборе наиболее эффективного варианта индивидуального подхода к данному ребенку (детям);

- оговорить аспекты взаимодействия педагога с семьей ребенка и, при необходимости, с другими специалистами, осуществляющими психологическое сопровождение ребенка;

- предоставить конкретные рекомендации и, при необходимости, ознакомить с методами и приемами оказания психолого-педагогической помощи данному ребенку.

Во время заключительной беседы педагог должен получить ответы, на поставленные ранее вопросы. Ответы должны быть конкретными с опорой на объективные данные в состоянии ребенка.

Необходимо сформировать у педагога ориентацию на индивидуальную позитивную динамику в развитии ребенка, что позволит ему более объективно оценивать успехи и неудачи ребенка, находить адекватные способы взаимодействия с ним.

Беседа должна вестись с соблюдением всех принципов психологического консультирования:

- установление контакта с педагогом - непременное условие успешного проведения беседы. Контакт устанавливается через заинтересованность в ребенке (детях).

- понимание обеспокоенности педагога проблемами ребенка и одобрение заинтересованности в их разрешении;

- в ходе беседы необходимо принять все вопросы педагога, однако следует помнить, что профессиональный ответ на большинство из них может быть дан только после психологической работы с ребенком. Поэтому нужно довести до сознания педагога сложность и важность поставленных вопросов, оговорить необходимость психологической работы с ребенком (детьми) и указать возможные сроки ответа.

- беседа должна проводиться с позиций оптимизма в отношении объективных возможностей развития ребенка (детей). Это означает, что получение предварительной информации об учебной деятельности и поведении ребенка должно быть ориентировано на выявление положительных сторон развития ребенка. Данные позитивные факторы необходимо довести до сознания педагога, сделать объективными и понятными для него.

- общение с педагогом в ходе беседы должно быть лишено категоричности и оценочной критики в адрес действий педагога. Педагогические действия могут рассматриваться только с позиции их эффективности в отношении развития ребенка (детей).

- недопустимо сомнение в профессиональной компетентности педагога.

- в процессе беседы необходимо сформировать активную позицию педагога, направленную на закрепление результатов коррекции в учебной деятельности и повседневной жизни ребенка (детей).

При необходимости можно провести групповую консультацию педагогов (на педсовете или методическом объединении) по вопросам проделанной психокоррекционной работы. Предметом такой консультации могут быть результативность коррекционной работы, аспекты дальнейшего развития ребенка (детей), психолого-педагогическая помощь ребенку (детям), вопросы профилактики осложнения проблем развития.

Рекомендации по проведению психоконсультативной беседы с родителями

Психоконсультативная беседа с родителями в рамках данной практики проводится на начальном (предварительном) и заключительном этапе работы.

Предварительная беседа проводится перед началом активной психокоррекционной работы с ребенком. Целью данной беседы является:

- получение необходимой информации об особенностях процесса развития ребенка;

- ознакомление родителей с целями, задачами и особенностями психокоррекционной работы.

Заключительная беседа проводится по окончании психокоррекционной работы с ребенком. Цель беседы:

- ознакомление родителей с результатами психокоррекции;

- закрепление результатов коррекции в повседневной жизни и учебной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.58 (0.01 с.)