Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность: 050715.65.01 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Белгород - 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БЕЛГУ»)
«УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета _____________ В.В. Дёмичева «__»____________2012 г. Кафедра специальный педагогики и психологии
Cпециальность: 050715.65.01 «ЛОГОПЕДИЯ» С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная педагогика и психология». Программа разработана: к. псих. н, Панасенко К. Е.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры специальной педагогики и психологии».
От «__3____»___октября_________________2012 г. Протокол № _2___ Зав. кафедрой______Л. В. Годовникова_________
Введение
Педагогическая практика по дополнительной специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» проводится на V курсе в течение 3 недель (10 семестр) с отрывом от занятий. Эта практика является важным звеном в подготовке студентов к работе в качестве специалиста - дефектолога с детьми дошкольного возраста. В процессе практики решаются учебно-воспитательные задачи, студенты работают в качестве педагогов-психологов. В период прохождения педагогической практики студенты овладевают практическими навыками применения и модификации методик изучения психики ребенка, непосредственного экспериментирования, научного анализа экспериментальных данных и т.д. Они проводят психодиагностическое обследование детей всех возрастных групп с различными вариантами дизонтогенетической развития, составляют сравнительные карты психического развития нормального ребенка и ребенка с отклонениями в развитии, анализируют структуру дефекта в каждом конкретном случае, делают заключение психологического обследования, разрабатывают на основе оценки актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка коррекционно-развивающие программы, научно обосновывают и внедряют их. Целью педагогической практики по дополнительной специальности является формирование у студентов умений и навыков осуществления психолого-педагогической диагностики и коррекции в детских общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях. Задачи: 1. Уточнение, закрепление и расширение психолого-педагогических знаний у студентов о контингенте специальных дошкольных учреждениях. 2. Обогащение опыта студентов по изучению и анализу документации. 3. Формирование у студентов навыков психолого-педагогического изучения детей, а также фиксация и обобщение данных, полученных в ходе обследования. 4. Ознакомление студентов с организацией психолого-педагогической коррекционной работы в детских общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях. 5. Обучение студентов наблюдению за психолого-педагогическим процессом, умению анализировать полученные данные, осмыслению психологических фактов и явлений. 6. Ознакомление с координацией работы педагога-дефектолога с педагогическим коллективом с целью эффективного комплексного воздействия на ребенка. 7. Ознакомление студентов с формами работы персонала дошкольного учреждения с родителями воспитанников. 8. Формирование у студентов умений и навыков разработки индивидуальных психокоррекционных программ и проведения занятий с детьми изучаемых категорий. 9. Изучение и обобщение передового психолого-педагогического опыта, овладение на базе полученных знаний основами психологического мастерства. В ходе практики у студентов формируются следующие умения и навыки: - получение предварительных сведений о познавательном развитии ребенка в ходе консультативной беседы с педагогами и родителями; - выявление особенностей познавательного развития ребенка (детей) на основе ранее проведенной психодиагностики; - определение объекта, предмета и задач психолого-педагогической коррекционной работы с учетом отклонений в развитии и компенсаторных возможностей ребенка (детей). Опираясь на современные подходы и методы психолого-педагогической коррекционной и консультативной работы, студенты должны получить опыт: - подбора адекватного материала к занятиям; - выбора формы и вида психолого-педагогической коррекционной работы; - проведения психолого-педагогических коррекционных занятий с ребенком (детьми); - оценки результативности психолого-педагогических коррекционных занятий; - обсуждения с педагогами и родителями результатов психолого-педагогической коррекционной работы. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 1. Знакомство с планами работы учителей-дефектологов в детских общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях. 2. Знакомство с организацией психолого-педагогической диагностической и психолого-педагогической коррекционной работы с детьми изучаемых категорий в разных возрастных группах. 3. Психолого-педагогическое изучение ребенка: знакомство с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка). Беседа с педагогами-воспитателями, с медицинским работником, с другими членами педагогического коллектива. 4. Составление развернутой психолого-педагогической характеристики и разработка индивидуального плана психолого-педагогической коррекционной работы с ребенком. 5. Изготовление дидактических пособий. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 1. Для проведения практики студенты распределяются по детским общеобразовательным, имеющим группы для детей с задержкой психического развития и специальным коррекционным учреждениям. 2. Руководство и контроль за работой студентов в период педагогической практики осуществляет руководитель педагогической практики студентов V курса, групповой руководитель, педагоги-дефектологи образовательного учреждения. 3. Для прохождения практики студенты распределяютсяпо 3-4 человека в группу. 4. Студенты работают в детском саду в соответствии с расписанием рабочего дня педагога-дефектолога и индивидуальными планами по 6 часа ежедневно. Прохождение практики осуществляется в три этапа. I. Установочный этап. II. Производственный этап. III. Заключительный этап. Установочный этап предполагает: - проведение установочной конференции на факультете, на которой студент знакомится с требованиями, организацией и содержанием практики; - проведение установочной конференции в детском учреждении, на которой студент знакомится со спецификой учреждения, дефектологом, педагогами и детьми. На данном этапе педагогической практики студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с психологом, с дефектологом, с воспитателями, врачом и др.); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в специально организованной деятельности взрослым); изучение продуктов детской деятельности; углубленное психолого- педагогическое обследование ребенка. Формы работы со студентами: выступление руководителя и педагога-дефектолога учреждения, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа. Производственный этап включает в себя: а) подготовку к поведению коррекционных занятий: - посещение и анализ психолого-педагогических коррекционных занятий педагога-дефектолога, работающего в данном учреждении; - определение предмета, задач, форм и видов психолого-педагогических коррекционной работы; б) проведение психолого-педагогических коррекционных занятий: - составление программы психолого-педагогических коррекционной работы; - подбор материала для психолого-педагогических коррекционных занятий; - проведение психолого-педагогических коррекционных занятий; - оценка результативности психолого-педагогических коррекционных занятий; - определение путей дальнейшего психолого-педагогического сопровождения ребенка. На данном этапе педагогической практики студенты разрабатывают конспекты индивидуальных психолого-педагогических коррекционных занятий, подбирают дидактический материал, консультируются с педагогом-психологом образовательного учреждения, с педагогом-дефектологом группы и с методистом практики, знакомятся с формами работы с родителями воспитанников образовательного учреждения. В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми педагог-дефектолог помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми. На открытом занятии присутствуют студенты данной группы и желающие из других групп. Все проведенные занятия подробно анализируются. При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие оценивается педагогом-дефектологом. Каждый студент должен провести два пробных и одно открытое занятие. Кроме того, подгруппа студентов (2-3 человека) организует воспитательное мероприятие с детьми своей группы (Например, «Кукольный театр», «Инсценировка сказки» и пр.). Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий. На заключительном этапе: - проводится заключительная конференция в детском учреждении, на которой студент доводит до сведения педагогов результаты своей работы и получает отзыв; - проводится заключительная конференция на факультете, на которой студент предоставляет документацию по педагогической практике по дополнительной специальности и отчитывается о своей работе. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации. Формы работы студентов: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, отчете.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.013 с.) |