Специальность: 050715.65.01 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность: 050715.65.01 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология»



 

Белгород - 2012


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БЕЛГУ»)

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета _____________ В.В. Дёмичева

«__»____________2012 г.

Кафедра специальный педагогики и психологии

 

 

Cпециальность: 050715.65.01 «ЛОГОПЕДИЯ» С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная педагогика и психология».

Программа разработана: к. псих. н, Панасенко К. Е.

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании

кафедры специальной педагогики и психологии».

 

От «__3____»___октября_________________2012 г.

Протокол № _2___ Зав. кафедрой______Л. В. Годовникова_________

 

 

Введение

 

Педагогическая практика по дополнительной специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» проводится на V курсе в течение 3 недель (10 семестр) с отрывом от занятий. Эта практика является важным звеном в подготовке студентов к работе в качестве специалиста - дефектолога с детьми дошкольного возраста. В процессе практики решаются учебно-воспитательные задачи, студенты работают в качестве педагогов-психологов.

В период прохождения педагогической практики студенты овладевают практическими навыками применения и модификации методик изучения психики ребенка, непосредственного экспериментирования, научного анализа экспериментальных данных и т.д. Они проводят психодиагностическое обследование детей всех возрастных групп с различными вариантами дизонтогенетической развития, составляют сравнительные карты психического развития нормального ребенка и ребенка с отклонениями в развитии, анализируют структуру дефекта в каждом конкретном случае, делают заключение психологического обследования, разрабатывают на основе оценки актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка коррекционно-развивающие программы, научно обосновывают и внедряют их.

Целью педагогической практики по дополнительной специальности является формирование у студентов умений и навыков осуществления психолого-педагогической диагностики и коррекции в детских общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях.

Задачи:

1. Уточнение, закрепление и расширение психолого-педагогических знаний у студентов о контингенте специальных дошкольных учреждениях.

2. Обогащение опыта студентов по изучению и анализу документации.

3. Формирование у студентов навыков психолого-педагогического изучения детей, а также фиксация и обобщение данных, полученных в ходе обследования.

4. Ознакомление студентов с организацией психолого-педагогической коррекционной работы в детских общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях.

5. Обучение студентов наблюдению за психолого-педагогическим процессом, умению анализировать полученные данные, осмыслению психологических фактов и явлений.

6. Ознакомление с координацией работы педагога-дефектолога с педагогическим коллективом с целью эффективного комплексного воздействия на ребенка.

7. Ознакомление студентов с формами работы персонала дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

8. Формирование у студентов умений и навыков разработки индивидуальных психокоррекционных программ и проведения занятий с детьми изучаемых категорий.

9. Изучение и обобщение передового психолого-педагогического опыта, овладение на базе полученных знаний основами психологического мастерства.

В ходе практики у студентов формируются следующие умения и навыки:

- получение предварительных сведений о познавательном развитии ребенка в ходе консультативной беседы с педагогами и родителями;

- выявление особенностей познавательного развития ребенка (детей) на основе ранее проведенной психодиагностики;

- определение объекта, предмета и задач психолого-педагогической коррекционной работы с учетом отклонений в развитии и компенсаторных возможностей ребенка (детей).

Опираясь на современные подходы и методы психолого-педагогической коррекционной и консультативной работы, студенты должны получить опыт:

- подбора адекватного материала к занятиям;

- выбора формы и вида психолого-педагогической коррекционной работы;

- проведения психолого-педагогических коррекционных занятий с ребенком (детьми);

- оценки результативности психолого-педагогических коррекционных занятий;

- обсуждения с педагогами и родителями результатов психолого-педагогической коррекционной работы.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

1. Знакомство с планами работы учителей-дефектологов в детских общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях.

2. Знакомство с организацией психолого-педагогической диагностической и психолого-педагогической коррекционной работы с детьми изучаемых категорий в разных возрастных группах.

3. Психолого-педагогическое изучение ребенка: знакомство с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка). Беседа с педагогами-воспитателями, с медицинским работником, с другими членами педагогического коллектива.

4. Составление развернутой психолого-педагогической характеристики и разработка индивидуального плана психолого-педагогической коррекционной работы с ребенком.

5. Изготовление дидактических пособий.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Для проведения практики студенты распределяются по детским общеобразовательным, имеющим группы для детей с задержкой психического развития и специальным коррекционным учреждениям.

2. Руководство и контроль за работой студентов в период педагогической практики осуществляет руководитель педагогической практики студентов V курса, групповой руководитель, педагоги-дефектологи образовательного учреждения.

3. Для прохождения практики студенты распределяютсяпо 3-4 человека в группу.

4. Студенты работают в детском саду в соответствии с расписанием рабочего дня педагога-дефектолога и индивидуальными планами по 6 часа ежедневно.

Прохождение практики осуществляется в три этапа.

I. Установочный этап.

II. Производственный этап.

III. Заключительный этап.

Установочный этап предполагает:

- проведение установочной конференции на факультете, на которой студент знакомится с требованиями, организацией и содержанием практики;

- проведение установочной конференции в детском учреждении, на которой студент знакомится со спецификой учреждения, дефектологом, педагогами и детьми.

На данном этапе педагогической практики студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с психологом, с дефектологом, с воспитателями, врачом и др.); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в специально организованной деятельности взрослым); изучение продуктов детской деятельности; углубленное психолого- педагогическое обследование ребенка.

Формы работы со студентами: выступление руководителя и педагога-дефектолога учреждения, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа.

Производственный этап включает в себя:

а) подготовку к поведению коррекционных занятий:

- посещение и анализ психолого-педагогических коррекционных занятий педагога-дефектолога, работающего в данном учреждении;

- определение предмета, задач, форм и видов психолого-педагогических коррекционной работы;

б) проведение психолого-педагогических коррекционных занятий:

- составление программы психолого-педагогических коррекционной работы;

- подбор материала для психолого-педагогических коррекционных занятий;

- проведение психолого-педагогических коррекционных занятий;

- оценка результативности психолого-педагогических коррекционных занятий;

- определение путей дальнейшего психолого-педагогического сопровождения ребенка.

На данном этапе педагогической практики студенты разрабатывают конспекты индивидуальных психолого-педагогических коррекционных занятий, подбирают дидактический материал, консультируются с педагогом-психологом образовательного учреждения, с педагогом-дефектологом группы и с методистом практики, знакомятся с формами работы с родителями воспитанников образовательного учреждения.

В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми педагог-дефектолог помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми. На открытом занятии присутствуют студенты данной группы и желающие из других групп. Все проведенные занятия подробно анализируются. При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие оценивается педагогом-дефектологом.

Каждый студент должен провести два пробных и одно открытое занятие. Кроме того, подгруппа студентов (2-3 человека) организует воспитательное мероприятие с детьми своей группы (Например, «Кукольный театр», «Инсценировка сказки» и пр.).

Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий.

На заключительном этапе:

- проводится заключительная конференция в детском учреждении, на которой студент доводит до сведения педагогов результаты своей работы и получает отзыв;

- проводится заключительная конференция на факультете, на которой студент предоставляет документацию по педагогической практике по дополнительной специальности и отчитывается о своей работе.

Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации.

Формы работы студентов: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, отчете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.219.156 (0.014 с.)