Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По проведению педагогической практики↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ V КУРСА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Специальность: 050715.65.01 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Белгород - 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БЕЛГУ»)
«УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета _____________ В.В. Дёмичева «__»____________2012 г. Кафедра специальный педагогики и психологии
Cпециальность: 050715.65.01 «ЛОГОПЕДИЯ» С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная педагогика и психология». Программа разработана: к. псих. н, Панасенко К. Е.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры специальной педагогики и психологии».
От «__3____»___октября_________________2012 г. Протокол № _2___ Зав. кафедрой______Л. В. Годовникова_________
Введение
Педагогическая практика по дополнительной специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» проводится на V курсе в течение 3 недель (10 семестр) с отрывом от занятий. Эта практика является важным звеном в подготовке студентов к работе в качестве специалиста - дефектолога с детьми дошкольного возраста. В процессе практики решаются учебно-воспитательные задачи, студенты работают в качестве педагогов-психологов. В период прохождения педагогической практики студенты овладевают практическими навыками применения и модификации методик изучения психики ребенка, непосредственного экспериментирования, научного анализа экспериментальных данных и т.д. Они проводят психодиагностическое обследование детей всех возрастных групп с различными вариантами дизонтогенетической развития, составляют сравнительные карты психического развития нормального ребенка и ребенка с отклонениями в развитии, анализируют структуру дефекта в каждом конкретном случае, делают заключение психологического обследования, разрабатывают на основе оценки актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка коррекционно-развивающие программы, научно обосновывают и внедряют их. Целью педагогической практики по дополнительной специальности является формирование у студентов умений и навыков осуществления психолого-педагогической диагностики и коррекции в детских общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях. Задачи: 1. Уточнение, закрепление и расширение психолого-педагогических знаний у студентов о контингенте специальных дошкольных учреждениях. 2. Обогащение опыта студентов по изучению и анализу документации. 3. Формирование у студентов навыков психолого-педагогического изучения детей, а также фиксация и обобщение данных, полученных в ходе обследования. 4. Ознакомление студентов с организацией психолого-педагогической коррекционной работы в детских общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях. 5. Обучение студентов наблюдению за психолого-педагогическим процессом, умению анализировать полученные данные, осмыслению психологических фактов и явлений. 6. Ознакомление с координацией работы педагога-дефектолога с педагогическим коллективом с целью эффективного комплексного воздействия на ребенка. 7. Ознакомление студентов с формами работы персонала дошкольного учреждения с родителями воспитанников. 8. Формирование у студентов умений и навыков разработки индивидуальных психокоррекционных программ и проведения занятий с детьми изучаемых категорий. 9. Изучение и обобщение передового психолого-педагогического опыта, овладение на базе полученных знаний основами психологического мастерства. В ходе практики у студентов формируются следующие умения и навыки: - получение предварительных сведений о познавательном развитии ребенка в ходе консультативной беседы с педагогами и родителями; - выявление особенностей познавательного развития ребенка (детей) на основе ранее проведенной психодиагностики; - определение объекта, предмета и задач психолого-педагогической коррекционной работы с учетом отклонений в развитии и компенсаторных возможностей ребенка (детей). Опираясь на современные подходы и методы психолого-педагогической коррекционной и консультативной работы, студенты должны получить опыт: - подбора адекватного материала к занятиям; - выбора формы и вида психолого-педагогической коррекционной работы; - проведения психолого-педагогических коррекционных занятий с ребенком (детьми); - оценки результативности психолого-педагогических коррекционных занятий; - обсуждения с педагогами и родителями результатов психолого-педагогической коррекционной работы. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 1. Знакомство с планами работы учителей-дефектологов в детских общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях. 2. Знакомство с организацией психолого-педагогической диагностической и психолого-педагогической коррекционной работы с детьми изучаемых категорий в разных возрастных группах. 3. Психолого-педагогическое изучение ребенка: знакомство с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка). Беседа с педагогами-воспитателями, с медицинским работником, с другими членами педагогического коллектива. 4. Составление развернутой психолого-педагогической характеристики и разработка индивидуального плана психолого-педагогической коррекционной работы с ребенком. 5. Изготовление дидактических пособий. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 1. Для проведения практики студенты распределяются по детским общеобразовательным, имеющим группы для детей с задержкой психического развития и специальным коррекционным учреждениям. 2. Руководство и контроль за работой студентов в период педагогической практики осуществляет руководитель педагогической практики студентов V курса, групповой руководитель, педагоги-дефектологи образовательного учреждения. 3. Для прохождения практики студенты распределяютсяпо 3-4 человека в группу. 4. Студенты работают в детском саду в соответствии с расписанием рабочего дня педагога-дефектолога и индивидуальными планами по 6 часа ежедневно. Прохождение практики осуществляется в три этапа. I. Установочный этап. II. Производственный этап. III. Заключительный этап. Установочный этап предполагает: - проведение установочной конференции на факультете, на которой студент знакомится с требованиями, организацией и содержанием практики; - проведение установочной конференции в детском учреждении, на которой студент знакомится со спецификой учреждения, дефектологом, педагогами и детьми. На данном этапе педагогической практики студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с психологом, с дефектологом, с воспитателями, врачом и др.); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в специально организованной деятельности взрослым); изучение продуктов детской деятельности; углубленное психолого- педагогическое обследование ребенка. Формы работы со студентами: выступление руководителя и педагога-дефектолога учреждения, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа. Производственный этап включает в себя: а) подготовку к поведению коррекционных занятий: - посещение и анализ психолого-педагогических коррекционных занятий педагога-дефектолога, работающего в данном учреждении; - определение предмета, задач, форм и видов психолого-педагогических коррекционной работы; б) проведение психолого-педагогических коррекционных занятий: - составление программы психолого-педагогических коррекционной работы; - подбор материала для психолого-педагогических коррекционных занятий; - проведение психолого-педагогических коррекционных занятий; - оценка результативности психолого-педагогических коррекционных занятий; - определение путей дальнейшего психолого-педагогического сопровождения ребенка. На данном этапе педагогической практики студенты разрабатывают конспекты индивидуальных психолого-педагогических коррекционных занятий, подбирают дидактический материал, консультируются с педагогом-психологом образовательного учреждения, с педагогом-дефектологом группы и с методистом практики, знакомятся с формами работы с родителями воспитанников образовательного учреждения. В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми педагог-дефектолог помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми. На открытом занятии присутствуют студенты данной группы и желающие из других групп. Все проведенные занятия подробно анализируются. При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие оценивается педагогом-дефектологом. Каждый студент должен провести два пробных и одно открытое занятие. Кроме того, подгруппа студентов (2-3 человека) организует воспитательное мероприятие с детьми своей группы (Например, «Кукольный театр», «Инсценировка сказки» и пр.). Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий. На заключительном этапе: - проводится заключительная конференция в детском учреждении, на которой студент доводит до сведения педагогов результаты своей работы и получает отзыв; - проводится заключительная конференция на факультете, на которой студент предоставляет документацию по педагогической практике по дополнительной специальности и отчитывается о своей работе. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации. Формы работы студентов: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, отчете. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ При оценке результатов педагогической практики по дополнительной специальности учитываются следующие факторы: 1. Уровень теоретической подготовки студентов. 2. Степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой диагностической и коррекционной деятельности). 3. Уровень профессиональной направленности (общение с детьми, направленности на психолого-педагогическую деятельность, ответственность за качественное осуществление коррекционного процесса, осуществление творческого подхода в работе, степень самостоятельности при выполнении заданий). 4. Качество анализа и самоанализа коррекционной работы. 5. Качество отчетной документации. При оценке результатов педагогической практики используются следующие методы: 1. Наблюдение за студентами в процессе проведения конкретной психологической деятельности. 2. Характеристика психолого-педагогической деятельности студентов педагогом-психологом и педагогом-дефектологом данного учреждения. 3. Изучение отчетной документации студентов. 4. Анализ результатов НИРС, выполненной в период практики.
ПРИЛОЖЕНИЯ Примерная схема дневника педагогической практики по специализации
Оформление титульного листа: Дневник педагогической практики по специализации «Специальная психология» в детском общеобразовательном (специальном) учреждении студента (ки) 5 курса, № группы Ф.И.О. На первой странице указываются номер и тип дошкольного образовательного учреждения, его адрес, телефон, фамилии и имена руководителя данного учреждения и руководителя практики. На следующей странице фиксируется, в какой группе студент проходил практику, фамилии и имена педагога-психолога, коррекционного педагога и воспитателей. Затем дается состав группы (возраст детей, диагноз, год обучения в данном учреждении, режим дня, расписание (сетка) занятий). Далее в дневнике идут ежедневные записи, включающие информацию руководителя практики и отражающие наблюдения студентов за психолого-педагогическим процессом, за детьми, записи просмотренных занятий, их анализ и выводы.
Тема Цели и задачи Оборудование Краткие сведения о ребенке (детях), с которыми проводятся занятия:
Ход занятия:
Параметры наблюдения. Познавательная активность и поведение ребенка (детей) на занятии: -заинтересованность работой (желание или нежелание работать, причины); -состояние внимания ребенка при выполнении задания, длительность сосредоточенности на задании, причины отвлекаемости; -двигательная возбудимость (пассивность) при работе; -стремление осмыслить и усвоить материал; -умение применять полученные знания; -способы выполнения задания: на основе использования практической интеллектуальной деятельности; -степень самостоятельности при выполнении задания; -обращение за помощью, умение (неумение) ее принять и использовать. Деятельность педагога-психолога: -методы, приемы психокоррекции и развития, используемые на занятии, их эффективность. -умение устанавливать контакт с ребенком, стиль общения; -тактичность; -помощь ребенку в ходе занятия; -умение организовать деятельность ребенка, удерживать его внимание на задании; -способы критики и поощрения. Итоги занятия: -эффективность заданий для достижения цели. -эффективность подбора заданий в соответствии с целью занятия. -результативность занятия. Рекомендации для дальнейшей работы с ребенком (детьми). Примерная схема психолого-педагогической характеристики детей 1. Основные данные ребенка (фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, дата написания характеристики; дата поступления в дошкольное учреждение; заключение ПМПК при поступлении в дошкольное учреждение). 2. Сведения о семье (возраст родителей, уровень образования, состав семьи, условия воспитания). 3. История развития ребенка: анамнестические сведения, время обнаружения отклонения в развитии, основные жалобы и претензии со стороны родителей, педагогов и других лиц. 4. Специфика внешнего вида и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе характер его эмоционального реагирования, общая мотивация, отношение как к процедуре обследования, так и к результатам собственной деятельности (критичность ребенка и адекватность). 5. Качественная оценка сформированности регуляторной сферы. 6. Подробная оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования с выходом на уровневую констатацию психической активности, работоспособности и темповых характеристик деятельности. 7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий, методик (как качественных, так, по возможности, и количественных). 8. Результирующая характеристика уровня интеллектуального развития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мотивация, темп деятельности). 9. Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения. Итоговая часть характеристики -психологический диагноз; -вероятностный прогноз развития; -рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка. План наблюдения за ребенком в ходе психокоррекционной работы
Параметры наблюдения Наблюдению подвергаются следующие параметры. Эмоционально-личностная сфера: - Контакт; - Интерес; - Эмоциональный компонент продуктивности; - Активность; - Оценка собственных достижений. Работоспособность: - Динамика продуктивности; - Истощаемость; - Переключаемость; - Внимание; Познавательная сфера: - Ориентировочная деятельность; - Понимание обращенной речи; - Экспрессивная речь (высказывание); - Целенаправленность. 2. Характеристика параметров наблюдения. Эмоционально-личностная сфера.
· Эмоциональный компонент продуктивности. Отражает характер, выраженность и стабильность эмоционального тонуса в процессе занятий, эмоциональные реакции ребенка на затруднения в работе, критику, похвалу, т. е. на оценку своих действий взрослым. Находится в тесной связи с общей продуктивностью деятельности (особенно у детей с признаками психического недоразвития). Материалом к оценке так же служит динамика поведения ребенка в ходе всей работы, но в большей степени – при выполнении субъективно сложных заданий. · Активность. Оценивается по массивности внешней стимуляции с учетом ее причин (нерешительность, действий, невысокий интерес к работе, быстрое пресыщение выполняемой деятельностью, истощение). В известной мере дублирует предыдущие характеристики, однако в ряде случаев может иметь самостоятельное значение (например, высокая активность в сочетании с неупорядоченной, нерациональной деятельностью). Материал к оценке – процесс выполнения всех заданий. · Оценка собственных достижений. Отражает уровень сформированности критичности – важного показателя интеллектуальной и социальной зрелости ребенка. Выявляется в итоговых работах. Работоспособность. · Динамика продуктивности. Отражает, как и последующие характеристики этой группы показателей, особенности работоспособности ребенка, ее динамики, однако оценивается не только с точки зрения функционального состояния центральной нервной системы, но и в связи с описанными выше характеристиками эмоционально-личностной сферы. · Истощаемость. Является важным показателем работоспособности, учет которого особенно актуален при анализе деятельности детей с признаками органической недостаточно центральной нервной системы. Оценивается по динамике продуктивности деятельности в ряду других признаков. Трудность адекватной оценки данного параметра заключается в дифференциации его от внешне сходных проявлений пресыщаемости, имеющей, как известно, другое происхождение. Основным материалом для оценки служит деятельность, требующая волевого напряжения и концентрации внимания. · Переключаемость. Характеризует подвижность основных нервных процессов. Нарушение этого качества в достаточно выраженной степени (инертность) традиционно рассматривается как вполне определенный диагностический признак, указывающий на наличие органической недостаточности головного мозга. · Внимание. Характеристика, также признаваемая важной при диагностике психического недоразвития. Определяется по концентрации целенаправленности действий, точности следования инструкциям, прочности и объему оперативной памяти. Довольно трудно дифференцировать внимание и такое качество, как целенаправленность, нарушения которой стоят в тесной связи с особенностями внимания и имеют внешне сходные проявления. Между тем, нарушения указанных качеств возникают не по идентичным причинам. Если качества внимания в большей степени зависят от функционального состояния коры головного мозга, то целенаправленность определяется уровнем сформированности личностных и интеллектуальных структур. Так, например, если задание вызывает интерес, является доступным ребенку, то его действия точны, целенаправлены, рациональны. Однако на фоне этой целенаправленности могут отмечаться в разной степени выраженные, как правило, негрубые нарушения внимания. В иных ситуациях (невысокий интерес, серьезные затруднения в правильном выполнении заданий) возникает быстрое пресыщение деятельностью, дезорганизация ее, выражающаяся в утрате целенаправленности, внешне характеризующейся выраженными дефектами внимания. Несмотря на трудности разграничения этих характеристик деятельности, желательно все же оценивать этот параметр в связи с тем, что он может иметь дифференциально-диагностическое значение. Наиболее показательной деятельностью для этого параметра является последовательное запоминание информации, а так же деятельность, требующая сосредоточенности и концентрации внимания. Познавательная сфера. · Ориентировочная деятельность. Качество данной характеристики трудно переоценить, так как она в значительной степени отражает общий уровень познавательной активности ребенка. Однако при оценке данного параметра мы учитывали не только внешние проявления ориентировки в новом материале (активность внимания, направленность его на объект), но и ее рациональность, т. е. умение ребенка при первичном анализе выделить из разнообразной информации значимую (способность к планированию деятельности на этапе перцепции). · Понимание обращенной речи. Формулировка в значительной степени условная, так как в обобщенном виде синтезирует в себе множество самых разнообразных составляющих. Качество понимания обращенной речи может быть снижено из-за сложности формулировки обращенного высказывания, инструкции, вопроса, и в связи с недостаточным вниманием слушающего или дезорганизацией субъекта предшествующей ситуацией, утомлением, и т. п. Данный параметр дает достаточную информацию дифференциально-диагностического характера. · Экспрессивная речь (высказывание ребенка). Способность к словесному отчету о выполняемых действиях, позволяющих в общих чертах оценить сформированность речи ребенка. · Целенаправленность. Нарушения целенаправленности деятельности – дефект, достаточно типичный для состояний как выраженного, так и негрубого психического недоразвития, и различающийся как степенью, так и качественным своеобразием у разных групп детей с отклонениями в развитии. В общих чертах под целенаправленностью понимается качество действий и их направленность на достижение конкретной цели, заданной инструкцией. О других характеристиках этого признака говорилось при описании параметра «внимание». Методические рекомендации по составлению Требования к подбору упражнений Подбор упражнений для психокоррекционной программы производится с учетом: - вида и формы психокоррекции; - целей и задач коррекции; - возраста и психофизиологических особенностей клиента; - структуры проблемы; - ведущего вида деятельности клиента; - личностных особенностей клиента; - организационно-материальных возможностей при осуществлении психокоррекционной работы. Подбирая упражнения, необходимо четко представлять степень физической и психической нагрузки, которую содержит каждое упражнение. Это помогает компоновать занятия так, чтобы поддерживать оптимальную для клиента нагрузку в ходе занятия. При подборе упражнений и составлении плана занятия необходимо также предусмотреть смену видов активности, что позволить поддерживать заинтересованность и работоспособность клиента. Требования к подбору оборудования и материалов Подбор оборудования и материалов для психокоррекционной работы имеет большое значение. Планируя психокоррекционные мероприятия, необходимо предусмотреть необходимость и подготовить все организационные и материально-технические средства для их осуществления. Для этого нужно: - определить требования к помещению, в котором будет проходить психокоррекционная работа - желательные параметры размера, освещенности, проветриваемости, звукоизоляции, оснащенности мебелью и другим оборудованием (например, умывальник) и т.п.; - предусмотреть наличие технических средств (например, магнитофон), изобразительных средств и письменных принадлежностей; - подобрать стимульный и наглядный материал для психокоррекционных занятий. Подбор оборудования и материалов необходимо проводить, исходя из: - целей и задач психокоррекционной работы; - соответствию принципам психокоррекции; - реальных организационно-материальных условий.
Требования к оформлению коррекционной и развивающей программы При оформлении программы психокоррекционной работы необходимо соблюдать следующие правила: 1. Четкость и последовательность в изложении материалов программы. Это означает, что: а) при написании программы целесообразно придерживаться определенной формы; б) излагать содержание программы ясным профессиональным языком. 2. Доступность организационных форм; реальность в осуществлении поставленных психокоррекционных задач и намеченных мероприятий. Данное правило предполагает определение организационных возможностей и учет их при планировании психокоррекционной работы. А также определение и учет реальных возможностей всех субъектов, включенных в ситуацию психокоррекции: непосредственных участников – психолог, клиент, и опосредованных – администрация детского учреждения, педагоги, медики, родители и т. п. Это правило обеспечивает реальность осуществления психокоррекционной работы. Для его соблюдения необходимо учитывать следующие аспекты: - профессиональные возможности психолога: квалификацию, специализацию, концептуально-теоретические предпочтения; - личностные особенности психолога; - возрастные и индивидуальные особенности клиента; - медицинские показания и противопоказания; - социальный статус клиента; - контакт и взаимодействие с администрацией детского учреждения; - режим и график работы детского учреждения; - возможность предоставления детским учреждением времени и помещения для психокоррекционной работы; - возможность включения родителей, педагогов, медиков и социальных работников в процесс закрепления результатов психокоррекции. Существуют следующие требования к изложению программы психокоррекции и развития: Название программы. Не допускается двусмысленность и неопределенность в формулировке названия программы. Название программы ясно формулируется и отражает: - преимущественную сферу психокоррекции и развития; - недостаток (проблему или нарушение) развития; - форму и вид психокоррекции; - возрастные параметры субъектов коррекции. Если программа составляется для индивидуальной коррекции конкретного клиента, необходимо индивидуализировать название программы. Например: «Программа индивидуальной коррекции затруднений в запоминании наглядного и словесного материала»; «Программа индивидуальной коррекции детских страхов»; «Программа коррекции тонкой моторики у младших школьников». Пояснительная записка. Изложение программы психокоррекционной работы начинается с пояснительной записки, в которой указывается следующее. · Предмет и объект коррекции. Состав группы (имена, начальная буква фамилии, возраст), основание подбора группа, диагноз, история обучения. · Необходимость и целесообразность психокоррекционной работы с этими детьми (ребенком). Конкретные цели и задачи коррекционной и развивающей работы. Стратегия и тактика проведения психокоррекционной и развивающей работы (групповые занятия, индивидуальные, с привлечением других лиц (психолога, педагога, родителей). Формы и метод коррекции и развития. Планирование длительности занятий, частота встреч. Предполагаемые формы контроля и оценка эффективности занятий. · Структура программы. Этапность, специфика каждого этапа. Цели и задачи каждого из этапов данной конкретной программы. · Необходимый материал и оборудование. Завершается пояснительная записка разделом, в котором приводится примерное распределение программных часов. Это можно сделать в произвольной описательной форме. Но более наглядным и удобным в использовании является представление распределения часов в таблице.
Для составления таблицы может быть использована следующая форма:
В графе «Раздел» указывается название раздела или блока программы психокоррекции и его общая цель (цели). Разделы программы чаще совпадают с этапами психокоррекции, однако основной коррекционный этап может включать в себя несколько разделов. В графе «Тема» указывается количество тем, входящих в каждый раздел программы психокоррекции, название каждой темы, ее общие цели или задачи. В графе «Количество занятий» указывается планируемое количество занятий на каждую тему и общее количество занятий на раздел. В графе «Количество часов» указывается планируемое количество часов на тему и общее количество часов на раздел. Примечание. Количество занятий и количество часов могут совпадать. Однако чаще эти показатели различаются, т.к. различные занятия могут варьироваться по времени проведения, что зависит от целей и специфики занятия. Содержание программы. Данный пункт включает в себя краткое описание каждого из разделов программы: - цели и задачи раздела; - последовательное представление тем, входящих в раздел; - краткое описание занятий, входящих в тему, с указанием задач, структуры и упражнений. Можно использовать предложенный алгоритм: Содержание программы Раздел I. Название. Цели. Задачи. Планируемое количество занятий и часов. Тема 1. Название. Цели. Задачи. Планируемое количество занятий и часов. Занятие 1. Задачи. Планируемое количество часов. Вводная часть. Задачи. Упражнение 1. Название. Задачи или направленность. Упражнение 2. Название. Задачи или направленность. Основная часть. Задачи. Упражнение 1. Название. Задачи или направленность. Упражнение 2. Название. Задачи или направленность. Заключительная часть. Задачи. Упражнение 1. Название. Задачи или направленность. Упражнение 2. Название. Задачи или направленность. Таким образом представляются все занятия, входящие в тему. Возможна табличная форма оформления занятий. Например:
Список литер |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.011 с.)