Учет принципов психокоррекционной работы при составлении программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет принципов психокоррекционной работы при составлении программы



При составлении программы необходимо придерживаться принципов психологической коррекции.

Принцип, предполагающий системность строения психики, сознания и деятельности личности, взаимосвязь и взаимообусловленность всех аспектов развития личности (А. Н. Леонтьев), реализуется в системном подходе при осуществлении психокоррекционной работы.

В программе психокоррекции это проявляется:

- решением задач трех уровней: коррекционного, развивающего и профилактического;

- системной организации психокоррекционной работы;

- в учете всех компонентов функциональной системы при планировании психокоррекционной работы.

Принцип комплексности реализуется в создании комплекса методов и приемов, позволяющих наряду с узконаправленным психолого-педагогическим воздействием, активизировать и развивать психику ребенка в целом, осуществлять его личностный рост.

Принцип личностного подхода, заключающийся в учете особенностей психического и личностного развития ребенка и принятии (признании, уважении) уникальности и неповторимости его индивидуальности, реализуется в программе через:

- индивидуализацию процесса психокоррекции;

- создание психологических условий развития и роста личности.

Данный принцип реализуется как в процессе индивидуальной, так и групповой коррекции. Однако к данному принципу следует подходить с позиции «ненасилия». Это означает, что не допускается манипулятивное воздействие на личность клиента. Планируются только условия, способствующие тому, что будут происходить психокоррекционные изменения, сам личностный рост запланировать не возможно, так как этот процесс сугубо индивидуален.

Принцип деятельностного подхода. Психокоррекционная работа строится как целостная осмысленная деятельность клиента, органически вписывающаяся в систему его жизнедеятельности. Наряду с ведущим видом деятельности большое значение имеет та деятельность, которая является личностно значимой для клиента.

Эффективность коррекционного процесса у детей во многом зависит от использования продуктивных творческих видов деятельности – методов игро- и арттерапии.

Принцип активности клиента реализуется в программе через выявление и учет деятельности, личностно значимой для него. Данный принцип предполагает также выявление и учет психофизиологических возможностей клиента. В программу необходимо закладывать активность в потенциально возможных для клиента пределах. Недостаточная или непосильная для клиента активность препятствует психокоррекционному процессу.

Этот принцип тесно связан с принципом деятельного подхода в психокоррекционной работе. При составлении программы необходимо планировать деятельность так, чтобы она содержала в себе потенциальный для клиента успех и, в то же время, посильные, т.е. преодолимые с приложением необходимых усилий, трудности.

Принцип активного привлечения ближайшего окружения ребенка к участию в психокоррекционной работе. Данный принцип определяется ролью, которую играет ближайшее окружение в психическом развитии ребенка. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений. Дисгармония в данной системе во многом определяет возникновение трудностей развития ребенка. И наоборот, наличие проблем развития ребенка способно вызвать дестабилизацию в системе ближайших социальных связей. Эффективность психокоррекционной работы с ребенком вне сотрудничества с родителями или другим значимым социальным окружением оказывается либо недостаточной, либо недостижимой.

Перенос нового позитивного опыта, полученного входе психокоррекции в реальную жизнь возможен лишь при условии готовности ближайшего окружения ребенка понять проблемы, осознать суть психологических изменений, происходящих с ним, принять и поддержать ребенка в его саморазвитии, оказать действенную помощь. Поэтому, составляя программу психокоррекции и развития, необходимо предусмотреть возможности привлечения ближайшего окружения ребенка к участию в психокоррекции.

Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип отражает взаимодополняющую связь процессов психологической диагностики и коррекции.

Реализуется в трех аспектах.

· Во-первых, в основе психокоррекционного воздействия лежит целенаправленная комплексная психодиагностика. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики зон актуального и ближайшего развития ребенка. Диагностический этап позволяет выявить характер, интенсивность и возможные причины трудностей развития, исследовать специфику ведущей деятельности и индивидуально-типологические особенности ребенка. На основании психодиагностического заключения формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

· Во-вторых, тесная взаимосвязь процессов психодиагностики и психокоррекции, их взаимодополняемость, дает возможность комплексно (целостно) решать диагностические и коррекционные задачи. Так, процесс психодиагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента. В процессе психокоррекции заложен мощный диагностический потенциал. Психокоррекционные мероприятия способствуют раскрытию всех сторон психики: так, коммуникативные способности личности наиболее полно раскрываются в процессе групповой психокоррекции; конфликтные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции.

· В-третьих, коррекционно-развивающая работа сопровождается постоянным контролем динамики изменений личности, поведения, деятельности ребенка, его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет соотнести психокоррекционную динамику с конечными целями и внести необходимые изменения в задачи, методы и средства психологического воздействия. Таким образом, диагностические процедуры «пронизывают» весь процесс психологической работы с ребенком, предоставляя необходимую информацию и обратную связь.

 

Учет структуры психокоррекционного процесса при составлении программы

Программа психокоррекционной работы структурируется согласно этапности процесса психокоррекции. При составлении программ необходимо учитывать специфику каждого этапа психокоррекции, его цели и задачи.

На начальном (вводном или установочном) этапе коррекции планируется деятельность, способствующая:

- установлению контакта между участниками психокоррекции;

- созданию позитивной мотивации к активному участию в психокоррекционной работе;

- ознакомлению клиента (клиентов) с особенностями предстоящей работы, ее целями и задачами;

- подготовке клиента (клиентов) к основной психокоррекционной работе.

На этом этапе рекомендуется предлагать клиенту деятельность интересную для него, содержащую потенциальный успех. Важно, чтобы деятельность помогала клиенту войти в психокоррекционную работу.

В основной этап включается деятельность, способствующая решению собственно психокоррекционных задач.

На заключительном этапе планируется деятельность, способствующая:

- закреплению результатов психокоррекции;

- самостоятельности клиента при разрешении проблемных ситуаций;

- осознанию клиентом результатов психокоррекционной работы;

- выходу клиента из психокоррекционной работы.

На этом этапе рекомендуется предлагать клиенту деятельность, позволяющую наиболее полно опробовать новый опыт в различных ситуациях, проявить творческие способности.

Требования к подбору упражнений

Подбор упражнений для психокоррекционной программы производится с учетом:

- вида и формы психокоррекции;

- целей и задач коррекции;

- возраста и психофизиологических особенностей клиента;

- структуры проблемы;

- ведущего вида деятельности клиента;

- личностных особенностей клиента;

- организационно-материальных возможностей при осуществлении психокоррекционной работы.

Подбирая упражнения, необходимо четко представлять степень физической и психической нагрузки, которую содержит каждое упражнение. Это помогает компоновать занятия так, чтобы поддерживать оптимальную для клиента нагрузку в ходе занятия.

При подборе упражнений и составлении плана занятия необходимо также предусмотреть смену видов активности, что позволить поддерживать заинтересованность и работоспособность клиента.

Требования к подбору оборудования и материалов

Подбор оборудования и материалов для психокоррекционной работы имеет большое значение. Планируя психокоррекционные мероприятия, необходимо предусмотреть необходимость и подготовить все организационные и материально-технические средства для их осуществления. Для этого нужно:

- определить требования к помещению, в котором будет проходить психокоррекционная работа - желательные параметры размера, освещенности, проветриваемости, звукоизоляции, оснащенности мебелью и другим оборудованием (например, умывальник) и т.п.;

- предусмотреть наличие технических средств (например, магнитофон), изобразительных средств и письменных принадлежностей;

- подобрать стимульный и наглядный материал для психокоррекционных занятий.

Подбор оборудования и материалов необходимо проводить, исходя из:

- целей и задач психокоррекционной работы;

- соответствию принципам психокоррекции;

- реальных организационно-материальных условий.

 

Требования к оформлению коррекционной и развивающей программы

При оформлении программы психокоррекционной работы необходимо соблюдать следующие правила:

1. Четкость и последовательность в изложении материалов программы. Это означает, что: а) при написании программы целесообразно придерживаться определенной формы; б) излагать содержание программы ясным профессиональным языком.

2. Доступность организационных форм; реальность в осуществлении поставленных психокоррекционных задач и намеченных мероприятий. Данное правило предполагает определение организационных возможностей и учет их при планировании психокоррекционной работы. А также определение и учет реальных возможностей всех субъектов, включенных в ситуацию психокоррекции: непосредственных участников – психолог, клиент, и опосредованных – администрация детского учреждения, педагоги, медики, родители и т. п.

Это правило обеспечивает реальность осуществления психокоррекционной работы. Для его соблюдения необходимо учитывать следующие аспекты:

- профессиональные возможности психолога: квалификацию, специализацию, концептуально-теоретические предпочтения;

- личностные особенности психолога;

- возрастные и индивидуальные особенности клиента;

- медицинские показания и противопоказания;

- социальный статус клиента;

- контакт и взаимодействие с администрацией детского учреждения;

- режим и график работы детского учреждения;

- возможность предоставления детским учреждением времени и помещения для психокоррекционной работы;

- возможность включения родителей, педагогов, медиков и социальных работников в процесс закрепления результатов психокоррекции.

Существуют следующие требования к изложению программы психокоррекции и развития:

Название программы.

Не допускается двусмысленность и неопределенность в формулировке названия программы. Название программы ясно формулируется и отражает:

- преимущественную сферу психокоррекции и развития;

- недостаток (проблему или нарушение) развития;

- форму и вид психокоррекции;

- возрастные параметры субъектов коррекции.

Если программа составляется для индивидуальной коррекции конкретного клиента, необходимо индивидуализировать название программы.

Например: «Программа индивидуальной коррекции затруднений в запоминании наглядного и словесного материала»; «Программа индивидуальной коррекции детских страхов»; «Программа коррекции тонкой моторики у младших школьников».

Пояснительная записка.

Изложение программы психокоррекционной работы начинается с пояснительной записки, в которой указывается следующее.

· Предмет и объект коррекции. Состав группы (имена, начальная буква фамилии, возраст), основание подбора группа, диагноз, история обучения.

· Необходимость и целесообразность психокоррекционной работы с этими детьми (ребенком). Конкретные цели и задачи коррекционной и развивающей работы. Стратегия и тактика проведения психокоррекционной и развивающей работы (групповые занятия, индивидуальные, с привлечением других лиц (психолога, педагога, родителей). Формы и метод коррекции и развития. Планирование длительности занятий, частота встреч. Предполагаемые формы контроля и оценка эффективности занятий.

· Структура программы. Этапность, специфика каждого этапа. Цели и задачи каждого из этапов данной конкретной программы.

· Необходимый материал и оборудование.

Завершается пояснительная записка разделом, в котором приводится примерное распределение программных часов. Это можно сделать в произвольной описательной форме. Но более наглядным и удобным в использовании является представление распределения часов в таблице.

 

Для составления таблицы может быть использована следующая форма:

 

Раздел Тема Кол-во занятий Кол-во часов
I. 1.    
2.    
Всего на раздел   4,5
II. 1.    
2.    
3.    
Всего на раздел    
III. 1.    
2.    
Всего на раздел    
IV. Оценка эффективности   2,5
  Всего на программу    

В графе «Раздел» указывается название раздела или блока программы психокоррекции и его общая цель (цели). Разделы программы чаще совпадают с этапами психокоррекции, однако основной коррекционный этап может включать в себя несколько разделов.

В графе «Тема» указывается количество тем, входящих в каждый раздел программы психокоррекции, название каждой темы, ее общие цели или задачи.

В графе «Количество занятий» указывается планируемое количество занятий на каждую тему и общее количество занятий на раздел.

В графе «Количество часов» указывается планируемое количество часов на тему и общее количество часов на раздел.

Примечание. Количество занятий и количество часов могут совпадать. Однако чаще эти показатели различаются, т.к. различные занятия могут варьироваться по времени проведения, что зависит от целей и специфики занятия.

Содержание программы.

Данный пункт включает в себя краткое описание каждого из разделов программы:

- цели и задачи раздела;

- последовательное представление тем, входящих в раздел;

- краткое описание занятий, входящих в тему, с указанием задач, структуры и упражнений.

Можно использовать предложенный алгоритм:

Содержание программы

Раздел I. Название.

Цели.

Задачи.

Планируемое количество занятий и часов.

Тема 1. Название.

Цели.

Задачи.

Планируемое количество занятий и часов.

Занятие 1. Задачи.

Планируемое количество часов.

Вводная часть. Задачи.

Упражнение 1. Название.

Задачи или направленность.

Упражнение 2. Название.

Задачи или направленность.

Основная часть. Задачи.

Упражнение 1. Название.

Задачи или направленность.

Упражнение 2. Название.

Задачи или направленность.

Заключительная часть. Задачи.

Упражнение 1. Название.

Задачи или направленность.

Упражнение 2. Название.

Задачи или направленность.

Таким образом представляются все занятия, входящие в тему.

Возможна табличная форма оформления занятий.

Например:

Тема Задачи Формы работы (упражнения)
1. Рисование страхов Формирование у ребенка ощущения силы и превосходства над предметом страха Рисование страха, рядом себя, превосходящим по всем параметрам пугающие объекты.
       
       
       

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.170.189 (0.046 с.)