Методы коррекционно-развивающей работы психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы коррекционно-развивающей работы психолога



Основные направления коррекционно-развивающей работы психолога. Психодинамическое направление. Классический психоанализ З. Фрейда. Цели коррекции. Позиция психолога. Основные стадии психоанализа. Информирование и обучение пациента. Опыт трансфера. Работа с защитами и сопротивлением. Сновидения. Укрепление навыков самоанализа. Поддерживающая психотерапия. Особенности индивидуальной коррекции. Трансактный анализ. Теоретические основы метода. Структурный анализ. Анализ трансакций, игр и сценария. Техника трансакционного анализа. Структурный анализ игр. Анализ сценариев и ролей. Рациональная психотерапия. Методы логической аргументации: разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие. Три уровня субъективной картины болезни: сенсорный, эмоциональный, интеллектуальный. Гештальт-терапия. Основные положения. Техника гештальт-терапии. Осознание и сосредоточенность на настоящем. Функции защиты. Интеграция противоположностей. Принятие ответственности. Зрелость. Психодрама. Компоненты психодрамы. Техника психодрамы. Ролевое развитие и обучение. Ролевые категории: соматические, психологические, социальные, интегративные роли. Фазы психодрамы: разогрев, действие, обсуждение. Формы драмотерапии. Психодрама, как расширение сознания. Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Основные положения. Поле опыта, самость, “Я”-реальное, “Я”-идеальное. Тенденции к самоактуализации. “Триада” Роджерса. Техники работы. Поведенческий подход. Модели терапии в рамках поведенческого подхода: подавление /вытеснение/ ответной реакции, актуализация /освобождение/ подавленной реакции, фасилитация реакции, заторможенной негативными социальными санкциями, приобретение реакции. Использование техник систематической десенсибилизации, имплосивной терапии. "Жетонные" программы Б. Скиннера. Обучающие техники поведенческого тренинга. Когнитивная коррекционная программа Д. Мейхенбаума, направленная на развитие саморегуляции, "Скилл-терапия". Метод Морита. Холдинг. Иммерсионные методы. Телесная терапия. Арттерапия. Нейролингвистическое программирование. Установление раппорта и сбор информации. Эффект зеркала. Диагностика внутреннего процесса. Ключи доступа. Подстройка к будущему. Перевод. Несовпадение ведущей и репрезентативной систем. Внутренние стратегии. Конгруэнтность. Установление результата. Причины возникновения проблем. Мета-модель: универсальное моделирование, техника использования мета-модели. Методы и техники нейролингвистического программирования. Метод "якоря", изменения личностной истории, визуально-кинестетическая диссоциация, рефреминг, контекстуальное переформирование, коммуникация с симптомом, наложение, терапевтическая метафора, техника оценки отношений подстройка к будущему.

Анализ психодиагностической информации и составление программы коррекционно-развивающей работы психолога. Ме­тоды и средства психолого-педагогического воздействия. Групповая дискуссия: структурированная – неструктурированная; тематическая, биографическая, интеракционная. Игровые методы. Развитие игры как формы терапии. Психологические механизмы коррекционного воздействия игры. Основные виды и формы игротерапии. Ситуационно-ролевые игры, дидактические игры, творческие игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, имитационные игры. Игровая терапия в психоаналитическом направлении М. Клайн. Игровая терапия центрированная на клиенте. Освобождающая терапия (терапия отреагированием) Д. Леви. Структурированная терапия Г. Хембидж. Игровая терапия по Адлеру, М. Юру, Г. Хембидж. Поведенческая терапия С. Руссо. Недирективная терапия В. Экслайн. Игровая терапия детско-родительских отношений. Арттерапия и ее направления. Музыкотерапия. Библиотерапия. Танцевальная терапия. Проективный рисунок. Сочинение историй. Сказкотерапия. Куклотерапия. Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Вербальные и невербальные. Методы телесной терапии. Метод М. Фельденкрайса. Метод Ф. Александера. Метод А. Янова. Медитативные техники. Аутотренинг.

Групповые и индивидуальные формы коррекционно-развивающей работы психолога. Индивидуальная психокоррекция. Показания к индивидуальной психокоррекционной работе. Выбор методов для индивидуальной работы. Специфические особенности индивидуальной работы. Стадии индивидуальной психологической коррекции. Групповая психокоррекция. Соотношение понятий “групповая психотерапия”, “групповая коррекция” и “групповой тренинг”. Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. Психологические особенности тренинговой группы. Цели тренинговой группы. Преимущества групповой формы работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Фазы развития группы. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный и количественный состав тренинговых групп. Виды коррекционных групп. Т-группы. Социально-психологический тренинг. Коммуникативные тренинги. Группы личностного роста. Группы встреч. Балинтовские группы. Группы тренинга умений. Гештальт-группы.

Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее ос­новные принципы. Принципы организации психокоррекционного процесса. Принцип опоры на целостное развитие личности. Принцип активности всех сторон, участвующих в коррекции. Принцип оптимального сочетания “нормативного” развития с “личностными достижениями”. Принцип ориентации на зону “ближайшего развития”. Принцип моделирования личностно значимых отношений в личностно значимой деятельности. Принцип изменения системы значимых отношений. Программа психокоррекции. Принципы составления коррекционной программы. Основные требования к составлению психокоррекционных программ. Принцип системности коррекционных, профилактических, развивающих задач. Принцип приоритета коррекции каузального типа. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип комплектности методов психологического воздействия. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Принцип программированного обучения. Принцип возрастания сложности. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Виды коррекционных программ. Общая модель коррекции. Типовая модель коррекции. Индивидуальная модель коррекции. Стандартизированная и свободная модель программы. Организация занятий. Задачи и структура программы коррекции. Психопрофилактические задачи при соматической патологии, вторичная и третичная профилактика в отношении основного заболевания. Динамичный характер соотношения методов психологической коррекции, психотерапии и психопрофилактики. Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала – как основная задача психокоррекции. Психокоррекционный комплекс. Диагностический блок. Основные принципы организации работы. Установочный блок психокоррекции. Особенности организации адаптации участников группы. Принципы коррекционной группы. Специфические особенности реконструктивного блока. Методы и приемы работы. Детские и родительские группы. Оценка эффективности коррекционных воздействий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции. Требования к специалисту. Предварительная работа с участниками группы. Поведение тренера при ведении группы.

Основная литература

1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии: метод. пособие / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2011.

3. Коррекция и развитие речи детей 5-7 лет на материале стихотворений о природе / авт.-сост. А.А. Гуськова. - Волгоград: Учитель, 2012.

4. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- М.: Эксмо, 2010.

5. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: В. Секачев, 2011.

6. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2011.

7. Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия. - М.: КноРус, 2011.

8. Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. - М.: В. Секачев: ИОИ, 2010.

9. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ/ авт.-сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж: Лакоценин С.С., 2010.

10. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и коррекции. – М. Академия, 2011.

Дополнительная литература

1. Бекоева Д.Д. Практическая психология. - М.: Академия, 2009.

2. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.- Воронеж, 2000.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Петрушихина Е.Б. Психокоррекционные методы в работе школьного психолога: метод. пособие / Е.Б. Петрушихина, С.К. Хаидов - Мурманск: МГПУ, 2004.

6. Психологическая коррекция: Программа курса и методические рекомендации по его изучению. – Мурманск: МГПИ, 2002.

Психологическая служба в системе образования

Роль психологической службы в образовании. Психологическая служба как теоретико-прикладной раздел возрастной и педагогической психологии, её роль в интеграции научно-психологического знания и его использования в образовании. Школьная психологическая служба как необходимый компонент системы народного образования на современном этапе развития общества и в перспективе. Факторы, определяющие создание и развитие психологической службы: научные психологические концепции, потребности и задачи народного образования, политические, экономические и другие особенности страны. Смена парадигмы воспитания и образования как основополагающий фактор развития службы. Школьная психологическая служба как интегральное образование, объединяющее в себе научные, прикладные и практические аспекты. Задачи и содержание трех аспектов.

История с тановления психоло­гической службы в системе образования России и за рубежом. Школьная психологическая служба в США. "Гайденс" - службы. Тестирование как основной инструмент деятельности первых психологов-практиков. Эволюция школьной психологии в Америке. Опыт развития школьной психологической службы во Франции. Вклад А. Бине, А. Валлона в становление и развитие психологической службы. Опыт организации и деятельности службы в странах Восточной Европы. Практическое использование психологии в обучении и воспитании детей в рамках педологии в России. Создание школьной психологической службы в Эстонии в 1980 г. Дальнейшее развитие психологической службы образования в нашей стране.

Концепции психологической службы образовательного учрежде­ния. Научные предпосылки создания психологической службы в нашей стране. Фундаментальные исследования, направленные на изучение условий психического и личностного развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Натадзе, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Концепции психологической службы образования И.В. Дубровиной, Л.М. Фридмана, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой. Вариативность ожиданий участников образовательного процесса и психолога. Основные требования к статусу психолога. Специфичность деятельности практического психолога, необходимые знания, умения, навыки. Модели деятельности педагога-психолога, основные принципы определения приоритетов в его работе. Принцип индивидуального подхода к учащемуся как основной принцип работы практического психолога. Принцип профессиональной компетентности. Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Принцип беспристрастности. Принцип конфиденциальности. Принцип позитивно-ориентированной активности. Взаимодействие психолога с участниками образовательного процесса.

Пси­хологическая служба в образовательных учреждениях различного ти­па. Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка – основная задача психокоррекции. Симптоматическая и каузальная коррекция. Некоторые варианты групповой коррекционной работы с детьми: коррекция школьной тревожности (А.М. Прихожан). Основные методы: последовательная десенсибилизация, отреагирование страхов, направленные игры. Коррекция поведенческих отклонений (В.И. Гарбузов). Коррекция предпосылок неврозов (А.С. Спиваковская). Реориентация жизненного стиля ребенка (Е.В. Сидоренко). Индивидуальная игровая терапия (Г.Л. Лэндрет).

Организация и развитие раз­личных видов деятельности педагога-психолога. Понятие психопрофилактики. Конкретные мероприятия в русле психопрофилактики: предупреждение дезадаптации детей при переходе на новую ступень в системе образования, оптимизация форм общения педагогов с детьми (взрослый-ребенок), в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и т.д. Понятие школьной дезадаптации, ее поведенческие и личностные показатели. Место школьной дезадаптации в структуре общей социально-психологической дезадаптации. Внешние и внутренние факторы школьной дезадаптации. Прогноз и профилактика дезадаптации и проблем в обучении учеников начальной школы и среднего звена (Л.А. Ясюкова) Психопрофилактика среди младших школьников (О.В. Хухлаева). Психопрофилактика среди подростков (Б.М. Мастеров). Психологическое консультирование в практике психолога образовательного учреждения.Психодиагностическая работа. Особенности индивидуальной диагностики детей.

Документация психо­логической службы. Нормативные документы, определяющие профессиональную деятельность психолога образовательного учреждения. Федеральный закон об образовании. Конвенция о правах ребенка. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Приказ об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999, №636. Письма и постановления об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения, об оплате труда, об определении уровня квалификации педагогических работников и т.д. Текущая и отчетная документация психологической службы образовательного учреждения.

Основная литература

  1. Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования. – М.: Акадеия, 2012.
  2. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста: современные технологии, программа адаптации, диагностические методики, игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Психологическая служба в образовании / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т;авт.-сост. А. В. Науменко. - Мурманск: МГГУ, 2011. - 129 с.
  4. Психологическая служба в школе: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т; авт.-сост.: С. М. Тарасова, А. В. Науменко. - Мурманск: МГГУ, 2013. - 74 с.

Дополнительная литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования - М.: Академия, 2003.

3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.

4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2007.

5. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1994.

6. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под ред. Е.А. Савиной, О.В. Максименко. - М.: ВЛАДОС, 2008.

7. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача. - М., 2001.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.- М., 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.02 с.)