Психология дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология дошкольного возраста



Пси­хологическая характеристика дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника, ее значение, структура, развитие на протяжении дошкольного детства. Виды игр (подвижные, дидактические и пр.) и их влияние на психическое развитие. Развитие продуктивных видов деятельности дошкольника (изобразительная, трудовая, конструирование, бытовая, музыкальная). Формы общения со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения с ровесниками в разных видах деятельности. Специфика познавательной сферы дошкольника. Особенности внимания, восприятия и памяти.

Развитие мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и предпосылки словесно-логического. Развитие воображения. Речь в дошкольном детстве. Словотворчество как возрастной феномен. Детские вопросы. Эгоцентрическая речь (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Развитие личности дошкольника. Мотивационно-потребностная сфера дошкольника. Соподчинение мотивов. Формирование элементов произвольного поведения. Моральное развитие дошкольника. Особенности эмоциональной сферы. Развитие самосознания у дошкольников. Специфика образа Я и самооценки детей в дошкольном детстве. Кризис семи лет, его сущность и особенности. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школе: личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, социально-психологической.

Психология детей младшего школьного возраста

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития младшего школьника. Особенности и типы адаптации ребенка к обучению в школе. Значение режима дня на первых этапах обучения в школе. Главные приобретения и основные направления психического развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника. Роль учебной деятельности в психическом развитии. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника. Особенности общения с родителями и учителями. Взаимоотношения между сверстниками в классном коллективе и вне его. Дружба и товарищество у младших школьников. Индивидуальные и половые различия в общении и поведении. Интеллектуализация психических процессов. Развитие сенсомоторных навыков, освоение сенсорных эталонов. Ориентировка во времени и пространстве. Особенности восприятия условных обозначений. Развитие наблюдательности. Внимание младшего школьника: виды и свойства. Причины рассеянности внимания. Развитие произвольной, опосредованной памяти. Освоение приемов запоминания. Рост продуктивности мнемических функций. Специфика мышления младших школьников. Развитие наглядно-образного мышления, а также обобщающей и абстрагирующей функции мышления. Овладение понятиями. Роль практических действий в решении интеллектуальных задач. Развитие знаково-символической функции сознания. Особенности видов, процессов и образов воображения. Развитие устной речи. Слушание как вид учебной деятельности. Освоение письменной речи. Личностное развитие младших школьников. Эмоционально-волевые особенности. Нарастание самостоятельности и инициативности. Развитие самосознания и самооценки. Возникновение и развитие познавательных интересов и способностей в разных видах деятельности. Моральное развитие младшего школьника. Особенности поведения детей с разной успеваемостью и социальным статусом в классе. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Психология подросткового возраста

Психологические особенности подростка. Социальная ситуация развития подростка. Кризис подросткового возраста. Главные приобретения и основные направления психического развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности, и поведение подростка. Изменение внешности и адаптация к нему подростка. Физическое Я подростка. Психосексуальное развитие подростка, полоролевая идентификация и взаимоотношения полов. Осознание норм жизни взрослых. Становление нового типа взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Интимно-личностное общение с ровесниками. Развитие потребности в одобрении, самоутверждении, признании. Дружба подростков и особенности ее развития. Первая любовь. «Неформальные» объединения. Развитие личности подростка. Особенности самосознания. Нравственные убеждения и ценностные ориентации, их формирование. Негативные установки, конфликтность и причины их возникновения. Уровень притязаний. Развитие оценочного отношения с взрослым и сверстникам. Эмоционально-волевое развитие в подростковом возрасте. Проблема самовоспитания. Идеалы и интересы, мировоззрение. Особенности развития характера, способностей и темперамента. Специфика познавательной сферы подростка. Рост произвольности внимания, восприятия, памяти. Развитие творческого, рассуждающего мышления. Совершенствование форм и функций речи. Воображение и творчество в разных видах деятельности. Учебная деятельность подростка, отношение к учебе, мотивы учения. Освоение способов учебной деятельности.

Психология ранней юности. Социальная ситуация развития в ранней юности как «порог взрослой жизни». Главные приобретения и основные направления психического развития в ранней юности. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Личностное развитие в ранней юности. Проблема профессионального и личностного самоопределения. Построение жизненных планов, осознание временной перспективы.

Развитие самосознания и самооценки. Стремление к самоопределению и самовыражению. Осознание собственной психической жизни. Чувство одиночества. Самопознание, самовыражение и самообразование в ранней юности. Юношеские дневники и их значение. Развитие позитивного самовосприятия. Мировоззрение, мотивы, идеалы, ценностные ориентации юношей и девушек. Развитие творческого потенциала личности. Особенности эмоционально-волевой сферы. Этапы, условия и закономерности выбора профессии. Осознание планов на будущее, временной перспективы. Единство познавательных и профессиональных интересов. Общение с родителями и учителями.

Развитие оценочных отношений со взрослым. Взаимоотношения с ровесниками, между юношами и девушками. Неформальные юношеские объединения. Юношеская субкультура. Дружба, товарищество, любовь. Ранние браки. Психосексуальное развитие. Специфика познавательной сферы в ранней юности. Овладение способами умственной деятельности. Развитие внимания, памяти, наблюдательности. Развитие теоретического мышления, способности к обобщению и абстрагированию, качеств ума. Философская, отвлеченная направленность мышления. Стиль умственной деятельности. Знаково-символическая функция сознания. Творческая активность в разных видах деятельности. Научное, техническое, художественное творчество и развитие способностей. Совершенствование форм и функций речи. Особенности трудовой деятельности и специальной подготовки (техникумы, училища и пр.) в ранней юности.

Психология зрелых возрастов

Психология зрелых возрастов. Общие условия перехода к зрелости. Психологическая характеристика понятия «зрелая личность». Возможность и необходимость психического развития в зрелом возрасте. Социальное значение периода зрелости. Критика понимания зрелости как «психологической окаменелости». Периодизация периода зрелости. Молодость как начало зрелости. Поиск себя, оформление индивидуальности, осознание своих прав и обязанностей. Конкретизация планов на будущее: специализация в области выбранной профессии и вступление в брак. Кризис 30 лет. Период расцвета как возраст переоценки ценностей и смены основ образа жизни. Распад ранних браков, смена профессии. Анализ достижения юношеских целей. Проблема смысла жизни. Удовлетворенность жизнью. Самоактуализация и самореализация. Расцвет – «золотой возраст», «возраст бури и натиска». Кризис 40 лет – «взрыв в середине жизни». Осознание утраты молодости, снижение работоспособности. Оценка правильности прожитой жизни. Кризис 50-55 лет. Социальная активность и творческая деятельность в зрелом возрасте. Формы участия в общественной жизни. Типы коллективов взрослых. Семья, производственные коллективы, объединения по интересам. Значение профессиональной деятельности для психического развития в период зрелости. Особенности самосовершенствования. Индивидуальные и половые различия психического развития взрослых.

Основная литература

1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. - М.: Академия, 2012.

2. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? – СПб.: Речь, 2012.

3. Возратная психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2011.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2010.

5. Двоеглазова М.Ю. Психология развития. – М.: МГГУ, 2012.

6. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология - М.: Юрайт, 2011;: МГППУ, 2011.

10. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детство. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

11. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2012.

12. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2012.

13. Фейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.

Дополнительная литература

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2000.

3. Волков Б.С. Возрастная психология / Под ред. Б.С. Волкова. - М., 2005.

4. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2005.

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М., 1999.

6. Косякова О.О. Возрастные кризисы: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб., 2002.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

9. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн., 2000.

10. Психология развития. Хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой – М.: ЧеРо, 2005.

11. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.,1990.

12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе.- М., 2000.

  1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.
  2. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб., 2002.

16. Фейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: Теории, упражнения, эксперименты. - СПб., 2003.

17. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: МПСИ: Флинта, 1999.

18. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.- М., 2005.

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2007.

20. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ, 1995.

Социальная психология

Предмет и методы социальной психологии, основные области иссле­дования, краткий исторический очерк. Предметная область социальной психологии. Цели и задач социальной психологии. Функции социально-психологического знания. Объект социально-психологических исследований. Многомерность предмета социальной психологии. Философия и социальная психология. Основные этапы развития социальной психоло­гии как науки.Истоки социально-психологических знаний в философских, социологических,религиозных и мифологических воззрениях. Утопические социально-психологические учения древности. Политизация и идеологизация социально-психологической мысли в эпоху Просвещения и в Новое Время. Место социально-психологической проблематики в историко-революционной социологии XIX в. Первые теоретические концепции в области социальной психологии. Первые шаги на пути становления научной социальной психологии. «Психология народов». Психология масс. Теория «инстинктов социального поведения».

Становление социальной психологии в России. Советский период: влияние немецкой классической и марксистской философии. Подчинение социальной психологии идеологии: поле­мика о статусе и предмете социальной психологии в 20-е годы. Возрождение социальной психо­логии в 60-е годы. Основные направления исследований и практического применения социаль­но-психологических знаний в отечественной науке. Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии.Основные линии развития мировой социально-психологической мысли. Прикладные соци­ально-психологические исследования. Фундаментальные исследования.

Методологические основания социальной психологии. Основные методологические идеи XX века и их влияние на развитие социально - психологической мысли. Гомеостатическая парадигма. Психоаналитическая традиция в социально-психологической мысли: психоистория, психология сценарной детерминации и пр. Марксизм: исторический мате­риализм. Необихевиоризм (К. Левин, Г. Олпорт). Органический эволюционизм: В. И. Вернадский (теория ноосферы), Пьер Тейяр де Шарден (телеологический антропоцентризм), Л. Н.Гумилев (этнология). Системный подход (Л. Берталанфи, Э.Юдин и пр.); принцип целостности и дополнитель­ности (Нильс Бор). Гуманистическая парадигма в предмете и методах социальной психологии. Теория резонанса. Теория хаоса.

Методы социальной психологии (исследовательские, коммуникационные, порождающие, транслирующие, воздействующие, тренинговые, игровые, оргдеятельностные и др.). Математиче­ское моделирование сложных социально-психологических объектов. Универсальные и специфи­ческие методы. Проблема информационного взаимодействия. Принятие групповых (массовых) решений. Межгрупповые коммуникации. Проблема социально-психологической стратификации и типологизации. Общество в си­туации нестабильности. Массовое сознание в экстремальных ситуациях (экологические, соци­альные, военные, финансовые потрясения и катастрофы). Проблема общественных ценностей. Проблема моральных ценностей. Психология рели­гиозного сознания. Конструктивное разрешение конфликтов, ведение переговоров. Исследование группового сознания, чувства причастности и принадлежности, аффилиации. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии, основные парадигмы социальной психологии.

Психология общения. Общение. Понятие общения. Виды общения. Особенности общения в современном мире. Уровни общения. Диалогическое и монологическое общение. Социальные и социально-психологические функции общения. Критерии удовлетворенности общением. Педагогическое общение.

Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Коммуникативный аспект общения.Понятие коммуникации. Психологическая обратная связь. Коммуникативные барьеры. Феномены меж­личностного влияния. Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Специфика межличностного информационного обмена. Функции и структура коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Организация пространства и времена коммуникации. Хронотопы. Жесты, мимика и пантомимика в коммуникации. Пространственные зоны коммуникации (А. Пиз). Культурная, личностная и биологическая обусловленность выбора средств коммуникации. Характеристика авторитарной и диалогической коммуникации. Способы коммуникативного влияния. Убеждение. Внушение. Заражение. Подражание. Понятие коммуникативного барьера. Виды коммуникативных барьеров. Виды коммуникативных барьеров. Массовая коммуникация. Функции и задачи массовой коммуникации. Структура массовой коммуникации (по Лассуэллу). Признаки массовых коммуникативных процессов. Психологические эффекты массовых информационных процессов

Основные закономер­ности общения. Воздействие в процессе общения. Сущность социальной перцепции. Факторы, определяющие социальную перцепцию (качества наблюдателя, объекта и процесса наблюдателя). Механизмы социаль­ной перцепции. Идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия и каузальная атрибуция как процессы и механизмы познания другого. Эффекты социальной перцепции: эффект ореола, первичности и новизны. Особен­ности формирования социальных установок. Понятие социального стереотипа. Интерактивный аспект общения. Сущность интеракции. Структура взаимодействия по Т. Парсонсу. Понятие норм, ценностей, ценностных ориентаций. Детерминация межгруппового взаимодействия (деятельностная, когнитивная, эмоциональная). Кооперация и конкуренция как два основных типа взаимодействия. Согласие (ассоциация) и конфликт (диссоциация). Ассертивное поведение.

Конфликт, функ­ции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфлик­тов. Конфликт: функции, структура, виды, динамика. Последствия конфликтов. Источники школьных конфликтов. Стратегия поведения в конфликте и методы их изучения. Педагогический кон­фликт. Мотивы взаимодействия (кооперация, личный мотив, конкуренция, альтруизм, агрессия, равенство). Пять стратегий поведения в конфликте (противодействие, избегание, уступчивость, компромисс, сотрудничество). Анализ взаимодействия в группе по схеме наблюдения Р. Бейлса. Психологическая совмести­мость. Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия. Анализ взаимодействия по Э. Берну (Родитель – Взрослый – Дитя). Стратегии взаимодействия в трансактном анализе (симметричная, пересекающаяся, скрытая).

Малая группа, основные параметры и структу­ры. Композиция (состав) группы: численный, половой, возрастной состав. Основные количественные и качественные характеристики малой группы. Законы динамики малой группы. Стадии и уровни развития малой группы, срок жизни малой группы. Структура малой группы: социометрическая, коммуникативная и структура власти. Структура коммуникации: централизованные и децентрализованные коммуникативные сети. Несовпадение понятий «позиция» и «роль». Осознание личной идентичности и принадлежности группе как необходимые компоненты зарождения малой группы. Структура власти в малой группе. Лидерство и руководство: единство и различие. Автори­тет. Лидер, стратег, изгой, деятель, организатор и прочие внутригрупповые позиции. Функции лидера. Теории лидерства. Стили лидерства. Проблема лидерства в зарубежной социальной психоло­гии. Школа К. Левина. Коммуника­тивная структура группы.Групповая совместимость. Проблема груп­повой сплоченности. Проблема принятия группового решения, эффек­тивности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимо­действия. Механизмы развития группы, проблема группового давле­ния, конформизм.

Модели развития групп. Динамика развития малой группы. Стадии развития группы: знакомства (псевдосолидарности); агрессии (напряжения-фрустрации); устойчивой работоспособности (сотрудничества); распада (умирания). Социально-психологические проблемы коллектива. Признаки коллектива. Классификация коллективообразования А.Н. Лутошкина. Стратометрическая теория коллектива А.В. Петровского. Основные пути формирования детского коллектива: традиции, совместная деятельность, перспективные и ближайшие цели. Управление малой группой.

Феномены больших социальных групп. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.Проблемы социально-психологического исследования больших социальных групп. Типологический подход к большим общностям. Структура больших групп. Классы, страты, слои, этносы, нации, профессиональные цехи, возрастные группы, общности по половому признаку и пр. Классификация типов групп по типу управления: 1) группа общего согласия; 2) консенсус; 3) демократия; 4) олигархия; 5) диктатура. Понятия об охлократии и анархии. Стихийные группы. Феномен толпы. Крупные неформальные объединения. Психология панических состояний. Самоопределение группы. Осознанность/неосознанность принадлежно­сти к группе. Концепции этнопсихологии, психологии наций. Понятие о национальном характере. Этно­центризм. Национализм. Патриотизм. Космополитизм. Интернационализм. Глобализм. Политическая психология. Общественное мнение: способы его количественного и качест­венного анализа; факторы, на него влияющие. Психология власти.

Проблема группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений.

Социально-психологическая характеристика личности. Проблема соотношения личности и социума. Специфика социально-психологической перспективы проблемы личности. Гуманистические теории личности. Типологии личности. Спектр представлений о влиянии социума на формирование личности. Образ Я и Я-концепция. Влияние самосознания и самооценки на восприятие другого. Уровень притязания и групповая активность. Ролевая модель. Ключевые и значимые лю­ди. Понятие о референтной группе. Гендерные особенности в социально-психологическом контексте. Понятие гендерной роли, идеалы.

Социализация и адаптация. Понятие социализации. Содержание процесса социализации.Особенности современной социа­лизации. Теоретические и практические пробле­мы. Представление о механизмах социализации личности. Стадии развития личности в процессе социализа­ции. Механизмы социализации. Институты социализации. Социально-психологический статус детских воспитательных и образовательных учреждений. Детерминация процесса социализации личности. Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса со­циализации личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Понятие об экзистен­циальном вакууме. Понятие судьбы. Психологические меха­низмы поведения личности. Общее понятие социального развития человека. Стереотипы понимания социального развития человека. Модели со­циального развития. Временные характеристики инди­видуального и социального развития человека. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза. Лич­ностная зрелость. Закономерности социального развития человека. Социальная виктимология. Человек как жертва социализации в современном мире. Социальные факторы виктимизации. Феноменологические факторы виктимизации. Деструктивное поведение. Социальные права детей.

Социальные установки личности. Понятие о социальной установке. Аттитюды и методы их изучения. Эмоциональный, ког­нитивный и поведенческий компоненты социальных установок. Соотношение социальных уста­новок и реального поведения. Функции установок в регуляции поведения человека. Роль бессоз­нательного в проблеме установок, сценариев и стратегий личности. Противоречия бессозна­тельных установок и осознанных намерений личности.

Соци­ально-психологическая диагностика и прогнозирование со­циального поведения человека. Важность прикладных со­циально-психологических исследований и теоретических знаний в нашей стране в ситуации со­циальной нестабильности. Пропедевтическое и психогигиеническое значение основ социально-психологического об­разования, воспитания и развития. Особое значение социальной психологии в период транс­формаций, характерных нарушением «бытовой» логики понимания происходящих макропро­цессов. Значение и задачи повышения социально-психологической грамотности. Глобализация информационных процессов. Компьютерная революция, Интернет; их соци­ально-психологическое значение. Экологическое сознание, активная жизненная позиция. Социально-психологические пер­спективы развития Homo Sapiens.

Основная литература

1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и направл. "Психология". - М.: Аспект-Пресс, 2010.

2. Мананикова Е.Н. Деловое общение: учеб. пособие для студ. экон. спец. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2010.

3. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. – СПб.: Речь, 2012.

4. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. - СПб.: Питер, 2012.

  1. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012.

6. Столяренко Л.Д. Психология личности. – Р/н Дону: Феникс, 2014.

7. Столяренко Л.Д. Психология общения. – Р/н Дону: Феникс, 2013.

8. Сухов А.Н. Социальная психология. – М.: Академия, 2013.

9. Утлик Э.П. Психология личности. – М.: Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология". - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010; 2008.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2008.

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001.
  3. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. фак. соц. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.
  4. Ковальчук А.С. Основы делового общения: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Дашков и К, 2007.
  5. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций.- 3-е изд. - М.:Омега, 2006.
  6. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология». - Изд. 3-е. - М.: Смысл: Академия, 2005.
  7. Майерс Д.Социальная психология /Пер.с англ.В.Гаврилова и др. - СПб.: Питер, 2003.
  8. Мацумото Д. Психология и культура – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

11. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2009.

12. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб., 2008.

13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

  1. Социальная психолингвистика: хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2007.

15. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов по направл. и спец. психологии / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.

16. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихоманрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003.

Педагогическая психология

Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Педагогическая психология как наука о закономерностях становления, развития (и деструкции) психики и сознания в системе социальных институтов воспитания и обучения. Предмет педагогической психологии, его историческое изменение вместе с изменением социокультурных ориентаций общества. Место педагогической психологии в системе научного знания. Задачи педагогической психологии в системе других психологических наук и в отношении к педагогике. Значение психолого-педагогических знаний для гуманизации и демократизации системы воспитания и обучения. Методы исследования педагогической психологии. Методы психолого-педагогического воздействия. Современные достижения зарубежной психологии (необихевиоризма, психоанализа, когнитивной, деятельностной, гуманистической, трансперсональной психологии) в понимании границ и возможностей психического развития в процессе обучения и воспитания. Методологические основы отечественной педагогической психологии: социальная обусловленность психического развития человека в процессе воспитания и обучения; деятельностное опосредствование индивидуального психического развития; первичность предметно-практической деятельности в становлении психических новообразований в процессе усвоения; ведущая роль ценностно-смысловых образований в развитии личности; ведущая роль воспитания и обучения в психическом развитии.

Профес­сиональная подготовка и личностное развитие учителя. Проблема психологической готовности к освоению педагогической деятельности. Профессионально-значимые качества личности учителя. Педагогически направленное мышление учителя. Уровни развития педагогического мышления. Формирование профессионального сознания и самосознания педагога. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Проблемы профессиональных деформаций личности педагога. Самосовершенствование педагогической деятельности. Специфика самообразовательной деятельности учителя. Психология педагогической саморегуляции.

Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Профессионально-педагогическая направленность как интегральное свойство личности учителя, объединяющее его потребности, интересы, склонности, способности и нравственные качества и определяющее ведущие мотивы педагогической деятельности. Внешняя и внутренняя мотивация педагогической деятельности. Педагогические цели, планирование, организация и руководство их реализацией в учебной деятельности учащихся. Динамика мотивов педагогической деятельности в процессе ее осуществления. Мотивы и удовлетворенность педагогической деятельностью. Педагогические способности.Психофизиологические и психологические предпосылки деятельности педагога. Общий состав педагогических способностей. Уровни педагогических способностей. Педагогические способности и успешность педагогической деятельности. Стили педаго­гического руководства.

Характеристика основных стилей педагогического руководства. Черты демократического, либерального и авторитарного руководства в педагогическом взаимодействии. Отношение учащихся к педагогу в связи со стилем его руководства. Осознание учителем стиля своего взаимодействия с учениками в целях его оптимизации. Педагогическое общение. Понятие педагогического общения. Педагогическое общение как способ реализации методов и приемов обучения и воспитания. Форма и виды общения в процессе обучения. Особенности диалогического общения. Стиль общения учителя с учащимися и его влияние на формирование личностных качеств учащихся. Влияние целей обучения и воспитания, содержания обучения и воспитания, соответствия личности педагога тем ценностям, которые он намеревается передать ученику, на эффективность педагогического общения. «Смысловые барьеры» в общении между учителем и учеником. Психология поведения в конфликтных ситуациях педагогического общения. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности учителя и его психологическая структура. Психологические и психофизиологические предпосылки формирования индивидуального стиля деятельности. Характеристика основных стилей педагогической деятельности. Влияние стиля педагогической деятельности на межличностные отношения, мотивацию учебной деятельности, активность учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Психология педагогического коллектива. Особенности взаимодействия учителей в педагогическом процессе образовательного учреждения. Психологическая совместимость членов педагогического коллектива. Психологическая адаптация учителя в педагогическом коллективе. Виды конфликтов в педагогическом коллективе и пути их разрешения. Взаимодействие школьного психолога с учителями и администрацией школы, возможности и условия его эффективности. Роль психолога в создании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе школы.

Психологические основы организации педагогической дея­тельности. Структура педагогической деятельности. Структурные компоненты педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Психологические основы формирования профессионально-педагогических умений и навыков. Педагогическая деятельность как творчество.

Психология педагогического воздействия. Механизмы взаимодействия учителя и учащихся в процессе общения. Восприятие и понимание учителем личности ученика в процессе совместной учебной деятельности. Стили отношения учителя к ученикам: активно-положительный, пассивно-положительный, активно-отрицательный, пассивно-отрицательный, ситуативный. Отношение учителя к ученикам и эффективность педагогического воздействия. Психологические особенности педагогической оценки ученика и педагогический такт учителя. Компетентность педагога как субъекта невербальных коммуникаций и методы ее развития.

Приемы и техника управления учащимися на уроке. Способы психолого-педагогического воздействия: внушение, убеждение, эмоциональное заражение. Вербальные и невербальные средства передачи информации. Приемы активного слушания: парафраз, редакция, вербализация и т.д. Методика «трехчастного замечания».

Психология воспитания. Роль воспитания в формировании личности. Проблема социализации. Категории «воспитание», «формирование», «развитие». Структура процесса воспитания (цели, задачи, содержание, субъект и объект воспитания). Психологические требования к процессу воспитания. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа. Диагностика воспитанности в практике работы педагога-психолога. Психологические механизмы формирования личности.Вопросы становления и развития личности в отечественной педагогической психологии. Проблема развития личности в работах зарубежных психологов. Психологические механизмы формирования свойств личности: сдвиг мотива на цель, идентификация, принятие и освоение социальных ролей, механизмы самосознания. Динамика свойств в структуре целостной личности. Неравномерность формирования свойств - источник временной противоречивости личности ребенка. Психологические аспекты воспитательных технологий. Способы психологического воздействия Формы и методы выявления эффективности воспитательных воздействий. Элементы психокоррекции в деятельности педагога. Значение и пути практического применения аутотренинга в педагогической деятельности. Организация формирующих и мобилизующих взаимовлияний детского коллектива и личности.

Психология обучения. Основные понятия, описывающие процесс приобретения индивидуального опыта (научение, учение, обучение, учебная деятельность), их специфика и соотношение

Концепции обучения и их психологические основания. Бихевиористская концепция учения. Основные направления исследований в области программированного обучения. Ассоциативно-рефлекторная теория. Обучение как организация познавательной активности. Обучение как управление мыслительной деятельностью учащихся. Основные этапы процесса усвоения; условия усвоения учебного материала. Теория поэтапного формирования умственных действий. Концепция формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина как теоретическая основа анализа развивающей функции обучения. Теория содержательного обобщения. Проблемное обучение. Активизация творческой активности учащихся как основной психологический принцип проблемного обучения. Психологические сложности организации проблемного обучения. Психологическая теория общего развития в начальном обучении (Л.В. Занков). Понимание общего развития как развития способностей школьников. Показатели общего развития: наблюдательность, логическое мышление, освоение практических действий. Психолого-дидактические принципы обучения: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп усвоения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.065 с.)