Основные принципы составления психокоррекционных программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы составления психокоррекционных программ



Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилакти­ческих и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индиви­дуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего соци­ального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на пси­хические процессы разного уровня организации.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия мате­риала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

 

1. Принцип системности коррекционных, профилактичес­ких и развивающих задач. Этот принцип указывает на необ­ходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и раз­вивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон лич­ности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находит­ся на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска—это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода от­клонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного раз­вития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, не­развитость учебных и познавательных мотивов и потребнос­тей с высокой вероятностью приводят к отставанию в раз­витии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудно­стями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют из­бежать различного рода отклонений в развитии, а тем са­мым специальных коррекционных мероприятий. Взаимо­обусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизиро­вать развитие за счет интенсификации сильных сторон лич­ности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной ре­ализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-раз­вивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей, развития; профилактического - предупреждение отклонений и труд­ностей в развитии; развивающего - оптимизация, стимулирование, обогаще­ние содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обес­печить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

2.Принцип единства коррекции и диагностики. Этот прин­цип отражает целостность процесса оказания психологичес­кой помощи в развитии клиента как особого вида деятель­ности практического психолога.

3.Принцип приоритетности коррекции каузального типа.Взависимости от направленности выделяют два типа коррек­ции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную)

Симптоматическая коррекция направлена на преодоле­ние внешней стороны трудностей развития, внешних при­знаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиен­том трудностей. Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины воз­никновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмо­циональным неприятием ребенка родителями и его глубин­ными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оста­ваться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например — высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизве­дения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин труд­ностей и отклонений в развитии клиента.

4.Деятельностный принцип коррекции. Теоретической ос­новой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в тру­дах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным момен­том которой является положение о роли деятельности в пси­хическом развитии ребенка. Деятельностный принцип кор­рекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5.Принцип учета возрастно-психологических и индиви­дуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей кли­ента согласует требования соответствия хода психическо­го и личностного развития клиента нормативному разви­тию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути раз­вития личности — с другой. Нормативность развития сле­дует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей лич­ности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиен­та на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифициро­ванной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной ши­рокой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути раз­вития клиента и утверждения его «самости».

6.Принцип комплексности методов психологического воз­действия. Принцип комплексности методов психологичес­кого воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всею многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Известно, что большинство методов, широко использу­емых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гума­нистической психологии, гештальтпсихологии и других на­учных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой соб­ственностью той или иной теории. Эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффек­тивную психологическую помощь клиентам с самыми раз­личными проблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшего соци­альногоокружения к участию в коррекционной программе.Принцип определяется той ролью, которую играет ближай­ший круг общения в психическом развитии клиента.

Система отношения ребенка с близкими взрослыми, осо­бенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления состав­ляют важнейший компонент социальной ситуации разви­тия ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ре­бенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом кото­рых он является.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психи­ческих процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические про­цессы и использовать методы, их активизирующие. Это эф­фективный путь коррекции интеллектуального и перцеп­тивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эф­фективно работают программы, состоящие из ряда после­довательных операций, выполнение которых сначала с пси­хологом, а затем самостоятельно приводит к формирова­нию необходимых умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно прохо­дить ряд этапов: от минимально простого — к максимально.сложному. Формальная сложность материала не всегда со­впадает с его психологической сложностью. Наиболее эф­фективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддержи­вать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после отно­сительной сформированное™ того или иного умения. Уве­личивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Про­водимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый ма­териал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитив­ном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психо­логически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплек­сной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на каче­ственное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Виды коррекционных программ

Для осуществления коррекционных воздействий необхо­димы создание и реализация определенной модели коррек­ции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции это система условий оптимального развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использова­ние различных видов деятельности для развития системнос­ти мышления, анализирующего восприятии, наблюдатель­ности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения, учитывающий состояние здоровья клиента. Необходимы оптимальное распределе­ние нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, конт­роль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации прак­тических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя опре­деление индивидуальной характеристики психического раз­вития клиента, его интересов, обучаемости, типичных про­блем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом. определение уровня развития различных действий; составле­ние программы индивидуального развития с опорой на бо­лее сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориен­тированные на настоящий момент) коррекционные про­граммы.

В стандартизированной программе четко расписаны эта­пы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед на­чалом осуществления коррекционных мероприятий психо­лог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной про­граммы.

Свободную программу психолог составляет самостоятель­но, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумы­вая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляет­ся через психокоррекционный комплекс, состоящий из не­скольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов. Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздей­ствий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формиро­вание общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимо­действовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с пси­хологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятель­ности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и дина­мики реакций, создание условий для появления позитивных по­веденческих реакций и переживаний, стабилизация пози­тивной самооценки.

 

Основные требования к составлению психокоррекционной

Программы

 

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

- сформулировать цели коррекционной работы;

-определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

- выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

- определить формы работы (индивидуальная, групповая, смешанная) с клиентом:

- отобрать методики и техники коррекционной работы;

- определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

- определить частоту необходимых встреч;

- определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на -

— разработать коррекционные программы и определить содержание коррекционных занятий;

- планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых других и т.д.);

- реализовывать коррекционные программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможность внесения дополнений и изменений в программу);

- подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заклю­чение о целях, задачах и результатах реализованной коррек­ционной программы с оценкой ее эффективности.

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

а) разрешения реальных трудностей развития;

б) постановки целей и задач коррекционной программы Необходимо помнить, что эффекты коррекционной рабо­ты проявляются на протяжении достаточно длительного вре­менного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Коррекционная программа может не претен­довать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Оценка эффективности коррекции может меняться в за­висимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Например, для клиента основным критерием успешнос­ти своего участия в программе будет эмоциональное удов­летворение от занятий и изменение эмоционального балан­са в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуще­ствление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность програм­мы будет определяться степенью удовлетворения их запро­са, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Анализ факторов и условий, влияющих на эффектив­ность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.

Коррекционные занятия должны проводиться не менее, 1 раза в неделю продолжительностью 1—1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продол­жительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в заня­тиях самого клиента.

На успешность коррекционной работы влияетпролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завер­шения коррекционной работы желательны контакты с кли­ентом с целью выяснения особенностей поведения, сохране­ния прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1—2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем рань­ше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции:

1. Ожидания клиента.

2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.

3. Характер проблем клиента.

4. Готовность клиента к сотрудничеству.

5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.

6. Профессиональный и личностный опыт психолога.

7. Специфическое воздействие конкретных методов пси­хокоррекции.

По мере развития психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам ра­боты психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству коррекционной работы. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекцион­ного воздействия, необходимо помнить следующее:

- оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в кор­рекционных целях большинство психологов используют со­четание различных методов;

- даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации даст разные результаты. Для сопоставимой оценки эффективности изучение эффективности должно проходить на гомогенном материале, причем группа клиен­тов должна формироваться как случайная выборка, что яв­ляется весьма затруднительным с практической и этичес­кой точек зрения;

- оценку работы должны давать независимые эксперты, независимые специалисты, при этом целесообразно, чтобы эксперт не был бы осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценку соб­ственных представлений о методе;

- следует учитывать структуру личности психолога, сте­пень выраженности него качеств, необходимых для про­гнозирования успешности воздействия;

- необходимо сравнивать непосредственные и отдален­ные результаты психокоррекционного воздействия (это осо­бенно важно при личностно-ориентированном воздействии);

- необходимо учитывать теоретические предпосылки психоло­га, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а также отношение психолога к профессии и его представле­ния о своих профессиональных качествах;

Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

- субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

- объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдате­лем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;

- устойчивость изменений в последующей (после воз­действия) жизни человека.

При оценке эффективности воздействия могут исполь­зоваться объективные психофизиологические методы, ре­гистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реали­зовать с их помощью.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.058 с.)