Тема 3. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога



Вопросы

1. Понятие психологической коррекции. Виды психологической

коррекции.

2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы.

3. Компоненты профессиональной готовности психолога к

коррекционному воздействию.

4. Модели коррекции.

Понятие психологической коррекции. Виды психологической коррекции.

Психокоррекция является одной из форм воздействия для предотвращения появления или ликвидации уже существующего нарушения психологического характера. Психокоррекция тесно связана с психотерапией.

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «пси­хотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем:пси­хотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемыхпсихологом для исправления недостатков пси­хологии или поведения психически здорового человека.

Термин«коррекция» буквально означает «исправление»,

Психокоррекция — это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологическо­го воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие орга­нической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяютспецифические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

Психокоррекция ориентирована на клинически здо­ровую личность людей, имеющих в повседневной жиз­ни психологические трудности, проблемы, жалобы не­вротического характера, а также на людей, чувствую­щих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития лич­ности.

Коррекция ориентируется на здоровыестороны лич­ности независимо от степени нарушения..

В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

Психокоррекция обычно ориентируется на среднесроч­ную помощь (в отличие от краткосрочной— до 13 встреч — помощи при консультировании и долгосроч­ной — до нескольких лет — помощи при психотера­пии).

В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определен­ных ценностей клиенту.

Психокоррекционные воздействия направлены на из­менение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, на­правленных на психологическое развитие человека, заклю­чается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сфор­мированными качествами личности или видами поведения и направлена на их реформирование, в то время как основная зада­ча развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные пси­хологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией зак­лючается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными вида­ми соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые про­являются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, - клиентами.

Клиент - нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не спо­собен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1.По характеру направленностивыделяют коррекцию:

- симптоматическую;

- каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов). как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная)коррекция направлена на источ­ники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, одна­ко более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и пси­хологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

- познавательной сферы;

- личности;

- аффективно-волевой сферы;

- поведенческих аспектов;

- межличностных отношений:

— внутригрупповых взаимоотношений (семейных, суп­ружеских, коллективных);

— детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

- индивидуальную;

- групповую:

— в закрытой естественной группе (семья, класс, со­трудники и т.д.);

— в открытой группе для клиентов со сходными про­блемами;

— смешанную форму (индивидуально-групповую).

4.По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

5.По характеру управления корригирующими воздействи­ями:

- директивную;

- недирективную.

6.По продолжительности :

- сверхкороткую (сверхбыструю);

- короткую (быструю);

- длительную;

- сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных про­блем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в цен­тре внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект раз­вивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознания и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути пе­реживаний. Эффект развивается постепенно, носит длитель­ный характер.

7. Помасштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

ü общую;

ü частную;

ü специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмо­циональную нагрузки в соответствии с возрастными и ин­дивидуальными возможностями, оптимизирующими процес­сы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических наруше­ний и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-пёдагогических воздействий, представляющих собой адапти­рованные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе с взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельнос­ти, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направ­лений психокоррекционного воздействия. Частная психокор­рекция вооружает специалиста арсеналом средств психоло­гического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач форми­рования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, не­уверенность, сверхнормативность или асоциальность, не­умение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завы­шенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нару­шившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъек­тивными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для совершеннолетних, вос­питание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтоге­нез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

 

Психокоррекционная ситуация

 

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздей­ствие сводится к тому, что психолог оказывает психологическую помощь клиенту.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

I. Человек, который страдаети ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помо­щи, в психокоррекции, - это клиент.

II. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать по­мощь. — это психолог.

III. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

IV. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

V. Специальные терапевтические отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы кли­ента. Психолог должен стремиться к созданию такой атмосфе­ры, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение яв­ляется фактором, характерным для всех форм воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.01 с.)