Психологические основы работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы работы



К. С. Шалагинова

Учебно-методическое пособие

Психологические основы работы

С агрессивными младшими школьниками

Часть 1

(лекционный курс)

Тула 2011

Рецензент

Доктор педагогических наук, профессор А. В. Гоголева

(Московский психолого-социальный институт)

Шалагинова К. С. Учебно-методическое пособие. Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками. В 2-х частях. Ч. 1. лекционный курс. 105. С.

В учебном пособии обобщен и представлен опыт по подготовке студентов педагогических вузов к работе с агрессивными младшими школьниками. В первой части пособия представлен лекционный материал курса - изложены теоретические основы исследования агрессии и агрессивности - вообще, и в начальной школе в частности; рассмотрены технологии работы психолога с агрессивными детьми в начальной школе, (арсенал методов и психодиагностических методик, предназначенных для выявления агрессивности детей младшего школьного возраста, основные подходы к коррекционной работы с агрессивностью, направления ее организации с самим ребенком, возможности привлечения ближайшего окружения ребенка (семья, учителя, сверстники).

Пособие адресовано преподавателям высших и средних профессионально-педагогических заведений, педагогам-психологам, работникам сферы образования, студентам, обучающимся по направлению «Педагогика», «Психология», аспирантам, магистрам, педагогам системы повышения квалификации.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-16-71017 а/Ц

Введение

Рост насилия и жестокости в современном обществе и как следствие тенденция роста агрессивности уже в начальной школе требуют подготовки высопрофессиональных, компетентных специалистов - педагогов, психологов, умеющих и готовых работать с агрессивными детьми.

Между тем анализ учебных планов и государственного образовательного стандарта – основных документов, по которым ведется подготовка будущих специалистов, позволяет утверждать, что специального, целенаправленного изучения проблемы агрессивности не предусмотрено в рамках ни одной психологической дисциплины. Понятия «агрессивность», «агрессивное поведение», «превенция агрессии» не встречаются ни в одном разделе государственного образовательного стандарта. Лишь некоторые аспекты проблемы агрессивности и агрессивного поведения затрагиваются при изучении отдельных дисциплин, но рассмотрение проблемы носит фрагментарный, ознакомительный характер, отсутствует система в изложении знаний, что в свою очередь влияет на качество сформированных компетенций.

Решение обозначенной проблемы не видится возможным и в условиях перехода на стандарты нового поколения. С одной стороны, уменьшение аудиторной нагрузки не позволяет уделять проблеме должного внимания. С другой стороны, анализ учебных планов и стандартов по направлению подготовки «Психология» показал, что проблеме агрессии, насилия и жестокости в современном образовательном пространстве не уделяется должного внимания, хотя и предусмотрены некоторые компетенции, в частности – диагностика, коррекция, профилактика различных рисков и девиаций субъектов образовательного процесса.

Курс по выбору «Психологические основы работы с агрессивными детьми» направлен обучение на студентов педагогического вуза профессиональным эффективным технологиям работы с агрессивными младшими школьниками.

Основная задача курса – психологическое просвещение студентов, знакомство с теоретическими и практическими аспектами проблемы агрессивности в начальной школе, раскрытия причин, условий, механизмов возникновения агрессивности в поведении детей, средств её диагностики, профилактики, коррекции, обучение профессиональным эффективным технологиям работы с агрессивными младшими школьниками.

Курс охватывает достаточно широкий диапазон тем, начиная с изучения феномена агрессивности вообще и конкретно в психологии и заканчивая рассмотрением данной проблемы применительно к начальной школе. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы с агрессивностью в младшем школьном возрасте.

Построение курса стало инновационным, поскольку, во-первых, в основе построения дисциплины лежат реальные теоретические и прикладные результаты исследований - диссертационное исследование «Системное психологическое сопровождение агрессивных младших школьников». Во-вторых, при создании курса использовались кейс-технологии, обеспечивающие самостоятельную работу каждого студента и возможность осуществления контроля собственных знаний, что позволяет будущим специалистам убедиться в необходимости приобретенных знаний, их целесообразности и возможности использования в будущей профессиональной деятельности. В-третьих, разработке курса предшествовало анкетирование студентов, позволившее выделить наиболее проблемные участки. В-четвертых, опыт работы как преподавателя вуза и практического психолога позволяет обеспечить оптимальное сочетание теоретической и практической подготовкой специалистов (педагогов, психологов) с учетом реального уровня агрессии и насилия в современном образовательном пространстве.

Программа курса содержит два раздела:

1. «Теоретические основы исследования агрессивности младших школьников» - изложены основные теоретические основы исследования агрессии и агрессивности - определение понятий «агрессия» и «агрессивности», история исследования данной проблемы, виды агрессивности; представлен анализ причин возникновения агрессивности в обществе вообще, и в начальной школе в частности; рассмотрение влияния семьи и роли воспитания в возникновении агрессии в поведении младших школьников.

2. «Технологии работы с агрессивными младшими школьниками» - представлены практические аспекты работы с агрессивными детьми в начальной школе – рассмотрены технологии работы психолога с агрессивными детьми в начальной школе, представлен арсенал методов и психодиагностических методик, предназначенных для выявления агрессивности детей младшего школьного возраста; рассмотрены основные подходы к коррекционной работы с агрессивностью, направления ее организации с самим ребенком, возможности привлечения ближайшего окружения ребенка (семья, учителя, сверстники).

В первой части пособия представлен лекционный материал курса, в основу которого легло собственное диссертационное исследование «Системное психологическое сопровождение агрессивных младших школьников», а также теоретические концепции ведущих отечественных и зарубежных ученых, занятых проблемой агрессии.

Во второй части пособия представлена система самостоятельной работы по каждой теме курса, призванная обеспечить детальную проработку теоретического материала, выработку практических умений и навыков работы (подбор психодиагностических методик, анализ ситуаций, составление рекомендаций, коррекционно-развивающих программ). В приложении содержится полное описание психодиагностических методик для работы с детьми в начальной школе.

Составляющей пособия является диск, содержащий рисунки младших школьников (методика «Крокодил», «Кактус») для интерпретации студентами и три фильма по проблеме агрессии для просмотра и анализа. На диске представлены также три коррекционно-развивающие программы полностью адаптированные и готовые для работы с детьми начальной школе.

 

Учебно-тематический план курса по выбору

«Психологические основы работы

Лекция 1.

Понятие агрессия, агрессивность, агрессивное поведение

В психологической теории и практике. Типология агрессивности

План

1. Общие тенденции в определении понятия «агрессия» в мировой науке.

2. Основные подходы к определению термина «агрессия» в западной науке.

3. Понятие «агрессия» в трудах отечественных ученых.

4. Типология агрессивности

Типология агрессивности

В литературе представлено несколько типов классификации агрессии. Наиболее признанной является общая для ряда концепций схема, выделяющая два основных вида агрессивного поведения:

- конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);

- деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального поведения с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем).

Э. Фромм подразделяет агрессию на пять основных видов:

- доброкачественная - способствующую поддержанию жизни,

- злокачественная - реакция на угрозу интересам индивида,

- инструментальная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности,

- псевдоагрессия (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения,

- оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер,.

В современной психологической науке агрессия классифицируется по следующим критериям:

- по направленности: агрессия, направленная вовне; аутоагрессия – направленная на себя,

- по цели: интеллектуальная агрессия; враждебная агрессия,

- по методу выражения: физическая агрессия; вербальная агрессия,

- по степени выраженности: прямая агрессия; косвенная агрессия,

- по наличию инициативы: инициативная агрессия; оборонительная агрессия.

Одна из наиболее распространенных типологий агрессии предложена А.Бассом и А. Даркой. Ученые выделили следующие виды агрессии: физическая (физические действия против кого-либо); вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.); косвенная; направленная (сплетни, злобные шутки); ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.); раздражение (вспыльчивость, грубость); негативизм (оппозиционная манера поведения).

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны удобно ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенных А. Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (таблица 1). Также на основе критериев можно выделить такие виды агрессии как враждебная (гневная) в случае, когда целью агрессора является причинение страданий жертве, и инструментальная агрессия, характеризует случаи, когда агрессоры совершают агрессивные действия, преследуя цели, не связанные с причинением вреда.

Таблица 1

Литература

1. Басс, А. Г. Психология агрессии / А. Г. Басс // Вопр. психологии.– 1967.– № 3.– С. 60–67.

2. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц– М., 2002.– 512 с.

3. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб., 2000.– 720 с.

4. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология.– 2001.– № 1.– С. 60–72.

5. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова.– СПб.: Питер, 2004.– 224 с.

6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.– 2-е изд., испр. и доп.– Ростов н/Д: Феникс, 1999.– 512 с.

7. Крэйхи, К. Социальная психология агрессии / К. Крэйхи.– СПб.: Питер, 2003.– 336 с.

8. Нравственность. Агрессия. Справедливость / Под ред. А. М. Матюшкина.– М., 1992.– 126 с.

9. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан.– СПб., 1996.– 38 с.

10. Ремезова, И. С. Проблема агрессии в человеческой природе / И. С. Ремезова // Вестн. высш. школы.– 1999.– № 3.– С. 14–19.

11. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопр. психологии.– 1991.– № 1.– С. 81–87.

12. Семенюк, Л. М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста: Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам / Л. М. Семенюк.– М., 1991.– 16 с.

13. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм.– М., 1994.– 246 с.

14. Шалагинова К. С. Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации: монография / К. С. Шалагинова - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 139с.

Лекция 2.

Литература

1. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; Пер. с англ.– М., 2000.– 508 с.

2. Басс, А. Г. Психология агрессии / А. Г. Басс // Вопр. психологии.– 1967.– № 3.– С. 60–67.

3. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц– М., 2002.– 512 с.

4. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб., 2000.– 720 с.

5. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд.– М., 1989.– 384 с

6. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм.– М., 1994.– 246 с.

7. Холличер, В. Человек и агрессия / В. Холличер.– М., 1995.– 129 с.

8. Чалдини, Р. Агрессия / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг.–СПб., 2002.– 343 с

 

Лекция 3.

Причины, особенности, варианты проявления агрессивности

В младшем школьном возрасте

 

План

1. Первые попытки объяснения причин возникновения детской агрессии. Современные подходы западных ученых.

2. Общие тенденции в поиске причин агрессивного поведения младших школьников в трудах современных отечественных ученых.

3. Причины агрессивного поведения младших школьников.

4. Варианты проявления агрессивности в младшем школьном возрасте

Варианты проявления агрессивности в младшем школьном возрасте

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

1. Социализированная - дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

2. Несоциализированная - дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.

Рассмотрим две такие схемы. В основе первой лежат проявления агрессии, второй - механизмы агрессивного поведения.

Вариант 1.

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится.

Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах. Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.

Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой - феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма. Младших школьников из этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт.

Вариант 2.

Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого. Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:

1. Импульсивно-демонстративный тип - у ребенка главная цель - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других: они активно стремятся к контактам со сверстниками, а, добившись внимания партнеров, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Дети, относящиеся к этой группе, игнорируют нормы и правила поведения, как в игре, так и вне игры, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников. Вполне вероятно, дети этой группы отстают от сверстников в общем психическом развитии. Их обостренная потребность во внимании и в признании не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, и поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыражения они использует агрессивные действия.

Данные психологических обследований показывают, что дети, относящиеся к импульсивно-демонстративному типу, отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим показателями: низкий уровень интеллекта - и общего, и социального; неразвитая произвольность; низкий уровень игровой деятельности.

2. Нормативно-инструментальный тип - дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Здесь агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - получения нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует и тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других.

В отличие от представителей предыдущей подгруппы, у них нет специальной цели привлечь внимание сверстников. Как правило, эти дети и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень "звезд". Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: "Он первый начал", "Он сам лезет, я не виноват". Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время ребята не обращают внимания на собственную агрессивность, и считают такой способ действия нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели.

По результатам психологического обследования дети нормативно-инструментальной группы обладают следующими особенностями: высокий уровень интеллекта (как общего, так и социального); развитая произвольность; хорошие организаторские способности; умение организовать игру, ее достаточно высокий уровень развития; высокий социальный статус в группе сверстников.

3. Целенаправленно-враждебный тип - дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием.

Обычно для агрессивных поступков выбирается одна-две постоянные жертвы - дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: "Ну и что!", "И пусть ему больно". Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Особенно характерны для таких детей мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Даже нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

Результаты психологического обследования детей целенаправленно-враждебного типа, показывают: средние показатели интеллекта; произвольность в целом соответствует возрастным нормам; низкий социальный статус в группе сверстников (обычно таких детей боятся и избегают); уровень развития игры также средний, содержание их игр часто носит агрессивный характер - все дерутся, мучают или убивают друг друга.

 

Литература

1. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Платоновой.– СПб.: Речь, 2004.– 316 с.

2. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; Пер. с англ.– М., 2000.– 508 с.

3. Басс, А. Г. Психология агрессии / А. Г. Басс // Вопр. психологии.– 1967.– № 3.– С. 60–67.

4. Бреслав, Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков: Ме­тод. пособие для врачей / Г. М. Бреслав.– СПб.: Комздрав, 2004.– 334 с.

5. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер.– М., 1991.– 123 с.

6. Бютнер, К. Насилие в фантазиях / К. Бютнер // Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. Сельчёнок.– М.: ACT, 2001.– С. 169–228.

7. Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии / Н. А. Дубинко // Социально-пед. работа.– 1997.– № 4.– С. 85–92.

8. Копчёнова, Е. Е. Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте / Е. Е. Копчёнова // Психолог в школе.– 2000.– № 1–2.– С. 149–153.

9. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Д. Левитов // Вопр. психологии.– 1967.– № 6.– С. 39–45.

10. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова.– М.: Просвещение; Учеб. лит., 1996.– 352 с.

11. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учеб. пособие / Н. М. Платонова.– СПб.: Речь, 2004.– 336 с.

12. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый.– М.: Владос.– 352 с.

13. Реан, А. А. Детская агрессия / А. А. Реан // Педагогика и психология.– 2002.– № 4.– С. 37–42.

14. Семенюк, Л. М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста: Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам / Л. М. Семенюк.– М., 1991.– 16 с.

15. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа: В 3 т. / А. Фрейд.– М., 1999. – Т. 1.– С. 143.

16. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд.– М., 1989.– 384 с.

17. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 с.

18. Шалагинова К. С. Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации: монография / К. С. Шалагинова - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 139с.

Лекция 4.

Литература

1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев - Санкт-Петербург, 2000.- 124 с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2005. – 285 с.

3. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азаров, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева.– М., 2001.– 347 с.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 2003..– 352 с.

5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2007. 351с.

6. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. - М., 2005. – 358 с

 

Лекция 5.

Литература

1. Барабанщиков В.А., Ломов Б.Ф Системный подход к исследованию психики // Психол. журн. - 2002. № 4. - С. 27-38.

2. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов.– М., 1984.– 127 с.

3. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов.– М.; Воронеж, 1996.– 184 с.

4. Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова.– М., 1990.– 231 с.

 

 

Лекция 6.

Литература

1. Беляускайте, Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.– М., 1987.– С. 67–80.

2. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное рук. / А. Л. Венгер.– М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003.– 160 с.

3. Дукаревич, М. З. Рисунок несуществующего животного: Практикум по психодиагностике: Психодиагностика мотивации и саморегуляции / М. З. Дукаревич.– М.: Изд-во МГУ, 1990.– 85 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Пси­ходиагностика через рисунок в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. В. Кудзилов.– СПб.: Речь, 2003.– 146 с.

5. Истратова, О. Н. Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук / О. Н. Истратова.– Ростов н/Д, 1998.– 23 с.

6. Лихтарников, А. Л. Диагностика и психотерапия детей групп риска / А. Л. Лихтарников.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.– 108 с.

7. Лубовский, Д. В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике / Д. В. Лубовский // Вопр. психологии.– 1990.– № 3.– С. 151–154.

8. Лукин, С. Е. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга / С. Е. Лукин, А. В. Суворов.– СПб., 1993.– 65 с.

9. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О. А. Орехова.– СПб.: Речь, 2003.– 112 с.

10. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.– М., 2000.– 346 с.

11. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 с.

12. Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга: Метод. рук. / Л. А. Ясюкова.– СПб.: Иматон, 2001.– 123 с/

Лекция 7.

Основные этапы

Литература

 

1. Агеева, И. А. Коррекционные техники в школе / И. А. Агеева.– СПб.: Речь, 2004.– 184 с.

2. Агрессия детей и подростков / Под ред. Платоновой.– СПб.: Речь, 2004.– 316 с.

3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева.– М., 1994.– 135 с.

4. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азаров, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева.– М., 2001.– 347 с.

5. Бишоп, С. В. Тренинг ассертивности / С. В. Бишоп.– СПб.: Питер, 2001.– 256 с.

6. Бремс, К. Полное руководство по детской психотерапии / К. Бремс.– М., 2002.– 421 с.

7. Бреслав, Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков: Ме­тод. пособие для врачей / Г. М. Бреслав.– СПб.: Комздрав, 2004.– 334 с..

8. Ватова, Л. Н. Как снизить агрессивность детей / Л. Н. Ватова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 8.– С. 55–58.

9. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Метод. пособие / И. П. Воропаева; Науч. ред. Г. Ф. Кумарина.– М., 1993.– 137 с.

10. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия / В. И. Гарбузов.– СПб., 1994.– 196 с.

11. Гарднер, Р. Психотерапия детских проблем / Р. Гарднер.– СПб., 2002.– 416 с.

12. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль; Пер. с нем. Н. Скородума; Послесл. В. Зеленского.– СПб., 2000.– 218 с.

13. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии / Ю. Г. Демьянов.– СПб., 1999.– 224 с.

14. Джинотт, Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Х. Дж. Джинотт; Пер с англ.– М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.– 272 с.

15. Егошкин, Ю. В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю. В. Егошкин.– М., 1995.– 17 с.

16. Заморев, С. И. Игровая психотерапия / С. И. Заморев.– СПб.: Речь, 2002.– 136 с.

17. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров.– М.: Просвещение, 1993.– 192с.

18. Зимелева, З. А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессии у подростков: Автореф. дис.... канд. психол. наук / З. А. Зимелева.– М., 2002.– 23 с.

19. Иванова, Г. П. Театр настроений: коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у младших школьников / Г. П. Иванова.– М., 2006.– 196 с.

20. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского.– М.: Прометей, 1994.– 136 с.

21. Игумнов, С. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ. посо­бие / С. А. Игумнов; Под ред. В. Т. Кондратенко.– М., 2001.– 176 с.

22. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие / О. А. Карабанова.– М.: Рос. пед. агентство, 1997.– 191 с.

23. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова.– СПб.: Питер, 2004.– 224 с.

24. Кондракова, И. Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Э. Кондракова.– СПб., 2000.– 20 с.

25. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением / И. Кухранова // Воспитание школьников.– 2002.– № 10.– С. 31–33.

26. Лэндрет, Г. М. Игровая терапия: искусство отношений / Г. М. Лэндрет; Пер. с англ.– М.: Междунар. пед. академия, 1994.– 358 с.

27. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребен­ком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.– СПб.: Речь, 2002.– 190 с.

28. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.– СПб.: Речь, 2003.– 136 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.119 с.)