Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности школьников по экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности школьников по экологии



Беляевой Ларисы Николаевны

 

на тему: «Формы и методы организации исследовательской деятельности учащихся по экологии»

 

 

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Баранова А.Н.

 

Студентка:

Беляева Л.Н.

 

Йошкар-Ола, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности школьников по экологии

1.1. Экологическое образование и устойчивое развитие общества……4

1.2. Исследовательская деятельность школьников по экологии……........8

1.2.1. Теоретические основы исследовательской работы……………….8

1.2.2. Методы исследовательской работы учащихся…………………...12

Глава 2. Методические условия организации исследовательской деятельности школьников по экологии

2.1. Формы организации исследовательской деятельности……………..16

2.2. Этапы организации исследовательской работы………………..........23

2.3. Методы организации исследовательской работы школьников по экологии………………………………………………………………..25

2.4. Материально-технические условия исследовательской деятельности школьников по экологии……………………………………………...28

2.5. Исследовательский метод как основа проектной деятельности на уроке………………………………………………………………........30

Заключение………………………………………………………………………34

Список литературы………………………………………………………………35

 


 

Введение

Самой важной духовной потребностью человека является потребность в знаниях. Испокон веков он старается её удовлетворить различным способом. Некоторые наблюдают за процессами, происходящими вокруг себя, а другие пытаются найти ответ, объяснение этим явлениям. Как стимулировать природную потребность ребенка в новых знаниях? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики [13].

В условиях информационного общества важной составляющей готовности к решению поставленных социумом задач является сформированность умения работать с информацией, определять наиболее рациональные методы и средства решения поставленных задач. Другими словами, современный специалист должен обладать навыками и владеть современными технологиями самостоятельной исследовательской деятельности. Важность интеллектуального творческого развития и выбор методов обучения, способствующих этому развитию, стала очевидной в настоящее время [1].

Цель работы: провести анализ форм и методов организации исследовательской деятельности учащихся по экологии.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы организации исследовательской деятельности

2. Изучить методическую литературу по исследуемой проблеме;

3. Выявить наиболее эффективные формы и методы для использования в педагогической практике.

Методы: анализ и синтез научно-педагогической литературы по данной теме.

Исследовательская деятельность школьников по экологии

Глава 2. Методические условия организации исследовательской деятельности школьников по экологии

Этапы организации исследовательской работы

При проектировании и организации указанных форм педагог планирует ряд этапов, перечень которых в целом остаётся одним и тем же для разных форм организации исследовательской деятельности.

Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предмета:

• степень связи с базовой программой соответствующего класса;

• наличие собственной практики научной работы в избранной области;

• возможности консультационной помощи специалистов и её формы;

• форма образовательной деятельности в плане работы учреждения.

Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия):

• доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);

• опора на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы);

• необходимость и достаточность объёма теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.

Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы:

• соответствие выбираемой темы преподанному теоретическому материалу;

• соответствие сложности темы и объёма работы возможностям учащихся;

• исследовательский характер темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования;

• соответствие задач цели, адекватность гипотезы.

Этап 4. Подбор и освоение методики исследования:

• методологическая корректность методики – соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования;

• соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объёму и характеру исследования;

• доступность освоения и реализации школьниками.

Этап 5. Сбор и первичная обработка материала:

• доступность запланированного объёма работ учащимся;

• доступность объекта исследования;

• адекватность используемой методики объекту и условиям исследования.

Этап 6. Анализ, выводы:

• наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками;

• соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам сформулированной цели.

Этап 7. Презентация, защита работы:

• правильность оформления итогов;

• отражение этапов исследования;

• отражение авторской позиции учащегося [7].

Педагог выступает не только в роли наставника, но и в качестве помощника и участника исследовательской работы. Он определяет направление исследования, помогает учащимся выбрать тему, определить цели, задачи, методы исследования. Он контролирует работу.


 

Заключение

Роль исследовательской деятельности в современном мире очень велика. Исследовательская работа ученика предполагает самостоятельную работу, поиск информации, рациональных методов решения поставленных задач.

На основании анализа научно-педагогической литературы нами было выявлено:

9 основных формы организации исследовательской деятельности:

1. проблемное ведение уроков

2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов

3. Курсы в рамках школьного компонента

4. Программы дополнительного образования

5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий

6. Реализация общешкольных проектов

7. Организация походов и экспедиций

8. Проведение научно-практических конференций и конкурсов

9. Поддержка деятельности тематических клубов и молодёжных объединений;

И 4 метода организации исследовательской деятельности учащихся:

1. Использование исследовательских заданий. В этом методе выделяют три типа задач: познавательные, творческие и исследовательские.

2. Проблемный метод

3. Метод проектов

4. Эвристическая беседа

В зависимости от условий школы педагог выбирает наиболее подходящую форму организации исследовательской деятельности. На наш взгляд, для городских школ наиболее подходящими формами исследовательской деятельности являются: проблемное ведение уроков, программы дополнительного образования, проведение конференций и конкурсов. В связи с тем, что городские дети ограничены общением с природой, доступны не все формы дополнительного образования. Такие формы как школьное лесничество, экологический лагерь, проведение экскурсий и экспедиций используются для длительного общения с природными объектами. Поэтому эти формы организации исследовательской деятельности подходят для сельских школ.

Выбор же педагогом метода организации исследовательской деятельности учащихся зависит от того где он используется. На уроках целесообразно использовать исследовательские задания, проблемный метод обучения, во внеурочное же время эффективно использовать метод проектов, так как он метод проектов требует времени для подготовки проекта. То есть конечного продукта. В качестве конечного продукта могут выступать как презентации, так и различные модели, макеты.

Также на выбор форм и методов организации исследовательской деятельности влияет материально-техническое оснащение школы. В школах, имеющих хорошую материально-техническую базу, уровень исследовательских работ учащихся выше, чем в школах с бедной материально-технической базой.

Также анализ литературы показал, что важна интеграция основного и дополнительного образования. Только при совместном использовании методов исследовательской деятельности в основном и дополнительном образовании можно получить разносторонне развитую личность, адаптированную к современным условиям общества.


 

Список использованной литературы

1. Булдыгина, С. В. Самостоятельная работа учащихся в контексте исследовательской и проектной деятельности / С. В. Булдыгина // Педагогика. – 2012. - № 9. – С. 122-124.

2. Виноградова, Е.А. Методическая разработка на тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении физике» [Электронный ресурс] / Е. А. Виноградова. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs2/index-573951.html.

3. Герасимова, С. И. Взаимодействие школьников с природными объектами / С.И. Герасимова // Дополнительное образование. – 2005. - № 2. – С. 34-39.

4. Ивочкина, Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Т. Ивочкина // Народное образование. – 2000. - № 3. С. 136-138.

5. Кельбас, Р.В. Роль учебно-опытного участка в экологическом образовании и воспитании школьников / Р.В. Кельбас // Дополнительное образование. – 2004. - № 4. – С. 11-12.

6. Куришкина, Л.А. Научное общество школьников: (особенности организации исследовательской работы) / Л.А. Куришкина // География и экология в школе XXI века. – 2004. - № 8. – С. 56-60.

7. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: «Народное образование», 2001. – С. 38-48.

8. Лудченко, А.А. Основы научных исследований / А.А. Лудченко, Я.А. Лудченко, Т.А. Примак; под ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд., стер. – Киев: О-во "Знания", КОО, 2001. – 113 с.

9. Научно–исследовательская деятельность учащихся [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00118267_0.html.

10. Основы экологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/Ecol/08.html.

11. Петрова, А.В. Организация исследовательской деятельности с учащимися по экологии во внеклассное время / А.В. Петрова. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийск. ин-т образования», 2009. – 30 с.

12. Родзин В. И. Основы экологического мониторинга (инженерные задачи рационального природопользования) /В. И. Родзин, Г. В. Семенцов под ред. Н. Г. Малышева. - Таганрог: ТРТИ, 1988. - 260 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st015.shtml.

13. Савенков, А. И. Методические рекомендации участникам конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / А. И. Савенков // - М., 2007. – 47 с.

14. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению – М.: «Ось-89», 2006. - 480 с.

15. Чудаева Е. В. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? [Электронный ресурс] / Е. В. Чудаева// – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/chem-issledovatelskaya-deyatelnost-otlichaetsya-ot-proektnoi-d.

16. Шитиков В. К. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации /В. К. Шитиков, Г. С. Розенберг, Т. Д. Зинченко // – Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. – 463 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ievbras.ru/ecostat/Kiril/Library/Book1/Content124/Content124.htm.

17. Шишкина, О.В. Формирование экологической культуры учащихся в процессе взаимодействия основного и дополнительного образования: монография / О.В. Шишкина. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. – 164 с.

18. Эмпирические методы исследования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-206824.html.

Беляевой Ларисы Николаевны

 

на тему: «Формы и методы организации исследовательской деятельности учащихся по экологии»

 

 

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Баранова А.Н.

 

Студентка:

Беляева Л.Н.

 

Йошкар-Ола, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности школьников по экологии

1.1. Экологическое образование и устойчивое развитие общества……4

1.2. Исследовательская деятельность школьников по экологии……........8

1.2.1. Теоретические основы исследовательской работы……………….8

1.2.2. Методы исследовательской работы учащихся…………………...12

Глава 2. Методические условия организации исследовательской деятельности школьников по экологии

2.1. Формы организации исследовательской деятельности……………..16

2.2. Этапы организации исследовательской работы………………..........23

2.3. Методы организации исследовательской работы школьников по экологии………………………………………………………………..25

2.4. Материально-технические условия исследовательской деятельности школьников по экологии……………………………………………...28

2.5. Исследовательский метод как основа проектной деятельности на уроке………………………………………………………………........30

Заключение………………………………………………………………………34

Список литературы………………………………………………………………35

 


 

Введение

Самой важной духовной потребностью человека является потребность в знаниях. Испокон веков он старается её удовлетворить различным способом. Некоторые наблюдают за процессами, происходящими вокруг себя, а другие пытаются найти ответ, объяснение этим явлениям. Как стимулировать природную потребность ребенка в новых знаниях? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики [13].

В условиях информационного общества важной составляющей готовности к решению поставленных социумом задач является сформированность умения работать с информацией, определять наиболее рациональные методы и средства решения поставленных задач. Другими словами, современный специалист должен обладать навыками и владеть современными технологиями самостоятельной исследовательской деятельности. Важность интеллектуального творческого развития и выбор методов обучения, способствующих этому развитию, стала очевидной в настоящее время [1].

Цель работы: провести анализ форм и методов организации исследовательской деятельности учащихся по экологии.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы организации исследовательской деятельности

2. Изучить методическую литературу по исследуемой проблеме;

3. Выявить наиболее эффективные формы и методы для использования в педагогической практике.

Методы: анализ и синтез научно-педагогической литературы по данной теме.

Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности школьников по экологии

1.1. Экологическое образование и устойчивое развитие общества

Экологическое образование часто понимают в широком смысле – как непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, которая направлена на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, как процесс устойчивого развития человечества, как совместную эволюцию Природы и Общества. Этой точки зрения придерживаются А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Н.Н.Моисеев, И.Т.Суравегина, и другие ученые и педагоги-практики [17].

Экологическое образование – не только комплекс овладения естественнонаучными знаниями и отношениями, но и часть культуры человека с большим нравственным, гуманистическим и прагматическим содержанием. В таком аспекте экологическое образование вошло в практику обучения как важнейшее условие сохранения существования человечества. Поэтому экологическое образование стало частью мировой стратегии устойчивого развития. Главная направленность концепции экологического образования состоит в том, что у учащихся должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определенные качества личности, поэтому необходимо говорить об экологическом образовании и воспитании и рассматривать экологическое образование и воспитание как одно из приоритетных направлений развития современной науки и практики. В педагогических исследованиях экологическое образование и воспитание признается одной из ведущих задач школы, которая должна реализовываться путем целенаправленной, непрерывной, специально организованной деятельности [17].

Экологическое образование и воспитание школьников организуется в рамках основного образования и дополнительного образования детей. По мнению Шишкиной О.В., взаимосвязь и интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет создать социально-психологические условия в процессе творческой практической деятельности. Дополнительное экологическое образование детей тесно связано с образованием основным (расширяет и углубляет его), но и отличается от него способом педагогического руководства деятельностью учащихся. Его специфика в том, что ребенок вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями. Дополнительное образование детей предоставляет возможности для обучения «об» окружающей среде, «в» окружающей среде, «через» окружающую среду и в «целях» улучшения окружающей среды и благосостояния людей [17].

Существующая система основного и дополнительного экологического образования детей включает значительный объем экологических знаний, умений и отношений, реализующих эти требования в направлении развития экологической культуры. Но она имеет пока бессистемный, разрозненный характер, и подчас проводится в виде эпизодических мероприятий. Устранить имеющиеся противоречия можно лишь посредством реализации целостной концепции развития непрерывного экологического образования, генеральная цель которой – формирование экологической культуры [17].

Для успешного непрерывного экологического образования и воспитания нужен ряд условий: создание научно-технического и методического обеспечения; обобщение и распространение педагогического опыта; внедрение целостной программы развития непрерывного экологического образования; создание разнообразной организации образовательного процесса; осуществление качественно новой подготовки учителей и т.д. Поэтому специалисты многих стран единодушно признают важнейшим педагогическим условием экологического образования и воспитания наряду с теоретическим обучением в классе организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы [17].

В процессе взаимодействия основного и дополнительного экологического образования детей выделяют следующие направления деятельности учащихся: исследовательское, природоохранное, эколого-образовательное, туристско-краеведческое, культурно-экологическое, информационно-просветительское, комплексное.

Психологическая и педагогическая сущность учебно-исследовательской деятельности в системе образования и ее возможности для развития личности учащихся раскрыты в работах ведущих отечественных психологов и педагогов – Л.С.Выготского, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной и др. [17].

В учебно-исследовательской деятельности создаются достаточные и необходимые условия для целенаправленного формирования системы естественнонаучных и специальных экологических знаний с учетом их межпредметной интеграции. Такие знания мобильны и могут быть творчески использованы в осмыслении и разрешении экологических проблем. В ходе учебно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают общенаучными и естественнонаучными методами познания, приобретая первоначально адекватные им учебно-исследовательские умения. В учебно-исследовательской деятельности развивается способность к ведению и постановке проблемы, к нахождению способов ее разрешения. Кроме того во время учебно-исследовательской деятельности у учащихся развиваются интеллектуальные, организационные и коммуникативные умения [17].

Таким образом, экологическое образование является важным фактором устойчивого развития человечества. Поэтому необходимо развивать это направление уже в школе посредством системы основного и дополнительного экологического образования. Их взаимосвязь и интеграция позволяет создать условия для развития творческой личности. Рассмотрим исследовательское направление взаимосвязи основного и дополнительного образования.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.057 с.)