Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследовательский метод как основа проектной деятельности на уроке↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стремление учителей к практической реализации исследовательского метода обучения объясняется большими потенциальными возможностями повышения эффективности и качества образования и развития самостоятельности учащихся. Использование метода позволяет организовать познавательную деятельность учащихся адекватно целям личностно-ориентированного обучения [1]. Успешность применения этого метода обуславливается сформированностью навыков самостоятельной поисковой работы учащихся. Процесс должен начинаться с постановки учителем ситуации, в которой ученики находят проблему, формулируют ее, находят пути решения, отстаивают свою точку зрения, создают проекты, участвуют в дискуссии. Урок в этих условиях должен иметь более сложную структуру, чем при традиционном обучении. Главным при этом являются дискуссия, обсуждение, беседа, сравнение, доказательство и опровержение. А основными видами практических работ должны быть наблюдение, эксперимент, опыт, самостоятельный поиск информации и работа с книгой. Этапы изучения нового материала и его закрепления должны объединяться в единый учебно-познавательный процесс. Такая структура урока обеспечивает усвоение материала, активизирует умственное развитие ученика. Булдыгина С.В. считает, что последовательное усложнение содержания, форм, способов учения, требуемых для выполнения самостоятельных работ, готовит учащихся к более сложной исследовательской работе на уроке и вне его [1]. Главным отличием исследовательской деятельности от самостоятельной работы на уроке является то, что она не имеет жесткой регламентации и нацелена на получение новой информации. Самостоятельная работа же ограничена изначальными параметрами и условиями. Применение системы разнообразных видов самостоятельных работ, в ходе которых учащиеся активно приобретают знания самостоятельно, в сочетании с изложением знаний учителем может дать положительный эффект в процессе активизации познавательной и учебно-исследовательской деятельности учащихся и формирование навыков самостоятельности [1]. Для активизации исследовательской деятельности Булдыгина С.В. предлагает четыре типа самостоятельных работ: 1. Самостоятельные работы репродуктивного типа, оперирующие имеющимися знаниями: воспроизводящие, тренировочные, обзорные, проверочные. 2. Самостоятельные работы познавательно-поискового эвристического типа, в ходе которых учащиеся приобретают новые знания: побудительные, констатирующие, экспериментально-поисковые, логически-поисковые. 3. Самостоятельные работы творческого типа, в ходе которых, опираясь на уже имеющиеся знания и опыт, школьники создают нечто новое, оригинальное: художественно-образные, научно-творческие, конструктивно-технические. 4. Самостоятельные работы познавательно-критического типа, связанные с расширением связи обучения с жизнью и производством: учебно-практические, общественно-практические. Суть самостоятельных исследовательских работ она видит в создании проблемных ситуаций, при решении которых у учащихся формируется познавательный интерес. Основной целью самостоятельной учебно-исследовательской работы является закрепление и углубление полученных на уроке знаний, а также творческая самостоятельная исследовательская и поисковая работа [1]. Основные функции учебного исследования в образовательном процессе: • путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков; освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов; • инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся; • способ профориентации и начальной профессиональной подготовки; • средство обретения молодым поколением культурных ценностей и традиции научного сообщества. Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение: • создание познавательной базы исследовательской компетентности – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задаётся через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом; • развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности «строить» себя как человека, субъекта собственной деятельности; • введение ребёнка в мир культуры с помощью культуры научного сообщества – освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества; • приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом [18]. Роль же учителя в этом процессе – научить учащихся правильному выполнению задания, определить объем и степень трудности задания, способствовать творческой работе, побуждение к получению новых знаний. Рассматривая особенности применения исследовательского метода на уроке, не следует забывать и о коллективной учебно-исследовательской деятельности, организация которой возможна на следующих пяти уровнях: одновременная работа в коллективе; работа в парах; групповая работа; межгрупповая работа, основанная на сотрудничестве; фронтально-коллективная работа. [1]. Внедрение различных видов учебно-исследовательской деятельности в процесс обучения позволяет разнообразить подачу материала, повысить интерес учащихся к познавательному процессу, а также развить навыки поисковой деятельности. По мнению Булдыгиной С.В., учебно-исследовательская деятельность должна культивироваться в школе, так как формирует и развивает навыки самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, умение излагать и отстаивать собственные идеи, а также необходимые коммуникативные компетенции учащихся.
Заключение Роль исследовательской деятельности в современном мире очень велика. Исследовательская работа ученика предполагает самостоятельную работу, поиск информации, рациональных методов решения поставленных задач. На основании анализа научно-педагогической литературы нами было выявлено: 9 основных формы организации исследовательской деятельности: 1. проблемное ведение уроков 2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов 3. Курсы в рамках школьного компонента 4. Программы дополнительного образования 5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий 6. Реализация общешкольных проектов 7. Организация походов и экспедиций 8. Проведение научно-практических конференций и конкурсов 9. Поддержка деятельности тематических клубов и молодёжных объединений; И 4 метода организации исследовательской деятельности учащихся: 1. Использование исследовательских заданий. В этом методе выделяют три типа задач: познавательные, творческие и исследовательские. 2. Проблемный метод 3. Метод проектов 4. Эвристическая беседа В зависимости от условий школы педагог выбирает наиболее подходящую форму организации исследовательской деятельности. На наш взгляд, для городских школ наиболее подходящими формами исследовательской деятельности являются: проблемное ведение уроков, программы дополнительного образования, проведение конференций и конкурсов. В связи с тем, что городские дети ограничены общением с природой, доступны не все формы дополнительного образования. Такие формы как школьное лесничество, экологический лагерь, проведение экскурсий и экспедиций используются для длительного общения с природными объектами. Поэтому эти формы организации исследовательской деятельности подходят для сельских школ. Выбор же педагогом метода организации исследовательской деятельности учащихся зависит от того где он используется. На уроках целесообразно использовать исследовательские задания, проблемный метод обучения, во внеурочное же время эффективно использовать метод проектов, так как он метод проектов требует времени для подготовки проекта. То есть конечного продукта. В качестве конечного продукта могут выступать как презентации, так и различные модели, макеты. Также на выбор форм и методов организации исследовательской деятельности влияет материально-техническое оснащение школы. В школах, имеющих хорошую материально-техническую базу, уровень исследовательских работ учащихся выше, чем в школах с бедной материально-технической базой. Также анализ литературы показал, что важна интеграция основного и дополнительного образования. Только при совместном использовании методов исследовательской деятельности в основном и дополнительном образовании можно получить разносторонне развитую личность, адаптированную к современным условиям общества.
Список использованной литературы 1. Булдыгина, С. В. Самостоятельная работа учащихся в контексте исследовательской и проектной деятельности / С. В. Булдыгина // Педагогика. – 2012. - № 9. – С. 122-124. 2. Виноградова, Е.А. Методическая разработка на тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении физике» [Электронный ресурс] / Е. А. Виноградова. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs2/index-573951.html. 3. Герасимова, С. И. Взаимодействие школьников с природными объектами / С.И. Герасимова // Дополнительное образование. – 2005. - № 2. – С. 34-39. 4. Ивочкина, Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Т. Ивочкина // Народное образование. – 2000. - № 3. С. 136-138. 5. Кельбас, Р.В. Роль учебно-опытного участка в экологическом образовании и воспитании школьников / Р.В. Кельбас // Дополнительное образование. – 2004. - № 4. – С. 11-12. 6. Куришкина, Л.А. Научное общество школьников: (особенности организации исследовательской работы) / Л.А. Куришкина // География и экология в школе XXI века. – 2004. - № 8. – С. 56-60. 7. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: «Народное образование», 2001. – С. 38-48. 8. Лудченко, А.А. Основы научных исследований / А.А. Лудченко, Я.А. Лудченко, Т.А. Примак; под ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд., стер. – Киев: О-во "Знания", КОО, 2001. – 113 с. 9. Научно–исследовательская деятельность учащихся [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00118267_0.html. 10. Основы экологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/Ecol/08.html. 11. Петрова, А.В. Организация исследовательской деятельности с учащимися по экологии во внеклассное время / А.В. Петрова. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийск. ин-т образования», 2009. – 30 с. 12. Родзин В. И. Основы экологического мониторинга (инженерные задачи рационального природопользования) /В. И. Родзин, Г. В. Семенцов под ред. Н. Г. Малышева. - Таганрог: ТРТИ, 1988. - 260 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st015.shtml. 13. Савенков, А. И. Методические рекомендации участникам конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / А. И. Савенков // - М., 2007. – 47 с. 14. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению – М.: «Ось-89», 2006. - 480 с. 15. Чудаева Е. В. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? [Электронный ресурс] / Е. В. Чудаева// – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/chem-issledovatelskaya-deyatelnost-otlichaetsya-ot-proektnoi-d. 16. Шитиков В. К. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации /В. К. Шитиков, Г. С. Розенберг, Т. Д. Зинченко // – Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. – 463 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ievbras.ru/ecostat/Kiril/Library/Book1/Content124/Content124.htm. 17. Шишкина, О.В. Формирование экологической культуры учащихся в процессе взаимодействия основного и дополнительного образования: монография / О.В. Шишкина. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. – 164 с. 18. Эмпирические методы исследования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-206824.html.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.011 с.) |