Методы организации исследовательской работы школьников по экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы организации исследовательской работы школьников по экологии



Для активации и развития исследовательской и познавательной деятельности учащихся педагог может использовать различные методы организации исследовательской деятельности. Рассмотрим основные методы.

1. Использование исследовательских заданий. Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимым определенный срок (неделю, месяц); задания групповые и индивидуальные; работы для участия в учебно-исследовательских проектах [2]. Выделяют три вида задач:

a) Познавательные задачи. При изучении нового материала познавательная задача используется в качестве мотивирующей.Через постановку познавательных задач осуществляется развитие самостоятельности и активности учащихся на уроках.

b) Творческие задачи. Решение творческих задач возможно на этапе закрепления знаний.

c) Исследовательские задания. В процессе решения такого задания обучающиеся проводят исследования, которые характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза. Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Исследователь должен ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Проблема формируется в теме исследования. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование её актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: “Почему надо изучить данную проблему”. Тема уточняет проблему, очерчивает границы исследования, конкретизирует основной замысел. Объект исследования - круг изучаемых предметов или явлений. Необходимо ответить на вопрос “Что будем исследовать” Что рассматривается?”. Предмет исследования – включает связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования отвечает на вопросы: “Когда?”, “В связи с чем?”, “В каких условиях?”. Цель исследования -это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задачи исследования представляют алгоритм действий исследовательской работы, этапы достижения цели. Задачи всегда содержат искомое, требуемое, рассчитанное на совершенствование определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения проблемы. Формулировка задач начинается с глаголов, которые показывают, что нужно сделать: выявить, проверить, провести анализ, обобщить, охарактеризовать, систематизировать. Первая задача связана с выявлением, уточнением, обоснованием сущности и структуры изучаемого объекта исследования. Вторая задача – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики его развития. Третья задача со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая задача с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого предмета, т. е. с практическими аспектами работы. Гипотеза исследования – это обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотеза – это предположение, при котором на основе ряда факторов делается заключение о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Исследовательские задания могут быть средством изучения нового материала.Экспериментально-исследовательские задания являются основным видом творческих заданий, используемых на уроке и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного [2].

2. Проблемный метод: Для развития познавательных способностей необходимо в ходе обучения ставить учащихся в такие ситуации, в которых они вынуждены высказывать предположения, строить догадки, т.е. создавать проблемные ситуации на уроке [2].

3. Метод проектов. На первом этапе работы над проектом (на первом уроке) осуществляется выбор тем исследований, формирование групп, определение основополагающего и рабочих вопросов. На втором этапе – изучение литературы, отбор информации, проведение опытов, экспериментов, наблюдений, исследований с анализом, обобщением полученных результатов с формулированием выводов и формулированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается конечный продукт. Защита проекта осуществляется на обобщающем уроке по теме. Проект может осуществляться как во внеурочное время, так и во время урока.

4. Эвристическая беседа может включать вопросы и частично-поисковые задания, требующие от учащихся высказываний интуитивного характера (догадки, выдвижения предположений). Такая беседа имеет исследовательский характер [2].

Существуют и другие методы организации исследовательской деятельности учащихся. Педагог подбирает метод, наиболее подходящий для участника исследовательской работы.


 

2.4. Материально-технические условия исследовательской деятельности школьников по экологии.

Для организации и проведения исследовательской работы необходимо не только выбор форм и методов исследования, также не маловажную роль играет материально-технические условия.

Таблица 1. Перечень приборов и материалов, используемых в исследовательских работах (по Ашихминой Т.Я.)

Наименование прибора (материала) Назначение
Карты местности, планшет, линейка, компас, миллиметровая бумага, рабочая тетрадь, транспортир, микрокалькулятор Картирование объектов, определение местности, выполнение плана местности, картосхем, определение сторон горизонта
Колышки, бечевка, шнур, лента сантиметровая, рулетка, рейки 1,5-2 м Разметка пробных площадок, измерение расстояний
Нивелир Нивелирование
Лопата, нож Выполнение почвенных разрезов, прикопок, взятие образцом почвы
Упаковочные материалы: Мешочки, картонные коробки, пакеты бумажные, полиэтиленовые Транспортировка и хранение проб почвы и растительности
Папка гербарная Гербаризация растений
Банки стеклянные Транспортировка и хранение проб воды, сборка насекомых
Сачок водный Взятие образцов водной фауны и флоры
Посуда химическая (колбы мерные, конические, мерные цилиндры, пипетки, бюксы, микробюретки, предметные и покровные стекла, чашки Петри, стеклянные палочки, трубочки, пробирки, воронки) Для качественных и количественных анализов
Фарфоровая посуда (тигли, чашки для выпаривания, керамические пластинки, фильтровальные воронки, ступки с пестиками) Прокаливание, выпаривание, аналитическое определение, измельчение проб почвы и растительности
Лабораторное оборудование (штативы металлические с держателями кольцами, штативы для пробирок, тигельные щипцы, пинцет, скальпель) Проведение химических анализов, взятие проб
Нагревательные приборы (сушильный шкаф, электроплитки, спиртовки, водяная баня) Высушивание, прокаливание, нагревание, выпаривание, стерилизация
Набор сит Просеивание, гранулометрический анализ почвенных образцов
Секундомеры, таймеры Измерение длительности процессов
Весы аналитические, весы технические Взвешивание технических и аналитических навесок
Дистиллятор Получение дистиллированной воды
Вытяжной шкаф Для работы с кислотами
Универсальная индикаторная бумага Определение рН воды, водных вытяжек и растворов, растительных экстрактов
Оптические приборы (лупа бинокулярная, микроскоп биологический, бинокль полевой) Наблюдение за объектами в природе, наблюдение за микрообъектами, изучение лишайников, пыльцы растений
Препаровальные иглы, пипетки медицинские Приготовление биологических препаратов
Комплект химических реактивов (кислоты, щелочи, соли, растворители Для аналитических определений

 

Таким образом, для успешного проведения исследовательской работы необходимы не только организаторские способности учителя и желание учащегося, но и хорошая материально-техническая база школы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.007 с.)