Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социологии и социальной работы

Кафедра социологии и социальной работы

В.В.Маслова

Методические указания к выполнению

и оформлению курсовых работ

по дисциплине „Теория и история педагогики”

для студентов дневного и заочного отделения

специальности 6.010104 "Профессиональное образование"

Мариуполь 2009

 

Методические указания к выполнению и оформлению курсовых работ по дисциплине „Теория и история педагогики” для студентов специальности 6.010104 "Профессиональное образование" / ПГТУ. Кафедра социологии и социальной работы; сост. В.В.Маслова. – Мариуполь, 2009. – 21 с.

Методические указания разработаны на основе методических рекомендаций базового вуза – УИПА – по данной дисциплине:

Педагогіка. Методичні рекомендації до виконання та оформлення курсових робіт для студентів спеціальностей інженерно-педагогічного профілю / Упоряд.: Н.О.Кучменко, І.С. посохова. – Харків: УІПА, 1997. – 28с. – Рос. Мовою.

 

В пособии рассмотрены цели, задачи, содержание курсовой работы по дисциплине "Теория и история педагогики" для студентов, обучающихся по специальности 6.010104 "Профессиональное образование". Определяются требования к содержанию и выполнению работы. Даны темы курсовых работ с примерными списками литературы.

 

Составитель: В.В. Маслова, ст. препод.    
Ответственный за выпуск: В.В.Харабет, доц., к.п.н., зав. каф. социологии и социальной работы

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

социологии и социальной работы

протокол № 3 от 30.09 2009 г.

 

Рекомендовано

методической комиссией

инженерно-педагогического факультета

протокол № от 2009 г.

Содержание

 

Цели и задачи курсовой работы.

Этапы выполнения курсовой работы.

Требования к содержанию курсовой работы.

Оформление курсовой работы.

Темы курсовых работ.

Приложения.

 

Цели и задачи курсовой работы

Выполнение курсовой работы по педагогике - важный этап в профессиональном становлении инженера-педагога. Она является самостоятельной учебно-исследовательской работой студента, предпола­гает его творческую деятельность по применению знаний и умений, полученных как при изучении педагогики, так и других психолого-педагогических дисциплин для раскрытия конкретной темы.

Цель курсовой работы - углубление и применение теоретических знаний, развитие научно-исследовательских способностей, формирование педагогического мышления.

В ходе курсовой работы вам предстоит:

Ø систематизировать и обобщить свои знания по педагогике и смежным дисциплинам;

Ø научиться анализировать педагогическую литературу, периоди­ку, практический опыт, используя при этом различные методы научно-педагогического исследования;

Ø логично и аргументирование изложить суть вопросов плана работы в контексте выбранной темы.

Тематика курсовых работ охватывает все разделы курса общей педагогики и включает наиболее актуальные, значимые темы истори­ческого раздела, общих основ педагогики, дидактики и теории воспитания.

По характеру предмета и методов научно-педагогического исследования (преобладают теоретические или экспериментально-практиче­ские методы) курсовые работы условно подразделяют на реферативные и исследовательские.

В реферативных курсовых работах особое значение приобретает умение работать с литературой: выполнять библиографический поиск, критически оценивать научную информацию, анализировать позиции разных исследователей или научных школ по изучаемой проблеме, аргу­ментировать, свою точку зрения по отношению к приведенным в литера­туре мнениям, делать сравнения, обобщения и выводы.

Творческую направленность работе придает дополнительное использование студентом методов практического педагогического исследования. Это позволяет учесть свой опыт, дополнить теоретические рассуждения фактами, полученными при проведении беседы или анкеты с учащимися, студен­тами, преподавателями учебных заведений и т.п., что расширяет воз­можности реферативной работы.

Исследовательские курсовые работы являются результатом анали­за собственного опыта учебно-воспитательной деятельности и экспе­римента, а также педагогического опыта преподавателей и мастеров учебных заведений. Работы этого типа учат научному поиску и пред­видению. При их выполнении очень важно овладеть методикой педаго­гического исследования: уметь составлять план исследования; отби­рать пути и средства его практической реализации; анализировать, обобщать и объяснять полученные результаты. Исследовательские ра­боты, как правило, включают и реферативную часть, содержащую исто­рию и теорию рассматриваемого вопроса. Объем этой части состав­ляет 20-25 % общего объема работы.

 

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы.

Каждый студент может выбрать любую тему или предложить свою. Но в этом случае тема должна быть утверждена кафедрой педагогики.

Вхождение в тему, библиографический поиск.

Вы обращаетесь к рекомендованному списку литературы, допол­няете его своим coбcтвeнным библиографическим поиском, отбираете статьи в педагогических журналах и других периодических изданиях. Составляете список литературы, изучаете ее, реферируете. Анализи­руете состояние проблем на практике.

3. Составление плана работы.

Для составления плана курсовой работы вам предстоит опреде­лить круг вопросов и последовательность их освещения в работе, а также методологические основы исследования.

Затем особое внимание следует обратить на выбор научно-исследовательских методов разра­ботки темы, спланировать методику исследования (протоколы наблюдений, анкеты, опросные листы, таблицы и т.д.) и графическую часть работы (схемы, графики, диаграммы, иллюстративные материал и т.д.).

Педагогическое исследование.

Проводите теоретическое и опытно-экспериментальное исследова­ние (если последнее предусмотрено методами работы). При необходи­мости заранее разрабатываете дидактические материалы (вопросы, за­дания, деловые игры и т.п.), изготавливаете плакаты, стенды и др.

Анализ результатов исследования.

Вы письменно излагаете накопленный материал по вопросам плана, связав их логически. Анализируете полученные теоретические и экспериментальные результаты. Самое главное на этом этапе - сфор­мулировать выводы и рекомендации.

Оформление работы.

Работа оформляется в соответствии с требованиями к содержанию курсовой работы и правилами ее оформления. После консультации с преподавателем работа корректируется, дополняется. Затем брошюру­ется и представляется для проверки, рецензирования и последующей защиты. Критериями оценки работы являются: адекватность содержа­ния теме, глубина, полнота раскрытия содержания, грамотность, аккуратность оформления.

Защита курсовой работы.

Она проходит в присутствии комиссии из числа преподавателей кафедры педагогики при участии руководителя работы. До защиты осуществляется рецензирование работы.

Процедура защиты: вы делаете сообщение на 10-12 мин. о содер­жании работы: ее задачах, способах их решения, приводите основные факты и выводы.

Затем выступают рецензент(ты) и студенты группы. Вам представляется заключительное слово для ответа на вопросы и замечания.

После этого работа оценивается по вышеуказанным крите­риям. Качество доклада и ответов на вопросы тоже влияют на оценку работы.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы:

· титульный лист,

· реферат,

· содержание (оглавление),

· введение,

· основная часть,

· заключение,

· список использованной литературы,

· приложения.

Объем курсовой работы 30-35 страниц.

Титульный лист служит обложкой работы и содержит сведения о теме, авторе, руководителе, оценке курсовой работы (Приложение 1).

Реферат содержит сведения об объеме, количестве иллюстраций, схем, таблиц, использованных источников, перечень ключевых слов и текстовую часть, кратко излагающую основные положения курсовой работы. Объем реферата – не более одной страницы.

Пример:

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 35 с., 2 ил., 2 сx., 3 табл., 12 ист.

Содержание включает введение, названия глав, параграфов, пунктов основной части, заключение, список литературы, приложения (если они имеются). (Приложение 2).

Во введении дается обоснование темы, включая краткий обзор литературы. Формулируется цель работы, гипотеза – научное предвидение результатов исследования. Определяются объект и предмет исследования.

Объектом исследования может служить образовательно-воспитательный процесс (педагогический). А предмет исследования связан с конкретной проблемой, отраженной в названии курсовой работы. Затем формулируются задачи исследования и отбираются методы научно-педагогического исследования (Приложение 3).

Содержание основной части зависит от характера темы и вклю­чает: обзор литературных источников, методику исследования, дидактическое или воспитательное обеспечение педагогического процесса, позволяющее решить поставленные задачи, результаты и анализ выполненной работы.

В первой главе анализируется состояние проблемы в теории и практическом опыте. Предметом анализа являются научные идеи и проблемы, возможные подходы к их разрешению, пути и средства решения поставленных задач.

Во второй_главе дается анализ собственных наблюдений, полученных фактов, данных опытно-экспериментальной работы. Методика исследования должна излагаться подробно, с обоснованием ее выбора, с четким раскрытием цели и программы опытно-экспериментальной части. Полученные результаты сопоставляются с теоретическими данными.

В заключении формулируются общие выводы и практические рекомендации.

Список литературы включает всю изученную и цитируемую литературу по теме курсовой работы.

Приложения включают вспомогательный материал (схемы, анкеты, таблицы, протоколы уроков).

 

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Работа выполняется рукописным, машинописным способом или на компьютере на одной стороне листа стандартного размера (бумага формата А 4 - 297х210 мм).

При написании текста соблюдают следующие поля: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 25 мм.

2. Заголовки структурных частей работы (кроме “Основная часть”) пишутся на отдельной строке прописными буквами: РЕФЕРАТ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ(Я).

Вместо слов “Основная часть” на отдельной строке прописными буквами пишут названия глав, cтpoчными буквами (кроме первой заглавной бук­вы) – названия параграфов и пунктов (Приложение 2).

Каждую структурную часть следует начинать с новой страницы.

3. Страницы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист и содержание (оглавление) включается в общую нумерацию, но порядко­вые цифры не ставятся. Нумерация начинается с цифры “3” и про­ставляется в правом верхнем углу.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются “Рис….” и нумеруются: первая цифра - номер раздела, вторая - порядковый номер иллюстра­ции.

Например: “Рис. 2.2.” (второй рисунок во втором разделе).

Аналогично нумеруются таблицы.

Например: “Таблица 1.1.”. Перенос таблицы на другую страницу выполняется так: “Таблица 1.1. (продолжение)”. Если в работе одна иллюстрация или таблица, то их не нумеру­ют и соответственно слова “Рис.” и “Таблица” не пишут.

4. Титульный лист оформляется согласно Приложению 1.

5. Список использованной литературы содержит перечень источ­ников, расположенных в алфавитном порядке. В тексте после фамилии автора, на которого ссылаются, или после цитирования, указывается номер источника и по необходимости страницы. Например: [6], [3, с.17].

Образцы оформления списка литературы приведены в При­ложении 4.

6. Порядок страниц приложения нумеруется как продолжение курсовой работы. Номер приложению присваивается по мере появления ссылок в тексте. Каждое новое приложение начинается с новой стра­ницы и обозначается арабскими цифрами. Например: “Приложение 2”.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Раздел: История педагогики

T.1. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки.

Т.2. Педагогические взгляды Д.Локка (Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дисгервега, К.Д.Ушинского, И.Сорока-Росинского. Я.Корчака) и их значение для развития современной педагогической науки.

Т.З. Образование и развитие педагогической мысли на Украине.

Т.4. Система образования и воспитания в России Х1Х-ХХ вв.

Т.5. Прогрессивные тенденции и перспективы развития отечест­венной системы образования.

Т.6. Истоки гуманистической педагогики в воззрениях древних философов и педагогов.

Литература:

1. 3анченкоГ.А. ДжонЛокк. М.,1973.

2. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М., 1974.

3. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990.

4. Константинов Н.А., Медынская Л.И. и др. История педаго­гики. М.: Просвещение, 1982.

5. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР (Под ред. С.Я. Батышева). М.: Просвещение, 1981.

 

6. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. М., 1981.

7. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педаго­гики. М., 1971.

8. Педагогика наших дней (Сост. В.П. Бедорханова). Краснодар, 1989.

 

Литература

1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новоси­бирск, 1989.

2. Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. - Минск, 1988.

 

3. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. - М., 1990.

4. Головаха Е.И., Панина Н.З. Психология человеческого взаимо­понимания. - Киев, 1989.

5. Демакова И.Д. Должность или призвание. - М.., 1991.

6. Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций / Под ред. А.А.Лиханова. - М.: Педагогика, 1983.

7. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещ.,-1990.

8. Дорохов А.А. Как себя вести: беседы о вежливости и пра­вилах поведения. - М., 1990.

9. Жариков Е., Крушельницкий И. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

11. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.: Комета, 1989.

12. Приходько Н.И. Педагогические основы самоуправления. - М.,1990.

13. Рогозин Ю.П. Секреты общения. - М.: Знание, 1991.

14. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогиче­ском процессе. - М., 1991.

15. Сафьянов В.И. Этика общения. - М.: Знание, № 11, 1991.

16. Титов В.А. В коллективе растет человек. - М.: Просвеще­ние, 1981.

 

Приложения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки УКРАИНЫ

 

ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по "Теории и истории педагогики"

Тема:______________________________________

______________________________________

Выполнил студент гр. ____________

_______________________________

Руководитель ___________________

Курсовая работа защищена _______

_______________________________

(оценка, дата защиты)

Мариуполь 2009

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3с.
1. (Название 1 главы прописными буквами) 5с.
1.1. (Название 1 параграфа) 5с.
1.2. …………………………………………. …с.
1.2.1. (Название 1 пункта 2 параграфа) …с.
1.2.2. ………………………………………. …с.
1.3. ………………………………………… …с.
2. (Название 2 главы прописными буквами) 18с.
2.1. …………………………………………. …с.
2.2. …………………………………………. …с.
2.3. ………………………………………… …с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33с.
ПРИЛОЖЕНИЯ 35с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Например, тема курсовой работы: “Педагогические условия раз­вития интереса к будущей профессии у учащихся ПТУ”.

 

Объект исследования: процесс обучения по профильным дисцип­линам.

 

Предмет исследования: возможности использования различных форм, методов, приемов, средств обучения, усиливающих профессио­нальную направленность личности учащегося.

 

Задачи:

- выявить педагогическую сущность исследуемых понятий - ин­терес, профессиональный интерес;

- провести анализ программ и учебных пособий по профильным дисциплинам с целью определения содержания, имеющего профессио­нальную направленность;

- изучить состояние вопроса в теории и практике работы ПТУ (лицея, техникума, колледжа);

- выполнить экспериментальную проверку эффективности актив­ных методов и средств обучения как условий развития профессио­нального интереса;

- разработать содержание тестов, анкет, контрольных работ, творческих индивидуальных заданий для оценки широты или узости профессионального интереса;

- сформулировать критерии эффективности используемых методов и средств обучения; экспериментально проверить влияние методов и средств на развитие интереса.

 

Решение поставленных задач связано с применением различных методовпедагогического исследования, в числе которых могут быть:

Ø педагогическое наблюдение,

Ø изучение действующих учебных программ по отдельным дисциплинам, а также других документов;

Ø педагогиче­ский эксперимент;

Ø изучение и обобщение передового педагогиче­ского опыта;

Ø социологические методы (анкетирование, интервьюиро­вание, тестирование, рейтинг);

Ø методы математической статистики,

Ø теоретический анализ специальной научно-педагогической литературы и другие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Произведения педагогов

 

Макаренко А.С. Радость творческого труда. Пед. соч. в 8 т. Т.7. - М.: Педагогика. 1986. - С.16-18.

(Собрание сочинений)

 

Описание книги

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 446с.

(Авторская книга)

 

Политехническое образование и всестороннее развитие личности школьника / Под ред. П.Р.Атутова. - М.: Педагогика, 1985. - 196с.

(Монография)

 

Введение в научное исследование по педагогике: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К.Бабанский, В.И. Журавлев, В.К.Розов и др. / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. – 239с.

 

Кафедра социологии и социальной работы

В.В.Маслова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.014 с.)