Формы организации исследовательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации исследовательской деятельности



Исследовательская деятельность учащихся в России, как специфическое научно-методическое направление, имеет давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук, представлявшие собой упрощенный вариант взрослых академических исследований коллективов. Главной целью подобных объединений являлась подготовка абитуриентов в вузы и взращивание новых кадров научно-исследовательских институтов. На практике же, в рамках такой работы шёл стандартный учебно-воспитательный процесс, но более индивидуализированный. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки, термин «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает идея исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования [7].

При организации различных форм исследовательской деятельности отправной точкой является представление о дидактической единице исследовательской деятельности – совместно разрабатываемом учащимся и его руководителем исследовательском задании, в котором задаются нормы работы (такие, как структура исследования, метод, стандарт представления результатов). Одновременно руководителем создаются условия для самостоятельного аргументированного выбора учащимся тематики и направлений исследований, объекта, версий объяснения результатов (анализа), рефлексии хода проведённого исследования по схеме:

• мотивация;

• инициирование постановки исследовательских задач;

• анализ различных средств решения творческих заданий;

• предоставление возможности презентации результатов;

• инициирование рефлексии.

Эта схема определяет эффективность и специфику исследовательской деятельности как образовательной технологии и должна выделяться в более или менее полном виде в любой из перечисленных ниже форм её организации [7].

Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие:

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы. Реализуется проблемный подход к ведению урока: учитель представляет различные точки зрения по конкретной теме, организовывает дискуссию, в процессе которой проходит анализ предлагаемых первоисточников и высказываются различные мнения. Можно организовать доклады учащихся по проблемным вопросам (с написанием проблемно-реферативных работ).

2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «Методы научных исследований», в рамках которого даётся методология исследовательской деятельности с иллюстрацией способов постановки и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и презентацией итогов на уроках. Следует обратить особое внимание на специфику применения дедуктивных принципов в подаче материала, поскольку в школьном возрасте такие методы ещё не всегда доступны учащимся и требуют подробного фактологического сопровождения.

3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.

4. Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата в виде законченной исследовательской работы.

5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчётных работ.

6. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определённой проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения с тесной увязкой различных форм образовательной деятельности и реализацией годового цикла исследовательской деятельности.

7. Организация походов и экспедиций как самостоятельных форм исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.

8. Проведение научно-практических конференций и конкурсов форм презентации исследовательской деятельности.

9. Поддержка деятельности тематических клубов и молодёжных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.) [7].

Рассмотрим научное общество школьников на примере МОУ СОШ №33 г.Смоленска

Цель научного общества школьников – организация и управление научно-исследовательской работой учащихся в условиях совершенствования знаний, умений и навыков по определенным отраслям естественных, математических и гуманитарных наук [6].

Работа школьников осуществляется под руководством учителей-предметников и организована в предметных секциях: экологической, биологической, физико-математической, гуманитарной. Руководят работой предметных секций учителя-кураторы, каждая секция включает в себя и научно-исследовательские группы, и школьников-исследователей, разрабатывающие индивидуальные проекты.

Научное общество школьников (НОШ) – добровольное творческое объединение школьников. В секциях НОШ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством ученых, учителей и других специалистов [6].

Целью НОШ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения и самореализации.

Задачи НОШ:

· Воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

· Готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помогать в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;

· Развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, применять полученные знания на практике;

· Овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

· Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

· Пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

· Формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;

· Осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОШ на основе соглашения с различными учреждениями [6].

Организация работы НОШ: структура научного общества может быть многопрофильной, состоять из разных секций. Кураторы секций образуют Совет. Руководство работы научного общества лежит на учителе школы.

Материальная база НОШ формируется из собственных средств школы. Под материальной базой подразумеваются: лаборатории, кабинеты, библиотека, приборы, оборудование и т.д. [6].

Организация научно-исследовательской работы учащихся.

Научными руководителями учащихся являются учителя-предметники, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с Советом кураторов. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования [6].

Результаты проделанной работы могут быть представлены в форме рефератов, докладов, статей, стендовых докладов, проектов и т.д.

Основными видами научно-исследовательских работ учащихся являются:

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием проработанного исследовательского подхода.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования [7].

Аналитико-систематизирующие работы: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений.

Диагностико-прогностические работы: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов как вероятных суждений об их состоянии в будущем.

Изобретательно-рационализаторские работы: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов.

Экспериментально-исследовательские работы: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата.

Проектно-поисковые работы: поиск, разработка и защита проекта – особая форма работы, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических данных [6].

Из выше изложенного следует, что существует множество форм организации исследовательской деятельности учащихся. Педагог, научный руководитель сам выбирает наиболее подходящую форму организации исследования, а также форму представления исследовательской работы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.012 с.)