По организации и проведению производственной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По организации и проведению производственной практики



ПРОГРАММА

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

По направлению 100700 «Торговое дело»

 

Нижний Новгород

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 100700 «Торговое дело»

Авторы: д.э.н., профессор Чкалова О.В., к.т.н., доцент Назарова Н.Е.

Заведующий кафедрой - д.э.н., профессор Чкалова О.В.

 

Программа одобрена на заседании кафедры торгового делаот 27.08.2014 года, протокол № 6.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Общие положения………………………………………………………………...4

2. Место в ООП, цели и задачи производственной практики……………………4

3 Требования к результатам производственной практики……………………….7

4 Объем и сроки проведения практики …………………………………………… 12

5 Организация производственной практики……………………………………...12

6 Обязанности студента при прохождении производственной практики………16

7 Перечень изучаемых вопросов в ходе прохождения производственной практики....………………………………………………………………………17

8 Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении производственной практики……………………………………………………25

Приложение

 

 

Общие положения

1.1 Производственная практика студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 100700 «Торговое дело» является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Требования к результатам производственной практики определяются Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 100700 «Торговое дело» (квалификация (степень) бакалавр), утверждённым от 22 декабря 2009 г. № 787.

1.2 Производственная практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Торговое дело», реализуемой в ННГУ им. Н.И.Лобачевского.

1.3 Программа производственной практики ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

1.4 Производственная практика проводится в организациях различных форм собственности, организующих деятельность на потребительском рынке товаров и услуг. Студенты могут самостоятельно осуществлять поиск места практики. В рамках прохождения практики студенты должны сопоставить свои теоретические знания с практикой организации коммерческой деятельности конкретных организаций.

1.5 Объем производственной практики определяется учебными планами Национального Исследовательского Университета Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского и составляет 9 зачетных единиц (6 недель).

 

МЕСТО В ООП, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

2.1 Производственная практика подводит итоги по изучению дисциплин образовательного стандарта направления 100700 «Торговое дело» и носит творческий исследовательский характер.

2.2 Цели и задачи производственной практики определяются ФГОС ВПО по направлению 100700 «Торговое дело».

Основной целью производственной практики является приобретение опыта работы по избранной специальности.

Основные задачи – закрепление полученных в процессе обучения знаний, отработка умений и навыков коммерческой работы в предприя­тиях торговли и общественного питания; сбор и анализ информации (практических материалов) о различных аспектах деятельности предприятия торговли (общественного питания), необходимой для подготовки выпускной квалификационной работы.

Данные задачи производственной практики, соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности и их задачами:

А) торгово-технологическая деятельность:

- выявление, формирование и удовлетворение потребностей;

- разработка и внедрение комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций, в том числе с использованием рекламы;

- организация и эффективное осуществление контроля качества товаров и услуг;

- организация контроля и учета приемки товаров по количеству и качеству;

- проведение оценки качества товаров и анализ ее результатов;

- управление товародвижением, его учет и оптимизация, минимизация потерь товаров, затрат материальных и трудовых ресурсов;

- определение роли рекламы в торгово-технологической деятельности;

- участие в работе по организации и осуществлению торгово-технологических процессов на предприятии;

- регулирование процессов хранения товаров, проведение инвентаризации, определение, дифференциация и списание потерь;

Б) организационно-управленческая деятельность:

- сбор, хранение, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для организации и управления коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической и товароведной деятельностью;

- изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;

- идентификация товаров, выявление и предупреждение их фальсификации;

- составление документации в области коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической и товароведной деятельности, и проверка правильности ее оформления;

- соблюдение действующего законодательства и нормативных документов, а также обязательных требований, установленных техническими регламентами, стандартами, положениями договоров и т.п.;

- выбор деловых партнеров с учетом определенных критериев, проведение деловых переговоров, заключение договоров на взаимовыгодной основе и контроль за выполнением договоров;

- управление ассортиментом товаров и услуг;

- управление качеством товаров и услуг;

- выбор и реализация стратегии ценообразования;

- организация и планирование материально-технического обеспечения предприятия, закупки и продажи (сбыт) товаров;

- повышение качества торгового обслуживания потребителей;

- управление товарными запасами и их оптимизация;

- управление персоналом;

- анализ и оценка коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической и товароведной деятельности для разработки стратегии организации (предприятия);

- организация и осуществление коммерческой, маркетинговой, логистической, рекламной и товароведной деятельности;

В) научно-исследовательская деятельность:

- организация, проведение маркетинговых исследований и оценка их эффективности;

- проведение научных исследований по отдельным разделам тем (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками;

- участие в разработке инновационных методов, средств и технологий ведения коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической и товароведной деятельности;

Г) проектная деятельность:

- разработка проектов торгово-технологических и логистических процессов и систем в области коммерции, маркетинга, рекламы, логистики и товароведения с использованием информационных технологий;

- участие в реализации проектов в области коммерции, маркетинга, рекламы, логистики и товароведения;

- проектирование размещения торговых организаций;

Д) логистическая деятельность:

- выбор или формирование логистических цепей в торговле;

- участие в разработке логистических схем в торговле;

- управление логистическими процессами.

2.3. Производственная практика должна проводиться на предприятиях, соответствующих профилю подготовки бакалавра, располагающих квалифицированными кадрами для руководства практикой, а также необходимой материально-технической и информационной базой.

2.4. В процессе практики студенты изучают различные аспекты коммерческой деятельности предприятия; опыт управ­ления коммерческими процессами, что способствует развитию необходимых в практической работе, самостоятельности и инициативы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В совокупности с теоретическим освоением дисциплин основной образовательной программы по направлению «Торговое дело» и в результате прохождения производственной практики студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями.

№ п/п Код Компетенции
1. ОК-1 владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
2. ОК-2 умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний
3. ОК-3 готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину
4. ОК-4 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность
5. ОК-8 осознанием сущности и значением информации в развитии современного общества; владением основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией
6. ПК-1 способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владение математическим аппаратом при решении профессиональных проблем
7. ПК-2 умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов
8. ПК-3 способностью применять основные законы естественно - научных дисциплин в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; способностью владеть математическим аппаратом при решении профессиональных проблем
9. ПК-4 умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности
10. ПК-5 способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, уметь осуществлять процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации
11. ПК-6 способностью целеустремленно и ответственно выполнять профессиональную деятельность
12. ПК-7 способностью формировать рациональный ассортимент, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение
13. ПК-9 способностью эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству
14. ПК-10 готовностью управлять товародвижением, минимизировать потери товаров, затраты материальных и трудовых ресурсов
15. ПК-11 способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления коммерческой деятельностью
16. ПК-12 готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью к анализу маркетинговой информации, конъюнктуры товарного рынка
17. ПК-13 готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов
18. ПК-15 способностью самостоятельно принимать решения
19. ПК-16 способностью проводить научные исследования в профессиональной деятельности

 

После прохождения практики студент должен знать:

- организационно-правовые формы предприятий, их ресурсы, экономические показатели деятельности предприятий, анализ и оценку эффективности финансово-хозяйственной организации (предприятия);

- статистические методы оценки и прогнозирования коммерческой, маркетинговой, товароведной, логистической и рекламной деятельности;

- учетную политику организации, бухгалтерский учет расчетов, основных средств, нематериальных активов и других объектов;

- средства и методы маркетинга, маркетинговую среду и ее анализ, маркетинговые исследования, организацию деятельности маркетинговых служб;

- сферы применения, объекты, субъекты, методологические основы коммерческой деятельности, ее составляющие элементы, договоры в коммерческой деятельности, ее государственное регулирование и контроль;

- нормативно-правовую базу стандартизации, метрологии, деятельности по оценке и подтверждению соответствия;

- ассортиментные, квалиметрические, количественные характеристики товаров; классификацию укрупненного ассортимента потребительских товаров, факторы их обеспечивающие;

- виды товарных потерь, причины их возникновения, порядок списания, меры предупреждения и сокращения;

- виды, формы, средства товарной информации, ее правовую базу;

- концепции, методы и функции логистики; контроль и управление в логистике, особенности логистики в торговле;

- цели, объекты, субъекты профессиональной деятельности, договоры в профессиональной деятельности, внедоговорные обязательства, правовую охрану собственности и правовую защиту интересов субъектов профессиональной деятельности, ее государственное регулирование и контроль;

- цели, объекты, субъекты, сферу применения, правовое регулирование рекламной деятельности; виды и формы рекламы; организацию рекламных кампаний и акций, оценку их эффективности;

- виды, типы, функции торговых предприятий и управление торгово-технологическим процессом; организацию труда и управление на предприятиях, принципы, нормы и методы проектирования торговых предприятий, охрану труда персонала;

- интеграцию информационных технологий в коммерческой, маркетинговой, логистической, рекламной и товароведной деятельности, электронно-платежные системы;

После прохождения практики студент должен уметь:

- определять ресурсы предприятия, экономические показатели его деятельности;

- применять статистические методы оценки и прогнозирования коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведной и рекламной деятельности;

- проводить учет товаров и материальных ценностей; оценивать и анализировать финансовые возможности предприятий;

- выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять средства и методы маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и конъюнктуру рынка;

- выбирать поставщиков и торговых посредников, заключать договоры и контролировать их соблюдение, осуществлять анализ, планирование, организацию, учет и контроль коммерческой деятельности, прогнозировать ее результаты;

- применять действующее законодательство в профессиональной деятельности бакалавров коммерции, маркетинга, рекламы, логистики и товароведения;

- ориентироваться в вопросах управления предприятием; его материальными ресурсами, финансами, персоналом;

- формировать ассортимент, оценивать качество, учитывать формирующие и регулировать сохраняющие товары факторы, получать товарную информацию об основополагающих характеристиках товара из маркировки и товарно-сопроводительных документов;

- применять техническое и метрологическое законодательства, работать с нормативными документами, распознавать формы подтверждения соответствия, различать международные и национальные единицы измерения;

- составлять рекламные сообщения, выбирать носители рекламы с учетом финансовых возможностей организации и целесообразности, организовывать рекламные акции; оценивать их эффективность;

- выбирать логистические цепи и схемы; управлять логистическими процессами компании;

- применять методы сбора, хранения, обработки и анализа информации для организации и управления коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведной и рекламной деятельностью;

- использовать информационные компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

После прохождения практики студент должен владеть следующими навыками:

- аналитическими методами для оценки эффективности коммерческой, товароведной, маркетинговой, логистической и рекламной деятельности на предприятиях;

- методами и средствами выявления и формирования спроса потребителей; сбора, обработки и анализа маркетинговой информации; умениями проводить маркетинговые исследования;

- методами и средствами управления логистическими процессами;

- умениями и навыками документационного и информационного обеспечения коммерческой, маркетинговой, товароведной, логистической и рекламной деятельности организации;

- опытом работы с действующими федеральными законами, нормативными и техническими документами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности;

- умениями вести деловые переговоры;

- осуществлять выбор каналов распределения, поставщиков и торговых посредников, заключать договоры и контролировать их исполнение;

- навыками работы с товарами разного назначения, а также с нормативными и техническими документами по оценке и подтверждению соответствия обязательным требованиям;

- умениями применять принципы и методы менеджмента в профессиональной деятельности.

 

 

ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

До начала прохождения производственной практики студент обязан получить в деканате соответствующей формы обучения бланк предписания на практику, информировать руководителя от кафедры о месте ее проведения.

При проведении производственной практики студент обязан:

- полностью выполнять индивидуальное задание, предусмотренные программой практики;

- руководствоваться действующими в организации правилами внутреннего распорядка;

- изучать и строго соблюдать правила эксплуатации оборудования, техники безопасности, охраны труда и другие условия работы в организации;

- нести ответственность за выполнение работы и её результаты наравне со штатными работниками предприятия;

- вести записи в своем дневнике о характере выполненной работы (рекомендуемая форма дневника приведена в Приложении А). Не реже одного раза в неделю представлять дневник на подпись руководителю практики от предприятия;

- представить руководителю практики от предприятия письменный отчёт о выполнении всех заданий и получить от него отзыв о проделанной работе.

По окончании производственной практики студент обязан:

- информировать руководителя от кафедры о результатах прохождения практики;

- подготовить отчет о прохождении производственной практики в соответствии с требованиями выпускающей кафедры и представить его на выпускающую кафедру в срок, установленный заведующим кафедрой;

- защитить отчет о прохождении производственной практики перед руководителем практики от кафедры или комиссией.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв, несвоевременно представивший отчет о прохождении практики или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчёта, отчисляется из университета.

На студентов, нарушающих правила внутреннего распорядка, руководителем организации, его подразделения или руководителем практики от организации могут налагаться взыскания, о чём сообщается администрации деканата факультета (директору института). В отдельных случаях директор института может рассматривать вопрос об отчислении студента из университета.

 

Содержание практики

1 Общая характеристика предприятия и его организационно-правовой формы

Данный раздел должен содержать следующие обязательные элементы:

1) наименование и тип предприятия, местонахождение, период работы предприятия с момента его открытия;

2) организационно-правовая форма, ее достоинства и недостатки с учётом специфики предприятия, обоснование правильности и причины выбора организационно-правовой формы предприятия;

3) как и когда было создано и зарегистрировано исследуемое предприятие;

4) виды деятельности предприятия в соответствии с Уставом предприятия и согласно присвоенным кодам по ОКВЭД, сведения о лицензировании.

В качестве приложений представить копии учредительных документов (извлечений из них) или копию свидетельства предпринимателя без образования юридического лица, копию лицензии (при необходимости).

 

2 Организационная структура управления предприятием

Раскрывая этот раздел необходимо указать тип организационной структуры (в приложение включить схему организационной структуры); сделать вывод о соответствии или не соответствии организационной структуры объекту управления. Для этого определить соответствие организационной структуры целям организации, определить соответствие норм управления, количества ступеней управления. Сформулировать выводы о необходимости внесения изменений в структуру предприятия (предполагаемые изменения кратко указать).

Определить типы существующих в организации связей между подразделениями.

Провести анализ штатного расписания, должностных инструкций основных категорий работников, определить соответствие количества функций, распределения их по структурным подразделениям, выявить качество выполнения функций, дублирование функциональных обязанностей, а также установить функции, которые не выполняются.

Ознакомиться с трудовыми контрактами работников, договорами о материальной ответственности, приказами по кадровой политике. Сделать заключение о соответствии этих документов нормам Трудового кодекса и действующему законодательству.

Приложить схему организационной структуры управления, копии штатного расписания и должностных инструкций.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Отчет является результирующим документом студента о прохождении производственной практики. Его содержание зависит от специфики предприятия (организации), где осуществлялась практика.

Отчёт оформляется на листах стандартного формата А4 (210 х 297 мм). Каждый лист должен иметь поля: верхнее, нижнее, левое и правое - 25 мм. Используется шрифт типа Times New Roman Cyr или Times NR Cyr MT, размером 14 и межстрочным интер­валом в 1,5 строки. Структура отчёта строится в соответствии с основными разделами программы.

Отчёт должен иметь следующие структурные элементы:

- титульный лист, подписанный руководителями практики от института и предприятия (приложение Г);

- предписание на производственную практику, оформленное в соответствии с требованиями (2 печати на 2-х датах «приступил» и «окончил практику», характеристика обучающегося руководителем практики от предприятия и оценка, его подпись и печать предприятия);

- индивидуальное задание на производственную практику, подписанное студентом;

- характеристику-отзыв руководителя предприятия;

- календарно-тематический план (в соответствии с програм­мой);

- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач;

- приложения в последовательности, обозначенной в тексте отчёта.

Объём отчёта должен быть не менее 20-25 страниц компьютерного текста, не считая приложений. Страницы должны быть пронумерованы. При несоблюдении перечисленных требований оценка за отчёт снижается.

В процессе защиты отчета по практике студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов, включаемых в выпускную квалификационную работу, оценить их полноту и объем, которые необходимо выполнить для завершения выпускной квалификационной работы.

По результатам защиты научный руководитель от института (комиссия, сформированная заведующим кафедрой) выставляет студенту оценку по пятибалльной системе, заносит ее в зачетную книжку и дает рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы.

 

Приложение А

 

ФОРМА ДНЕВНИКА

№ п/п Дата Тематика и содержание выполненной работы студентом-практикантом Подпись руководителя практики от предприятия
       

 

Приложение Б

Характеристика – отзыв

о работе студента Национального Исследовательского Университета Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского в период производственной практики в предприятии (организации)______________ с «______» _________ по «_____» _______

 

Ф.И.О. студента_____________________________________________

1. Результаты выполнения программы практики по разделам____________

2. Выводы о теоретических знаниях студента, полученных в ВУЗе________

3. Умение применять теоретические знания на практике_________________

4. Умение использовать литературу и программные продукты____________

5. Самостоятельность и активность в работе___________________________

6. Отношение к работе при выполнении программы практики____________

7. Количество и виды выполняемых практических работ_________________

8. Особенности во взаимоотношениях с работниками предприятия________

9. Степень подготовки к работе по специальности______________________

10. Трудовая дисциплина___________________________________________

11. Общая оценка результатов работы практиканта, предложения и пожелания______________________________________________________

 

Руководитель предприятия

(руководитель практики

от предприятия) ____________ подпись

Ф.И.О. М.П.

Приложение В

Календарно-тематический план

 

                     
№ п/п Наименование тем программы Служба, отдел предприятия Кол-во дней Приме­чание
1. Общая характеристика предприятия и его организационно-правовой формы. Организационная структура управления предприятием.   ка характеристика пред.     предпр.тия Отдел управления персоналом (кадровая служба)      
2. Экономическое и финансовое состояние предприятия. Бухгалтерия, планово-экономический отдел    
3. Исследование и оценка информационного обеспечения коммерческой деятельности   Информационно-аналитический отдел, бухгалтерия, маркетинговая служба, коммерческий отдел      
4. Изучение основных направлений коммерческой деятель­ности Информационно-аналитический отдел, коммерческая служба (отдел), маркетинговая служба (отдел)      
5. Оформление и защита отчёта          
  ИТОГО      

 

 

 

 

Приложение Г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО

национальный исследовательский университет

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра торгового дела

ОТЧЕТ

Приложение Д

ПРОГРАММА

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.09 с.)