Инновационный продукт как результат инновационной деятельности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный продукт как результат инновационной деятельности.



Резюмируя основные положения сущности инно-ваций можно выделить наиболее важные аспек-ты:

1. инновации являются результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы;

2. инновацией считается новшество, реализован-ное на практике;

3. объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инноваций, могут быть творческая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, эколо-гическая, правовая и прочие сферы;

4. инновации могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, укреплению конкурентоспособности;

5. инновации связаны с высоким доходом и риском.

 

 

11.Инновационная деятельность: ос-новные понятия, виды и этапы.*

инновационная деятельность - деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновационный потенциал организации — показатель, характеризующий способность организации к осуществлению процессов нововведений.

Цели инновационной деятельности:

1. создание нововведения, изобретения;

2. проведение НИОКР;

3. налаживание серийного производства продукции;

4. параллельная подготовка и организация сбыта;

5. внедрение нового товара на рынок;

6. закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта;

7. структурное преобразование организации.

Последовательная реализация указанных целей отражает содержание инновационного процесса, которое можно условно выразить следующим образом:

• Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые знания, идеи – это результат законченных научных исследований (фундамен-тальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты.

• Вторым компонентом является внедрение, введение инноваций в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация.

• Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации,

инноваци-онный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в кон-кретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение инновации.

Инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР, в ходе которых происходит выдвижение научно-технических идей о вещественном воплощении теоретических знаний и открытий.

На втором этапе инновационного процесса прово-дятся прикладные НИР, выполнение которых связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР.

На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с эскизно-техническим проек-тированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара. На этом этапе реакция рынка на инновации еще неизвестна и риски отторжения предлагаемой продукции также вероятны.

В целостную систему инновационной деятельности входят следующие составляющие компоненты:

­ наука,

­ технология,

­ экономика,

­ образование.

Инновационная деятельность представляет собой целый комплекс мероприятий:

­ научных

­ технологических

­ производственных

­ организационных

­ финансовых

­ коммерческих.

Жизненный путь новшества или инновации может развиваться по одному из трех путей:

­ накопление в инновационной организации;

­ превращение в инновацию;

­ продажа или обмен как товар.

В зависимости от того, где применяется инновация – внутри организации или за ее пределами, различают три вида инновационного процесса:

­ простой внутриорганизационный (натуральный);

­ простой межорганизационный (товарный);

­ расширенный.

Простой внутриорганизационный инвестиционный процесс предполагает создание и использование инновации внутри одной и той же организации. Инновация в этом случае не принимает непосред-ственно товарной формы.

Расширенный инновационный процесс проявля-ется в появлении новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Инновационные процессы определяются следую-щими особенностями (аспектами):

1. Носят циклический характер:

2. Имеют вероятностный характер:

З. Обладают межорганизационным характером:

4. Имеют межотраслевой характер

Результат инновационной деятельности можно назвать инновационным продуктом. К инноваци-онной продукции относится та продукция, которая подверглась технологическим изменениям в течение трех лет. Она включает вновь внедренные, подвергавшиеся совершенствованию и выпущенные на основе новых или усовершен-ствованных методов производства виды продук-ции.

 

 

13.Национальные инновационные системы, их сущность и структура.*

Национальная инновационная система (НИС совокупность субъектов инновационной деятельности и их взаимосвязей, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства иннова-ций. Обязательным условием их функционирова-ния является наличие инновационно ориентирован-ной, социально-экономической и правовой среды, формируемой государством и обществом.

Основным звеном НИС РБ является Государствен-ная программа инновационного развития РБ на 2007-2010 годы.

Стратегической целью Государственной програм-мы инновационного развития является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегаю-щей, экологобезопасной, социально ориентиро-ванной экономики Республики Беларусь, обеспе-чивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.

Основными задачами программы являются следующие:

• построение Национальной инновационной системы РБ как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества;

• формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально-культурной среды;

• модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий;

• достижение качественно нового технологиче-ского уклада в отраслях экономики;

• повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности.

НИС каждой страны состоит из схожих элементов. В их составе выделяют следующие основные сферы:

• генерация знаний, которая обеспечивается посредством науки и образования;

• применение знаний, реализуемое через сектор производства товаров и услуг;

• регулирующая система, функционирующая через органы государственного управления.

Также в качестве базисных сфер, создающих фундамент НИС, выделяют сферы коммерциали-зации нововведений, образования и профессио-нальной подготовки кадров, инновационной инфраструктуры.

Совокупность элементов НИС любой страны является уникальной. Субъекты хозяйствования перечисленных сфер в зависимости от степени их инновационности и креативности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру.

Взаимосвязь и взаимодействие элементов осу-ществляется посредством инновационной среды. Состав и содержание инновационной среды в каждой стране определяется культурой общества, политикой государства, нормативно-правовой базой, а также деятельностью субъектов иннова-ционной инфраструктуры.

НИС характеризуется комплексом количественных и качественных показателей, которые дают общее представление о ресурсах, вовлеченных в инно-вационный процесс, и результативности их ис-пользования, а также показывают особенности взаимодействия элементов НИС с учетом внешних условий.

Уникальность характеристик НИС означает, что необходимо построение собственной модели, которая будет базироваться на имеющемся потен-циале и учитывать лучшие достижения мировой практики и тенденции инновационного развития, творчески адаптированные к условиям конкретной страны.

Инновационное развитие ведущих стран осу-ществляется по двум направлениям. Первое ориентировано на создание новых линий, второе – на диффузию инноваций (распространение знаний).

 

14.Направления развития инновационной деятельности в современных условиях. *

В осн. Концепции НИС лежит теория Шумпетера относительно движущих сил экономического развития как результат технологических прорывов. Последователи Шумпетера Флимен, Нельсон, Лундвалл в последнее 10-летие 20в развили эти идеи и использовали их д/объяснения взаимосвязи технологического и соц-эконом развития и соответ-ственно влияние науки и технологии на развитие общества. К клонцу 90-хгг 20в расширенная концепция НИС стала основным теоретическим направление в области изучения технологического прогресса и выработки политики в сфере науки и техники.

НИС – совокупность субъектов инновационной деятельности (научных, образовательных учреждений, инновационно ориентированных производственных организаций и спец-х субъектов инновационной инфра структуры) и их взаимосвязей, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства инноваций.

Обязательным условием их функционирования явл. наличие инновационно ориентированной соц-эконом-ой и правовой среды, формируемой гос-м и обществом. Создание НИС позволил высокоразви-тым странам обеспечить технологические прорывы и поддержать конкурентоспособность своих эконо-мик на высоком уровне.

НИС каждой страны состоит из схожих элемен-тов. В их составе выделяют след. сферы:

• Генерация (получение) знаний – науки и образо-вания

• Применение (внедрение) знаний – реализуется через сектор производства товаров и услуг

• Регулируемая система функционирующая через органы госуд-го управления.

Также в качестве базисных сфер создающих фундамент НИС выделяют сферы: коммерциали-зации, нововведений, образовательной и проф-ой подготовки кадров, инновационной инфраструк-туры.

Сов-ть элементов НИС любой страны явл. уни-кальной.

 

15.Государственная инновационная политика Республики Беларусь.*

Становление экономики на инновационный путь развития во всем мире является прерогативой государства. Основным политическим механизмом

воздействия государства на процессы инноваци-онного развития выступает государственная инновационная политика, основными задачами которой, кроме формирования НИС, является также стимулирование инновационной деятельно-сти и формирование в обществе инновационной культуры.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

• обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов обще-ства;

• совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

• достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Современной моделью генерации, распростране-ния и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни, общества, является национальная инновационная система.

Целью государственной политики в области формирования и развития национальной иннова-ционной системы является формирование эконо-мических условий для вывода на рынок конкурен-тоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, повышение качества жизни населения, достижение экономи-ческого роста, развитие фундаментальной пауки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнер-ства.

Основные направления государственной политики в области формирования и развития НИС включа-ют:

• создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;

• перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплек-сов), повышения их интегрированности и эффек-тивности в рыночных условиях;

• формирование инновационной инфраструктуры;

• развитие инновационного предпринимательства;

• развитие финансовой инфраструктуры;

• создание мотивационного механизма иннова-ционной деятельности;

• развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

• подготовка кадров для инновационной дея-тельности;

• модернизация экономики на основе технологи-ческих инноваций;

• государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС.

Главными задачами инновационной политики являются:

1. формирование в экономике социальной и правовой среды, обеспечиваемое комплексом управляющих воздействий государства, направ-ленных на регулирование инновационной дея-тельности (процессов создания, освоения и использования инноваций);

2. формирование национальной инновационной системы (ее субъектов, условий их взаимодей-ствия и функционирования).

 

16.

17 .Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью в Республике Беларусь.*

Высшие государственные органы, их роль в управлении инновационной деятельно-стью.

Национальная инновационная система Республики Беларусь - совокупность законодательных, струк-турных и функциональных компонентов, обеспе-чивающих развитие инновационной деятельности во всех отраслях и регионах.

В соответствии с белорусским законодательством объектами государственного регулирования являются:

­ научная, техническая и инновационная дея-тельность;

­ отношения между участниками научной, техни-ческой и инновационной деятельности;

­ отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности.

В качестве субъектов государственного регулиро-вания научной и инновационной деятельности выступают:

­ органы государственной власти и управления Республики Беларусь;

­ юридические и физические лица, осуществля-ющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование и управление научно-технической и инновационной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом, Правительством Респуб-лики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, НАН Беларуси, иными государственны-ми организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.

Президент РБ утверждает приоритетные направ-ления научно-технической деятельности, основные направления инновационной политики, важнейшие инновационные проекты, принимает решения о создании научно-практических центров, регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой.

На период до 2010 года определены следующие приоритетные направления научно-технической деятельности:

1. Ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции.

2. Новые материалы и новые источники энергии.

3. Медицина и фармация.

4. Информационные и телекоммуникационные технологии.

5. Технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

6. Промышленные биотехнологии.

7. Экология и рациональное природопользование.

Парламент Республики Беларусь:

1. законодательно регулирует научно-техническую и инновационную политику,

2. утверждает приоритетные направления,

3. устанавливает на очередной год ассигнования из государственного бюджета,

4. формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот;

5. ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяет порядок междуна-родного научно-технического сотрудничества.

Национальное собрание Республики Бела-русь при принятии закона о бюджете на очередной год:

1. устанавливает нижнюю границу общих затрат на науку в процентах от расходной части бюджета,

2. устанавливает норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на науку;

3. определяет направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на которые должны использоваться предусмотренные в бюджете средства.

Совет Министров Республики Беларусь:

1. утверждает:

­ приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований,

­ приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий,

­ перечни государственных программ: комплекс-ных целевых научно-технических, фундаменталь-ных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых),

2. обеспечивает проведение (реализацию) госу-дарственной инновационной политики,

3. создает правовой, экономический и организа-ционный механизмы, направленные на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности;

4. организует разработку прогнозов развития науки и техники;

5. обеспечивает разработку прогнозов социально-экономического развития РБ, в составе которых выделяется раздел, отражающий развитие научной и инновационной деятельности..

Органы управления инновационной деятельностью специального назначения

В систему органов государственного управления, которые обеспечивают непосредственное регули-рование научной и инновационной деятельности в рамках возложенных на них прав и обязанностей, входит:

• Государственный комитет по науке и техноло-гиям;

• Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси);

• Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Национальная академия наук (НАН) Бела-руси является высшей государственной научной организацией РБ, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

Академия обеспечивает:

­ повышение эффективности использования научных достижений;

­ подготовку научных кадров высшей квалифи-кации;

­ усиление влияния науки на развитие образова-ния, повышение духовного и интеллектуального потенциала нации.

Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации.

Экономические, отраслевые и местные органы управления инновационной деятельностью.

В рамках своей компетенции регулирование своей инновационной деятельности обеспечивают государственные комитеты, министерства, другие органы государственного управления.

В составе органов государственного управления создаются, как правило, соответствующие струк-турные подразделения.

В Министерстве экономики РБ регулирование науки инновационной деятельности обеспечивает Управление инновационной политики, которое является структурным подразделением Департамента макроэкономического анализа и прогнозирования.

Научную и инновационную деятельность обеспе-чивают также различные научно-исследовательские институты и центры.

Управление Национальной инновационной систе-мой Республики Беларусь осуществляется на основе программно-целевого метода – через формирование, утверждение и обеспечение выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня.

Порядок формирования и выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Респуб-лики Беларусь.

 

22.Тенденции в научной и инновационной сферах РБ.Таргетирование развития наукоемких отраслей.*

Таргетирование - процесс разработки и реали-зации комплекса мер, направленных на укрепле-ние конкурентоспособности промышленности на мировом и внутреннем рынках на основе создания условий для благоприятного развития стратегиче-ских отраслей.Таргетирование наукоемких отрас-лей призвано решить следующие задачи:

1. научно обосновать круг наукоемких отраслей, развитие которых имеет особое значение для экономики;

2. сконцентрировать полученные из разных источников финансовые средства, привлечь инвесторов для развития этих отраслей;

3. снизить степень риска вложений средств для частных предпринимателей, разрабатывающих и производящих высокотехнологичную продукцию.

Целью таргетирования является формирование условий, при которых проведение структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать источником, «исходной точкой» роста традицион-ных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизвод-ство на новом технологическом уровне.

Политика таргетирования наукоемких отраслей должна проводиться с учетом особенностей моделей развития каждой из отраслей. Важным в политике является акцент на формировании системы мер по созданию благоприятных условий для вложения частных инвестиций и разделения повышенного риска с государственными и другими специальными структурами.

Анализ мирового опыта показывает, что таргети-рование должно быть направлено на обеспечение реализации основных условий и движущих сил развития экономики, таких как:

• разработка страной национальной инновацион-ной стратегии и следование ей в рамках обозна-ченного мотивационного механизма, способству-ющего высокотехнологичному росту экономики;

• развитие привлекательности страны для ино-странных инвесторов и снижение возможных рисков для их вложений;

• наличие в стране социально-экономической инфраструктуры и особенно высокого уровня образования населения;

• создание высокой технологической инфра-структуры (количество, размеры и уровень науч-но-исследовательских организаций и опытных кадров, их способность генерировать и реализо-вывать научные идеи)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.02 с.)