Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационный продукт как результат инновационной деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Резюмируя основные положения сущности инно-ваций можно выделить наиболее важные аспек-ты: 1. инновации являются результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы; 2. инновацией считается новшество, реализован-ное на практике; 3. объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инноваций, могут быть творческая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, эколо-гическая, правовая и прочие сферы; 4. инновации могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, укреплению конкурентоспособности; 5. инновации связаны с высоким доходом и риском.
11.Инновационная деятельность: ос-новные понятия, виды и этапы.* инновационная деятельность - деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационный потенциал организации — показатель, характеризующий способность организации к осуществлению процессов нововведений. Цели инновационной деятельности: 1. создание нововведения, изобретения; 2. проведение НИОКР; 3. налаживание серийного производства продукции; 4. параллельная подготовка и организация сбыта; 5. внедрение нового товара на рынок; 6. закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта; 7. структурное преобразование организации. Последовательная реализация указанных целей отражает содержание инновационного процесса, которое можно условно выразить следующим образом: • Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые знания, идеи – это результат законченных научных исследований (фундамен-тальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. • Вторым компонентом является внедрение, введение инноваций в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. • Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, инноваци-онный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в кон-кретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение инновации. Инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР, в ходе которых происходит выдвижение научно-технических идей о вещественном воплощении теоретических знаний и открытий. На втором этапе инновационного процесса прово-дятся прикладные НИР, выполнение которых связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с эскизно-техническим проек-тированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов. На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара. На этом этапе реакция рынка на инновации еще неизвестна и риски отторжения предлагаемой продукции также вероятны. В целостную систему инновационной деятельности входят следующие составляющие компоненты: наука, технология, экономика, образование. Инновационная деятельность представляет собой целый комплекс мероприятий: научных технологических производственных организационных финансовых коммерческих. Жизненный путь новшества или инновации может развиваться по одному из трех путей: накопление в инновационной организации; превращение в инновацию; продажа или обмен как товар. В зависимости от того, где применяется инновация – внутри организации или за ее пределами, различают три вида инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный); простой межорганизационный (товарный); расширенный. Простой внутриорганизационный инвестиционный процесс предполагает создание и использование инновации внутри одной и той же организации. Инновация в этом случае не принимает непосред-ственно товарной формы. Расширенный инновационный процесс проявля-ется в появлении новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. Инновационные процессы определяются следую-щими особенностями (аспектами): 1. Носят циклический характер: 2. Имеют вероятностный характер: З. Обладают межорганизационным характером: 4. Имеют межотраслевой характер Результат инновационной деятельности можно назвать инновационным продуктом. К инноваци-онной продукции относится та продукция, которая подверглась технологическим изменениям в течение трех лет. Она включает вновь внедренные, подвергавшиеся совершенствованию и выпущенные на основе новых или усовершен-ствованных методов производства виды продук-ции.
13.Национальные инновационные системы, их сущность и структура.* Национальная инновационная система (НИС совокупность субъектов инновационной деятельности и их взаимосвязей, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства иннова-ций. Обязательным условием их функционирова-ния является наличие инновационно ориентирован-ной, социально-экономической и правовой среды, формируемой государством и обществом. Основным звеном НИС РБ является Государствен-ная программа инновационного развития РБ на 2007-2010 годы. Стратегической целью Государственной програм-мы инновационного развития является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегаю-щей, экологобезопасной, социально ориентиро-ванной экономики Республики Беларусь, обеспе-чивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа. Основными задачами программы являются следующие: • построение Национальной инновационной системы РБ как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества; • формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально-культурной среды; • модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий; • достижение качественно нового технологиче-ского уклада в отраслях экономики; • повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности. НИС каждой страны состоит из схожих элементов. В их составе выделяют следующие основные сферы: • генерация знаний, которая обеспечивается посредством науки и образования; • применение знаний, реализуемое через сектор производства товаров и услуг; • регулирующая система, функционирующая через органы государственного управления. Также в качестве базисных сфер, создающих фундамент НИС, выделяют сферы коммерциали-зации нововведений, образования и профессио-нальной подготовки кадров, инновационной инфраструктуры. Совокупность элементов НИС любой страны является уникальной. Субъекты хозяйствования перечисленных сфер в зависимости от степени их инновационности и креативности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру. Взаимосвязь и взаимодействие элементов осу-ществляется посредством инновационной среды. Состав и содержание инновационной среды в каждой стране определяется культурой общества, политикой государства, нормативно-правовой базой, а также деятельностью субъектов иннова-ционной инфраструктуры. НИС характеризуется комплексом количественных и качественных показателей, которые дают общее представление о ресурсах, вовлеченных в инно-вационный процесс, и результативности их ис-пользования, а также показывают особенности взаимодействия элементов НИС с учетом внешних условий. Уникальность характеристик НИС означает, что необходимо построение собственной модели, которая будет базироваться на имеющемся потен-циале и учитывать лучшие достижения мировой практики и тенденции инновационного развития, творчески адаптированные к условиям конкретной страны. Инновационное развитие ведущих стран осу-ществляется по двум направлениям. Первое ориентировано на создание новых линий, второе – на диффузию инноваций (распространение знаний).
14.Направления развития инновационной деятельности в современных условиях. * В осн. Концепции НИС лежит теория Шумпетера относительно движущих сил экономического развития как результат технологических прорывов. Последователи Шумпетера Флимен, Нельсон, Лундвалл в последнее 10-летие 20в развили эти идеи и использовали их д/объяснения взаимосвязи технологического и соц-эконом развития и соответ-ственно влияние науки и технологии на развитие общества. К клонцу 90-хгг 20в расширенная концепция НИС стала основным теоретическим направление в области изучения технологического прогресса и выработки политики в сфере науки и техники. НИС – совокупность субъектов инновационной деятельности (научных, образовательных учреждений, инновационно ориентированных производственных организаций и спец-х субъектов инновационной инфра структуры) и их взаимосвязей, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства инноваций. Обязательным условием их функционирования явл. наличие инновационно ориентированной соц-эконом-ой и правовой среды, формируемой гос-м и обществом. Создание НИС позволил высокоразви-тым странам обеспечить технологические прорывы и поддержать конкурентоспособность своих эконо-мик на высоком уровне. НИС каждой страны состоит из схожих элемен-тов. В их составе выделяют след. сферы: • Генерация (получение) знаний – науки и образо-вания • Применение (внедрение) знаний – реализуется через сектор производства товаров и услуг • Регулируемая система функционирующая через органы госуд-го управления. Также в качестве базисных сфер создающих фундамент НИС выделяют сферы: коммерциали-зации, нововведений, образовательной и проф-ой подготовки кадров, инновационной инфраструк-туры. Сов-ть элементов НИС любой страны явл. уни-кальной.
15.Государственная инновационная политика Республики Беларусь.* Становление экономики на инновационный путь развития во всем мире является прерогативой государства. Основным политическим механизмом воздействия государства на процессы инноваци-онного развития выступает государственная инновационная политика, основными задачами которой, кроме формирования НИС, является также стимулирование инновационной деятельно-сти и формирование в обществе инновационной культуры. Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются: • обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов обще-ства; • совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса; • достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа. Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность. Современной моделью генерации, распростране-ния и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни, общества, является национальная инновационная система. Целью государственной политики в области формирования и развития национальной иннова-ционной системы является формирование эконо-мических условий для вывода на рынок конкурен-тоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, повышение качества жизни населения, достижение экономи-ческого роста, развитие фундаментальной пауки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнер-ства. Основные направления государственной политики в области формирования и развития НИС включа-ют: • создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды; • перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплек-сов), повышения их интегрированности и эффек-тивности в рыночных условиях; • формирование инновационной инфраструктуры; • развитие инновационного предпринимательства; • развитие финансовой инфраструктуры; • создание мотивационного механизма иннова-ционной деятельности; • развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; • подготовка кадров для инновационной дея-тельности; • модернизация экономики на основе технологи-ческих инноваций; • государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС. Главными задачами инновационной политики являются: 1. формирование в экономике социальной и правовой среды, обеспечиваемое комплексом управляющих воздействий государства, направ-ленных на регулирование инновационной дея-тельности (процессов создания, освоения и использования инноваций); 2. формирование национальной инновационной системы (ее субъектов, условий их взаимодей-ствия и функционирования).
16. 17.Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью в Республике Беларусь.* Высшие государственные органы, их роль в управлении инновационной деятельно-стью. Национальная инновационная система Республики Беларусь - совокупность законодательных, струк-турных и функциональных компонентов, обеспе-чивающих развитие инновационной деятельности во всех отраслях и регионах. В соответствии с белорусским законодательством объектами государственного регулирования являются: научная, техническая и инновационная дея-тельность; отношения между участниками научной, техни-ческой и инновационной деятельности; отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности. В качестве субъектов государственного регулиро-вания научной и инновационной деятельности выступают: органы государственной власти и управления Республики Беларусь; юридические и физические лица, осуществля-ющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории Республики Беларусь. Государственное регулирование и управление научно-технической и инновационной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом, Правительством Респуб-лики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, НАН Беларуси, иными государственны-ми организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями. Президент РБ утверждает приоритетные направ-ления научно-технической деятельности, основные направления инновационной политики, важнейшие инновационные проекты, принимает решения о создании научно-практических центров, регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой. На период до 2010 года определены следующие приоритетные направления научно-технической деятельности: 1. Ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции. 2. Новые материалы и новые источники энергии. 3. Медицина и фармация. 4. Информационные и телекоммуникационные технологии. 5. Технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. 6. Промышленные биотехнологии. 7. Экология и рациональное природопользование. Парламент Республики Беларусь: 1. законодательно регулирует научно-техническую и инновационную политику, 2. утверждает приоритетные направления, 3. устанавливает на очередной год ассигнования из государственного бюджета, 4. формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот; 5. ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяет порядок междуна-родного научно-технического сотрудничества. Национальное собрание Республики Бела-русь при принятии закона о бюджете на очередной год: 1. устанавливает нижнюю границу общих затрат на науку в процентах от расходной части бюджета, 2. устанавливает норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на науку; 3. определяет направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на которые должны использоваться предусмотренные в бюджете средства. Совет Министров Республики Беларусь: 1. утверждает: приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований, приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий, перечни государственных программ: комплекс-ных целевых научно-технических, фундаменталь-ных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых), 2. обеспечивает проведение (реализацию) госу-дарственной инновационной политики, 3. создает правовой, экономический и организа-ционный механизмы, направленные на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности; 4. организует разработку прогнозов развития науки и техники; 5. обеспечивает разработку прогнозов социально-экономического развития РБ, в составе которых выделяется раздел, отражающий развитие научной и инновационной деятельности.. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения В систему органов государственного управления, которые обеспечивают непосредственное регули-рование научной и инновационной деятельности в рамках возложенных на них прав и обязанностей, входит: • Государственный комитет по науке и техноло-гиям; • Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси); • Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Национальная академия наук (НАН) Бела-руси является высшей государственной научной организацией РБ, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок. Академия обеспечивает: повышение эффективности использования научных достижений; подготовку научных кадров высшей квалифи-кации; усиление влияния науки на развитие образова-ния, повышение духовного и интеллектуального потенциала нации. Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации. Экономические, отраслевые и местные органы управления инновационной деятельностью. В рамках своей компетенции регулирование своей инновационной деятельности обеспечивают государственные комитеты, министерства, другие органы государственного управления. В составе органов государственного управления создаются, как правило, соответствующие струк-турные подразделения. В Министерстве экономики РБ регулирование науки инновационной деятельности обеспечивает Управление инновационной политики, которое является структурным подразделением Департамента макроэкономического анализа и прогнозирования. Научную и инновационную деятельность обеспе-чивают также различные научно-исследовательские институты и центры. Управление Национальной инновационной систе-мой Республики Беларусь осуществляется на основе программно-целевого метода – через формирование, утверждение и обеспечение выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня. Порядок формирования и выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Респуб-лики Беларусь.
22.Тенденции в научной и инновационной сферах РБ.Таргетирование развития наукоемких отраслей.* Таргетирование - процесс разработки и реали-зации комплекса мер, направленных на укрепле-ние конкурентоспособности промышленности на мировом и внутреннем рынках на основе создания условий для благоприятного развития стратегиче-ских отраслей.Таргетирование наукоемких отрас-лей призвано решить следующие задачи: 1. научно обосновать круг наукоемких отраслей, развитие которых имеет особое значение для экономики; 2. сконцентрировать полученные из разных источников финансовые средства, привлечь инвесторов для развития этих отраслей; 3. снизить степень риска вложений средств для частных предпринимателей, разрабатывающих и производящих высокотехнологичную продукцию. Целью таргетирования является формирование условий, при которых проведение структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать источником, «исходной точкой» роста традицион-ных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизвод-ство на новом технологическом уровне. Политика таргетирования наукоемких отраслей должна проводиться с учетом особенностей моделей развития каждой из отраслей. Важным в политике является акцент на формировании системы мер по созданию благоприятных условий для вложения частных инвестиций и разделения повышенного риска с государственными и другими специальными структурами. Анализ мирового опыта показывает, что таргети-рование должно быть направлено на обеспечение реализации основных условий и движущих сил развития экономики, таких как: • разработка страной национальной инновацион-ной стратегии и следование ей в рамках обозна-ченного мотивационного механизма, способству-ющего высокотехнологичному росту экономики; • развитие привлекательности страны для ино-странных инвесторов и снижение возможных рисков для их вложений; • наличие в стране социально-экономической инфраструктуры и особенно высокого уровня образования населения; • создание высокой технологической инфра-структуры (количество, размеры и уровень науч-но-исследовательских организаций и опытных кадров, их способность генерировать и реализо-вывать научные идеи)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.138 (0.01 с.) |