Интеллектуальная собственность в инновационном процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальная собственность в инновационном процессе.



ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

для специальностей 080502

Очная форма обучения

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка.................................... 2

Практическое занятие №1. Инновации и инновационный процесс. История нововведений и их теоретического осмысления.......... 5

Практическое занятие №2. Проблемы интеллектуальной собственности в инновационном процессе....................... 6

Практическое занятие №3. Проблемы построения системы инновационного менеджмента на предприятии.................. 8

Практическое занятие №4. Теоретические основы инновационного проектирования............................................ 10

Практическое занятие №5. Порядок разработки инновационного проекта................................................... 11

Практическое занятие №6. Расчет и анализ показателей эффективности инвестиций в инновационный проект............13

Практическое занятие №7. Проведение деловой инновационной игры...................................................... 25

Практическое занятие №8. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.................................. 40


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практические занятия по дисциплине «Инновационный менеджмент» проводится в рамках часов, отведенных учебным планом специальности 080502 для очной формы обучения.

Групповые практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Практические занятия по дисциплине «Инновационный менеджмент» сочетают в себе теоретические аспекты изучаемого материала с решением практических (ситуационных) задач.

Практические занятия предусмотрены, во-первых, для закрепления знаний студентов, полученных в ходе освоения лекционного материала, на активизацию лекционного теоретического материала. Иными словами привлечение внимания студентов к наиболее важным ключевым вопросам учебного материла для его понимания и усвоения. Во-вторых, для приобретения практических навыков работы по изучаемому материалу на примере ситуационных задач.

В первом случае используется метод дискуссии по проблемным вопросам лекции. Во втором случае – метод моделирования практических задач.

Наряду с формированием навыков продуктивного общения с лекционным материалом формируются навыки для самостоятельной переработки и осмысления учебно-научной информации с установкой на ее воспроизведение для формирования умения строить доказательства и формулировать собственную позицию в понимании проблем и путей их решения. В этом случае большой акцент делается на самостоятельную работу студентов.

Практические занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным материалом.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, потому что учебники (особенно по экономическим дисциплинам) очень быстро устаревают.

После освоения лекционного материала при подготовке к практическому занятию необходимо изучить основную и дополнительную литературу, рекомендованную планом практических занятий.

На практических занятиях при заслушивании эссе и рефератов обращается внимание на методологические различия между устной и письменной речью, в связи с чем в качестве выступлений на практическом занятии не принимаются прямые зачитывания заранее подготовленных текстов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Желательно завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников практического занятия. Посещение практических занятий обязательно.

Эссе и рефераты, не ставшие темой практических занятий, обсуждаются преподавателем на индивидуальном собеседовании с их авторами после проверки и рецензирования. Принимаются во внимание четкое структурирование, грамотное и аккуратное оформление представленных текстов, включая постановку задачи (введение), изложение содержательной части, подведение итогов или выводы (заключение), оглавление и список использованной литературы. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

Практическое занятие как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления, формированию информационной культуры. Этому во многом помогают создающиеся спонтанно или создаваемыепреподавателем и отдельными студентами в ходе практического занятия проблемные ситуации. Известно, что проблемная ситуация – это интеллектуально-эмоциональное переживание, возникающее при противоречивости суждений и побуждающее искать ответ на возникший вопрос, искать разрешение противоречия. На практических занятиях студенты должны действовать; усложненные задания необходимо давать сильным студентам, а доступные – слабым., т.е., применять уровневое обучение (репродуктивный, конструктивный и творческий уровни). Нахождение ответа в ходе дискуссии, решение проблемы становится собственным «открытием» студента. Естественно, что результатом этого открытия является и более глубокое, прочно запоминающееся знание. В обучении делается очередной, пусть небольшой, но важный и твердый шаг вперед. Главное не забывать, что серьезные задачи порождают серьезное отношение к ним.

Нахождение самостоятельного выхода из проблемной ситуации дает хороший не только образовательный, но и воспитательный эффект.

Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате разрешения проблемных ситуаций, обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, профессиональных ценностей, осознанию связи с будущей профессией.

Практическое занятие – эффективная форма закрепления полученных по обсуждаемой проблеме знаний, видения этой проблемы в целом, осознания ее соотнесенности с другими темами в рамках целостной философской концепции.

Одной из задач практических занятий, как уже говорилось выше, является усвоение студентами основных понятий. В усвоении их весьма эффективно проведение письменных и устных понятийных диктантов. Используются различные их виды: экспресс-опрос, опрос-инверсия, диктант-персоналия, диктант-сравнение, диктант-тест, комбинированный понятийный диктант.

Экспресс-опрос – это предложение раскрыть названные понятия. Опрос-инверсия, в отличие от задания пояснить значение термина, предложение поставить вопросы. Такой прием способствует не просто «узнаванию» термина, но и вводит его в активный словарь студента.

Диктант-персоналия закрепляет знание имен ученых в связи с их учениями.

Диктант-сравнение позволяет проводить сопоставительный и сравнительный анализ учебного материала.

В рамках методики диктанта-сравнения и диктанта-персоналии можно рассматривать и учебные тексты.

Эрудиция студента наиболее полно обнаруживается при использовании комбинированного понятийного диктанта.

Владение понятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета.

Практическое занятие позволяет использовать все многообразие имеющихся методических средств активизации изучения дисциплины.

В целях текущего контроля за изучением материала по отдельным темам могут быть приведены тесты, помогающие студентам закреплять знания, а преподавателям выяснять степень усвоения данного материала.

По результатам выступлений студентов на практических занятиях, защит рефератов и эссе, результатам промежуточного тестирования и т.д. оценивается текущая успеваемость студентов по данному курсу.

Студенты, не посещающие практические занятия, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий, считаются неуспевающими.

 

 


ТЕМА 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Основные понятия и определения.

Практическое занятие №1. Инновации и инновационный процесс. История нововведений и их теоретического осмысления.

 

Цель занятия: рассмотрение и осмысление сущности инноваций и инновационного процесса, а также основ развития и теоретического описания нововведений.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные определения инноваций и их классификация.

2. Инновационный процесс. Его формы и фазы.

3. История нововведений и их теоретического осмысления. Труды Дж. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева и С. Кузнеца.

Задания для студентов:

1. Дать полные ответы на предложенные ниже вопросы. (Выполнение данного задания проводится в виде фронтального опроса студентов.)

1. Дайте определение термину «инновация».

2. Перечислите основные признаки инноваций.

3. Какие существуют виды инноваций? Приведите их классификацию.

4. Опишите основные формы и фазы инновационного процесса.

5. Что является движущими силами нововведений?

6. Опишите методологию системного описания инноваций.

7. Охарактеризуйте этапы (фазы) жизненного цикла конкретного вида продук­ции (новшества, нововведения).

 

2. Выступить с заранее подготовленным рефератом/эссе по следующим темам (тема реферата/эссе заранее выбирается студентом и согласовывается с преподавателем):

- Актуальность концепции исторического развития нововведений с позиции Дж. Шумпетера на современном этапе.

- Циклы хозяйственной конъюнктуры по Н.Д. Кондратьеву.

- Вклад теоретического осмысления нововведений С. Кузнеца в развитие мировой экономики.

Основная литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Швандара В.А., проф. Горфинкеля В.Я. – М.: Вузовский учебник, 2004.

2. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник, 4‑е изд. – СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная литература:

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

2. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие / Под ред. Яковца Ю. В. – М.: Издательство РАГС, 2000.

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А.К., Миндели Л. Э.. – СПб.: Наука, 2000.

4. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Экономика предприятия: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Вол­кова О. В. – М.: ИНФРА-М, 2000.

 

 

ТЕМА 2. Нововведения как объект инновационного управления.

Инновационные игры.

Практическое занятие №7. Проведение деловой инновационной игры.

 

Цель занятия: приобретение студентами с помощью деловой игры практических навыков вподборе исходных данных и проведении необходимых расче­тов по оценке эффективности инновационных проектов.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и сущность инновационной игры.

2. Методика подготовки и проведения инновационных игр.

 

Задания для студентов:

1. Дать краткие ответы на предложенные ниже вопросы. (Выполнение данного задания проводится в виде фронтального опроса студентов.)

1. Дайте определение понятий «деловая игра», «инновацион­ная игра».

2. Каковы основные отличия общих управленческих игр от функциональных игр?

3. Каково основное содержание:

- проспекта инновационной игры;

- сценария инновационной игры;

- программного обеспечения игры;

- задания на проведение игры;

- разбора инновационной игры?

 

2. В рамках предложенной ниже деловой игры выполните следующие действия:

а) составьте калькуляцию себестоимости конкретного вида
продукции;

б) сформируйте реальные денежные потоки по инвестицион­ной и операционной деятельности;

в) рассчитайте основных показателей эффективности инновационного проекта:

- чистый дисконтированный доход;

- внутренняя норма доходности;

- индекс доходности;

- срок окупаемости реальных инвестиций (капиталовложе­ний);

г) проанализируйте показатели и сделайте выводы по эффективности инновационного проекта.

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Оценка эффективности инновационно-инвестиционного проекта «Криогенная переработка низкосортного

Металлолома»»

 

Подготовка игры

Игра начинается после завершения лекционного курса по темам: «Разработка программ и проектов нововведений»; «Эко­номическая эффективность инвестиций инновационных программ и проектов» и самостоятельного изучения специальной литера­туры, приведенной в приложении к данному практическому занятию.

Условия игры

1. Каждая группа участников должна иметь перечень документов в соответствии с предложенным заданием.

2. Руководитель группы для выполнения расчетов по отдельным фрагментам (этапам) и эпизодам в соответствии со сцена­рием игры назначает ответственного специалиста экономической службы из состава участников группы.

3. Проведение игры предусматривает упрощенную схему:
предложения по методике и практике расчетов движутся снизу
(от исполнителя) вверх (к руководителю группы) и директивным
методом сверху вниз.

Окончательные результаты оценки эффективности инновационного проекта формирует руководитель группы вместе с участниками, ответственными за отдельные фрагменты игры, в ходе производственного (учебного) совещания. Регламент (расписание) игры

1. Общее время игры – 8 часов (1 час – 45 мин).

2. Вступительное слово руководителя игры и формирование
групп из участников (с назначением руководителя группы) –
30 мин.

3. Постановка задачи (задание на игру) – 1 час.

4. Разработка первого фрагмента сценария – «Составление
калькуляции себестоимости чистого дробленого продукта» – 2 часа.

5. Разработка второго фрагмента сценария – «Формирование
реальных денежных потоков по операционной и инвестицион­ной деятельности» – 1,5 часа.

6. Разработка третьего фрагмента сценария – «Расчет показателей эффективности инновационного проекта» – 2 часа.

7.Обсуждение итогов игры с оценкой работы отдельных
групп – 1 час.

Выход (итоги) игры

Оформленные расчеты показателей эффективности инвестиционного проекта.

Оценка работы групп

1. Максимальное число баллов при правильном расчете показателей эффективности инновационного проекта и соответствующих выводах, а также соблюдении общего регламента – 10 баллов.

2. За каждую ошибку методического характера снижается 2 балла.

3. За каждую ошибку арифметического характера снижается
1 балл.

4. Каждое обращение к руководителю игры (преподавателю)
после постановки задания на игру с целью получения методи­ческой или какой-либо другой помощи влечет за собой снижение оценки на 1 балл.

Сценарий игры

1. Руководитель игры выделяет три основных фрагмента (эта­па) ее проведения в следующей последовательности:

· составление калькуляции себестоимости чистого дроблено­
го продукта;

· формирование реальных денежных потоков по операционной
и инвестиционной деятельности;

· расчет показателей эффективности инновационного проекта.

2. Руководитель группы разбивает фрагменты на эпизоды (отдельные части этапа) и назначает ответственных исполните­лей по каждому эпизоду.

3. После разработки отдельных эпизодов руководитель группы совместно с ответственными исполнителями оформляет итого­вые документы по каждому фрагменту игры.

 

ФРАГМЕНТ № 1

ФРАГМЕНТ № 2

ФРАГМЕНТ № 3

ФРАГМЕНТ №4

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

для специальностей 080502

Очная форма обучения

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка.................................... 2

Практическое занятие №1. Инновации и инновационный процесс. История нововведений и их теоретического осмысления.......... 5

Практическое занятие №2. Проблемы интеллектуальной собственности в инновационном процессе....................... 6

Практическое занятие №3. Проблемы построения системы инновационного менеджмента на предприятии.................. 8

Практическое занятие №4. Теоретические основы инновационного проектирования............................................ 10

Практическое занятие №5. Порядок разработки инновационного проекта................................................... 11

Практическое занятие №6. Расчет и анализ показателей эффективности инвестиций в инновационный проект............13

Практическое занятие №7. Проведение деловой инновационной игры...................................................... 25

Практическое занятие №8. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.................................. 40


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практические занятия по дисциплине «Инновационный менеджмент» проводится в рамках часов, отведенных учебным планом специальности 080502 для очной формы обучения.

Групповые практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Практические занятия по дисциплине «Инновационный менеджмент» сочетают в себе теоретические аспекты изучаемого материала с решением практических (ситуационных) задач.

Практические занятия предусмотрены, во-первых, для закрепления знаний студентов, полученных в ходе освоения лекционного материала, на активизацию лекционного теоретического материала. Иными словами привлечение внимания студентов к наиболее важным ключевым вопросам учебного материла для его понимания и усвоения. Во-вторых, для приобретения практических навыков работы по изучаемому материалу на примере ситуационных задач.

В первом случае используется метод дискуссии по проблемным вопросам лекции. Во втором случае – метод моделирования практических задач.

Наряду с формированием навыков продуктивного общения с лекционным материалом формируются навыки для самостоятельной переработки и осмысления учебно-научной информации с установкой на ее воспроизведение для формирования умения строить доказательства и формулировать собственную позицию в понимании проблем и путей их решения. В этом случае большой акцент делается на самостоятельную работу студентов.

Практические занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным материалом.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, потому что учебники (особенно по экономическим дисциплинам) очень быстро устаревают.

После освоения лекционного материала при подготовке к практическому занятию необходимо изучить основную и дополнительную литературу, рекомендованную планом практических занятий.

На практических занятиях при заслушивании эссе и рефератов обращается внимание на методологические различия между устной и письменной речью, в связи с чем в качестве выступлений на практическом занятии не принимаются прямые зачитывания заранее подготовленных текстов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Желательно завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников практического занятия. Посещение практических занятий обязательно.

Эссе и рефераты, не ставшие темой практических занятий, обсуждаются преподавателем на индивидуальном собеседовании с их авторами после проверки и рецензирования. Принимаются во внимание четкое структурирование, грамотное и аккуратное оформление представленных текстов, включая постановку задачи (введение), изложение содержательной части, подведение итогов или выводы (заключение), оглавление и список использованной литературы. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

Практическое занятие как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления, формированию информационной культуры. Этому во многом помогают создающиеся спонтанно или создаваемыепреподавателем и отдельными студентами в ходе практического занятия проблемные ситуации. Известно, что проблемная ситуация – это интеллектуально-эмоциональное переживание, возникающее при противоречивости суждений и побуждающее искать ответ на возникший вопрос, искать разрешение противоречия. На практических занятиях студенты должны действовать; усложненные задания необходимо давать сильным студентам, а доступные – слабым., т.е., применять уровневое обучение (репродуктивный, конструктивный и творческий уровни). Нахождение ответа в ходе дискуссии, решение проблемы становится собственным «открытием» студента. Естественно, что результатом этого открытия является и более глубокое, прочно запоминающееся знание. В обучении делается очередной, пусть небольшой, но важный и твердый шаг вперед. Главное не забывать, что серьезные задачи порождают серьезное отношение к ним.

Нахождение самостоятельного выхода из проблемной ситуации дает хороший не только образовательный, но и воспитательный эффект.

Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате разрешения проблемных ситуаций, обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, профессиональных ценностей, осознанию связи с будущей профессией.

Практическое занятие – эффективная форма закрепления полученных по обсуждаемой проблеме знаний, видения этой проблемы в целом, осознания ее соотнесенности с другими темами в рамках целостной философской концепции.

Одной из задач практических занятий, как уже говорилось выше, является усвоение студентами основных понятий. В усвоении их весьма эффективно проведение письменных и устных понятийных диктантов. Используются различные их виды: экспресс-опрос, опрос-инверсия, диктант-персоналия, диктант-сравнение, диктант-тест, комбинированный понятийный диктант.

Экспресс-опрос – это предложение раскрыть названные понятия. Опрос-инверсия, в отличие от задания пояснить значение термина, предложение поставить вопросы. Такой прием способствует не просто «узнаванию» термина, но и вводит его в активный словарь студента.

Диктант-персоналия закрепляет знание имен ученых в связи с их учениями.

Диктант-сравнение позволяет проводить сопоставительный и сравнительный анализ учебного материала.

В рамках методики диктанта-сравнения и диктанта-персоналии можно рассматривать и учебные тексты.

Эрудиция студента наиболее полно обнаруживается при использовании комбинированного понятийного диктанта.

Владение понятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета.

Практическое занятие позволяет использовать все многообразие имеющихся методических средств активизации изучения дисциплины.

В целях текущего контроля за изучением материала по отдельным темам могут быть приведены тесты, помогающие студентам закреплять знания, а преподавателям выяснять степень усвоения данного материала.

По результатам выступлений студентов на практических занятиях, защит рефератов и эссе, результатам промежуточного тестирования и т.д. оценивается текущая успеваемость студентов по данному курсу.

Студенты, не посещающие практические занятия, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий, считаются неуспевающими.

 

 


ТЕМА 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Основные понятия и определения.

Практическое занятие №1. Инновации и инновационный процесс. История нововведений и их теоретического осмысления.

 

Цель занятия: рассмотрение и осмысление сущности инноваций и инновационного процесса, а также основ развития и теоретического описания нововведений.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные определения инноваций и их классификация.

2. Инновационный процесс. Его формы и фазы.

3. История нововведений и их теоретического осмысления. Труды Дж. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева и С. Кузнеца.

Задания для студентов:

1. Дать полные ответы на предложенные ниже вопросы. (Выполнение данного задания проводится в виде фронтального опроса студентов.)

1. Дайте определение термину «инновация».

2. Перечислите основные признаки инноваций.

3. Какие существуют виды инноваций? Приведите их классификацию.

4. Опишите основные формы и фазы инновационного процесса.

5. Что является движущими силами нововведений?

6. Опишите методологию системного описания инноваций.

7. Охарактеризуйте этапы (фазы) жизненного цикла конкретного вида продук­ции (новшества, нововведения).

 

2. Выступить с заранее подготовленным рефератом/эссе по следующим темам (тема реферата/эссе заранее выбирается студентом и согласовывается с преподавателем):

- Актуальность концепции исторического развития нововведений с позиции Дж. Шумпетера на современном этапе.

- Циклы хозяйственной конъюнктуры по Н.Д. Кондратьеву.

- Вклад теоретического осмысления нововведений С. Кузнеца в развитие мировой экономики.

Основная литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Швандара В.А., проф. Горфинкеля В.Я. – М.: Вузовский учебник, 2004.

2. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник, 4‑е изд. – СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная литература:

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

2. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие / Под ред. Яковца Ю. В. – М.: Издательство РАГС, 2000.

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А.К., Миндели Л. Э.. – СПб.: Наука, 2000.

4. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Экономика предприятия: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Вол­кова О. В. – М.: ИНФРА-М, 2000.

 

 

ТЕМА 2. Нововведения как объект инновационного управления.

Интеллектуальная собственность в инновационном процессе.

Практическое занятие №2. Проблемы интеллектуальной собственности в инновационном процессе.

 

Цель занятия: выявление основных проблем, связанных с вопросами интеллектуальной собственности в сфере инновационной деятельности, и рассмотрение путей их решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Инновации как объект управления.

2. Инновационное развитие фирмы как основа повышения эффективности ее деятельности.

3. Изобретение. Патент. «Ноу-хау». Торговая марка и фирменный знак. Технологический трансфер. Лицензионные соглашения. Инжиниринг.

4. Защита прав собственника.

 

Задания для студентов:

Дать полные ответы на предложенные ниже вопросы.

1. Какое значение играет интеллектуальная собственность в инновационном процессе?

2. В чем сущность интеллектуальной собственности?

3. Какие цели преследует механизм правовой защиты объектов интеллектуальной собственности?

4. В чем значение патентов?

5. Каковы признаки патентоспособности объектов промышленной собственности?

6. На основании каких критериев происходит защита объектов авторского права?

7. Каковы формы передачи объектов интеллектуальной собственности?

8. Какие задачи решают российские предприятия в отношении объектов интеллектуальной собственности?

9. В чем заключается проблема определения стоимости и справедливой оценки объектов промышленной собственности?

10. Как осуществляется учет объектов интеллектуальной собственности?

 

Занятие проводится в виде фронтального опроса студентов.

 

Основная литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Швандара В.А., проф. Горфинкеля В.Я. – М.: Вузовский учебник, 2004.

2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. Оголевой Л. Н. – М.: ИНФРА-М, 2002.

 

Дополнительная литература:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

2. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие / Под ред. Яковца Ю. В. – М.: Издательство РАГС, 2000.

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А.К., Миндели Л. Э.. – СПб.: Наука, 2000.

4. Медынский В. Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.

5. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6. Управление инновационным развитием предприятия. Трифилова А.А. – М.: Финансы и статистика, 2003.

ТЕМА 3. Система инновационного менеджмента. Научные основы инновационного менеджмента. Организация инновационного менеджмента.

Практическое занятие №3. Проблемы построения системы инновационного менеджмента на предприятии.

 

Цель занятия: формирование представления об инновационном менеджменте как о системе и изучение основ его организации на предприятии.

Вопросы для обсуждения:

1. Система инновационного менеджмента. Инновационно-технологическая деятельность как объект инновационного менеджмента.

2. Понятие, цель и задачи и основные функции системы инновационного менеджмента.

3. Система регулирования инновационной деятельности.

4. Особенности организации инновационной деятельности.

Задания для студентов:

Дать краткие, но в то же время достаточно исчерпывающие по содержанию ответы на предложенные ниже вопросы.

1. В чем заключается сущность и содержание инновационно‑технологической деятельности организации?

2. Определите социально-экономическую значимость технологического развития в современных условиях.

3. В чем заключается цель системы инновационного менеджмента?

4. Определите место системы инновационного менеджмента (ИМ) в системе общего менеджмента организации.

5. Перечислите основные элементы системы инновационного менеджмента. Как организовано их взаимодействие в пространстве (организации) и во времени?

6. В чем выражается системный подход к управлению инновационной деятельностью?

7. Каковы основные функции и механизмы системы государственного регулирования инновационной деятельности?

8. Что такое инновационная стратегия организации? В чем ее назначение и сущность?

9. Каковы основные функции системы инновационного менеджмента? В чем заключается механизм их взаимодействия?

10. Как распределены основные функции системы инновационного менеджмента между ее уровнями?

11. При каких условиях наиболее полно проявляются выгоды от использования новшеств?

12. Что входит в понятие «организация инноваций»?

13. Охарактеризуйте этапы развития инновационного менеджмента.

14. Какие условия оптимальны для организации инноваций?

15. Охарактеризуйте инновации в прикладных сферах.

16. Раскройте содержание понятия «новшество». Назовите виды новшеств и дайте их характеристику.

17. Какие виды инновационных товаров образуют рынок новшеств?

18. В чем сущность конкуренции на рынке новшеств?

19. Что включает в себя жизненный цикл продукта, производства (бизнеса)?

20. Каковы основные направления коммерциализации новшеств.

21. В чем состоят особенности управления инновациями?

22. Укажите основные мероприятия инновационного планирования.

23. Назовите участников инновационного процесса.

24. Что такое венчурный бизнес и каковы этапы его развития?

25. Какие риски сопровождают венчурный бизнес?

26. Каковы условия развития российского венчура?

 

Занятие проводится в виде фронтального опроса студентов.

 

Основная литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Швандара В.А., проф. Горфинкеля В.Я. – М.: Вузовский учебник, 2004.

2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. Оголевой Л. Н. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Дополнительная литература:

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

2. Управление иннова­циями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А.К., Миндели Л. Э.. – СПб.: Наука, 2000.

4. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Махов Е. Н. Инновационная культура в кадровой сфере. – М.: Воскресе­нье, 2001.

6. Управление инновационным развитием предприятия. Трифилова А.А. – М.: Финансы и статистика, 2003.

7. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Ру­мянцева, Н.А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.

ТЕМА 4. Разработка программ и проектов нововведений.

Практическое занятие №4. Теоретические основы инновационного проектирования.

 

Цель занятия: рассмотрение теоретических основ инновационного проектирования, а также путей их приложения к практической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды и содержание инновационных проектов.

2. Организация НИОКР и проектирования.

 

Задания для студентов:

1. Дать полные ответы на предложенные ниже вопросы. (Выполнение данного задания проводится в виде фронтального опроса студентов.)

1. Перечислите основные задачи НИОКР.

2. Из каких этапов состоит НИОКР?

3. Чем отличаются поисковые исследования от прикладных?

4. На какие системы документов опирается организация НИОКР?

5. Какова роль патентов в инновационной деятельности?

6. Какие объекты интеллектуальной собственности не охраняются Патентным Законом РФ?

7. Что собой представляет лицензирование?

8. На какие виды подразделяются лицензии?

9. Что такое «инновационный проект»?

10. Из каких разделов состоит инновационный проект?

11. Каков механизм реализации инновационного проекта?

12. Какие элементы включает понятие «экспертиза инновационного проекта»?

13. На основе каких принципов проводится экспертиза инновацион­ных проектов?

14. В чем особенности методики экспертизы инновационных проек­тов Российского фонда фундаментальных исследований?

15. В чем особенности методики экспертизы инновационных проек­то



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.19 с.)